|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Индивид как актор политикиВ политике выражает себя человеческая природа, поэтому исключительно важными для анализа являются психологические качества людей. Такой подход позволяет понять, в чем смысл интереса к политике и занятия ею, что именно политическая активность может дать личности.
Ряд основных концепций: Теория Платона об индивидуальной человеческой природе Пессимистическая теория Томаса Гоббса, представившего человека в качестве существа, движимого только своим эгоистическим интересом и постоянно жаждущего власти Теория Джона Локка, считавшего человека изначально социальным существом Концепция Жан-Жака Руссо о «благородном дикаре» Марксистская модель социальной природы человека в определяющем значении общества, а также его уклада в формировании человеческих качеств Социальный дарвинизм, согласно которому выживают наиболее приспособленные и что конкуренция в природе и обществе неизбежна и желательна Бихевиористская концепция Берреса Фередерика Скиннера, считавшего человеческое поведение легко поддающимся влиянию общества, что позволяет в прямом смысле создавать требующихся ему людей путем манипуляции социальными условиями Биосоциальные концепции Конрада Лоренца, Эдварда Вильсона и др., настаивающие на стабильности человеческой природы в силу неизменности инстинктов или наследственной предопределенности
Социум в целом – основа, а человек – исходная сущность политики. Образование политической сферы, ее систем и институтов имеет смысл лишь постольку, поскольку позволяет людям развивать и полнее реализовывать собственные возможности, внутренний потенциал. Сами по себе политические отношения являются в первую очередь особым видом общения между людьми, а лишь потом – связями между разного рода системами. Политические отношения складываются на основе персонально ориентированных и естественно повторяющихся единичных действий, и именно поведение людей составляет непосредственную реальность и субстанцию политики.
Эволюция населяющих Землю людей определяется фактором антропогенеза. Непременной составной его частью становится развитие способностей людей согласовывать свои действия, организовываться, обеспечивать достижение целей, важных для всего рода и для каждого из его членов. Именно таким путем возникает политика как специфическая сторона человеческого бытия, связанная с целедостижением.
Люди занимаются политикой не только по вынужденным обстоятельствам, но и ради личного самоутверждения. Многие политические философы полагают, что смысл политики состоит прежде всего в том, чтобы совершенствовать ту или иную сторону нашего существования, некие грани личности. В силу этого вовлеченность в политику может оказывать на людей развивающее и гуманизирующее воздействие. Вместе с тем, политическая деятельность способна нанести и ущерб человеку, сформировав в нем какие-то негативные качества.
Взросление, обретение жизненного опыта и социализация сопряжены с освоением множества различных ролей, с примериванием личин, перевоплощениями и т.д. Сведение личности лишь к одной личине деформирует человека, а политическая жизнь во всех их многообразии – развивает.
Человек политический – активная личность, которая посредством исполнения политических ролей добивается достижения определенных и нужных ей целей. Роль одного человека может сочетаться с ролями других людей, и здесь важно наладить взаимодействие для сложения совместного «сюжета».
Человек – основной субъект (актор) политики. В общественной жизни люди образуют различные группы. Одни случайны и непостоянны, хотя могут оказываться значимыми в тех или иных специфических условиях. Важнее другие объединения – устойчивые и индивидуализированные. Это коллективные субъекты, которые в целом сообразуют свое поведение и политическое участие с образцом личности и ее волей, темпераментом, характером, сознанием, действиями. Группа может функционально выступать вместо индивида, а индивид – вместо группы.
Следует помнить, что социальные системы состоят не столько из людей, сколько из ролей, исполняемыми ими. Взаимосвязи человека с политической сферой обладают своей динамикой. Человек постепенно вовлекается в политические отношения и осваивает их. Это процесс становления личности гражданина, человека политического, что проявляется прежде всего в обретении им нужных ролей как своеобразных соединений определенных норм и правил поведения. Включение в политическую жизнь именуется политической социализацией, а отстранение от этой жизни, утрата соответствующих знаний и навыков – политической десоциализацией. Под политизацией необходимо понимать не только умение пользоваться нормами, ролями, но также их активное и постоянное применение. Деполитизация означает вольный или под принуждением отказ от практикования знаний и навыков политического участия. Деполитизация может выражаться в формах эскапизма, т.е. в стремлении личности уйти от политической действительности, ее социальной пассивности, уклонении от участия в политических процессах, которые в силу тех или иных причин неприемлемы для автора («внутренняя эмиграция»). Нередко из этого возникает состояние аномии, когда утрачиваются какие-либо устойчивые ориентиры и возможности взаимодействия с другими людьми, возникает жизненная апатия.
Коллективные политические акторы функционально наследуют и сознательно отождествляют себя с личностным началом, что создает основу для развития таких явлений, как политическая воля, или политический темперамент. Французские ученые Жан Мейно и Ален Лансело, определив политическое поведение как образ действий индивида или группы при их реакции на какое-либо общественное событие (или идею), показали, что такой темперамент в целом служит поддержанию либо упрочиванию характеристик поведения. Политический темперамент нередко представляют как противостояние двух его типов – правого и левого (+ центристский). Ганс Айзенк разработал иную классификацию, которая основана на пересечении двух осей: радикализм – консерватизм и авторитарность – либеральность. В результате получились радикалы (например, коммунисты), либеральные радикалы (социал-демократы), авторитарные консерваторы (фашисты), либеральные консерваторы (умеренные правые).
Франсуа Гогель объяснил соперничество правых и левых тем, что первые – «партия порядка» (замедленность изменений), а вторые – «партия движения» (быстрые изменения). Ряд политических аналитиков также выстраивают систему политических темпераментов:
Слабый тип (меланхолический) Сильный неуравновешенный тип (холерический) Сильный и уравновешенный, но инертный тип (флегматический) Сильный, уравновешенный и подвижный тип (сангвинистический)
Подобная классификация применима и к коллективным акторам.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |