АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тоталитарная политическая система

Читайте также:
  1. I. Суспільство як соціальна система.
  2. Авторитарная политическая система.
  3. Альтернативы развития России и социально-политическая практика весной-летом 1917 г.
  4. Банківська система. Банки, їх види та функції
  5. Банківська система. Банки, їх види та функції
  6. Банковская система. Банки и их операции.
  7. Банковская система. Основные функции Центрального и коммерческих банков
  8. Белорусская политическая система в контексте идеологии белорусского государства.
  9. Белорусская философская и общественно-политическая мысль.
  10. Билет 23. Политическая раздробленность Древней Руси: причины и последствия.
  11. Бюджет і бюджетна система.
  12. Валютно-финансовая система.

 

До XX века тоталитарные системы отсутствуют. Понятие вводится итальянским фашистским лидером Бенито Муссолини.

 

При тоталитарном режиме создается политическая система, которая замыкается на личности вождя, выдвигаемого и поддерживаемого некоей олигархической группировкой. Для обеспечения господства государства (во главе с вождем) используется целый комплекс мер, в том числе нескрываемое насилие. Активно применяются методы политического, экономического, идеологического, пропаганидстского воздействия, что позволяет создать массовую социальную опору. Периодически наличие поддержки режима доказывается с помощью всенародных голосований и референдумов.

 

Ведущие исследователи – Ханна Ареднт (“Истоки тоталитаризма”), Карл Поппер (“Открытое общество и его враги”, “Дорога к рабству”).

 

Тоталитарный режим опирается не столько на диктатуру одной партии, сколько на массовое движение. Государству в таких условиях удается подчинить себе общество, уничтожить его гражданские основания, подвергнув огосударствлению все стороны его жизнедеятельности вплоть до интимных отношений. Все люди превращаются в “винтики” огромной государственной машины. При этом тоталитарная власть безжалостно расправляется со своими политическими и любыми иными противниками, а также проводит показательные “чистки” отдельных представителей господствующей группировки с целью упрочения власти в целом.

 

Образцы тоталитарных политических режимов – власть А. Гитлера в Германии, Б. Муссолини в Италии, И. Сталина в СССР (особенно в период 1934-1939), Мао Цзэдуна в Китае. Создается культ личности и слепое поклонение властителю, который стремится к тотальному переустройству государства.

 

Основные признаки выделены Карлом Фридрихом и Збигневом Бзежинским: тотальная идеология, однопартийная система, монополия на средства массовой информации, система террористического полицейского контроля, монополия на все виды вооруженной борьбы и организованного насилия, контроль над экономикой. Отдельно можно выделить “монополия на все организации, включая экономические”, а также “территориальная экспансия”. Официальная тотальная идеология представляет собой утопическое видение нового политического порядка и пути его достижения, объясняет “миссию” лидера (арийская раса сверхлюдей в Германии либо бесклассовое общество равенства в СССР) либо правящей группы, оправдывает борьбу как основу политики.

 

Главная задача тотальной идеологизации – постоянная легитимизация установленного политического режима и его курса. Часто построение “идеального общества” увязывалось с концепцией изменения самого естества человека (“всесторонне развитые личности”, “чистая раса”), так как только “совершенные люди” могут стать его полноправными членами.

 

Идеология используется в тоталитаризме и как орудие мобилизации массы яростных сторонников и последователей таких режимов. Основной тезис таков: истинно то, что увеличивает успехи “избранного” класса или расы, а ложно – противоречащее их интересам. Мораль соответствующая. Тоталитарная идеология описывает мир в “черно-белых” красках: противников либо сторонников существующего порядка.

 

Такая идеология не приемлет политического плюрализма. Партия в тоталитарных режимах тесно сплетена с государством в конструкцию партии-государства. Партия тоталитарного типа организуется иерархично и стоит либо над правительством, либо пронизывает его институты, где все важные посты занимают партийные функционеры.

 

Формальные выборы, при их проведении, приводят лишь к победе правящей группировки при масштабных фальсификациях либо безальтернативном голосовании. Для поддержания веры в ценность своей идеологии партия-государство использует, помимо образовательных структур, пропаганду, которая дает идеологическое выверенное описание происходящего. Политпросвещение и развлечение в таких обществах подчинены идеологической пропаганде с ее мобилизующим массы характером. Архитектура – чаще всего имперского стиля, литература и кинофильмы – в стиле “жить стало лучше, жить стало веселее”. Воздействие пропаганды усиливается террором, основным смыслом которого является устрашение.

 

Тоталитарному правлению требуется максимальный организационный контроль над обществом, что создает потреность в существовании полиции и других специальных органов безопасности (гестапо, НКВД, КГБ), которые обеспечивают надзор над людьми, используя физические и моральные насильственные методы (тайные аресты, заключения, пытки). Монополия на все средства вооруженной борьбы – это еще и способ предохранения от военного переворота.

 

Хуан Линц подошел к рассмотрению тоталитарных режимов сквозь призму четырех характеристик: плюрализм, идеологизация, конституционность и мобилизация. Тоталитарный режим, согласно ему, обладает следующими чертами: существование центра власти (регулирующего в сторону сокращения любой плюрализм институтов или групп), наличие автономной и хорошо продуманной идеологии (используется как основа политики и легитимации правящей группы), неконституционность власти, а также высокий уровень участия, политизации и активной мобилизации граждан (необходимый для решения политических и социальных задач). Правда, главная цель и направление активности граждан в мобилизационном тоталитарном режиме определяется из центра.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)