|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Природа и отличительные черты политической психологииГлубинная взаимосвязь политики и реальных человеческих действий исследуется в политологии в рамках так называемого поведенческого подхода, или бихевиоризма. Целью бихевиористского направления исследований, возникшего в 1950-ые годы, является последовательное проведение принципа учета только поддающихся наблюдению и регистрации фактов политического поведения.
Поведенческий подход акцентирует исходный пункт всякого восприятия и изучения политики, а именно: непосредственно наблюдаемое, т.е. именно здесь и сейчас, единство окружающей реальности и индивидуального опыта человека.
Одной из проблем является то, что человека нельзя «свести» только к политике или к какой-то другой крупной специализированной сфере его деятельности – экономике, культуре и т.д. Эти сферы представляют собой лишь отдельные стороны неделимого человеческого существования, в каждой из которых личность исполняет определенную роль или набор ролей.
Следует заметить, что поведенческий подход – это междисциплинарное направление в политологии, и в его развитии участвовали и участвуют ученые разных специализаций.
«Поведенческая революция» создала основу для возникновения трех направлений исследований, основанных на традициях и схемах политической социологии, социальной психологии и политэкономии, каждое из которых по-своему трактовало поведение индивида, делающего свой выбор в политике на принципах рациональности и личной заинтересованности.
Политические бихевиористы предложили ситуационный подход, рассматривающий три вида среды: физическую, органическую, социальную; они объективны, их можно наблюдать и контролировать извне. Задача исследователя состоит в том, чтобы выявить взаимосвязь между поступками человека и факторами среды.
Также можно выделить теорию политического обмена (рынка) Питера Блау, согласно которой разные участники политического процесса вступают в него, соревнуясь друг с другом, как это происходит в экономике: кто больше вносит средств, тратит времени и сил, тот может рассчитывать на большее вознаграждение от политики. Само политическое поведение истолковывается в качестве результата рациональных решений о том, что индивиду выгоднее. В этой модели человек рассматривается как полностью рыночное существо, а его эмоциональные порывы и стихийные поступки, ценности и взгляды обойдены вниманием.
Для теоретиков конфликта (например, Гарри Экстайна) характерно представление о том, что политическое поведение обязательно обречено на конфликт: либо внутриполитический, либо внешнеполитический. Конфликт и согласие трактуются как два нормальных состояния человеческого существования. Но в политике конфликт облекается в некие условные формы, предполагающие признаваемые обществом способы разрешения спорной ситуации (договор об общественном согласии или о ненападении, операции по поддержанию мира и т.п.).
В целом под политическим поведением понимают:
Действия отдельных акторов и массовые выступления Активность организационных субъектов власти и стихийные действия толпы Акции в поддержку системы и действия, направленные против нее
Голосование «против» какого-то кандидата и неявка на выборы (абсентеизм) тоже трактуются как формы политического поведения.
Таким образом, политическое поведение – это совокупность проявлений внешней и внутренней активности институциональных и неинституциональных, индивидуальных и коллективных акторов; различные отношения индивидов и групп к политической реальности и многообразные способы их выражения; объект исследований, активная разработка которого началась после Второй мировой войны и имела своими главными целями объяснение поведения избирателей и изучение общественного мнения.
Современные объяснения политического поведения базируются на самых разных методологических основаниях, но все они так или иначе вводят в схему «стимул – реакция» промежуточные факторы, которыми могут быть (по отдельности) установка, мотив, убеждение или ценность, принадлежащие индивиду или группе.
Никакую форму поведения нельзя истолковать лишь как прямой результат воздействия политических стимулов. Большинство поступков опосредовано политической деятельностью, ее отражением в мышлении и чувствах людей.
Психологи различают три формы проявления человеческой активности: инстинктивную, навыки и разумную.
Инстинкты – это врожденные модели поведения, определенные биологически и задающие направление энергии поведения. Общепризнанным на сегодня является положение о том, что значительное число форм поведения имеет инстинктивный характер. Набор инстинктов включает в себя как все автоматизмы (дыхание, ходьба), так и более сложные врожденные потребности (самосохранение, продолжение рода, любознательность и др.). В политике выражаются все инстинкты – от агрессивности до жадности и от солидарности до самосохранения. Инстинктивная основа политического поведения указывает на направленность энергии тех или иных поступков, которые далеко не всегда осознаны самим человеком. Например, инстинкт самосохранения толкает политиков на борьбу за власть и объясняет некоторые нерациональные с точки зрения здравого смысла поступки. Жестокость, насилие, агрессия – тоже инстинктивные модели поведения. Одни считают их врожденными, другие видят в них результат научения, третьи – реакцию на фрустрацию (психологическое состояние, возникающие при неосуществлении значимой для человека цели или потребности). Помимо агрессии, фрустрация вызывает и иные инстинктивные ответы: апатию, регрессию, подчинение или избегание. Солидарность – инстинктивное поведение людей, которые способны не только соперничать, но и сотрудничать друг с другом. В основе солидарности в политике лежит самоотождествление человека с определенной группой, нацией, позволяющее объединить усилия членов этих сообществ для достижения общих целей и интересов.
Вторая форма поведения – навыки. В отличие от врожденных инстинктов, большая часть типов человеческого поведения является результатом прижизненного научения. Соответствующих политических навыков требует поведение государственного деятели и обычного избирателя, партийного чиновника и участника общественного движения. Навыки – это определенные умения, которые требуются для выполнения своих ролей и функций любым участником политического процесса; привычки, образующиеся у граждан в конкретной политической культуре; стереотипы как следствия повторения неких политических действий и, помимо всего прочего, упрощающие принятие решений. Политические умения и компетентность предполагают, что гражданин знает, что именно он должен делать в своей политической роли и как добиться желаемого им результата. Компетентность в политическом поведении становится все более необходимой по мере усложнения самих его форм. Лидер должен быть гораздо компетентнее, чем рядовой исполнитель той или иной политической роли. Все государства заинтересованы в том, чтобы население обладало определенным набором навыков, для чего создаются специальные институты, отвечающие за политическое просвещение и тренировку в исполнении ряда политических ролей.
Наконец, третью форму поведения в политике образуют разумные действия, которые понимают неодинаково. Одним из критериев разумности может быть эффективность (соотнесение цели с результатом), другим – степень осознанности политических действий, третьим – соответствие высшим ценностям, поставленным во главу угла проводимой политики. Главной характеристикой разумных действий является целеполагание. Для придания политическому процессу целенаправленного характера, объединяющего разных его участников, применяются многообразные средства, и в первую очередь – всевозможные программы, идеологические схемы, доктрины, концепции конкретных акций, кампаний. Особое значение для политического поведения и индивидуального, и коллективного акторов имеет идеология как концентрированное и систематизированное выражение целей и ценностей в политике. Впрочем, исследования массового политического поведения показывают, что в разных странах только незначительное число людей в своих поступках руководствуется идеологическими соображениями (от 10% до 25%).
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |