|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Дисциплины для студентов1. Методические рекомендации к планам практических занятий по курсу «История зарубежной литературы. К.19 –нач. 20 в.» В предлагаемых методических рекомендациях представлена информация и система вопросов, ориентирующих студентов на эффективное и качественное освоения произведений словесности к.19-нач.20 в. Последовательность и содержание вопросов отражают этапы понимания студентами текстов художественных произведений, которые делаются основным объектом изучения в рамках практических занятий.
I. Методические рекомендации к теме «Символистская драма. Драматургия М. Метерлинка».
Задание 1. Ознакомиться по хрестоматии с отрывками из трактата М. Метерлинка “Сокровище смиренных” (с.145-147) и “предисловием автора” к “маленьким драмам” (с.148). Ответить на следующие вопросы: а) Концепция статичного (“неподвижного”) театра, Метерлинк о т.н. “событийной” драматургии; б) Слово в символистской драме. Чем отличается статус слова в символистской драме от “громкого”, “публичного” слова в досимволистской драматургии?
Задание 2. Прочитайте указанные в плане практического занятия страницы статьи М.С. Кургинян «Драма». Подготовьте ответы на следующие вопросы: а) Драматический диалог в символистской драме; б) Драматическая ситуация в символистской драме. Имеет ли эта ситуация какое-либо решение? Задание 3. Проанализируйте “маленькую драму” М. Метерлинка “Там внутри”. Попытайтесь ответить на следующие вопросы: а) Сценическое пространство пьесы. Является ли это пространство однородным или разнокачественным? Обоснуйте вашу точку зрения. Если это разнокачественное пространство, то можно ли сказать, что законы, действующие в зоне “ночного сада”. не властвуют в мире “дома”? Если же это однородное пространство (ценностно-однородное), то можно ли сказать, что граница между “светлым” домом и “ночным”садом, несмотря на ее проницаемость, несущественна? б) Охарактеризуйте персонажей драмы. Какой смысл имеет деление героев на “говорящих” и “молчащих”? Найдите в пьесе срели “говорящих” и среди “молчащих” таких героев, которые выделялись бы своей словоохотливостью или, наоборот, “печатью на устах”. в) Рассмотрите речевое поведение Старика на протяжении всего действия пьесы. Какое значение имеют изобретаемые Стариком “сценарии” скорбной вести? г) Можно ли указать причину смерти девушки? Является ли эта смерть случайной, непреднамеренной или же это - самоубийство? д) Какова роль Марии и Марты в развитии действия пьесы. Чем отличаются друг от друга эти героини? Почему в словах Старика (“Марта, Марта, в твоей душе слишком много жизни – ты не сможешь понять”) поставлены в прямую зависимость друг от друга “непонимание” и “одержимость” жизнью? “Работает” ли этот сформулированный Стариком закон в дальнейшем развитии действия? е) Кем себя ощущают персонажи (героями всеобщей человеческой трагелии или зрителями, созерцателями чужого несчастья)? ж) Попытайтесь постичь смысл последней реплики Незнакомца (“Ребенок не проснулся!”). з) В классической драме события являются “плодами исполненной воли героев” (Гегель). Насколько события этой пьесы являются результатом “исполненной воли” персонажа? и) Почему эта пьеса может быть названа “драмой марионеток” или драмой с поэтикой “неподвижного” театра?
II. Методические рекомендации к плану практического занятия по теме «Поэтика натуралистического романа в творчестве Э. Золя»
Проанализируйте роман Э. Золя «Жерминаль», отвечая на следующие вопросы: 1. В чем и как, на ваш взгляд, проявляется биологическое (“природное”) начало в героях “Жерминаля”? Укажите наиболее характерные эпизоды проявления природного (биологического, животного). найдите в тексте романа так называемые “зооморфные” сравнения, т.е. сравнения, уподобления человека животным. 2. Покажите, как взаимодействуют в этом романе “природное” и “социальное”. Рассмотрите различные сочетания “природы” и “социально-материальной среды”: а) на примерах различных героев; б) На примере одного героя (семья Маэ, Энбо, Шаваль, Катрин, Суварин и т.д.) 3. Насколько хорошо герои понимают причины своих поступков? Насколько объективно герои оценивают поведение других персонажей? В чем смысл непонимания героями друг друга? Что является препятствием для взаимопонимания (различная “природа” героев или различная социально-материальная среда)? 4. Как можно понять слова Маэ, сказанные им по поводу произошедших событий: “Никто не виноват. Все виноваты”? 5. Образ Суварина в романе. Каков смысл включения этого героя в систему персонажей романа? Попытайтесь понять роль этого героя в сюжете романа. 6. Этьен Лантье. Какова степень свободной воли этого героя в происходящих событиях? Насколько свободен это герой от заложенной в нем “тяжелой” наследственности? рассмотрите диалектику свободы и необходимости в поведении Этьена. 7. Лейтмотивы в сюжете романа (земля. человек-зверь, человек-жертва и т.д.) 8. Как бы вы могли доказать, что “Жерминаль” – это натуралистическое произведение? III. Методические рекомендации к практическому занятию по теме «Драматургия Г. Ибсена (Анализ драмы Г. Ибсена «Привидения»).
Задание: Проанализируйте драму Г. Ибсена «Привидения». Ответьте на следующие вопросы: 1. В чем, на ваш взгляд, заключается конфликт драмы «Привидения»? Рассмотрите основные этапы развертывания конфликта. Какой тип коллизии. по-вашему, лежит в основе конфликта (противоречие внутри характера, противоречие между характерами и обстоятельствами)? Обоснуйте вашу точку зрения. 2. Натуралистическая традиция в пьесе Г. Ибсена. Найдите в тексте пьесы эпизоды. образы, сюжетные ситуации, которые сближают «Привидения» с натуралистической драмой. 3. Насколько принцип детерминизма в изображении человека характерен для этой драмы Г. Ибсена? Чем обусловлена повторяемость сюжетных ситуаций, судеб героев пьесы (результат действия судьбы. или свободной воли героя)? 4. Тенденции символистской драмы в «Привидениях». какие черты поэтики символистской драмы можно обнаружить в этой ибсеновской пьесе? Рассмотрите основные образы-символы этой пьесы. 5. Насколько причинно-обусловлены все события драмы (напр., пожар. уничтожающий приют для «бедных сироток»)? Это результат какой-то цепи действий, поступков. обстоятельств? Или же это событие, которое не имеет под собой никакой реальной причины, кроме «божьего гнева»? 6. Можно ли сказать, что разрешение жизненных коллизий в рамках судеб героев является одновременно разрешением общей драматической ситуации пьесы? Или же, напротив, финал судеб героев не разрешает общей драматической ситуации? Можно ли назвать эту драму Г. Ибсена драмой с элементами трагедии или перед нами собственно жанр драмы?
IV. Методические рекомендации к практическому занятию по теме: «Интеллектуальная» драма Б. Шоу (Анализ драмы «Цезарь и Клеопатра»).
Задание: 1.Ознакомиться со статьей Б. Шоу «Новая драматургическая техника в пьесах Ибсена». 2. Проанализировать пьесу Б. Шоу «Цезарь и Клеопатра». Ответить на следующие вопросы:
1. В чем, на ваш взгляд, проявляется процесс «романизации» драмы в «Цезаре и Клеопатре»? Чем отличается «Цезарь и Клеопатра» от драматических произведений традиционных жанров, а также от «нероманизированной» драмы XIX века? Почему наряду с «Прологом» в этой драме Б. Шоу есть еще и «Вариант пролога»? Обратите внимание на авторские ремарки в пьесе Б. Шоу. Насколько возможна сценическая реализация некоторых авторских ремарок (напр., в «Варианте пролога» или в начале 2-го действия)? 2. Конфликт драмы Б. Шоу «Цезарь и Клеопатра». Какой тип коллизии лежит в основе конфликта (противоречие между характерами, противоречие внутри характера или противоречие между характером и обстоятельствами)? Насколько характерен финал этой пьесы Б. Шоу для драматического произведения? 3. Какую роль в развертывании конфликта играет система ценностей бога Ра («Пролог»)? Можно ли сказать, что позиция бога Ра является одновременно позицией Цезаря? Или же, напротив, жизнь, судьба Цезаря не соответствует заявленной в «Прологе» концепции человеческой жизни? 4. Чем можно объяснить тот факт, что история убийства Помпея рассказывается в драме несколько раз? Чем отличаются эти истории убийства Помпея, по-разному рассказанные богом Ра («Пролог»), Бел-Африсом («Вариант пролога»), Луцием и Теодотом (2-е действие)? Кто, по мнению рассказчиков, является действительным субъектом произошедшего события? Насколько авторитетна та или иная точка зрения? Подтверждается ли в финале пьесы позиция бога Ра? 5. Как вы думаете, почему пьеса, если не считать монолог бога Ра, начинается со сцены игры? Почему Бельзенор отказывается продолжать игру? Какие персонажи драмы могут быть отнесены к такому типу героев как Бельзенор? 6. Проанализируйте наиболее характерные, на ваш взгляд, эпизоды пьесы, в которых отражено столкновение воли героя и воли богов. К какому типу героев можно отнести Апполодора, Руфия, Луция, Потина, Фтататиту? Можно ли их назвать героями, которые маскируют проявление собственной воли в слова о воле богов или же они вполне сознательно подчиняются чужой воле, воле богов, силе обстоятельств? 7. Образ Клеопатры в драме. Каков смысл метаморфозы, произошедшей с Клеопатрой? Какие пьесы Б. Шоу вам известны, где бы взаимоотношения героев были подобны взаимоотношениям Цезаря и Клеопатры? 8. В чем, по-вашему, проявляется такое свойство этой пьесы Б. Шоу как «дискуссионность»? Укажите приемы вовлечения читателя (зрителя) в «дискуссию». Проанализируйте с этой точки зрения «Пролог» и высказывания некоторых героев, например, Бритта. Какова функция оксюморонного сочетания исторического времени и современности в «Цезаре и Клеопатре»? 9. «Рисунок» действия в драме Б. Шоу. Можно ли выделить такие структурные компоненты действия как «экспозиция», «завязка», «кульминация», «развязка»? Обоснуйте вашу точку зрения.
V. Методические рекомендации к плану практического занятия по теме «Творчество К. Гамсуна. Анализ романа К. Гамсуна «Пан».
Задание: Проанализируйте роман Гамсуна «Пан». Ответьте на следующие вопросы: 1. Конфликт романа и способ его разрешения. 2. Система персонажей в романе (герои, живущие по законам природы и герои, живущие по законам собственной воли).Образ главного героя романа. Как мотивирует сам герой необходимость записи событий собственной жизни? Является ли эта мотивировка объективной для автора и читателя? Как вы объясните тот факт, что реальное влияние Эдварды на судьбу Глана (особенно во второй части романа «Смерть Глана. Записки 1861 года.») не соответствуют точке зрения Глана-рассказчика в начале 1-й части романа («…Этот человек уже не стоит неотступно у меня в голове, так только изредка вспомню, да нет, совсем позабыл; я вспоминаю, напротив, совсем другое…»). Можно ли объяснить это противоречие а) действительной забывчивостью героя; б) изменением жизненных ценностей в дальнейшей жизни героя; в) продолжающейся борьбой с волей другого человека в записках Глана; г) самообманом героя? 3. Насколько хорошо Глан понимает сам себя и других людей? Как вы оцениваете следующие слова героя в начале 7-й главы: «Мне представляется, что я могу заглянуть глубоко в чужую душу и вовсе не потому, что я такой умник... Много лет я был убежден, что умею читать в душах людей. Может это и не так»)? Чем обусловлено это умение Глана «читать» в чужих душах и на какой тип персонажей это умение распространяется? Можно ли говорить о становлении, развитии этой способности Глана? Связано ли это качество героя с его приобщением к миру леса, с растворением своей личности в жизни природы или, напротив, это результат резкого обострения личностного начала?Рассмотрите диалектику личностного, индивидуального и природного неиндивидуального в характере героя. Почему герой не имеет биографии в 1-й части романа, почему только в 19-й главе 1-й части читатель узнает как зовут героя (Глан) и почему только во 2-й части романа герой назван полным именем (Томас Глан)? Чем, по-вашему, можно объяснить неожиданную смену субъектов рассказывания в 20-й главе 1-й части (сон Глана). Какой смысл вкладывает Глан в событие прихода «железных ночей»? Попробуйте объяснить все предыдущее поведение героя, в том числе его любовь к Генриетте, Еве, Эдварде, его словами во время 1-й «железной ночи». Насколько Глан соответствует той роли, которую он сам отводит себе «продукту», результату «работы творца» («Я и мир у него в руках»). Совпадает ли это принятая на себя героем роль статусу героя во 2-й части романа? Обоснуйте вашу точку зрения. Как вы объясните следующее поведение героя: «Я встаю и вслушиваюсь. нет, никто меня не слыхал» (26 глава), «Я спокоен, что никто не подкрадется и не станет глядеть на меня со стороны» (23 глава), см. также сцену прогулки в 10-й главе. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.) |