|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Традиции Достоевского в романе Гамсуна «Пан». Отметьте сходные сюжетные ситуации этого романа и произведений Достоевского (напр., «Идиот», «Бесы»)VI Методические рекомендации к плану практического занятия по теме: «Романы А. Франса (Анализ романа А. Франса «Боги Жаждут»)».
Задание: Проанализируйте роман. Ответьте на следующие вопросы:
1. Образ главного героя романа. В чем, по-вашему, проявляется необычность этого героя на фоне персонажей классической реалистической литературы XIX века? В чем Эварист Гамлен видит свою жизненную задачу? Насколько деятельность Гамлена соответствует культу Разума, декларируемого Робеспьером? Можно ли назвать Гамлена цельной личностью? Как сочетаются в этом герое качества художника и судьи-убийцы? Это органическое взаимодополнение противоположных свойств или же деятельность члена трибунала неизбежно должна устранить художественные способности героя? Рассмотрите отдельные эпизоды и сцены романа, в которых показано «художественное» оформление деятельности персонажей.. «Образ языка» Гамлена. каким языком говорит Гамлен? Можно ли говорить об изменении «образа языка» героя? О чем это свидетельствует? 2. Какое место в романе занимает миф об Оресте? Каков смысл аналогии Орест-Гамлен.? 3. Гамлен и «эпикуреец» Морис Бротто. В чем смысл резкого противостояния этих двух героев? Кого из этих двух персонажей можно назвать «действующим» героем, а кого «мыслящим»? Есть ли в романе герои, которые бы одновременно соединяли в себе «действие» и «мысль»? Можно ли назвать Бротто рупором авторских идей? 4. Народ в романе А. Франса: субъект истории или же объект истории, ее средство? 5. Как обосновывает Гамлен историческую справедливость своей собственной казни? 6. Можно ли сказать, что Гамлен выступает в роли средства, орудия истории, а Морис Бротто есть свободная личность, неподчиняющаяся историческим законам? Нуждается ли это положение в каком-либо корректировании, или же оно в целом справедливое? 7. Финал романа. Почему А. Франс завершает роман словами Элоди? Функция этих слов в сюжетно-композиционной организации романа. 8. Почему роман А. Франса называется «Боги жаждут»? Кто такие «боги» и чего они «жаждут»?
VII. Методические рекомендации к плану практического занятия по теме «Творчество Р. Роллана (Анализ романа Р. Роллана «Кола Брюньон»)».
Задание: Проанализируйте роман Р. Роллана «Кола Брюньон». Ответьте на следующие вопросы:
1. Известно, что реалистическая литература 1\3 XIX века ставит проблему соотношения в человеке «частного», исторического и всеобщего (универсального). Рассмотрите как данная проблема ставится и решается в этом произведении Р. Роллана. Что может быть названо «частным», а что «всеобщим» в жизни и характере главного героя? Рассмотрите сцены общенародных событий с участием Брюньона (осада Кламси – гл.2, поход на Графский луг – гл.2, встреча парижских гостей – гл.6, чума – гл.7, мятеж – гл.10). Каковы мотивы поступков героя? Насколько события личной жизни героя являются событиями его «частной» жизни? Можно ли сказать, что герой «растворяется» в национальной стихии, является «представителем» народа, своей эпохи? 2. Найдите в тексте романа указание на т.н. «раблезианскую» традицию. В чем вы видите сходство героев «Кола Брюньона» с героями Ф. Рабле? Найдите в романе традиционные народные (карнавальные) мотивы, проанализируйте с этой точки зрения главу «Чума». 3. Герой и мир. Является ли мир для героя той творческой силой, которая формирует, «лепит» героя, или же, напротив, Кола Брюньон есть художник, субъект творчества, создающий и формирующий окружающую его жизнь? Проанализируйте главу «Чтение Плутарха». 4. Сам Р. Роллан указал на то, что «строение книги» следует «ритму календаря природы». Рассмотрите это отражение «календаря природы» в сюжетно-композиционной организации романа. 5. Мифологическое (циклическое) время и время историческое (линейное). каким образом соединяются в романе эти два противоположные друг другу принципы временной организации? Отменяет ли мифологическое время законы времени исторического? Обоснуйте вашу точку зрения. 6. Почему сюжетно композиционным «центром» романа является глава «Чума»? Найдите в тексте романа образы смерти-воскресения, смерти-рождения. 7. Чем, на ваш взгляд, отличается Кола Брюньон от героев романа А. Франса «Боги жаждут»? Авторская концепция в романе «Кола Брюньон». 8. Можете ли вы назвать героя «классического» реализма подобного или типологически сходного с героем Р. Роллана? Чем отличается роман «Кола Брюньон» от «классического» реалистического произведения XIX века? VIII. Методические рекомендации к плану практического занятия по теме «Творчество М. Твена. Анализ романа М. Твена «Приключения Гекльберри Финна».
Задание: Проанализировать роман Марка Твена «Приключения Гекльберри Финна».Ответить на следующие вопросы:
1. Рассмотрите роман Марка Твена «Приключения Гекльберри Финна» в контексте известных вам образцов западноевропейского романа «большой дороги», где главным героем является «скитающийся» ребенок (Г. Мало «Без семьи» и «Роман Кальбри»; Ч. Диккенс «Приключения Оливера Твиста»; Д. Гринвуд «Маленький оборвыш» и др.). Чем, на ваш взгляд, отличается герой романа Твена от персонажей вышеперечисленных произведений? 2. Попытайтесь сравнить Гека Финна с известными вам героями произведений о детях в литературе США XIX века (Томас Олдрич «История американского школьника», Френсис Бернет «Маленький лорд Фонтлерой» и др.). 3. Образы и традиции плутовского («пикарескного») романа. Образ реки. В монографии А.С. Ромм о Марке Твене (см. указанную литературу) река названа «не только внутренней художественной доминантой романа, но и его структурной моделью (с. 123)». Как образ Миссисипи связан с движением сюжета романа? 4. Случайность стихии жизни и целенаправленность воли героя в событиях романа Марка Твена. Как решается это противоречие в романе? 5. Проанализируйте ситуации, события романа откровенно воспроизводящие, имитирующие эпизоды классической западноевропейской литературы (У. Шекспир, Ч. Диккенс, авантюрный роман и т.д.). Насколько свободны и самостоятельны герои твеновского произведения в рамках событий, оформленных через шекспировскую, вальтер-скоттовскую, диккенсовскую традицию? Рассмотрите с этой точки зрения историю молодого Шепердсона и Софии Грэнджерфорд – «американских Ромео и Джульетты». 6. Ветхозаветные образы в романе. Обратите внимание на первую главу романа («Моисей в тростниках»). Рассмотрите, как реализуется авторское сравнение Гека с ветхозаветным Моисеем, выведшим еврейский народ из египетского рабства, в сюжетной и образной системе произведения. проанализируйте «нравоописательные» сцены романа, подтверждающие авторскую мысль о рабстве американской нации в оковах западноевропейской культуры (напр., история гибели Боггса и др. эпизоды). 7. Как проявляется принцип «доверия к себе» Р. Эмерсона в главном герое романа Марка Твена? 8. Гек Финн, Джим и фигуры американских «простаков» в творчестве М. Твена. «Дикий» американский юмор в романе «Приключения Гекльберри Финна». IX. Методические рекомендации к плану практического занятия по теме: «Творчество Д. Лондона. Анализ романа Д. Лондона «Мартин Идеен». Задание: Проанализируйте роман Д. Лондона «Мартин Идеен».. Ответьте на следующие вопросы:
1. Система событий в романе «Мартин Иден». Можно ли назвать роман Д. Лондона «романом карьеры» (Бальзак, Стендаль)? 2. Система персонажей в романе. кого в романе можно назвать «представителем» среды, класса, «крови»? Есть ли персонажи в романе Лондона, которые подобно героям натуралистических произведений, являются «продуктами» наследственности? Является ли главный герой романа «представителем»? Обоснуйте вашу точку зрения. 3. Герой и его окружение. Что выделяет Мартина из толпы? Можно ли сказать, что Мартин выделен автором романа благодаря «честности», «силе» и другим добродетельным качествам или же, напротив, герой не вписывается в окружающий мир в силу своей самобытности, резко индивидуальных свойств, присущих только ему? Характер героя. Есть ли характер героя «производное» от среды и культуры, наследственности? Или же характер героя есть «производное» от его «воли»? 4. Как решается в романе Д. Лондона проблема «человек и сверхчеловек»? 5. Финал романа. В чем смысл жизненного итога героя и его последнего поступка? Какими причинами обусловлена смерть героя? Можно ли сказать, что в смерти героя (и вообще так сложившейся его судьбе) «виновато общество»? Почему герой в сцене самоубийства полон презрения к «воле (любви) к жизни»? Сравните финал романа «Мартин Иден» с известным рассказом Д. Лондона «Любовь к жизни». 6. В чем вы видите натуралистическую и неоромантическую тенденции романа Д. Лондона «Мартин Иден»?
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.) |