|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Теория социалистического гражданского общества А. ГрамшиВпротивоположность Т. Парсонсу итальянский мыслитель Антонио Грамши (1891—1937) создает концепцию социалистического гражданского общества. Будучи последователем К. Маркса, он, однако, пытается пересмотреть исходный тезис исторического материализма о первичности базиса по отношению к надстройке. А. Грамши исходил из тезиса об автономии надстройки, ее самостоятельности и несводимости культурных процессов к принуждению. Воспроизводство существующей социальной системы осуществляется через комбинацию двух принципов организации жизнедеятельности — гегемонии и господства, согласия и принуждения. Принцип господства реализуется в деятельности правового, бюрократического, правоохранительного и военного аппарата государства, а принцип гегемонии — в деятельности социально-политических и культурных институтов гражданского общества. Следовательно, оппозиция государства и гражданского общества, по А. Грамши, на деле является противопоставлением двух различных принципов — гегемонии и господства. Учение о социалистическом гражданском обществе основано, с одной стороны, на автономии его от экономики, а с другой — на независимости от государства. А. Грамши считал, что конкретное содержание гражданского общества и его форма станут результатом классовой борьбы. С этой точки зрения результат зависит от того, какая социальная группа играла или будет играть роль гегемона. Там, где роль гегемона принадлежит буржуазии, гражданское общество является обществом буржуазным, а его конституционные гарантии (права) и политическое выражение (парламентское представительство) есть лишь ширма для буржуазного правления. Движущими силами социальных движений, придающих динамизм гражданскому обществу, являются ассоциации (клубы, группы по интересам, политические партии) и культурные институты (права человека, представительная демократия), в отношении которых рабочий класс находится в оппозиции. После того, как гражданское общество станет социалистическим, исчезнет причина классовой борьбы. Взаимоотношения государства и гражданского общества проходят пять этапов: 1) средневековый корпоративизм и дуализм; 2) абсолютистский дуализм государства и деполитизированных сословий; 3) разложение прежних корпоративных форм в результате буржуазных революций; 4) дуализм государства современной эпохи и новых форм ассоциаций; 5) тоталитарное приобщение к господствующей идеологии современных ассоциаций. Восстановление современных ассоциаций после упадка гражданского общества в результате воздействия на него тоталитарных диктатур возможно, по мнению А. Грамши, путем установления культурной гегемонии социалистической партии в гражданском обществе в процессе освобождения рабочего класса и низвержения буржуазной системы господства. В социалистическом гражданском обществе организация согласия, консенсуса между различными ассоциациями будет осуществляться посредством культурных средств и ценностей, а не методами государственного принуждения. Однако, по мнению А. Грамши, гражданское общество создается сверху — государством. При этом государство будет играть позитивную роль как фактор создания новой цивилизации, нового типа человека и гражданина и должно выступать политической формой существования и высокоорганизованнного гражданского общества, где «индивид смог бы управлять собой, не вступая в конфликт с политическим обществом». Путь к социализму А. Грамши видел в создании нового типа самоуправляющегося гражданского общества, которое поглотит государство и политическое общество. Оно по- степенно вытеснит всякий государственный контроль над общественной жизнью и положит начало отмиранию как государства, так и политического общества. Регулируемое общество, т.е. общество без государства, требует: 1) равенства и 2) замены закона нравственностью. Представляется, что проект саморегулируемого гражданского общества А. Грамши, в котором жизнь свободных и равных индивидов будет организована без принуждения и социальных институтов, также утопична, как и идея К. Маркса о коммунистическом обществе. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |