|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
СМИ: Газеты, пресса. Можно обозначить функции ОМ по отношению -
17 Назначение/функции ОМ Можно обозначить функции ОМ по отношению - - к социуму в целом: интеграция/консолидация, нормативная, идентификационная/ориентирующая (я/мы и другие); - к личности и группам: идентификационная (соотнесения себя с другими); - к власти: символическая (имиджевая), придание капитала доверия. Отношения “общество-власть-бизнес”, относительность ролей в разных ситуациях: бизнесмен как отец учащегося, в составе группы родителей, протестующих против существующих в школе порядков. Политик как непрофессиональный спортсмен, входящий в состав спортивного клуба. В России начальник - скорее всегда начальник, для развитой демократии это не так. В зависимости от контрагента ОМ - свои функции. Но есть единые - результирующие: социальный контроль и достижение интеграции. * Базовая функция ОМ – механизм социального контроля, одно из его проявлений. ( Американец Е. Росс, опираясь на Г. Спенсера, рассматривал ОМ как проявление более широкого социального феномена - "социальный контроль"). Социальный контроль: термин широко используется в социологии для обозначения социальных процессов, регулирующих поведение индивида или группы. Обеспечивает согласие, конформность к нормам и устраняет отклоняющееся (девиантное) поведение. Связь власти и социального контроля, успех - в согласии разных форм управления и самоуправления. Формы социального контроля: право, обычаи и традиции, религия, ОМ. ОМ- неинституциализированная (т.е. вне специальной организации/учреждения) форма контроля. Потребность личности в самоутверждении, признании со стороны социума. Э. Ноэль-Нойман (см.16): Стремление людей избегать изоляции. ОМ как способ контроля в ХХ в. для индивидуализированного общества. Язык развязывает чувство соответствия "духу времени". Повторим: " Согласные шумят, несогласные помалкивают. Если есть сложившееся положение, где каждая сторона сформулировала свой язык по данной проблеме – ясно или угадывается соотношение сил, есть к кому прислониться, то чаще всего прислоняются к большинству. “В устойчивой сфере традиций, обычаев и прежде всего норм, общественным мнением являются те мнения и способы поведения, которые нужно выражать или принимать публично, если не хочешь оказаться в изоляции”. ОМ и право: специфика регулирования сознания и поведения людей: закон предписывает, ОМ склоняет. Дж. Локк (англ., ХУП в.): три закона – божественный, государственный, ОМ (в современном обществе – нравственный идеал, право, ОМ). “Закон долго не устоит, если его не поддерживает обычай (16, с. 186). Обратная связь закона с ОМ: принятие закона подталкивает ОМ в желательном направлении, опять-таки страх перед изоляцией (16, с.187). Современный эксперимент: переход улицы на красный свет (на Западе). Если никто не подает дурного примера переходят 1 %. Если первым переходит человек, судя по одежде, из низших слоев – переходят 4 %. Если, судя по одежде, - из высших слоев – 14 %!.Роль элиты! Элита публичная – предъявляет себя через СМИ. Элита социальная – действует на своем профессиональном поле. Раскол ОМ/поляризация, когда не знают, не хотят знать, что думают другие. *Интегративная роль ОМ. Четыре типа сплоченности, по В.С. Ландекер (США), середина 20 в.: 1. культурная (непротиворечивость ценностной системы (тогда как в западной культуре конкурируют ценности альтруизма и соревнования); 2. нормативная (непротиворечивость поведенческих предписаний); 3. коммуникативная (степень связанности или разобщенности между частями общества, незнание, предубеждение, наличие общения); 4. функциональная (зависимость друг от друга, взаимопомощь, кооперация в разделении труда, сотрудничество) (16, с. 192). В любом случае ОМ поддерживает единую ценностную базу, является механизмом ценностной генерализации как средства интеграции больших общностей. “Ценности социальные – общепринятые поведенческие стандарты, разделяемые обществом убеждения” (Кравченко С.А. Социолог. энциклопед. словарь. С.380) Ценности – “необходимая предпосылка и условие формирования, например, универсального морального пространства в качестве предпосылки экономического рынка,.. всеобщего "естественного права" и т.п., а потому - к универсализации значимости таких категорий. как честность, порядочность, презумпция понимания другого”. “Ценностная генерализация представляет собой процесс (и, соответственно, социальный, культурный механизм) универсализации локальных, частных значений (групповых, местных, традиционных, статусных, религиозных и прочих понятий, символов, представлений) до всеобщих, резкое расширение зоны значимости тех или иных норм и правил поведения - моральных, правовых, социально-антропологических и пр.”. Для выполнения функций необходимы санкции. Санкции - любые средства поддержания конформности по отношению к социально одобряемым стандартам. Позитивные и негативные, формальные и неформальные. К середине 20 в. специалисты выделяют три вида санкций: физические (побиение камнями), экономические (не покупать шпроты из Прибалтики), психологические (не подавать руки, не здороваться, бойкотировать и т.п.) У ОМ – неформальные, неписаные нормы и способы их поддержания. Характер силы современного ОМ – давление. Репрессивные, принуждающие, поощряющие, идеологические (через идеи, нормы, ценности) средства контроля. Моральный характер санкций ОМ в современном мире (влияние, давление, осуждение, поддержка, осмеяние). ОМ выполняет “контрольно-консультативную функцию (определяет позицию, выносит решение по тем или иным проблемам), регулирует поведение индивидов, социальных групп и институтов общества». Функции по отношению к личности: ОМ поддерживает социально одобренные нормы поведения. В том числе вербального, массового человека в массовом обществе. В поле ОМ человек находит: язык для оформления своих взглядов; “своих” - т.е. тех, кто думает так же; кодекс норм/стандартов выражения оценок и взглядов; “зеркало” для оценки соответствия своего поведения этим стандартам. Функции: социализация, адаптация, защита отдельных лиц. “ОМ присуще нечто такое, что позволяет ему склонить индивида к определенному поведению против его воли”. Влияние ОМ на человека “ в значительной мере зависит от его представлений о том, сколько других людей думают так же, как он. Человек… вообще боязлив и осторожен, когда остается один, но становится сильнее и увереннее в той мере, в какой полагает, что многие другие думают так же, как он”.
По отношению к институтам, в том числе - властным, функции разделяются в зависимости от того, в какой мере ОМ участвует в принятии решений, касающихся общественной жизни: экспрессивная (эмоциональная реакция), консультативная, директивная, информационная. Правительства вынуждены хотя бы частично следовать общественному мнению, поскольку "не могут править без минимума согласия со стороны управляемых".
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |