АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция
|
Цели агрессии, не связанные с причинением ущерба
Многие из социальных ученых считают, что большинство агрес- сивных действий мотивировано не только желанием нанести вред жерт- ве агрессии. В основном, соглашаясь с тем, что агрессоры действуют рас- четливо, рационально, сторонники данного подхода утверждают, что нападающие имеют и другие цели, которые могут быть для них более важными, чем желание причинить ущерб своим жертвам: желание вли- ять на ситуацию, осуществлять власть над другой личностью или сфор- мировать благоприятную (предпочитаемую) идентичность. Разумеется, иногда поведение определяется одновременным действием различных факторов. Агрессоры могут стремиться добиться своего или утвердить свою власть с тем, чтобы повысить чувство собственной ценности.
Принуждение. Некоторые психологи, например Джеральд Пат- терсон (Patterson, 1975,1979) и Джеймс Тедеши, особо подчеркивают тот факт, что агрессия часто бывает ничем иным, как грубой попыткой
принуждения. Нападающие могут причинить ущерб своим жертвам, но, по мнению Паттерсона и Тедеши, их действия являются прежде все- го попыткой повлиять на поведение другого человека. Они могут стре- миться, например, к тому, чтобы заставить других перестать делать то, что их раздражает.
Идем Патгерсона основываются главным образом на его исследо- ваниях внутрисемейных интеракций. В своем исследовании, которое будет более детально обсуждаться в этой книге дальше, наблюдатели интервьюировали членов семей и: скрупулезно фиксировали, как ведут себя взрослые и дети по отношению друг к другу. Затем психологи сравнивали интеракпии в «нормальных» семьях с интеракциями в семьях, которые имеют проблемных детей (подростков, имеющих труд- ности в общении, обычно из-за своей высокой агрессивности). Выясни- лось, что проблемные подростки располагают широким диапазоном поведенческих стратегий, используемых для того, чтобы контролиро- вать других членов семьи. Они часто демонстрируют негативизм и кри- тицизм, отказываются делать то, о чем их просят, и даже при случае мо- гут ударить братьев или сестер и других людей, стараясь заставить де- лать то, что им хочется.
Власть и доминирование. Другие теоретики идут дальше, считая, что агрессия включает не только принуждение. С их точки зрения, аг- рессивное поведение час го бывает направлено на поддержание и усиление власти: и доминирование нападающего. Агрессор может нападать на жертву, стремясь добшься выполнения своих желаний, ?ю, как считают сторонники данного подхода, его славная цель — ут- вердить в отношениях с жертвой собственные доминирующие пози- ции.
Данная интерпретация особенно часто встречается в литературе, посвященной проблемам насилия в семье. Сильнейшие члены се- мьи — наиболее сильные физически или пользующиеся силой соци- ального статуса и авторитета - обычно с большей вероятностью на- падают на менее сильных членов семьи, нежели становятся их жертвами. Вероятно, объясняется это тем, что более сильные стре- мятся посредством силы сохранить свое доминирующее положение. Фипкельхор (см.: Pagclow, 1984, р. 77) именно таким образом ин- терпрегировал некоторые данные исследования насилия в семье, проведенного Страусом, Джеллесом и Стейнметц. В этом исследова- нии было выявлено, что многие женщины, которых бьют их мужья, не имели работы, не участвовали в принятии семенных решений, были малообразованны. Фипкельхор полагает, что эти женщины были психологически (а не только физически) более слабыми срав-
принуждения. Нападающие могут причинить ущерб своим жертвам, но, по мнению Патгерсона и Тедеши, их действия являются прежде все- го попыткой повлиять на поведение другого человека. Они могут стре- миться, например, к тому, чтобы заставить других перестать делать то, что их раздражает.
Идеи Патгерсона основываются главным образом на его исследо- ваниях внутрисемейных интеракций. В своем исследовании, которое будет более детально обсуждаться в этой книге дальше, наблюдатели интервьюировали членов семей и скрупулезно фиксировали, как ведут себя взрослые и дети по отношению друг к другу. Затем психологи сравнивали интеракции в «нормальных» семьях с интеракциями в семьях, которые имеют проблемных детей (подростков, имеющих труд- ности в общении, обычно из-за своей высокой агрессивности). Выясни- лось, что проблемные подростки располагают широким диапазоном поведенческих стратегий, используемых для того, чтобы контролиро- вать других членов семьи. Они часто демонстрируют негативизм и кри- тицизм, отказываются делать то, о чем их просят, и даже при случае мо- гут ударить братьев или сестер и других людей, стараясь заставить де- лать то, что им хочется.
Управление впечатлением. Согласно еще одному варианту ин- терпретации, агрессоры главным образом заинтересеваны тем, что о них думают другие.
В исследованиях подростковых банд и преступников, совершаю- щих насилие, уже давно отмечалось, что многие из этих людей чрез- вычайно озабочены своей репутацией. Широко известны интервью, которые Ганс Тох проводил с людьми, осужденными за преступ- ления, связанные с насилием. Согласно Тоху, многие из этих пре- ступников крайне беспокоились о своем образе «я» и, очевидно, направляли немало усилий на «выработку впечатления» о себе как «ужасном и бесстрашном», а их драки были показательными выс- туплениями, предназначенными для того, чтобы произвести впечат- ление на жертву и зрителей (Toch, 1969). Социолог Ричард Фельсон развил эту идею, интерпретировав агрессию как средство управле- ния впечатлением. Он полагает, что не только правонарушители, но и большинство людей считают, что личный вызов выставляет их в невыгодном свете, особенно если они подверглись нападению. И тог- да человек бросается в контратаку, стремясь аннулировать «навя- занную ему идентичность демонстрацией своей силы, компетенции и смелости». Атакуя обадчика, люди стремятся показать, что они «та- кие, чье "я" следует уважать»- (Felson, 1978). 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | Поиск по сайту:
|