АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Лекция 3. Природа и сущность государства

Читайте также:
  1. Вводная лекция.
  2. Вторая лекция. Расширяющаяся Вселенная
  3. ВычМат лекция 3. (17.09.12)
  4. Генетическая инженерия и генетическая селекция растений.
  5. Естествознание как отрасль научного познания. Классификация наук. (плюс то, что у вас в лекциях)
  6. И сразу наконец лекция здесь начинается
  7. Латинская Америка. Лекция от 12.10.
  8. Лекция . Конструирование гражданских зданий из крупных блоков.
  9. Лекция 02.10.2013. Основные технические документы, предъявляемые на государственные и контрольные испытания
  10. Лекция 08.10.2013. Технические условия (ТУ).
  11. Лекция 1
  12. Лекция 1

ü ГОСУДАРСТВО КАК ПОЛИТИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

 

Природа и сущность государства

 

Понятие и теории происхождения государства

Государство является центральным, интегрирующим общество полити­ческим институтом. Оно является носителем политической власти. Государство является центральным, интегрирующим общество полити­ческим институтом. Оно концентрирует высшие властные полномочия и обладает способностью управлять и целенаправленно регулировать социальные отношения. ФЛЭШКА

Государство — политико-территориальная суверенная ор­ганизация публичной власти, располагающая специальным аппаратом в целях осуществления управленческой, охранительной функций и способная делать свои веления обязательными для населения всей страны.

Государство:

1. концентрирует высшие властные полномочия и

2.обладает способностью управлять и

3. целенаправленно регулировать социальные отношения.

Долгое время государство практически отождествлялось с обществом, его социальной организацией. И только в XVI в еке благодаря трудам Н. Макиавелли, в которых впервые использовался термин stato (от лат. status – положение) для обозначения особой, отличной от общества структуры власти, появился и термин «государство».

Теории происхождения государства.

В Древней Греции преобладали теории естественного происхождения государства. Так, Аристотель полагал, что люди как социальные по своей природе су­щества, стремящиеся к совершенству и потому постоянно взаимо­действующие друг с другом, неизбежно образуют общество и его формальную организацию – государство. При этом государство слу­жит не только проявлением естественного стремления людей к вза­имному общению, но и средством достижения ими морального со­вершенства. Государство состоит из людей, но оно неизмеримо силь­нее любого отдельного человека или каких-либо групп и объедине­ний. Поэтому сила, мощь и превосходство государства над человеком также должны рассматриваться как его важнейшие проявления.

ФЛЭШКА

Различные интерпритации источников возникновения государства.

 

В средние века большое распространение получила теория боже­ственного происхождения государства, творцы которой рассматрива­ли государство как результат Божьего промысла, орудие проявления заранее предуготованного для человека божественного плана, выяв­ление высшей воли Творца. Такое понимание природы государствен­ной власти предусматривало, что именно Бог выбирает правителя и да­рует ему абсолютные полномочия по отношению к подданным, ко­торым надлежало подчиняться земному властителю, даже если тот был тираном.

В древнекитайском мифе о божественном происхождении власти вся власть сосредоточена в личности императора Подне­бесной, который является звеном, связывающим народ с Небом. Так, обосновывая божественную природу власти, Конфуций рас­сматривал ее в качестве незаменимого инструмента поддержания порядка в обществе и регулирования отношений между господ­ствующими и подвластными. В системе государственного устрой­ства Конфуция роль высшей направляющей силы отводилась Небу, определяющему, по его мнению, судьбу как самой Подне­бесной, так и всех ее жителей. Оно помогает людям овладеть эти­ческими нормами. Исключительно цзюнь-цзы (т.е. правители) могут знать что хочет БОГ. Поэтому неудивительно, что Не­бо изображается как страж основных догматов учения самого Кон­фуция, одно из центральных мест в котором занимает идея о цзюнь-цзы.

 

Т. Гоббс утверждал, что государственная власть предоставляется властителям, дабы сохранить общественный порядок и предотвратить «войну всех против всех», поэтому народ передает государству всю свободу и принимает необходимость абсолютной монархии. Гобс называет Левиафаном (монстром), которому должны все подчиняться в интересах собственной безопасности. Именно монарх есть воплощение сущности государства, его суверенитета и потому, во избежание хаоса и разрушительных последствий взаимной конку­ренции граждан, властям следует иметь существенное преимущество перед народом. В противоположность таким идеям Ж. Ж. Руссо и его сторонники отдавали решающие преимущества в государстве насе­лению в целом, полагая, что общественный договор предполагает право и необходимость властвования народа только в непосредствен­ной форме, не нарушающей и не ограничивающей его общеколлективную волю. В то же время Дж. Локк и его последователи настаивали на том, что государство в рамках общественного договора должно полностью контролироваться народом и быть использовано для за­щиты прав и свобод граждан.

Теории о насильственном источнике государственной власти. Еще в древние времена возникли идеи о том, что государство было создано путем захвата и насилия сильных над сла­быми. Таким образом, на протяжении тысячелетий формировалась не только установка на отрицательное отношение к государству как социальному зл у, но и этическое оправдание сопротивления ему и даже уничтожения его. Такие подходы были характерны и для ранних христиан, сопротивлявшихся Римской империи, и для теологов, стре­мящихся подчинить церкви органы светской власти, и для много­численных революционных группировок, боровшихся с разнообраз­ными формами тирании и диктатуры.

В теориях анархистов М. Штирнера, П. Прудона, М. Бакунина, рассматривалось государство как воплощение соци­ального зла и стремившихся освободить человека от всех разновид­ностей внешнего принуждения и власти.

В XIX в. по теории Г. Гегеля и Ф. Ницше государство, имевшее силовое происхождение, есть крайне положительное для общества явление. По их мнению, государство, проявляя в своей де­ятельности заложенную при его рождении силу, организует власть сильных над слабыми, заявляя о себе как о самой могущественной организации в человеческом сообществе и несет, таким образом, благо нуждающимся в защите людям. По этой причине государство при­знавалось институтом, стоящим выше ограничений обыденной мо­рали или прав отдельной личности.

Согласно маркси­стской теории государство - это не институт, выполняющий общесоциаль­ные функции в обществе, это инструмент группового господ­ства, аппарат власти, господства и управления общественными процессами в интересах определенного класса. Как подчеркивал Ленин, «государство есть машина для угнетения одного класса другим, ма­шина, чтобы держать в повиновении одному классу прочие подчи­ненные классы».

Предпосылками создания государства, по теории марксистов, являются прежде всего наличие общественного разделения труда, возникновение частной собственности и классов и непос­редственная причина создания государства - непримиримость классо­вых взаимоотношений, вследствие чего экономически господствую­щий класс создает государство как инструмент принуждения своих конкурентов. Как писал В. И. Ленин, «государство есть продукт и проявление непримиримости классовых противоречий. Государство возникает там, тогда и постольку, где, когда и поскольку классовые противоречия объективно не могут быть примирены».

 

Как особый политический институт государство возникло в IV- III тыс. до н.э. Его структуры и особые функции складывались по мере развития родоплеменных отношений и обособления определен­ной группы лиц (вождей, видных дружинников, служителей культа, родовой аристократии, обладателей материальных богатств и их при­ближенных).

Эти группы трансформировали свои статусы и социальные привилегии во власть, постепенно концентрировали в своих руках управленческие функции, закрепляя их в виде устойчивых обществен­ных позиций и подкрепляя их традициями, верованиями и религиоз­ными постулатами.

Необходимо сказать, что любые государственные образования складывались на определенной территории. Немаловажное значение для любого государства являются его географическим месторасположени­ем.

Вследствие чего государственные образования обладали известной спецификой. Например, на Западе особенностью развития полити­ческого института было формирование сословного представительства граждан, возникновением института частного права, постепенным ограничением власти правителей законом и правом, наложившим определенные ограничения на вмешательство государства в эконо­мические процессы.

На Востоке формирование государственных структур происходило на фоне практического всесилия верхов над обществом и жесткостью форм социального подчинения общества (в виде господства кланов, каст, общин). Такие исторические ус­ловия, препятствовали развитию частной собственности и ограничили воз­можность правовых регуляторов и потенциала гражданской активно­сти населения в формировании государства.

В целом государство сформировалось как институт организации совместной жизни. Именно в этих целях оно формирует и поддержи­вает нормы и правила социального общежития, контролирует их вы­полнение властью и подданными, ограничивает влияние групповых и корпоративных структур.

 

Каковы же признаки государства? ФЛЭШКА

Во-первых, государство выступает как институт, который дей­ствует на строго ограниченной территории. Во-вторых, законы и правила, нормы и постановления государства действуют только на определенном про­странстве, обладая соответствующими ограничениями в регулирова­нии поведения граждан. Этот признак отличает государство от всех иных политических и социальных объединений людей, формирую­щихся на основе их кровнородственных, этнических, идеологичес­ких, экономических или других форм связи.

Со времени Вестфальского мира 1648 г. территориальные гра­ницы государств считаются священными и неприкосновенными.

Основойполитической организация современного мира является разделение стран и народов по территориальному принципу. И на данной территории нет какой-ли­бо иной власти, кроме власти суверенного государства, юрисдик­ция которого распространяется на эту территорию. Государство есть субъектправа и в качестве юридического лица его право-законность основывается на общности, неделимости еди­ной территории, на которой живет эта общность.

ü Государство представляет собой публичный политический

инсти­тут, обладающий особой организацией, структурой, профессиональ­но-кадровым составом. В этом смысле государство предстает в качестве особого аппарата управления социальными процессами, особой группы лиц, профессионально зани­мающихся осуществлением функций по руководству и регулирова­нию общественными отношениями.

ü Государство обладает высшей властью (суверенитетом) на

зани­маемой им территории. Только оно может издавать и устанавливать общеобязательные законы, нормы, правила человеческого поведе­ния для постоянно проживающего на его территории населения. Кроме того, государство обладает правом отменять постановления и реше­ния частных политических структур и организаций, противоречащие его решениям.

Государство устанавливает для проживаю­щих на его территории людей гражданский статус, означающий как признание властью собственной ответственности перед ними, так и установление за гражданами известных прав и обязанностей перед государством.

ü Госу­дарство имеет монопольное право на легальное

применение силы, на фи­зическое принуждение отдельных граждан, групп или организаций к выполнению принятых им решений: от со­знательного побуждения и мотивации поведения граждан вплоть до физического уничтожения тех, кто не придерживается установлен­ных им норм. Для такого обеспечения контроля у государства имеются особые органы – армия, полиция, службы безопасности, прокурату­ра, суд, а также соответствующие средства – оружие, тюрьмы и др.

ü Государство обладает и монопольным правом на взимание с на

селения различного рода налогов и сборов, которые используются для материального поддержания социальной организации совмест­ной жизни: на оплату работы госслужащих, создание структур общесоциального назначения (судов, больниц, школ), для экономической, социальной и духовной жизни (для обеспечения реализации государ­ственной политики в этих сферах). Тем самым государство претенду­ет на представление интересов всех граждан, заинтересованных в по­зитивном развитии своей страны и общества.

Многочисленные кон­фликты в мире по поводу контроля над территориями и расположен­ными на них ресурсами показывают, что сохранение существующих границ до сих пор является весьма принципиальным для государств вопросом. Но нарастают и такие тенденции как условности внешних границ в рамках постоянно усиливающейся межгосударственной интеграции, например, в странах ЕС.

Легитимность. Нельзяутверждать, что госу­дарство в одинаковой мере служит интересам, потребностям, нуж­дам всех слоев, классов, групп, категорий населения. Общество состоит из разнородных конфликтующих социально-политических сил, обладающих разными весом и вли­янием, потребностями и интересами. Поэтому при любой форме государствен­ного правления, в том числе и демократической, будут члены общества или граждане, более и менее равные. Даже примени­тельно к демократии нельзя в буквальном смысле трактовать те­зис о том, что власть принадлежит народу.

Рассуж­дения о народной власти, народовластии - это политические и идеологические лозунги. Власть имеет иерархическую природу и на протяжении всей ис­тории она часто служила интересам отдельных личностей, групп, классов, кланов, династий.

В. Парето, Г. Моска считали, что ведущие позиции в структурах вла­сти, особенно в ее верхних эшелонах, при любом политическом режиме занимают представители элиты.

При любом режиме имеется относительно компактные и более или менее организованные группы лидеров, из среды которых выдвигаются руководители государства, политических партий и движений. В совокупности они составляют политический класс. Ин­ституциональные, социокультурные, идейно-политические и иные факторы и сам тип политической системы оказывают глубокое влияние на роль элит в различных поли­тических режимах. Правящая или политическая элита по-разному осуществляет властные функции при демократических, авторитарных и тоталитарных режимах. Что касается демо­кратической формы правления, то она отличается от других форм не отсутствием элит, а наличием множества элит, конкуриру­ющих друг с другом в борьбе за голоса избирателей.

Политическая легитимность — это признание большинством общества правомерности господства, дейст­вующего в данный конкретный период политического режима. Самые тиранические режимы также претендуют на легитимность своей власти и считают нужным вся­чески подчеркивать ее.

Доверию и уважению народа к правите­лям Конфуций придавал огромное значение. Он говорил, что в хорошо управляемом го­сударстве должно быть достаточно продовольствия, достаточно вооружения и народ должен верить правителям. Причем, утверж­дал он, в случае крайней необходимости можно отказаться от во­оружения. продовольствия, но не от доверия народа, поскольку «без доверия народа государство не сможет устоять».

 

«Не наро­ды существуют для правителей,— писал Теодор Беза,— а правите­ли для народов, так же как пастух нужен для стада, а не ста­до для пастуха».

 

С целью поддержать любыми путями легитимность власти или подчинить лю­дей своей воле, правители использовали и используют самые разнообразные средства. Среди них: запрет на информацию, которая каким-то образом способна подорвать господствующую форму правления. Именно этой цели с самого начала служила цензура, призванная скрыть от широкой обще­ственности неугодные правящему режиму факты и сведения. Как писал известный деятель Великой французской буржуазной революции конца XVIII в. Ж.П. Марат, одни правители «изгоняют из своих государств ли­тературу, другие запрещают своим, подданным, путешествия, третьи не дозволяют народу размышлять, постоянно развле­кая его посредством парадов, зрелищ, празднеств или же пере­давая его азарту игр... Если же добродетель недовольных не под­дается подкупу, государи выдвигают против них наемные перья подлых писак, всегда готовых оправдывать угнетение, кле­ветать на друзей отечества, чернить со всем присущим им ис­кусством защитников свободы, которых они объявляют нару­шителями общественного покоя».

 

Вебер полагал, что правители могут претендовать на легитимность своего правления, а управляемые принять его законность на следующих трех ос­нованиях. Первое — это «авторитет вечно вчерашнего», нравов, «традиционное» господство в том виде, «как его осуществляли патриарх или патримониальный князь старого типа». Здесь ле­гитимность основывается на общепринятом убеждении в святости традиций и необходимости подчинения правителям, осуществ­ляющим власть согласно традициям. Так, многие аспекты полити­ческой системы Великобритании, например монархия, принима­ются ее гражданами в силу их традиционности.

Второе — исключительные личные качества правителей, на­пример героизм, принципиальность, смелость, решительность и т.д., объединяемых понятием харизмы.

Третье — «господство "легальности", т.е. ори­ентации на подчинение при выполнении установленных правил». То, что делается на законных основаниях, рассматри­вается как легитимное. Отсюда Вебер выводил следующие типы власти: традиционную, харизматическую и правовую.

ü Суверенитет со­ставляет одну из основополагающих

сущностных характеристик государства, особенно современного национального государства. Значимость суверенитета состоит в том, что государству всецело и исключительно принадлежит верховная власть над всеми другими конкретными формами и проявлениями вла­сти на всей территории, на которую распространяется юрис­дикция данного государства. Если нет суверенитета, то нет и государства. Суве­ренитет определяет само бытие государства.

Государствен­ный суверенитет включает основополагающие принци­пы, как единство и неделимость территории, неприкосновенность территориальных границ и невмешательство во внутренние де­ла. Различается суверенитет внутренний и внешний.

Внутрен­ний суверенитет — это право и полномочия повелевать всеми людьми, обитающими на национальной территории, как граж­данами данного государства, так и не гражданами.

Внешний су­веренитет призван обеспечить территориальную целостность и невмешательство во внутренние дела страны со стороны внеш­них сил.

ü Каждое государство проводит поли­тику, направленную на

защиту национальных интересов и ставит свой национальный ин­терес

выше интересов всех других государств с целью процветания нации.

Лев Алекса́ндрович Тихомиров писал: «нация есть основа, при слабости которой слабо и государство; госу­дарство, ослабляющее нацию,— тем самым доказывает свою не­состоятельность».

Концепция суверенного равенства всех государств, независи­мо от их размеров, веса и влияния, была официально выдвинута на Второй Гаагской мирной конференции в 1907 г. Окончатель­но она получила санкцию международного права в Преамбуле Хар­тии Объединенных Наций и в статье второй, где зафиксировано положение о «рав­ных правах... наций, крупных и малых» и суверенном равенстве всех членов Объединенных На­ций.

К перечисленным основным признакам государства в современной науке выделяют дополнительные признаки:

—язык как средство общения на территории того или иного государства;

— единую оборонную и внешнюю политику;

— единую транспортную, информационную, энергетиче­скую системы,

— наличие государственной символики (гимн, герб, флаг).

Бюрократия. Восхождение и оформление бюрократии были пред­определены самими закономерностями становления современного государства.

О бразование и утверждение современно­го государства на Западе М.Вебер связывал с формированием бю­рократического аппарата.

Зависимость государства от бюрокра­тии увеличивается по мере его разрастания. Государство, бюро­кратия и капитализм развивались в тесной зависимости друг от друга.

Один из атрибутов бюрократического аппарата — класс чи­новников, оплачиваемый из государственной казны. В отли­чие от глав правительств, министров и администраторов высше­го звена, которые, как правило, приходят и уходят, основная мас­са чиновничества представляет собой стабильный контингент лиц, составляющих костяк системы государственного администра­тивного управления. Бюрократия стала могучей и влиятельной силой, подчас независимой от подлежащих периодической смене правительства и выборных ор­ганов власти.

Основными функциями государства являются (внутренние): ФЛЭШКа

- политическая,

-экономическая,

-социальная,-

- иделогическая.

Внешние функции:

- участие в решении глобальных проблем,

-обеспечение национальной безопасности,

-развитие взаимовыгодного сотрудничества,

-отстаивание национальных интересов в международных отношениях.

Правовое государство. И. Кант сформулировал основополагающую идею правового государства: «Каждый гражданин должен обла­дать той же возможностью принуждения в отношении власт­вующего к точному и безусловному исполнению закона, что и вла­ствующий в его отношении к гражданину». Законодатель так же подзаконен, как и отдельный гражданин.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.011 сек.)