|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Особенности политической власти в современной РоссииВласть в России постоянно стремилась к трансформации исторического сознания и менталитета, пытаясь создать соответствующие структуры, оправдывающие ее деятельность. Такими доминирующими структурами стали прежде всего этатизм и патернализм, которые являются в известной степени универсальными в массовом сознании российского народа. Под этатизмом понимается: 1) термин, употребляемый для характеристики государства как высшего результата и цели общественного развития; 2) процесс усиления роли государства в экономической и политической жизни общества. Патернализм – это отеческая забота со стороны государства по отношению к своим гражданам. Отношение к государственной власти в России обусловливается этатистским представлением о необходимости сохранения политического единства и социального порядка. И этот этатистско-патерналистский порядок является реальным основанием соединения разнородных национальных традиций и культур. Поэтому дуализм общественного бытия в России имеет иную природу, чем на Западе. Он выражается в первую очередь в таких конфликтных тенденциях, где одной из сторон всегда выступает универсальная и автономная государственность. Это — конфликт между государственностью и регионализмом, государственностью и национальными культурными традициями, государственностью и социальными общностями. С этой точки зрения характер российского общества в отличие от западноевропейского определяется не столько соглашением подданных и государственной власти об обоюдном соблюдении законов, а молчаливым сговором об обоюдной безнаказанности при их нарушении. Поэтому в российской цивилизации, где стороны перманентно нарушали законы, государство выступало не примиряющим, а усмиряющим началом, а подданные — безмолвствующим большинством или бунтарями. Патернализм берет начало со времен Петра I, когда в России складывается особый тип государства, символом которого стало «отеческое», бюрократическое попечительство «вождя-государя» и государственной власти о благе народа, общественной и личной пользе своих подданных. Кроме того, следует учитывать и своеобразие сложившегося еще в эпоху Московского царства «вотчинного государства». Одной из особенностей мобилизационного развития России было доминирование в ее истории политических факторов и, как следствие, гипертрофированная роль государства в лице центральной власти. Это нашло выражение в том, что правительство, ставя определенные цели и решая проблемы развития, постоянно брало инициативу на себя, систематически используя при этом различные меры принуждения, опеки, контроля и прочих регламентации. Государственная власть в России играла в истории России двойственную роль. С одной стороны, она превратила Россию в великую державу. С другой стороны, в России сама государственная власть становилась непосредственной причиной кризиса государственности и даже развала государства. Реформы в России задумывались и проводились «сверху» в специфических условиях социокультурного раскола. Большинству русских людей присущ ценностно-рациональный стиль мышления и поведения, для них важны не столько цели и результаты, сколько смысл преобразований. В иерархии ценностей русского человека ведущее место отводится справедливости, трактуемой в нравственно-уравнительном смысле, понимаемой как возможность быть хозяином самому себе. В этой иерархии далеко не первое место принадлежит труду, который в производственной этике человека рассматривается как обязанность и повинность. Поэтому попытки трансформировать основы экономической, социальной и политической жизни России без изменения культуры как духовного кода жизнедеятельности подавляющего большинства ее населения приводили к социокультурному отторжению реформ, по мере того как они создавали ситуацию фрустрации или дискомфорта. Это сопровождалось кризисом государственной власти и заканчивалось контрреформами «сверху» или революциями «снизу». Контрреформы были реакцией правительства в условиях пассивного общественного противодействия на результаты преобразований и попыткой, чаще всего стихийной, привести их цели и средства в соответствие с социокультурной средой. 16. Понятие и структура полит. системы Часто возникают вопросы как общ-во приспосабливается к новым условиям внеш. мира., а также к внутр. Вызовам. Какоы мех-змы адаптации к новым условиям. Без адаптации невозможно стабильности. Она обеспечивается посредством полит. сис-мы, благодаря деятельности полит институтов и структур, а также выполнение людбми разл ролей, пол. сис-ма оказывает целенаправленное воздействие на общество властным путем распределяя ресурсы и цен-ти внутрио бщества и предписывая обществу определен стандарты и нормы поведения. Подходы к опр-ю пол. сис-мы. 1.расширительный подход (американ политология)ПС-совокупность всех общ. Структур в их полит аспектахГ.Алмонд считает что ПС включает в себя поли. Институты, соц и эконом структуры, историч традиции и ценности. 2. ПС- совокупность взаимосвязанных гос и обществ полит институтов, отношений и норм, в которых осуществляется пол. жизнедеятельность об-ва и реализ. Власть.ПС органически связана с эконм, соц и дух сферами. Термин сис-ма возник в естеств науках(биология) попал в полит науку в 20ые г 20 века(Л фон Беталанфи)Он впервые применил в естевст науках., используя для описания взаимодействия клетки с внеш средой.Этот термин предполагает что есть сов-ть взаимосвязанных элеменотов, нах-ся в взаимодействии с др с другом.Отношение взаимозависимости означает, что при изменение одного меняется вся сис-ма. Сис-ма развивается благодаря тому что реагирует на изменения извне. Парсонс употребил этот термин для анализа обществ процессов и распространил понятие сис-ма на об-во в целом.(опираясь на методологию Маркса)Мех-зм социализации исоц контроля стабилизирует эту сис-му. В политологии впервые ПС применил Д.Истон(50-60гг)это не было случайно.Это период, особенно в США отмечен бурным ростом полит активности. Стало ясно что политка приобретает более сложный характер и перестает быть монополией гос-ва, об-во начинает играть в политке важную роль. Прежние науч. Понятия (тип правления,сис-ма правления) сводившие всю полит деятельность только к деятельности гос-ва, перестали соответствовать реалиям - нужны новые понятия - понятие ПС (Д.Истон, Г.Алмонд,К.Дойч) По многим исследованиям ПС состоит из нескольких подсистем, которые взаимосвязаны между собой и совместно обеспечивают функционирование публ власти. Подсис-мы: - институциональные(гос-во, полит. партии, гр.давления,СМИ), - нормативная (прав, пол, морал. Нормы, сложившиеся в обществе+обычаи, традиции, полит. символы), - ценностная(кул-ра, религия, идеология), - коммуникативная(сложив формы связей и взаимоотношений м/у властью и об-вом, властью и индивоидом, пресс-конференции, выступления по тВ и радио, дебыты), -функциональная (функционирования полит институтов, это средство и способ реализации власти-насилие, согласие)Наиболее очевидной частью полит подсис-мой является институциональная сис-ма(пол. орг-ця общ-ва) Инситуциональня подсис-ма: Гос-во(З,И,С власть), Партийно-полит инфраструктура (партии, парт.объединения,гр.давления), СМИ(ТВ,радио,пресса), Церковь. Ключевую роль в институционально подсис-ме играет гос-во, но в последнее время рольгос-ва начинает оспариватся(особой влияние-гр. Интересов, фин-промышленные группировки) 17. Механизмы функционирования ПС По Истону любая полит. сис-ма-мех-зм произ-ва общ. Порядка, достинаемого путем преобразования факторов «входа» в известную форму продукции, т.е. «Выхода», которые называ.тся политикой, т.е решением мерами, распоряжением, осущ-ми властью. Обмен ресурсами и взаимодействие ПС с внешней средой осцществл. по принципу «Вход-выход».Сущ-т 2 типа входа: - требование, - поддержка, требование-это обращенное к властным оргенам мнение по поводу желател и не желател распределения ценностей в общетсве. Истон выделил три вида требований: - распределительные(требование увелечен зарплаты, сокращ раб день,сделать бесплат образование и т. д.) – регулировачные (требование которые требуют урегулирования безопасности, ввести контроль за произволом) - коммуникативные требования (люди недовольные коммуикацией с гос-вом, треб достоверной информации) Требования им. Тенденцию ослаблять ПС, в особенности когда они возникли одномоментно, в масс кол-ве. Поддержка- означ-т усиление ПС. Поддержка охватывает все позиции и варианты поведения, благоприятствующие ПС. Формы политиким м б разными: демонстрации, митинги,высокие рейтинги, своевременная уплата налогов и.т. д.Сущ-т 3 объекта политики:1.персоналии,2 режим,3. ценности, нормы. Врез-те воздействия внешних требований на ПС возникает реакция «выход», т.е. принятие авторитарных решений по распределению тех/иных ценностей(мат,дух). Ответы сис-мы на импульсы, поступающие извне, могут иметь формы полит решений(новые закоы,заявления, регламенты)или полит. действий(выделение субсидий и т.п.)Выполнение решений обеспичиваетс силой закона. Полит действия могут и не носить принудительного характера, как закон но они тоже осущетсвляются в форме сис-мы мер по регулированию, разрешении к-либо активных проблем в сфере экономики, соц политики, экологии. – ПС находятся в отношениях глубокой взаимозависимости с внешней средой и способна саморегулироваться лишь тогда когда преобразов. эти требования и поддержку в соответствующие решения и действия, таким образом с 1 стороны она сохраняет стабильность и одновременно происходят изменения Но Д. Истон акцентирует внимание на взаимодействие сис-мы с внеш миром, при этом оставив без внимания внутр жизнь ПС. Г. Алмонд уточнил V понятия ПС, введя некоторые институты(на входе гр интересов(ф-ция артикуляции), п.партии.(ф-ция агрегирования) СМИ(ф-ция коммуникационная)на выходе З,И,С власть Т.О. через специализацию и разделение пол ролей и фунций обеспечивается стабильность об-ва и его способность к адаптации в изменяющихся условиях 18.Функции полит. системы Функция это любое действие направленное на поддержание системы в устойчивом состояние и обеспечение ее жизнеспособности. Вход. Это практически любое событие, которое по отношению к политической системе является внешним влияет на неё и способно её изменить. Выход. Ответная реакция на взаимодействия, преобразования политической системой, её специализированными институтами в решения. Решения передаются как информационный сигнал в среду. Обратная связь между ВХОДОМ и ВЫХОДОМ осуществляется через окружающую среду. Это так называемая петля обратной связи. На ВХОД политической системы подаются импульсы различного рода. Во-первых, это требования направленные в адрес властей, они служат сигналом о наличии в обществе определённых потребностей. Во-вторых, на ВХОДЕ существует импульс поддержки. Поддержка – есть выражение лояльности членов общества по отношению к системе. К функциям на входе политической системы относятся политическая социализация и рекрутирование, артикуляция интересов, агрегирование интересов, политическая коммуникация. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |