|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Хозяйство. «Жети Жаргы». Культура Казахского ханства«Жети жаргы» - законы хана Тауке. Основные принципы правопорядка и государственного устройства в Казахском ханстве в конце XVII – начале XVIII вв. определили законы «Жети жаргы». Эти законы были составлены при хане Тауке. «Жети жаргы» - это обычное право казахов XVIII века. Особо строго по закону «Жети жаргы» наказывалось изнасилование. Имущественное возмещение за убийство называлось «куном». В XV – XVII вв. в уголовном праве Казахского ханства о мести стоял на первом месте. Месть совершалась под девизом «Кровь за кровь» по решению суда. Приговор суда приводил в исполнение весь род. За убийство мужчины по «Жети жаргы» полагалось 1 тысяча голов скота (овец). За убийство женщины или ребенка по «Жети Жаргы» выплачивали 500 голов скота. Если ответчик не мог заплатить штраф по законам хана Тауке, то штраф платила вся община. Кража скота и имущества по законам Тауке хана относилась к тяжким преступлениям. Вора обычно били плетьми. Обычай, по которому жена умершего брата переходила к младшему (старшему брату или к ближайшему родственнику) назывался амергенство. Законы хана Тауке имели классовый характер. Положение из закона: «Кто убьет султана или ходжу, тот платит родственникам убитого кун за 7 человек», - доказывает это. «Жети жаргы» - Законы хана Тауке.
Литература и устное народное творчество. Устное народное творчество являлось зеркалом всех сторон жизни казахов. Устное народное творчество и литература на территории Казахстана развивались в XIII – XIV веках на кыпчакском языке. Персонаж Аяз би и Жиренше встречаются в казахских сказках. «Ер-Косай» - дастан, относящийся к героическому эпосу. В период Золотой Орды в XIV веке на тюркском языке было написано произведение «Хосров и Ширин». В XIII-XIV вв. был создан эпос о войне кыпчаков с иранским шахом - «Кобланды батыр». Произведения «Ер Сайын», «Ер Едиге», «Сказание об Алпамысе» - по литературному жанру относятся к эпосу. К замечательным историко-литературным памятникам средневековья относится труд основателя одной из могучих империй этого периода, известный в историографии как «Бабур-Наме». Это государство носило название Империя Великих Моголов. Казахи в XV-XVII вв. пользовались арабской графикой. Наиболее важным памятником казахской исторической литературы XVII века является сочинение Кадыргали Жалаири «Джами ат-тауарих». Он посвятил это произведение русскому царю Борису Годунову. Представители казахской устной поэзии назывались – жырау. Один из знаменитых жырау XV века в Дешт-и-Кыпчаке – Шалкииз-жырау. Доспамбет-жырау – один из знаменитых жырау Казахского ханства, живший в XVI веке. В XV-XVI вв. в Дешт-и-Кыпчаке были известны имена певцов (жырау) Асана Кайгы и Казтугана. Литература и устное народное творчество. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |