|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Роджерс К., Фрейберг ДжГЛАВА 14. СОВРЕМЕННЫЙ ПОДХОД К ЦЕННОСТНОМУ ПРОЦЕССУ
Работа педагога (учителя и воспитателя), как и работа психотерапевта, сложным и неразрывным образом связана с проблемой ценностей. Школу всегда относили к средствам, благодаря которым одно поколение передает свои культурные ценности другому. Однако теперь этот процесс нарушен, и многие молодые американцы объявляют себя «исключенными» из действующей в современном мире системы ценностей, которая, на их взгляд, насквозь лицемерна и бесперспективна. Как же педагоги (да и обычные люди) должны ориентироваться в этой сложной и запутанной проблеме? Однажды, много лет тому назад, во время отпуска на Ямайке, наблюдая многообразную жизнь моря и не менее чарующий процесс развития трех моих внучек, я предпринял попытку написать эссе по данной проблеме, основываясь главным образом на своем опыте в области психотерапии'. Когда эссе было закончено, я почувствовал, что совершенно не удовлетворен им. Однако оно, как мне кажется, выдержало испытание временем, и теперь мне нравится его авантюрный характер. Я чувствую, что в этом эссе, как и в нескольких других своих статьях, я сказал больше, нежели «знал умом», и моему интеллекту позже приходилось «догонять» то, что я уже написал. Я обнаружил также, что многие люди восприняли этот текст как весьма значимый для них. Не скажу, что тогда я отчетливо предвидел тот огромный сдвиг в ценностях, который столь сильно изменил нашу культуру, и, тем не менее, я глубоко убежден, что кое-что предчувствовал. Социолог Дэниэл Янкелович, изучивший огромные массивы данных из национальных опросов начала 1980-х годов, попытался обрисовать некоторые аспекты этого изменения. Он пишет, что в поиске новых смыслов, охватившем примерно 80% всего взрослого населения Америки, выражается общенациональный настрой на экспериментирование: «Это выглядит так, как если бы десятки миллионов людей... одновременно решили провести над собой рискованные эксперименты, использовав для этого единственный доступный для них материал — свою собственную жизнь» (Yankelovich, 1981. Р. 39). Вывод, как мне кажется, говорит сам за себя, и в этой главе я покажу, каким образом происходит такое изменение в ценностях, а также рассмотрю отдельные его последствия, которые, скорее всего, будут восприняты культурой. Современное общество явно озабочено проблемой ценностей. Почти в каждой стране молодежь испытывает глубокую неуверенность относительно своей ценностной ориентации: ценности, связанные с различными религиями, утратили значительную долю своего влияния; в каждой культуре умудренные опытом люди кажутся неуверенными и озадаченными, когда речь заходит о целях, к которым они традиционно испытывали уважение. Чтобы увидеть причины этого, не надо заглядывать слишком далеко. Мировая культура во всех своих аспектах представляется все более изученной и относительной; неизменные и абсолютные ценностные понятия, пришедшие к нам из прошлого, кажутся анахронизмом. Но, может быть, еще важнее тот факт, что современного человека со всех сторон теснят противоречивые ценностные системы. Больше нет той возможности, какая была в не столь отдаленном историческом прошлом: с комфортом устроиться в системе ценностей своих предков, или своего сообщества, или своей религии и жить, не задумываясь о ее природе или предпосылках. Не удивительно, что в этой ситуации ценностные ориентации, наследуемые из прошлого, дезинтегрируются и впадают в коллапс. Люди задаются вопросом, существуют ли и могут ли существовать универсальные ценности. Зачастую возникает ощущение, что современный мир утратил саму возможность выработать какое-либо общее межкультурное основание для ценностей. Один из естественных результатов этой неуверенности и запутанности — усиление озабоченности, интереса и поиска обоснованного, осмысленного подхода к ценностям, способного выстоять в современном мире. Я разделяю эту общую озабоченность. У меня также есть некоторый опыт решения определенных ценностных проблем, возникающих в моей профессиональной области, и я хочу попытаться сформулировать собственный довольно скромный подход ко всей этой проблеме. Я наблюдал изменения в подходе к ценностям по мере того, как человек развивается от младенчества к взрослости. Я наблюдал и дальнейшие изменения, когда (при счастливом стечении обстоятельств) человек продолжает развиваться в направлении подлинной психологической зрелости. Многие из этих наблюдений основываются на моем опыте педагога и терапевта, имеющего редкую возможность видеть пути, по которым люди идут к более полной жизни. Из этих наблюдений я извлек несколько основополагающих идей, которые могут составить новое понятие ценностного процесса — более здравое и логичное для современного мира. Я начал с того, что частично представил некоторые из этих идей в предшествующих публикациях (Rogers, 1951, 1959); сейчас я хочу изложить их более отчетливо и развернуто. Подчеркну, что моя позиция, позволившая мне сделать все эти наблюдения, имеет преимущество перед позицией ученого или философа: мои формулировки опираются на мой опыт работы в качестве человека, лично наблюдавшего рост, изменение и развитие.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |