|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Восстановление контакта с опытомНекоторые люди более удачливы: они могут выйти за рамки, которые я только что очертил, и продолжать развиваться в направлении психологической зрелости. Мы видим, как это происходит в процессе психотерапии, когда мы стараемся создать климат, благоприятный для психологического роста человека. Мы также видим, как это происходит в жизни — там и тогда, где и когда сама жизнь создает климат, поддерживающий человека. Позволю себе более детально описать дальнейшее развитие подхода к ценностям, насколько я его представляю. Прежде всего, хочу мимоходом заметить, что помогающие отношения не только не свободны от ценностей, но совсем наоборот. Мне представляется, что наиболее эффективные помогающие отношения в первую очередь отмечены одной ценностью: каждый человек имеет достоинство и ценен именно в силу своей отдельности и уникальности. Когда мы чувствуем и понимаем, что нас ценят как людей, мы сами постепенно можем начать ценить различные стороны самих себя. Крайне важно, что мы можем (поначалу это очень трудно) ощущать происходящее в нас: что мы чувствуем? что переживаем? как реагируем? Мы используем наши ощущения в качестве прямого референта, к которому можем обращаться при формировании более точных представлений, используя его в качестве проводника к нашему поведению. Джендлин разработал метод, показывающий, как все это происходит (Gendlin, 1962, 1978). По мере того, как наш опыт становится для нас все более открытым и мы обретаем способность более свободно жить в потоке переживаний, в нашем подходе к ценностям начинают происходить значимые изменения. Он начинает приобретать многие черты, свойственные младенческому подходу.
Учителя, стремящиеся к тому, чтобы учащиеся изъяснялись в классе литературным языком, могут вступить в прямой конфликт с той лексикой, которая используется учащимися в других (обычно более важных для них) жизненных мирах. Однажды я был свидетелем того, как учительница шестого класса средней школы отреагировала на нескольких учащихся, нецензурно бранившихся в классе. Она присела на край парты и сказала:
√ Насколько я понимаю, ребята, мы пользуемся языком по-разному: одному человеку мы говорим нечто такое, чего не скажем другому. Мы по-разному используем язык в общении с друзьями и с членами семьи, в церкви и на работе. Язык, используемый в других местах, не всегда наилучшим образом подходит для школы. Мне неприятно, когда вы ругаетесь в классе.
Затем в классе возникла дискуссия о значении языка и о том, что и как сообщается другим людям. Этот подход к тому, что ценят учащиеся, сильно отличался от того, который был реализован в другом классе, где учительница в такой же ситуации просто прикрикнула: «Немедленно замолчите!» Уважение ценностей учащихся и предоставление им возможности увидеть многообразие и изменчивость того, что ценят люди, может вызвать у них более сильное ощущение ценностных предпочтений. Ученики уважают подход, который не умаляет ценности их «других миров». Такой подход дает им также ощущение контекста, позволяющее посмотреть на различные ситуации с разных точек зрения. Не удивительно, что после этого разговора ученики шестого класса стали выше ценить свою учительницу.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.002 сек.) |