АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Совместность усилий диавола, мира и плоти

Читайте также:
  1. I. День максимальных усилий
  2. Без усилий, без боли
  3. День динамических усилий
  4. День максимальных усилий
  5. И не прилагать слишком больших усилий для выполнения задач, которые вы явно не сможете выполнить.
  6. ИСТОРИЯ ЖИЗНИ ПЛОТИНА
  7. Книга о философии Плотина 1 страница
  8. Книга о философии Плотина 10 страница
  9. Книга о философии Плотина 11 страница
  10. Книга о философии Плотина 2 страница
  11. Книга о философии Плотина 3 страница
  12. Книга о философии Плотина 4 страница

Только рассматривая действитель-ность теоретически, можно различить отдельно специфику, работы диавола, мира и плоти. На деле же, конечно, и на любой стадии развития греха и в греховной жизни вообще всегда реализуются общность и единство, если угодно, совместность действия диавола, мира и пло-ти. Особенно же это заметно на ранних этапах развития греха — внедрения в душу греховных установок.

Обычная схема здесь такова. У каждой индивидуальности имеются неко-торые склонности плоти ("чисто" плотские, смешанные — плотско-душевные и "чисто" душевные). Как правило, эти склонности в нравственном отношении довольно нейтральны; — они могут почти не проявляться, особенно, если им не присуща слишком высокая степень стремления. Но при столкновении с миром начинают действовать импульсы различных соблазнов. И некоторые из них, падая на известную склонность, будят ее, прежде спящую. Колебания разбу-женной склонности могут потухнуть, но могут раскручиваться и довольно дол-го, и здесь — главный пункт диавольской работы: он скрепляет устойчивость союза соблазна мира с природной склонностью. Механизм этих процессов понятен, но сущность их довольно загадочна; впрочем, не менее загадочен феномен влияния одной личности на другую, как вообще, так и в конкретных ситуациях, особенно, если это влияние не целена-правленно. Для того чтобы грех стал желанным, необходимо, во-первых, представить сочетание внешнего соблазна и внутренней склонности приятным, полезным, добрым и нужным; а во-вторых, оправдать это действие, усыпив совесть и на-правив действие рассудка так, чтобы видеть логичность, доброкачественность, целесообразность, или, по крайней мере, нейтральность со стороны нравствен-ной. При достаточно частой личной и социальной повторяемости подобных дей-ствий возникают установки, как совсем индивидуального характера, так и взятые напрокат из сферы социального разума. Такие установки укладываются в не-сколько типичных схем. Например, по отношению к типам личности: христианин сознательный и борющийся нравственно, христианин формальный, вовсе нехри-стианин. Так, у первых может возникать помысел, переходящий в установку: "де-лать плохое, чтобы научиться бороться". У вторых: "если все во власти Бога, так и делать ничего не надо". У третьих: "христианство — ложь, поскольку не дает ни-какого успеха". Установки могут u1089 систематизироваться и по материалу. Например, по теории греха: "не является грехом то, что служит благой цели". Или, по теории нравственности вообще (конечно, крайне упрощенной): "нравственность и рели-гиозность полезны для достижения некоторых материальных результатов". Или

— по связи жизни с христианскими понятиями нравственного мира: "заповеди трудны и невыполнимы", и т.п. Все подобные установки, как результат совместной работы в душе мира, плоти и диавола характерны не только сами по себе, но как создающие почву для произвольной греховной жизни, т.е. такой, на которую есть произволение (желание и внутреннее согласие). Известно, что произволение имеет место даже как бы в непроизвольных действиях, хотя и не всегда понятно, отчего. На этом созна-нии основана просьба ко Господу о прощении грехов вольных и невольных, и во-обще вменяемость вины. Тем более что порою и совесть, и психоаналитическая наука подсказывают, что далеко от света ясного сознания тускло мерцают в душе скрытые побуждения, так называемые подсознательные стремления ко греху, ко-торые если и выходят наружу, то в непохожем, замещенном виде (порою в виде по-этических, чрезвычайно высоко ценимых эстетически произведений). Проблема подсознательного влечения ко греху, разумеется, имеет отно-шение к этической проблематике, и потому затрагивается здесь; но теперь нам важнее бросить взгляд на связь произволения с совместными усилиями мира, плоти и диавола. Прежде всего, следует сказать, что произволение ко греху, как по своей сути, так и по своим последствиям различно в зависимости от степени религиозного и нравственного дара и понимания дела. Вспомним слова Христа: "Раб не знавший и не выполнивший бит будет мало, а раб знавший и не выпол-нивший бит будет много" (Лк.12,47-48). Поэтому совместные влияния мира, плоти и диавола на душу человека, нравственно не развитого, состоят сначала в том, чтобы он вступил в греховный строй жизни вообще и в конкретное греховное предприятие в частности, как бы "не ведая, что творит" (хотя и не совсем безвольно), а затем по мере вхождения в грех, получал сознание тяжести грехопадения, но и безвыходности. Наоборот, нравственно и духовно сведущему человеку мир, плоть и диавол представляют грех в открытом, ярком и сильном виде: в роскошной упаковке и в испытанной сладости. И когда происходит склонение такой души к приятию соблазна от мира, — соблазна, направляемого диаволом и приятно переживаемого плотью, — то есть когда душа знает последствия и суть греха, ее произвольное склоне-

ние ко греху становится сознательным противлением Богу. Таким образом, малых произвольных грехов не бывает. Сознательное противление Богу — это хоть и прерывистая, но однооб-разно-многоцветная единая линия, и каждая из точек на этой линии смерти — смертельна. Потому-то св. Тихон Задонский и говорил, что каждый произволь-ный грех есть грех смертный. Но в любом случае, в грехах произвольных или непроизвольных решающую роль даже при успешных действиях мира, плоти и диавола играет предрасположенность души ко греху, и уж почти всегда в при-ятности греха. Именно это нередко заставляет грешника прямо искать путей, на которых лежит грех, даже если совесть пытается отвратить от падения. Любые соблазны остаются бессильными, пока грех на деле неприятен и гадок. Отвращение к греху того или иного рода также может быть связано с оп-ределенной природной предрасположенностью. Искаженность грехом конкрет-ной личности, как известно, проявляется по-разному. К одним видам греха у разных личностей имеется очевидная врожденная склонность, к другим — оче-видное природное отвращение. Но даже и врожденное отвращение может стать вполне сознательным, лишь когда оно опирается на объективное нравственное откровение, на заповедь. И потому отвращение ко греху может быть и вовсе не связано с природной предрасположенностью, а напротив, явиться следствием очень сильного внутреннего противостояния природной расположенности u1082 ко греху. В таком случае отвращение ко греху есть следствие аскетической под-вижнической победы над грехом. Когда же такого — аскетического или природного отвращения к греху нет, обычно совершается сознательный или несознательный поиск путей к гре-ху, т.е. попытки либо создать для себя, либо самому приблизиться к тем обстоя-тельствам, которые облегчают удовлетворение греховной склонности (встречи с определенными людьми, посещение определенных домов и проч.). Эти поис-ки могут осуществляться и внутренним образом — через целенаправленную мечтательность или раздражение души греховными переживаниями (гнева, уныния).

При этом люди грубо-греховного развития вполне удовлетворяются оче-видным и прямым злом, не тревожась о нравственных мотивах и последствиях. Для других же, с более тонкими и серьезными нравственными переживаниями, "совестливых", зло обычно является замаскированным либо в нравственно ней-тральные одежды, либо даже — в нравственно привлекательные. Важную роль в этих камуфляжных процессах играет общественное мнение, которое выполня-ет две функции: первая — привлечь ко греху и злу, и вторая — оправдать его. Поэтому человек, прислушивающийся к общественному мнению, непременно обманывается. Грех всегда лжив по природе, но всегда находятся аргументы, которые ут-верждают его мнимую правоту. Такие аргументы открываются в ложных интер-претациях. Они совершаются умом, испорченным внутренней лживостью. Чело-век “честно” может видеть ситуацию очень далекой от реальности. Такого рода ложные интерпретации легко появляются, во-первых, при невнимании к путям, ко-торыми идет грех, а во-вторых, при бесконтрольности грешного ума. Имеются и внутренние предпосылки греховной страстной жизни: общее невнимание к своей внутренней жизни (и как результат — непонимание себя); поверхностное безответственное отношение к заповедям Христовым, а значит, и ко всему объективному строю нравственной жизни; и, наконец, на фоне об-щей духовной расслабленности — глупость, непонимание нравственной дейст-вительности.

 


1 | 2 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)