АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Глава 1. Потребность в познании окружающего мира изначально заложена в человеке, на уровне инстинкта, и функциональное её назначение заключается в более лучшей

Читайте также:
  1. I. ГЛАВА ПАРНЫХ СТРОФ
  2. II. Глава о духовной практике
  3. III. Глава о необычных способностях.
  4. IV. Глава об Освобождении.
  5. XI. ГЛАВА О СТАРОСТИ
  6. XIV. ГЛАВА О ПРОСВЕТЛЕННОМ
  7. XVIII. ГЛАВА О СКВЕРНЕ
  8. XXIV. ГЛАВА О ЖЕЛАНИИ
  9. XXV. ГЛАВА О БХИКШУ
  10. XXVI. ГЛАВА О БРАХМАНАХ
  11. Аб Глава II ,
  12. Апелляция в российском процессе (глава 39)

Потребность в познании окружающего мира изначально заложена в человеке, на уровне инстинкта, и функциональное её назначение заключается в более лучшей ориентации и как следствие приспособленности к окружающей среде. Это подтверждает тот факт, что большинству видам животных свойственна исследовательская деятельность. «Животное получает представление о местонахождении пищевых и других ресурсов, потенциальных брачных партнеров и мест, где можно укрыться от хищников. Поэтому нередко можно видеть, как животные, которые досыта наелись и напились и не находятся в состоянии готовности к спариванию, тем не менее обследуют свою территорию»[1]. Мы в этом можем убедиться хотя бы, наблюдая за поведением домашних питомцев. Которые, несмотря на свои комфортные условия все равно проявляют любопытство ко всему новому, что появляется в их пространстве.

У людей исследовательская деятельность имеет более сложные формы, а именно сюда включается его отличительная от прочих животных способность к мыслительной деятельности, где эмпирические факты анализируются, систематизируются, выявляются закономерности и причинно-следственные связи между ними. На основе этих операций, впоследствии, строится карта окружающего мира, на которую человек уже ориентируется в своей повседневной жизни, а потом передает это знание потомкам, облегчая им жизнь.

Подобная картина мира или отдельные мифы не являлись сугубо продуктом человеческого воображения. Это есть результат познавательной деятельности, имеющий свою внутреннюю логику и основанный на умозаключениях. Несмотря на то, что древний не человек не понимал и не осознавал суть операций мышления, их природу и законы, он все же пользовался этими операциями в процессе систематизации эмпирического опыта.

Правда ввиду того что достоверного фактического материала, или теоретического знания не было, представление об окружающем мире строилось на основе догадок домыслов, зачастую даже допуская логические ошибки в суждениях, правила составления которых были уже сформированы гораздо позднее.

 

Как раз для мифотворчества было характерно использование в основном умозаключений по аналогии. Аналогия – есть «вывод о сходстве двух объектов

(предметов или отношений между предметами) на основании их сходства

в одних признаках и переносе признаков, обнаруженных у одного объекта на другой объект, у которого эти признаки не обнаружены».[2]

Наилучшим образом человек знал строение своего тела, о структуре мироздания ему было неизвестно. Наблюдая, ландшафты природы он проводил сравнение её объектов, например, со своим телом (не забываем, что немалую побудительную роль в таких операциях сыграли ассоциативные механизмы.) Лес совокупно растет вертикально из земли – волосы на теле совокупно растут вертикально из кожи. В глубине земли текут подземные воды, или же они выходят на поверхность в виде родников, рек и озер – кровь такая же жидкая как вода скрыта под поверхностным слоем плоти, и иногда при ранениях бьёт ключом, образуя своеобразные ручейки, а в особо запущенных случаях моря вокруг лежащего мертвеца. Холмы выпирают на относительно плоской равнине, подымая слой почвы над собой – кости человека в некоторых местах тела выпирают над относительно ровной поверхности. Солнце и луна – два крупнейших светила, преимущественно круглой формы, озаряют своим светом мир – глаза единственный парный орган округлой формы, который к тому же позволяют человеку наблюдать (освещать) для себя окружающий мир. К тому же свет попадает внутрь человека через глаза, через небесные светила подобно очам свет попадает внутрь мира. С ветильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло. Если же око твое будет худо, то все тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, есть тьма, то какова же тьма? " (Мф. 6, 22-23) На основе сходства тела человека и окружающего мира по подобным признакам делался вывод об идентичности, и, как правило, мир представлялся в виде тела мёртвого человека в луже собственной крови.

Но, несмотря на распространенность антропоморфного взгляда на мир, имелись и иные традиции взгляда на мир, но использующие те же приемы, только переменной здесь является один из объектов сравнения. Имелись в том числе и зооморфные взгляды на мир.

Так в древнем Египте небо представляло собой корову (богиню нут) отчего выбор остановился именно на этом животном? Дело в том что в тропиках и на экваторе, серп месяца имеет горизонтальный наклон, в отличии от более серных широт, где он вертикален. И как следствие месяц по форме напоминал рога коровы, и на основе такого сходства древние египтяне считали небом корову. Истинность данного утдверждения подтверждает то, что у народов северных широт не имелось подобного представления о небе, как о небесной корове. Так же не имелось оно и у индейцев америки, так как в тех краях коровы и подобный ей крупный рогатый скот не водился, за исключением разве что бизонов, но ареал их обитания был в северной америке, и форма рогов их не вызывает ассоциаций с рогами месяца.

Вышеизложенные доводы говорят о влиянии окружающей среды на формирования картины, и наличия какой либо примордиальной традиции, искаженной в последствии разными народам, о которой заявляют философы традицилоналисты – исключено.

Дихотомии

 

Напрмер рога месяца бог неба у египтян.

Снег — это кокосовая стружка, а Земля - большая Рафаэлка. Собаки лающие на автомобили – это души умерших гаишников.

"Одна сила, один дух, могучая основа мира и одно божественное тело, в котором все круговращается: огонь и вода, земля и эфир, ночная тьма и дневной свет... Его голова и прекрасное лицо его это - блестящее небо, и кругом как бы золотые локоны... глаза это - солнце и противостоящая луна. Истый царственный дух есть негибнущий эфир... Столь же блестяще у него туловище, неизмеримое, несокрушимое, крепкое, с сильными членами, гигантское; плечи бога и грудь его, и широкая спина - это далеко простирающийся воздух... Подошвы его ног - корень земли, мрачный тартар и крайние пределы преисподней. В себе сокрыл он все, чтобы снова на свет многорадостный все извести из лона, являя чудо за чудом"[3]

«В скандинавской мифологии боги во главе с Одином создают мир из тела убитого ими великана Имира, заполнив им ужасную пропасть Гиннунгагап. Плоть умерщвленного гиганта становится землей, череп - небом, кости - горами, кровь - морями. К этому можно добавить, что в древнескандинавской поэзии распространенным приемом было уподобление частей человеческого тела явлениям природы, и наоборот. Голова именовалась небом, пальцы - ветвями, вода - кровью земли, камни и скалы - костями, травы и лес - волосами земли. Исследователи считают, что до того, как стать поэтическими образами, эти уподобления отражали реально бытовавшие представления людей о природе»[4].

 

Между тем, согласно китайскому мифу, вселенная отождествляется с телом изначального гиганта по имени Пань-гу. Зародившись в хаосе, подобном куриному яйцу, Пань-гу в течение восемнадцати тысяч лет увеличивался в размерах, вместе с ним росла и вселенная, до тех пор пока небо не было окончательно отделено от земли. После этого Пань-гу умер, при этом, как сообщается в древнем сочинении, «его дыхание стало ветром и облаками, голос - громом, левый глаз - солнцем, правый глаз -луной, его конечности и костяк - четырьмя сторонами света и пятью великими горами, кровь - реками, жилы и вены - дорогами на земле, мясо - почвой на полях, волосы - звездами, растительность на теле - травами и деревьями, зубы и кости - золотом и каменьями, семя и костный мозг - жемчугом и яшмой, пот - дождем и росой»[5]

 

«Древние китайцы настолько были уверены в истинности идеи о тождестве микро- и макрокосма, что без тени смущения использовали ее в своих космологических концепциях. Так, астроном III века нашей эры Яо Синь для доказательства наклона земной оси в сторону юга приводил следующий аргумент: человек более всех созданий соответствует по своему строению небу, значит, то, что верно для человека, должно быть верным и для неба, Человек может опустить подбородок на грудь, но не может прижать свой затылок к спине (по китайской символике, грудь соответствует югу, спина - северу), следовательно, небеса прижаты к земле на юге и приподняты на севере, т. е. земная ось наклонена к югу»[6]

 

В весьма полном виде представления о вселенной как огромном человеческом теле зафиксированы в прошлом у сахалинских нивхов. Известный советский этнограф Л. Я. Штернберг, еще в конце прошлого века изучавший культуру этого народа, писал, что по-нивхски вселенная и "личный человекоподобный бог" обозначаются одним и тем же словом. "Свой родной остров, - сообщает Л. Я. Штернберг, - гиляк называет "миф" (земля). Это живое божественное существо, "голова" которого (мыс Марии) и "подбородок" Пытыкры упираются в Охотское море, а "ноги" - два полуострова в Корсаковском округе, упирающиеся в пролив Лаперуза". Любознательному этнографу довелось однажды перевалить через "подбородок" земли и наблюдать, как его спутники-нивхи с благоговением приносили жертвы его божеству. А в 1894 году Л. Я. Штернберг побывал и на самой "голове" вселенной. Вот как он описывает это событие. "С большими затруднениями, почти без провизии и припасов, с одним куском кирпичного чая и сухарями, добрался я до "головы" земли. Когда я неожиданно сообщил моим спутникам, что решил взобраться на вершину "головы", чтобы собрать там растения и отбивать камни, моими спутниками овладела паника. Они заклинали меня отказаться от моего "безумного" намерения, которое должно было повести за собой нашу общую гибель". Главная беда, по мнению нивхов, заключалась в отсутствии у слишком любопытного путешественника чего-либо, что можно было бы принести в жертву божеству. Проблему решили случайно завалявшиеся в кармане леденцы. Ими и пришлось задобрить требовательного бога. Спустившись с "головы" земли, исследователь, дабы успокоить своих спутников, так и не отважившихся составить ему компанию, вынужден был присочинить, сказав, что принес жертву и обратился к богу "головы" с почтительным словом. Все были вполне удовлетворены"[7]

 

Уаджет (также око Ра или глаз Гора) — древнеегипетский символ, левый соколиный глаз бога Гора, который был выбит в его схватке с Сетом. Правый глаз Гора символизировал Солнце, а левый глаз — Луну, его повреждением объясняли фазы луны. Этот глаз, исцелённый богом Тотом, стал могущественным амулетом, который носили многие египтяне — и фараоны, и простой люд. Он олицетворял собой различные аспекты божественного миропорядка, от царской власти до плодородия.

 

 

особенно метод аналогии, в частности психологические мотивы понимались как части мироздании (приписывание психических мотивов окружающей среде). А весь опыт первобытных людей это собственное тело, род, семья, окружающее пространство, быт и хозяйство.

Влияние на картину мира также оказывали психоактивные вещества и иные причины измененного состояния сознания. При том, что первобытный человек не разделяет субъект и объект, материальное и идеальное.

Все что видется, все что чувствуется, то реально, даже сон это не продукт сознание, лишь переход в ниой мир, тем более это относится к галлюцинациям. Немалую роль играет и априорное знание о пространстве и времени. Особенно деление его на координаты.

 

Принцип магического мышления «подобное производит подобно» так же является результатом умозаключения по аналогии. Люди рождают людей, птицы – птенцов. Волки – волчат, коровы телят, на основе этих фактов делается вывод что все остальное появляется также.

«Человек более всех созданий соответствует по своему строению небу, значит, то что верно для человека, должно быть верным для неба»… (китайский философ)

Люди также сравнивали себя со зверьми и растениями. Обнаружив сходство с ними по одним признакам, они делали вывод что чувства тоже свойственны им. (елка тоже живая – не рубите елки).

Причина тотемических верований также заключалась в мышлении по аналогии. Определение сходства с животным хоть и не давали признать с ним полную идентичность, но давало основания полагать, что люди от него ведут свое происхождение.

Классификация – есть закономерный процесс упордочивания фактов в сознании. И поэтому древние проводили классификации предметов. Но так как критерии для классификации проводились на основе вывода о тождественности (аналогии) общины и вселенной, то делался вывод, что на какую структуру община, на такую же структуру делится мир. В иных мифах мир делился в соответствии с частями человека.

Первое деление, деление на мужчин и женщин в общине, переносилось и на мир, где небо и земля были мужем и женой. Женой зачастую являлась земля, в связи с её аналогичными девушке плодородными функциями. Даже в нашем языке деление слов на мужской и женский род есть отголосок мифических классификации. Также предметы делились на основе родственных отношений Мать отец сын дочь брат сестра и т.д. так как установливание тождества мира человка или общества, то классификация этих предметов переносилось на классификацию элементов мира.

Считалось что се предметы родственники.

В последствии уже абстрактные факты о мире, его 3х мерноть, знание структуры звездного неба позволяли проводить обратную аналогию, что государство или общество делится в соответствии со сторонами сета(верх вниз вправо влево север юг и т.д) или же в соответствии с карто звездного неба (планеты зодиаки)

А потом уже с появлением учения о стихиях со стихиями.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.)