|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Отношение к знанию (религия, наука, отношение к информации как к таковой), техника, отношение к носителям знания, отношение к путешественникамЛюдям рассматриваемого периода в целом свойственно мифологическое мировоззрение. Скандинавский мир похож на лоскутное одеяло, неоднороден и фрагментарен, создан из разорванного тела великана Имира. Мир мал и велик одновременно. Малым миром является обычный хутор, в котором рождаются и вырастают дети, большим, Мидгардом, - вообще мир людей, огороженный веками того же самого великана. Он ретранслируется на соседние хутора (где тоже живут люди). В метафизическом смысле Мидгард, конечно же, один, но физически их – множество. БОльшим миром вокруг него – Мидгарда, является Утгард - мир неизведанного, великанов, темных и непонятных сил. В этом мире может встретиться все, что угодно, и смелые отправляются в путь по нему. Также существуют локальные миры светлых и темных альвов (цвергов), преисподняя (Хель, описанная как «холодные отмели»), мир богов плодородия – Ванов (Ванахейм) и чертоги Одина и всех Асов – Асгард с Вальгаллой (тоже особый тип потусторннего мира).
Скандинав не чувствует себя приниженным перед богами, и потому его мир срединный – Мидгард, находится в центре всего, от центра же ведется отсчет остальных, не свойственных человеку миров. Чужак, путешественник, иноземец – автоматически считается пришедшим из Утгарда, его проверяют, выясняют, кто он. Пока не проверят, т.е. не установят тип отношений – он вне закона, если только на тинге не было провозглашено обратное.
В Скандинавской мифологии имеется два основных «подвида» богов. Асы, разделившие предвечного великана Имира на существующие миры, являющиеся богами войны и также, хотя и в меньшей степени, творчества (Один), деятельного, пассионарного начала, которым поклоняются дружинники, и Ваны – боги плодородия, которым поклоняются в основном земледельцы. Большинство историков сходятся на мысли, что представление о Ванах зародилось раньше, чем об Асах, как и земледелие возникло раньше массового бандитизма и военных конфликтов. Помимо богов существуют еще отдельные группы духов – альвы, которые владеют творческим началом, сутью познания, однако, Один, обокрав их, сделал знания доступным людям. Также существуют и вечные противники богов, злые к их творению, людям – великаны. Возможно, что в виде альвов и великанов сохранились более архаические представления о мире, бытовавшие во времена первобытности, и если альвы бывают как добрыми, так и злыми (дуализм божественной природы), то великаны исключительно недружелюбны.
Земледельцам, привязанным к аграрному циклу и капризам природы, нормально в первую очередь поклоняться Ванам, или же полукровкам, например Фрейру и Фрейе (дети Асов и Ванов), являвшимся богами плодородия. Викинги поклонялись исключительно Асам, наиболее почитаемыми были Один и Тор. Однако Асы, в представлении викингов, действовали лишь на своей земле, на чужих (разграбляемых) территориях управляли боги местные. Посему дружинникам был свойственен ситуационный политеизм – они могли принимать веру в чужих богов, молиться им для собственной выгоды, даже креститься, однако стоило дружинам оказаться на «родине» или далеко в море - все возвращалось на круги своя.
Если мы говорим о колониях – там действовали те боги, которых викинги привезли с собой. В среднем мы имеем то, что у Скандинава, успевшего пожить в обоих обществах, несколько раз за жизнь менялся главный, наиболее почитаемый бог – с Фрейра до Одина (Тора), Христа или же другого местного бога, до Одина и возможно еще раз до Фрейра, если викинг доживал до старости, став земледельцем. Для общинников, не попадавших в антиобщество и всю жизнь занимавшихся земледелием, верность одним и тем же богам - одно из главных достоинств.
Знание воспринималось мифологическим сознанием как дар богов, наука в таких условиях могла развиваться только как часть религии. Знание, получаемое от богов бережно хранилось и передавалось из поколения в поколение.
Однако, в рамках дружин, викинги оказались восприимчивы к новому знанию. Можно говорить об эпохе викингов вообще, как эпохе массовых межкультурных контактов и диалогов в огромных масштабах – мир викингов простирался от Америки и Исландии на Западе, до Урала (Бьярмии) на Востоке и до Черного и Каспийского морей на юге. Эпоха викингов, в каком-то смысле связала Европу и Азию воедино, создала первые торговые пути после падения Рима и первую городскую (протогородскую) сеть – Бирка, Ладога, Гнездово и т.д. В это время путешественники, выступали ли они как разбойники, наемники, пираты, торговцы, очень ценились, как носители практических знаний о мире в целом и об его особенностях в частности. Помимо дружинников и путешественников, основными носителями знания были: Жрецы, Скальды, Шаманы, Колдуны, Ведьмы и Берсерки, а также ремесленники типа кузнецов и корабельщиков. Жрецы, Колдуны, Ведьмы – свойственны в основном для земледельческого, правильного общества. Они работают с силами природы и близки к земле и вообще к стихиям, ведут оседлый образ жизни, во многом зависят от сил природы или же божественных свойственных тому месту, в котором живут. Это почетные члены любой общины, наличие в поселке колдуна, жреца или ведьмы сильно повышает статус поселка. Кроме того, что опять же ценилось – ведьмы, колдунам это свойственно гораздо менее, могли работать с будущим, прозревать Судьбу, что было жизненно важно для скандинавской культуры. Вопросы о будущем в принципе и будущем конкретном испрашивались перед началом любого значимого дела. Скальды – работали со словом, это своего рода маги в привычном нам смысле. Характерные в основном для антиобщества, имеющие большую подвижность, они не привязаны к конкретной местности. Их магия (и талант) подарены им богами, выражаются в словах. Скальд может проклясть, наслать порчу, или же призвать удачу, но не вылечить. Другим «знающим» членом антиобщества является берсерк – своего рода боевой шаман, чьи знания ограничены искусством войны. Кузнецы и корабельщики принадлежат к двум обществам сразу и являются носителями по большей части практических знаний, по образу они напоминают альвов или цвергов, часто эти духи считаются их фьюльгья.
Большое значения для общества викингов имела письменность – руника, позволяющая им фиксировать свои деяния и общаться с богами. Руника воспринималась сами скандинавами не просто как письменность – а священные письмена, связь с богами и возможность узнавать будущее (гадания на рунах).
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |