|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Билет 13. Императоры 2-го периода иконоборчества. Их военно-политическая деятельность. Культурная и религиозная политикаПравление императрицы Ирины (780-790 и 797-802) продолжалось с перерывом в 7 лет, когда у власти находился ее сын - Константин VI. Но в 797 г. он был ослеплен. Вновь воцаряется императрица Ирина и правит до 802 года, когда сама была низложена Никифором, заключена в монастырь и закончила свои дни в аскетических подвигах. Заговоры в пользу детей Копронима повторялись не раз (780-792, 797, 802г.). Царствование Никифора и его преемников Ставрикия и Михаила Рангаве (811-813) – не внесло крупных перемен. Иконоборцы во время неудачной борьбы с болгарами прибежали к гробу Константина Копронима, с шумом раскрыли его и вопили: «Встань и помоги погибающему Государству». Имп. Никифор I (802-811), бывш. логофет геникона (ведавший гос. финансами), отстранил от власти св. Ирину при поддержке военных. Важнейшим направлением деятельности императора стала реализация обширной программы финансовых, адм. и военных реформ. В их числе были переселение части стратиотов из анатолийских фем во Фракию для освоения отвоеванных территорий на Балканах, укрепление флота, введение круговой поруки в отношении стратиотского ополчения, упорядочение налогообложения, перевод монастырских богоугодных заведений на попечение гос-ва, выделение гос. ссуд купцам для стимулирования торговли. Широкомасштабные и решительные мероприятия имп. Никифора, значительно усилившие военные и финансовые ресурсы гос-ва, вызвали недовольство у части общества, что отразилось в последних разделах «Хронографии» его современника прп. Феофана Исповедника. На рубеже VIII-IX вв. внешнеполитическое положение империи на фоне постоянной внутренней борьбы партий значительно осложнилось. Пользуясь ослаблением военной мощи империи, в 782 г. арабы совершили поход через всю М. Азию до Халкидона и вынудили св. Ирину заключить договор о выплате крупной регулярной дани халифу. В 90-х гг. военные действия возобновились и шли с переменным успехом. По договору 798 г. Византия лишилась неск. приграничных крепостей. По вступлении на престол имп. Никифор отказался выплачивать дань арабам, но после похода Харуна ар-Рашида (806) в М. Азию ему пришлось выплатить ее вновь на унизительных условиях. Междоусобная борьба, разгоревшаяся после смерти халифа, позволила императору сосредоточить внимание на зап. областях. Отдельные успехи византийцев на Балканах в правление Константина VI и св. Ирины (экспедиция патрикия Ставракия против «склавиний» в Македонию в 783-784, походы имп. Константина VI в 90-х гг. против болгар) не могли переломить ситуацию. В нач. IX в. империя оказалась под ударами могущественного хана Крума. В 809 г. он разбил стратига Македонии и овладел Сердикой (совр. София), поставив под угрозу замыслы имп. Никифора I. В 811 г. император предпринял решающее наступление в Болгарию; визант. армия захватила и разграбила болг. столицу Плиску, но в сев. предгорьях Балканского хребта попала в окружение в Вырбицком ущелье; 26 июля Никифор I и почти все войско во главе с большинством фемных стратигов погибли, а сын и соправитель Никифора Ставракий был тяжело ранен. Население фракийских городов, в т. ч. Анхиала и Филиппополя, бежало к столице и переправлялось в Азию. Ввиду смертельной болезни имп. Ставракия (811) престол достался мужу его сестры Михаилу I Рангаве (811-813), нашедшему поддержку у Патриарха св. Никифора. Стремясь укрепить свое положение, новый император официально признал имп. титул Карла Великого (812), к-рый в свою очередь признал власть Византии над побережьем Далмации. Однако Михаил, не имевший политического авторитета и попавший в зависимость от своих советников (в числе к-рых важное место занимали студийские монахи), не смог противостоять болгарам: Крум взял штурмом Месемврию, обратил в бегство визант. армию в сражении под Адрианополем и угрожал К-полю (июнь 813). Имп. Михаил I был вынужден отречься от престола в пользу стратига фемы Анатолик Льва V Армянина (813-820) и вместе с семьей принял монашеский постриг. Тем временем Крум подступил к К-полю; во время встречи имп. Льва с ханом византийцы безуспешно попытались убить Крума. Не имея сил для штурма столицы империи, болгары захватили Адрианополь и увели в рабство все население. От дальнейших испытаний Византию спасла лишь смерть Крума (весна 814). Его преемник хан Омуртаг был разбит Львом при Месемврии (816) и заключил мир с империей на 30 лет. В 813 г. власть переходит к Льву Армянину, новому Константину Копрониму, начавшему новую династию. Пред коронацией он не принимал вероопределения с упоминанием о поклонении иконам. Хотя он и поцеловал икону перед св. Причащением, но затем скоро открыто стал на сторону иконоборцев. В 814 г. опять подвергается оскорблениям икона Спасителя на воротах дворца. В 815 г. притеснениями Лев принуждает православного патриарха Никифора отречься от престола. На его место был поставлен иконоборец Феодот. В том же году был созван собор, на котором вновь отменялось иконопочитание. Православных митрополитов и епископов, после увещаний, подвергали на соборе побоям и поруганиям, сорвав с них священнические одежды. Иконы, которые стояли низко, вновь стали выносить из храмов, против верных началось гонение. С игуменов монастырей требовали подписку не учить иконопочитанию. Гонение коснулось и преподобного Феодора Студита. Преп. Феодор решительно отказался признать Феодота патриархом, совершил вокруг студийского монастыря Крестный ход с иконами. Получив приглашение явиться на иконоборческий Софийский собор, он ответил собору посланием, в котором твердо признавал патриархом Никифора, защищал VII Вселенский Собор и решительно отказался войти в общение с иконоборцами. Преп. Феодор и другие исповедники были сосланы в изгнание, но и оттуда он вел обширную переписку, взывая о сочувствии к папе и восточным патриархам. После иконоборческого собора 815 г. Лев Армянин царствовал еще 5 лет. Он устранял иконы, заставлял исключить из церковного богослужения песнопения и тропари, составленные в духе иконопочитания, заменяя их другими. В день Рождества Христова 820 г. он был убит в дворцовом храме во время богослужения. В «Хронике» Георгия Амартола рассказывается, что заговорщики проникли в храм под видом священников, держа мечи под фелонями, напали на Льва и изрубили его в куски. Императором провозгласили Михаила II Травла (Косноязычного). Патриарх Никифор встретил это со спокойствием и беспристрастием: «Государство римское, - сказал он, - потеряло хотя нечестивого, но великого защитника». Михаил II не хотел никаких споров: «Глубокое молчание да будет об иконах, и потому пусть никто не смеет поднимать речь об иконах, но да будет совершенно устранен и удален и собор Константина (754) и Тарасия (VII Вселенский), и ныне бывший при Льве (815 г.) по этим вопросам», - повелевал он в одном из своих указов. Захватив власть, новый император был вынужден отстаивать ее в борьбе с движением Фомы Славянина (820-823), к-рый был провозглашен императором в вост. приграничье империи и при поддержке халифа аль-Мамуна коронован в Антиохии Патриархом Иовом. В то же время Фома добился широкой поддержки, объявив себя защитником иконопочитания и начав сокращение налогов на подчинившихся ему территориях. В 821-822 гг. он дважды осаждал К-поль, но был разбит в боях с болгарами хана Омуртага и войсками имп. Михаила II. В тот период империя вновь испытала сильное военное давление со стороны мусульман. В 825 г. араб. переселенцы из Испании внезапно захватили о-в Крит, превратив его в базу для своих пиратских рейдов; в 827 г. африкан. арабы вторглись на Сицилию и постепенно овладели крепостями и городами, в т. ч. Палермо (831). После захвата Крита арабы начали регулярные пиратские рейды по всему Эгейскому м., разбив визант. флот у о-ва Тасос (829). В Анатолии имп. Феофил (829-842) вступил в противоборство с халифом аль-Мамуном и его преемником аль-Мутасимом. В 831 г. византийцам удалось захватить крепость Тарс в Киликии. Арабы укрепили пограничную крепость Тиана в Каппадокии, сделав ее базой для вторжений во внутренние районы Анатолии. В 837 г. Феофил во главе большой армии, пользуясь войной халифа с повстанцами Бабека, совершил победоносную экспедицию в область Евфрата, что стало поводом для триумфа в К-поле. В следующем году халиф аль-Мутасим лично возглавил вторжение в Византию; имп. Феофил был разбит на равнине Дазимон (фема Армениак), после чего были захвачены и разрушены крупнейшие визант. крепости в центре М. Азии - Анкира и Аморий, родной город имп. династии (см. ст. Аморийские мученики). Мирные переговоры в 841 г. не привели к к.-л. соглашению. Преследование иконопочитания, затихшее при Михаиле II, возобновилось при императоре Феофиле. Деспотический по натуре, не терпевший противоречий, Феофил хотел подражать Льву V и выступил против иконопочитания еще энергичнее своих предшественников. Опять начались ссылки, бичевания исповедников, уничтожение икон, разрисовка Церквей картинами вместо икон. Феофил стремился уничтожить всех иконописцев, которые не хотели отказаться от иконопочитания. Иконописец Лазарь был подвергнут жестокой пытке. Ему положены были на ладони раскаленные железные пластинки, но и после этого он написал замечательные иконы св. Иоанна Предтечи и Христа Спасителя. Но Феофил знал, что его теща дает целовать иконы дочерям, догадывался, что и сама августа Феодора втайне поклоняется иконам. Умер Феофил (+842 г.), заклиная Феодору «не удалять по смерти его Иоанна Грамматика с патриаршего престола и не допускать поклонения иконам». 11 марта 843 года, в первое воскресение Великого поста, в храме св. Софии был совершен чин «торжества Православия». К тому времени Иоанн Грамматик был лишен кафедры и вместо него был поставлен св. Мефодий. Правда, Феодора первоначально не желала восстановления иконопочитания, опасаясь, чтобы Феофила не предали анафеме. Но когда получила от св. Мефодия и собора письменное прощение душе умершего мужа, охотно согласилась признать Торжество Православия. Так закончилось иконоборческое движение, продолжавшееся свыше 100 лет.
[1] Сборник, содержащий законы, касающиеся семейных, гражданских и уголовных дел. [2] См.: А. Лавров. Очерки истории христианской церкви. Ярославль. 1885 г. Изд. III-е., стр. 179-181. [3] Артабазд, опираясь на партию иконопочитателей, в 742 г. объявил себя императором, но Константин Копроним низверг его и ослепил. [4] М.Б. Левченко. История Византии. М., 1940 г. [5] См.: проф. И. Андреев. Герман и Тарасий, патр. Константинопольские. Серг. Посад, 1907 г., стр. 79. [6] Проф.И.П. Иванов. Конспект Лекций по Византологии, машинопись, стр. 62. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.008 сек.) |