|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Архитектура в провинциях империи
Монументальные постройки ранневизантийского времени вне Константинополя свидетельствуют о сильном влиянии столичного зодчества на архитектуру провинции. Но это влияние не было односторонним. Происходил взаимный обмен архитектурными формами и композиционными приёмами. Ведь и столичные постройки 6в. свидетельствуют о некотором, а порой даже значительном влиянии на них архитектуры восточных областей византийского государства. Для византийской архитектуры характерна способность связать воедино самые разнообразные элементы. В отдельных частях империи местные традиции продолжали играть большую роль. Местные особенности и черты, воспринятые из Константинополя, не всегда соединялись в провинции так глубоко, как в столице, в новое единое целое. Поэтому ранневизантийское зодчество вне Константинополя нередко выглядит несколько разнородным и носит иногда пёстрый и недостаточно единый характер.
Ведущим архитектурным типом ранневизантийского времени в провинциях также была купольная базилика. Замечательным комплексом построек является ансамбль большого дворца и купольной базилики в Каср-ибн-Вардане в Сирии, (Рис.27) второй половины 6в. Это сооружение представляет собой единственный сохранившийся ранневизантийский дворец и очень ценный пример объединения дворца и церкви с помощью деревянного перехода, ведущего на хоры. Впоследствии этот приём широко применялся не только в византийском зодчестве, но также и в романской и в древнерусской архитектуре. Каждая часть ансамбля, взятая в отдельности (и дворец и церковь) - представляет собой строгий параллелепипед. В архитектуре ансамбля прослеживается влияние константинопольского зодчества: проникновение в каменную кладку кирпича – несколько рядов каменных квадров чередуется с несколькими рядами кирпича; в конструкциях – применение кирпичных крестовых сводов. Помещения дворца группируются вокруг центрального двора. Первый этаж скорее всего имел хозяйственное назначение. Стены дворца толстые, оконные проёмы очень малы. Крестообразные столбы с лопатками, которым соответствуют лопатки на внутренних стенах, членят интерьеры дворца на множество одинаковых помещений. Снаружи лопатки отсутствуют, что придаёт архитектурным объёмам глухой и компактный характер. На втором этаже дворца выделяется великолепный купольный приёмный зал, крестообразно окружённый четырьмя полукружиями. Диаметр купола главного зала всего 5 м, длина всего зала – 23 м; ширина – 12 м. Бросается в глаза родство дворцового зала с церковью. Архитектура дворцов влияла на облик церквей. Купола дворцовых построек являлись связующим звеном между купольным перекрытием древнейшего народного жилища и церковными византийскими куполами. Купольная базилика в Каср-ибн-Вардане архаична по сравнению с Софией в Константинополе. Она очень невелика и проста по композиции, примыкает к типу малоазийских базилик 5в. Её неф короткий, в здании господствует центрическое начало. Купол расположен над центром среднего нефа. Распор купола с запада и востока воспринимают небольшие цилиндрические своды одинаковой величины. В северном и южном направлениях распор купола гасится широкими цилиндрическими сводами, перекинутыми через боковые нефы и опирающимися на толстые наружные стены и подкупольные столбы. Боковые нефы от главного отделены тройными двухъярусными аркадами. Боковые нефы, продолжаясь с западной стороны, образуют непрерывный внутренний обход. С севера из массива церкви выступает лестничная башня, что было типично для Сирии.
Купольная базилика в Каср-ибн-Вардане представляет собой отправную точку развития купольных базилик последующего времени, которое привело к образованию средневизантийской константинопольской пятинефной крестово-купольной церкви. Это развитие имеет в истории византийского зодчества очень существенное значение.
Постройкой, отмечающей узловой пункт перехода от купольной базилики к пятинефной крестово-купольной церкви, является София в Фессалониках, построенная в первой половине 8 в. (Рис.28) Решающим новшеством явилось образование двух новых нефов между средним и боковыми нефами купольной базилики. Это произошло в результате разделения очень массивных подкупольных столбов на четыре небольших столба каждый, вследствие чего трёхнефная купольная базилика превратилась в подобие пятинефной крестово-купольной церкви. Эти столбы имеют ещё очень архаический облик, они толсты и приземисты. Отличие крестово-купольного здания от купольной базилики заключается именно в образовании этих новых, вторичных нефов. Возник новый приём погашения распора купола за счет более сложной и гибкой системы столбов и сводов. Цилиндрические своды уже образовавшихся в Софии в Фессалониках концов креста (в плане) имеют различную глубину. Равны друг другу северный, южный и восточный концы креста; западный конец значительно длиннее. Это говорит о тенденции придвинуть купол ближе к алтарю, что несколько нарушило центричность главной части интерьера. Своеобразную особенность Софии в Фессалониках составляют аркады, отделяющие среднюю крестово-купольную часть от крайних боковых нефов. Арки опираются на чередующиеся столб и 2 колонны. В храме нечётное количество опор и чётное количество проёмов. Такой приём нередко встречается в восточных провинциях Византийской империи и только в исключительных случаях – в Константинополе. Более пространственный, чем в провинциях, характер зданий столицы выражается также и в чётном количестве опор с проёмами в центре. София в Фессалониках не имеет нартекса (придела). Внутренний обход с 3-х сторон окружает центральную часть и не разделён перегородками. С западной стороны центральная часть отделена от обхода стеной, с одним дверным проёмом в ней.
В различных частях империи строились центрические купольные здания. Очень характерны церкви в Эсри и в Босре в Сирии (Рис.29) Здание церкви в Эсре, 510-515гг., перекрыто куполом, опирающимся на 8 столбов. Церковь в Босре, 512-513гг., - круглое в плане помещение, связанное с квадратными наружными очертаниями здания четырьмя полуциркульными нишами (экседрами), расположенными по углам помещения. Купол опирался на 4 столба в центре здания. К столбам примыкали 4 экседры, каждая с 4-мя промежуточными колоннами. Оба здания продолжают позднеантичную архитектурную традицию. Влияние константинопольской архитектуры чувствуется в церкви Сан Витале в Равенне, оконченной в 547г. Она схожа с церковью Сергия и Вакха в Константинополе. Однако между ними лежит развитие константинопольской архитектуры первой половины VI в., создание константинопольской Софии (Рис.30), которые сильно повлияли на композицию равенской постройки. С внешней стороны здание малоинтересно: основной восьмигранный объём расчленён простыми вертикальными и горизонтальными тягами, над которыми возвышается сухой по формам гранёный объём. Художественный смысл сооружения раскрывается в сложно и богато разработанном интерьере: купол опирается на 8 столбов, образующих в центре здания ротонду из 7-ми ниш-экседр. Она окружена двухэтажным обходом с хорами на 2-ом этаже. Обход отделен от подкупольного пространства двухэтажными аркадами, замечательной особенностью которых является их конфигурация в плане: аркады расположены по дугам, выгнутым к внешним стенам церкви. Этот прием позволил добиться удивительных пространственных эффектов. (Рис. 33; 34). Высокие аркады открывают центральное пространство глазам посетителя сразу же, как только он входит в церковь. Еще находясь во внешнем обходе, он чувствует, что высоко поднятый купол словно вбирает в себя все внутреннее пространство храма. Перед апсидой обход прерывается пресбитерием (проход к апсиде), также окаймленным двухэтажными аркадами. Очень характерно асимметричное расположение нартекса и атриума по отношению к главной оси здания, усиливающее живописность целого. Капители в форме корзинки прорезаны ажурным узором, изощренно тонким, привлекательным своей декоративной красотой, но разрушающим тектоническую природу ордера (Рис. 35). Пространственность и воздушность, характерные для храма Сан Витале в Равенне – черты константинопольской архитектурной школы.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.) |