|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Константинопольская архитектурная школа в средневизантийское время
Рядовая жилая застройка Константинополя и столичные дворцы средневизантийского времени до нас не дошли. Планировка последних остается неизвестной. Об их наружном виде до некоторой степени можно судить по дворцовым постройкам, сохранившимся в других городах или соседних странах. Ближе всего к константинопольским дворцам были наиболее богатые дворцы Венеции. Например, дворец Фондако деи Турки (Рис. 36). Он был построен в подражание наиболее роскошным средневизантийским зданиям Константинополя. Для него характерны колоннады, занимающие весь уличный фасад дворца. Оси колонн верхнего яруса на фасаде дворца не совпадают с осями колонн нижнего яруса. Это придает зданию воздушность и живописность и напоминает аналогичное расположение колонн в двух ярусах интерьера константинопольской Софии. Главная улица Константинополя и некоторые другие улицы были сплошь застроены подобными зданиями. Они образовывали сплошные ряды колонн, которые обрамляли улицу с двух сторон.
Сохранились многие средневизантийские церковные постройки Константинополя, однако они дошли до нас в сильно искаженном виде. При превращении церквей в мечети турки уничтожали целые части зданий и прибавляли новые. Необходимо учесть и переделки византийского времени, вызванные разрушением зданий при землетрясениях. К 9 в. можно отнести два константинопольских здания: современные мечети Аттик и Календер (Рис. 37). Их византийские названия неизвестны. Обе постройки очень сильно переделаны. В мечети Аттик существенны две особенности: считается, это здание представляло собой простой вариант крестовокупольной системы; концы креста ограничены по сторонам первоначальными стенами, в которых имеются сравнительно небольшие проемы, ведущие в угловые помещения. Обе особенности указывают на связь здания с восточной византийской архитектурной традицией и представляют собой архаичные черты, которые были преодолены в константинопольской архитектуре 10 и 11вв. Укорочение восточного конца креста и удлинение западного конца креста вызывает ослабление центрического начала (смещение купола к востоку). Отделение концов креста от угловых помещений создает раздробленность внутреннего пространства. Интерьер отличается приземистыми пропорциями. Апсиды также приземисты, низки и раздались вширь. Наружный облик церкви тяжеловесен и распластан.
Мечеть Календер несколько моложе, чем Аттик. Общепринята реконструкция Календер как пятинефной крестовокупольной церкви (сложный вариант). Концы креста - одинаковой глубины, поэтому центрическое начало было выражено гораздо сильнее (крест симметричен, купол – в центре). Боковые нефы составляли вместе с нартексом трехсторонний обход вокруг центральной части: нартекс не отделен стенками от крайних боковых нефов, как в Аттик. Интерьер Календер имеет более целостный характер. Восточновизантийская традиция, так отчетливо выраженная в Аттик, начинает здесь перерабатываться под влиянием столичной традиции культового здания. Пропорции Календер стройнее, все здание выше, чем Аттик. Но архаические черты еще сохраняются: тяжеловесный и несколько неправильный характер угловых частей между концами креста; столбы тяжеловесны и асимметричны. Архитектура Константинополя 9в. – первый этап средневизантийского столичного зодчества. Вначале для него была характерна сильная восточновизантийская традиция. Постепенно, в особенности во второй половине 9в., эта традиция была переработана под влиянием константинопольской архитектурной школы. Для столичного зодчества этого периода, как и для всей архитектуры в целом, характерно уменьшение размеров зданий.
От 10в. в Константинополе сохранились церкви монастыря Липса (Рис.38). Северная церковь монастыря Липса – древнейшее, вполне сложившееся константинопольское пятинефное крестовокупольное здание, по сравнению с которым особенно заметны архаические черты Аттик и Календер. Существенно, что в церкви Липса окончательно выработались четыре свободно стоящие опоры под куполом. Это особенно бросается в глаза благодаря сложному варианту крестовокупольной системы, который с этого времени встречается во всех константинопольских крестовокупольных зданиях. Новым элементом являются боковые алтарные помещения, имеющие в плане форму четырехлистника. Нартекс отделен от центральной части глухой стеной с тремя дверными проемами. По бокам нартекса в углах здания располагаются квадратные в плане помещения, в которых находились деревянные лестницы, ведущие на хоры. Эти особенности останутся характерными для константинопольских пятинефных крестовокупольных зданий последующего времени. В церкви Липса сильно выражено центрическое начало. Она отличается строгой, симметричной композицией. По сравнению с постройками Константинополя 9в. она легче и стройнее, а ее внутреннее пространство уравновешено и гармонично.
Общее развитие константинопольской архитектуры 9-12вв. обнаруживает тенденцию к увеличению проемов, замене стен каркасом столбов, усложнению профилировки, к общему измельчению и раздроблению архитектурных форм. Этому соответствует и постепенный переход от смешанной кирпично-каменной кладки к чисто кирпичной кладке. В средневизантийских постройках Константинополя концы креста всегда покрыты цилиндрическими сводами, что составляет существенный признак крестовокупольной системы.
В 11в. в Константинополе продолжают развиваться пятинефные крестовокупольные церкви. Развивается тенденция увеличения легкости, воздушности интерьера, преобладания пространственной среды над архитектурными формами, стремление сохранить поменьше материи, увеличить проемы. В 11в. система миниатюрных форм достигает своей зрелости и получает широкое распространение. Например, миниатюрный характер аркад достигается своеобразным взаимоотношением ее частей: низкие и тонкие опоры несут высокие и широкие арки; высокие, очень дробно и беспокойно расчлененные базы и капители сочетаются с низкими, очень тонкими, расчлененными столбиками. Все это делает архитектурные формы утонченными и изощренными. Характер миниатюрности передается от аркады интерьеру в целом (Рис.39).
Главной, дошедшей до нас постройкой Константинополя 12в. является замечательный комплекс трех слитых воедино церквей монастыря Пантократора (Рис.40; 41; 42). Он состоит из более ранней северной церкви, пристроенной к ней несколько позднее более крупной южной церкви и купольного помещения, расположенного между ними и их соединяющего. Это однонефная купольная часовня представляет собой усыпальницу императора Мануила Комнина. Северная церковь была в своей основе трехнефной крестовокупольной постройкой. К зданию примыкала пристройка. Это была, вероятно, открытая наружу галерея, представлявшая собой видоизменение крайнего бокового нефа пятинефного крестовокупольного здания. Архитектурный тип северной церкви представляет собой промежуточный вариант между пятинефной и трехнефной крестовокупольными постройками. Южная церковь была первоначально большим пятинефным крестовокупольным зданием. Новую особенность южной церкви составляют многоступенчатые закомары, которыми завершаются все деления западного фасада. Эта черта не характерна для византийской архитектуры и напоминает владимиро-суздальские постройки, одновременно с которыми построена южная церковь. Легкие многоступенчатые закомары соответствуют пространственному воздушному характеру всей южной церкви, и в особенности ее ажурной западной стены. В результате уничтожения южной галереи северной церкви и северного крайнего бокового нефа южной церкви стало возможным поместить между ними усыпальницу Мануила Комнина. Обе церкви монастыря Пантократора представляют собой крестовокупольные постройки сложного варианта. В обоих зданиях применена кирпичная кладка со скрытыми (или «утопленными») рядами. При толщине рядов кирпича-плинфы 3-4см, толщина слоя цемяночного раствора 11-12см. Создавалась иллюзия, что основным материалом кладки является цемяночный раствор. Образовывался общий переливающийся розово-красный тон стены. Стены выглядели очень живописно. Архитектурно - художественная композиция обеих церквей обнаруживает дальнейшее развитие тенденций константинопольской архитектуры 11 в. Внутреннее пространство главной части становится еще более единым, более динамичным, приближаясь в этом отношении к собору Софии в Константинополе. Легкая пространственность всего сооружения отражается и в трактовке наружных стен: ажурная западная стена нартекса прорезана широкими проемами. Усиливается раздробленность и измельченность архитектурных форм, миниатюрность усложненных членений.
О дальнейшем развитии крестовокупольного типа церквей Византии можно судить по церкви Сан Марко в Венеции. Византийские церкви этого типа до нас не дошли. Архитектурный тип церкви Сан Марко в Венеции, заимствованный у Византии, является завершением развития крестовокупольной системы (Рис.43; 44; 45; 46). План Сан Марко представляет собой органическое, в духе византийского зодчества, сочетание пяти нормальных крестовокупольных ячеек. Они сгруппированы так, что центральная ячейка господствует над четырьмя остальными. Все пять крестовокупольных ячеек взаимно проникают друг в друга. Если взять одно из угловых помещений центральной ячейки Сан Марко, то оказывается, что оно является одновременно угловым помещением трех соприкасающихся друг с другом крестовокупольных ячеек. Это получилось вследствие того, что каждый конец креста центральной ячейки является одновременно концом креста еще одной смежной ячейки. Только восточная ячейка дана в сокращенном виде, т.к. на месте ее восточного конца креста помещена апсида. Центральный купол господствует над остальными как в силу своих более крупных размеров, так и благодаря лучшей освещенности. Типологическая схема Сан Марко представляет собой группировку пяти крестовокупольных ячеек. Если каждая такая ячейка, взятая в отдельности, является замечательной по стройности и логичности пространственной группой, то в Сан Марко мы имеем группу пространственных групп, т.е. группу высшего порядка. Эта замечательная пространственная структура Сан Марко сохранила систему какого-то не дошедшего до нас произведения византийской архитектуры, вернее, целой группы таких построек. В них с замечательным творческим размахом подведен итог развитию средневизантийской крестовокупольной системы. Поэтому не удивительно, что западноевропейские архитекторы различных эпох испытали на себе воздействие именно Сан Марко, который был одним из сильнейших проводников византийского влияния в Западной Европе. Сложная и вместе с тем глубоко целостная пространственная структура Сан Марко привлекала к себе особенное внимание западноевропейских зодчих. Созданная на основе всего предшествующего развития византийской архитектуры, органически включающей в себя наследие греческого и римского античного зодчества, структура Сан Марко является замечательным связующим звеном между архитектурой античности и Западной Европы.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.) |