|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Греческая школа средневизантийской архитектурыГреческая средневизантийская архитектурная школа совместила черты, характерные для константинопольской и для восточной школ византийской архитектуры. Но произведения греческой архитектурной школы отличаются довольно единым и самостоятельным характером, несмотря на многочисленные отклонения, типичные для той или иной части Греции этого периода. Для эпохи феодализма особенно характерно образование относительно небольших укрепленных комплексов, принадлежавших крупным земельным собственникам. От этого периода хорошо сохранились ансамбли монастырей, игравшие большую роль в жизни страны в средневизантийское время. Типичным примером является ансамбль монастыря Дафни в Аттике около Афин (Рис. 51; 52). Весь комплекс окружен стенами с башнями. В центре незастроенного монастырского двора изолированно стоит главное культовое здание – собор. Рядом с ним находится довольно большая трапезная монахов. Вплотную к стенам примыкают небольшие кельи монахов, двери которых выходят внутрь галереи на столбах, открытой во двор. Примерами греческих монастырей служат монастырь Мелетия и монастырь в Бетии (Рис. 53). В монастырях на территории Балканского полуострова сохранилось большое количество утилитарных построек (прачечные, бани, кухни, больницы и т.д.), значение которых очень велико для развития византийской архитектуры. Они имеют купольные покрытия, которые происходят, очевидно, от народного жилища. (Рис.54). Все эти утилитарные постройки очень похожи на византийские церкви. Очевидно эти здания и жилые постройки были истоком архитектуры византийских культовых зданий.
В Греции, как и во всей Византии, получили распространение крестово-купольные храмы, чаще всего простые трехнефные. В качестве подкупольных опор в них применялись колонны, вследствие чего получается слабо расчлененный интерьер, различные части которого сливаются воедино. Выдающимся представителем греческих крестово-купольных построек является малая церковь монастыря Луки в Фокиде, (Рис. 55) (церковь Кафоликон) (Рис.56).
Своеобразную особенность греческой школы средневизантийской архитектуры составляет довольно широкое распространение особого типа церкви, в которой купол опирается на 8 опор. Переход от квадратного плана центральной части к окружности купольного кольца достигается при помощи тромпов. Наиболее знаменитыми примерами подобных зданий являются большой собор монастыря Луки в Фокиде (собор Богоматери) и церковь монастыря Дафни. Церкви с куполом на 8 опорах генетически связаны с центрическими ранневизантийскими зданиями (например, с церковью Сергия и Вакха в Константинополе) и восточными византийскими зданиями, исконной особенностью которых являются тромпы. Их древнейший источник - восточная народная жилая архитектура. В основе церкви с куполом на 8 опорах лежит простое помещение для молящихся, к которому примыкают алтарные части. Только в одной церкви монастыря Луки в Фокиде это центральное помещение окружено обходом, напоминающим внутренние обходы и боковые нефы пятинефных крестово-купольных церквей Константинополя. Очень типично для развития средневизантийской архитектуры Греции то, что в последующих постройках внутренний обход исчезает. Центральную купольную часть ограничивают стенами (Рис.57).
В постройках средневизантийской архитектуры Греции была выработана собственная система кладки стен, которая соединила воедино константинопольскую кирпичную кладку и восточновизантийскую кладку из тесаного камня. Некоторые части здания выкладывали только из камня, другие – из одного кирпича. Применялась кладка, в которой чередовались один ряд тесаного камня и 2 ряда кирпичей со швами равными толщине кирпича. Особенно характерно разделение камней одного и того же ряда вертикально поставленными плитками кирпича. Тесаный камень оказался обрамленный кирпичом. На наружных стенах построек Греции из кирпичей составляли узоры. Кирпичная декорация поверхностей стен пришла от соседних с Византией славянских народов, которые уже раньше применяли ее в своих постройках. В наружную поверхность стен стали вкрапливать керамические орнаментальные плитки. Ярко-красный кирпич различных оттенков в сочетании с розовым цемяночным раствором и камнем образует живописный колористический эффект.
Для всей византийской архитектуры были характерны оконные проемы, которые были разделены колонками на 2 или 3 части. В интерьерах широко применялись мозаики. Греческие постройки, в отличие от архитектуры Константинополя, имели более монументальные пропорции. В большинстве зданий имелись миниатюрные формы, столь характерные для средневизантийского столичного зодчества.
Важную роль в сложении особого характера греческой школы средневизантийского зодчества играли античные классические традиции и влияние славянских архитектур – болгарской, сербской и русской, которые в этот периода уже сложились как самостоятельные архитектурные школы. Переходным характером от средневизантийского к поздневизантийскому зодчеству отличаются некоторые постройки Фессалоник, в особенности церковь Пантелеймона (Рис.58) и церковь Апостолов (Рис. 59; 60). В богатой наружной кирпичной декорации церкви Апостолов сказывается влияние архитектуры болгар и сербов.
В процессе развития средневизантийского зодчества все три рассмотренные выше школы – столичная, восточная и греческая – находились в постоянном взаимном обмене строительным опытом и архитектурно-композиционными приемами. В силу этого архитектура Византии этого периода представляет собой известное единство.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.) |