|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Исторические условия и особенности развития архитектуры. Термин "романская архитектура" был введен в научный обиход в 1825г
Термин "романская архитектура" был введен в научный обиход в 1825г. французским археологом Арциссом де Комон как определение западноевропейского зодчества, непосредственно предшествующего готике, т.е. с начала 11в. до возникновения готической архитектуры. Романская архитектура - это архитектура новой общественно-экономической формации - феодализма. Становление феодализма проходило в сложных исторических условиях. Средневековая Европа в 10в. была раздроблена на тысячи замкнутых в себе мирков, ведущих нескончаемые междоусобные войны. На раздробленные феодальные княжества и графства совершали набеги внешние враги: норманны, венгры и арабы. Со второй половины 10в. наметилась некоторая стабилизация в общественной и политической жизни. Это способствовало росту производительных сил и оживлению строительной деятельности.
Романская архитектура как совокупность взаимосвязанных функциональных, конструктивных и художественных признаков возникла, развилась и получила свое наиболее законченное выражение в здании монастырской церкви. В сложных условиях становления западноевропейского феодализма перед строителями постоянно возникали трудные пространственные и тектонические задачи, особенно в сфере храмостроения, типологически не имевшего примеров в античности. То, что было создано к исходу первого тысячелетия нашей эры, знаменовало собой не столько возрождение римской строительной культуры, сколько рождение новой самостоятельной архитектурной системы. В ней чувствуется влияние композиционных традиций народного деревянного зодчества и достижений восточной архитектуры. Конструктивное и композиционное многообразие романской архитектуры допускает только общую характеристику ее как тектонической системы, в которой функционально организованное пространство отчетливо выражено комбинацией сдвинутых один к другому объемов различной высоты, конструктивно объединенных взаимосвязанностью опор и перекрытия и уравновешенных башней - фонарем или куполом над средокрестием. Повсюду господствуют массивные конструкции сводов и опор, полуциркульные очертания арок и наряду с тектоническим декором абстрактно-геометрический и растительный орнамент, а также фантастическая и повествовательная скульптура, украшающая тимпаны порталов, капители опор и архивольты арок.
Руководство развернувшимся храмостроением осуществляли наиболее влиятельные бенедиктинские монастыри (особенно монастырь Клюни). В процессе обширного орденского строительства количественно и качественно росли кадры мастеров-строителей, создавались новые более эффективные конструкции, изучались особенности различных строительных материалов и конструктивных систем, находились наиболее удачные композиционные решения. Произошло возрождение утраченной при Каролингах культуры обработки камня - важнейшей технической предпосылки возникновения романской архитектуры. Бенедиктинцы разрабатывали пространственные композиции, наилучшим образом соответствовавшие функциям монастырской церкви. Функционально обусловленная организация внутреннего пространства храма соответствовала установившейся в 9-10вв. монастырской литургии с ее хоровым пением и процессиями и привела еще в 10в. к сложению объемно-планировочной структуры храма с планом в форме латинского креста. (Рис. 72). В раннее время алтарный конец монастырской базилики приобрел такое большое значение по сравнению с нефом, что умножилось число расположенных в хоре и трансепте дополнительных алтарей. Возникли капеллы для дополнительных алтарей и кольцевой обход вокруг хора, которым со временем соединили боковые нефы с целью лучшей пространственной организации как ритуальный процессии, так и потока паломников. (Паломничество в этот период приняло массовый характер). Все еще сравнительно низкий уровень строительной техники обусловил подавляющую грузность конструкций и суровую сумрачность интерьеров, несмотря на богатство полихромных росписей и пластического декора.
Несмотря на общие закономерности развития романской архитектуры во всех странах западной Европы, в каждой стране существовали и местные особенности, обусловленные особенностями общественно-политического развития той или иной страны, характером культурно-исторической подосновы и унаследованной архитектурно-художественной традицией и строительными навыками. В ходе сложного и противоречивого политического развития Западной Европы в 11-12вв. сразу же обозначились две тенденции: прогрессивная, рано поставившая отдельные народы на путь национального самоопределения (Франция, Испания, Англия), и консервативная, надолго задержавшая национальное развитие ряда стран (Италия, Германия). В первом случае феодализм в короткий исторический срок достиг своей зрелости и начался процесс распада феодальных отношений. Во втором случае этот процесс растянулся надолго. Этим двум тенденциям общеисторического развития соответствовали два основных направления романской архитектуры: прогрессивное французское направление романской архитектуры, которое быстро приближалось к готике, и консервативная романская архитектура Германии, которая скорее удалялась от готики, чем приближалась к ней. В Италии наличие множества самостоятельных государственных образований с противоречивыми политическими интересами, привело к возникновению различных, подчас антагонистических, местных направлений. Колыбелью романской архитектуры являлась Франция.
Архитектура Франции (Рис. 73). Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |