|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Позднероманский период (1150 - 1250 гг.)
Новый собор в Вормсе (1181 - 1284 гг.) был последним из "императорских" соборов (Рис. 150, 151, 152, 153, 154, 155). При всей консервативности общей композиции, навеянной собором в Шпейере, формы отражали отход от строгости зрелых форм германской романики в сторону растущей декоративности. Тем не менее собор в Вормсе оставляет целостное впечатление.
Центр развития германской архитектуры находился на западе страны. Повсюду, кроме запада, еще чувствуется, хотя и угасающее, влияние хирсауской школы. Но постепенно оно исчезло. Со второй половины 12в. место клюнийцев заняли цистерцианцы, которые, избегая густонаселенных районов запада и юга страны, учреждали свои монастыри в основном на севере, вдали от центров строительной деятельности. При всем том цистерцианцы, в отличие от школы в Хирсау, придерживались более экономических и прогрессивных конструкций, а также композиций, приспособленных к специфическим нуждам замкнутого в себе ордена.
В Рейнской области в роли заказчиков все чаще выступают города. Особенно важное значение приобретает Кёльн, превращающийся в 12-13вв. в важнейший торговый центр, купечество которого не жалеет средств на его украшение. Новые заказчики, далекие от потусторонних идеалов монашества, ищут уже иные архитектурные формы, более соответствующие их реалистическим воззрениям, богатству и тщеславию. Со второй половины 12в. стали перестраиваться и украшаться старые церкви, сооружаться новые. Однако здесь не стремились к грандиозности масштабов императорских соборов, предпочитая с подобающей пышностью отделывать восточные хоры сравнительно небольших церквей. В интерьерах жизнелюбивые и богатые горожане предпочитали суровому величию голого камня фрески, мозаику, позолоту. С разрушением древнейшей кёльнской церкви св. Марии в Капитолии (Рис. 156) утрачен вероятно первоисточник плана восточных хоров целого ряда церквей нижнерейнской школы. В основе плана этого сооружения лежала гибридная схема, сочетавшая центрическое здание с базиликой. Боковые нефы были перекрыты крестовыми сводами, центральный неф - сначала деревянным перекрытием (около 1049г), а около 1240г. - сводами. В основу плана восточной части была положена схема равноконечного креста, западное плечо которого переходило в трехпролетную базилику, а остальные - в полукружия. Таким образом, большой квадрат средокрестия оказался с 3-х сторон переходящим в глубокие и одинаковые полукружия восточного нефа и плеч трансепта, что создавало эффект обширного центрического пространства, объединенного боковыми нефами, которые обходили его по всему периметру. К этому "трех лепестковому" плану в Кёльне вернулись через 125 лет в связи с почти одновременной перестройкой 2-х важных кёльнских церквей: церкви Апостолов (1192 - 1219гг.) (Рис. 157) и церкви Большого Мартина (1185 - 1240гг. (Рис. 158). Полукружия восточной части этих церквей декорированы пристенными арками, карнизами, фризом и аркатурной галереей. Такая же система плана была использована и в церкви св. Квирина в Нейссе (Рис. 158). Башня, независимо от ее формы, всегда играла важную роль в общей композиции германских церквей романского периода. Возможно это отзвук древнегерманского деревянного зодчества. Хотя далеко не всегда наличие башен функционально оправдано.
Архитектура кёльнской школы развивалась в направлении прямо противоположном готике. Наличие нервюрных сводов, а в отдельных случаях и стрельчатых окон, не меняло ее романской природы. Не только пространственная характеристика, но и структура разреза и плана оставалась в большинстве случаев прежней, даже архаизирующей. Это относится не только к кёльнской школе. Во многих церквах главный портал расположен в центре южного (бокового) фасада, что подчеркивает двухстороннюю ориентацию зданий. Такое сочетание романских композиций и форм с готическими конструкциями характерно и для строительства, развивавшегося в 1-ой половине 13в. в Вестфалии и Саксонии.
Архитектура Южной Германии наименее самостоятельна и подвержена влияниям Ломбардии и Франции. (План в форме латинского креста, базиликальный разрез, односторонняя ориентация с входом со стороны западного фасада, система чередующихся опор встречается лишь в виде исключения, лестничные башенки цилиндрической формы крайне редки). Архитектура Южной Германии была лишена именно той особенности, которая, несмотря на все многообразие местных форм и композиций, оставалась общей для германской романики в целом. Эта особенность заключалась в склонности к композициям, возникающим в результате сочетания отдельных, четко ограниченных объемов.
Цистерцианцы сыграли огромную роль в становлении кирпичной архитектуры Северной Германии. На обширной территории от Нидерландов до Балтики основным строительным материалом стал кирпич. По своей природе чуждый криволинейным формам, он казался созданным для архитектуры цистерцианцов. Развив высокую технику формовки, обжига и кладки кирпича, цистерцианцы разработали целый ряд кирпичных конструкций, которые позволили им добиться очень выразительных пластических эффектов. Так у самого порога готического периода на севере страны благодаря цистерцианцам создались предпосылки для возникновения новой, самобытной архитектурной школы, основные черты которой определялись конструктивными, композиционными и декоративными особенностями кирпича. В это же время началом постройки таких вполне готических сооружений, как церковь св. Елизаветы в Марбурге (1235г.) или центрическая церковь Богоматери в Трире (1240г.), открывается наступление французской готики, уже не встречающее сопротивления со стороны изживших себя романских форм и конструкций. Когда во 2-ой четверти 13в. с опозданием на 100 лет готика извне вторглась в Германию, ее быстрый триумф отразил назревшую потребность городов в новых архитектурных идеях и новых формах. Пышная романика кёльнской школы конца 12в. первоначально могла удовлетворить эти потребности, но она осталась чуждой тем юным, но богатым городам Северо - Востока, где в это время возникали формы самобытной кирпичной архитектуры, выражавшей в новых условиях исконную любовь Германии к пластической выразительности масс. Архитектура германской романики представлена главным образом рейнскими соборами (большинство монастырских церквей исчезло). Замкнутые в себе, они противостояли городу, служили символом имперского величия, а не общественными центрами городских коммун. Архитектура этих сооружений мужественна и строга; поэтому она больше импонировала тем, кто искал пластического выражения силы и величия. Эта выразительная монументальность и была одним из главных достижений романской архитектуры Германии. В Германии, в отличие от Франции, не было одновременно развивавшихся школ, и центр развития перемещался из Саксонии на Рейн или на север в зависимости от изменявшегося экономического и политического значения той или иной области. Местные особенности не были достаточно отчетливо выражены, чтобы создать территориально ограниченные школы. Характер строительной инициативы в каждом случае отражался на формах возникшей архитектуры. Монастырское строительство придерживалось довольно однообразных композиций, в то время как строительство аристократии искало каждый раз новых средств выразительности. Столкновение двух формообразующих процессов не могло не задержать общего развития романской архитектуры Германии, которое оборвалось внезапно. Но важнейшие ее особенности легли в основу новой архитектуры на северо-востоке страны, куда в период готики переместился с Рейна центр развития ее национального зодчества.
Архитектура Италии (Рис. 159). Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |