|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Период расцвета (1080-1150гг.)
Основная линия развития не исключала и местных особенностей, обогативших романскую архитектуру Франции как многообразием схем объемно-пространственной композиции, так и широтой диапазона конструктивных средств и приемов убранства. Сущность развития романской архитектуры Франции заключалась в преодолении возникавших центробежных тенденций через обобщение наиболее прогрессивных местных приемов, главным образом в строительстве клюнийцев. Наиболее отчетливо композиционные и конструктивные принципы выражены у школ Бургундии, Нормандии, Оверни, Прованса и Аквитании.
Бургундия. Здесь сформировалась наиболее творческая и прогрессивная школа. Важнейшая особенность - стремление к базиликальному разрезу. План церквей обычно имеет очертание латинского креста, чаще всего с резко выступающим трансептом. Характерно отчетливо выраженное пространство хора. В крупных церквах монастырского типа, как правило, с 11в. применялся кольцевой обход с венцом капелл, в меньших - бенедиктинский план. Перекрытия - сводчатые, в среднем нефе, как правило, свод цилиндрический с подпружными арками. Крестовые своды применялись только в боковых нефах (за редким исключением). В интерьере обычно применялось трехъярусное горизонтальное членение: окна, трифории, аркады (сверху вниз). Галерей нет. Силуэт определяется числом и расположением башен, причем постоянного правила, видимо, не существовало. Сдвоенные западные башни встречаются далеко не всегда и чаще всего в сочетании с нартексом (в крупных монастырских церквах). Капители очень близки к коринфским. Пилястры благодаря каннелюрам напоминают римские формы. Бургундская школа прославилась своими перспективными порталами, маскировавшими толщину стен, причем в значительных сооружениях перемычки, столбы и тимпаны порталов, отличавшихся красивыми пропорциями, украшались фигурной скульптурой. Пример - монастырская церковь Парэ-ле-Мониаль (Бургундия), 11-12вв. (Рис. 92). В условиях быстро прогрессировавшей культуры городов со второй половины 12в. влияние клюнийцев стало падать, а вместе с ним стала угасать и творческая сила бургундской школы. Поздние сооружения характеризуются уже преувеличенной динамичностью и перегруженностью форм. В скульптуре появляется манерность. Менее изысканным, но более мужественным оказалось ответвление бургундской школы, представленное паломнической церковью в Везлэ (Рис. 93). Интерьер нефа этой церкви остается одним из важнейших памятников романской архитектуры вообще. Существующий неф был построен, видимо, в 1120-1140гг., а нартекс - около 1150г. Готическая восточная часть (трансепт и хор с венцом капелл), добавленная в 13в., не только не нарушает целостности общего впечатления, но в сочетании с меньшей высотой нефа создает незабываемый пространственный эффект. Интерьер нефа отмечен благородством линий, скульптурной выразительностью членений и чеканным ритмом подпружных арок, сложенных из белых и темных камней. Отличительными особенностями церкви Везлэ, по сравнению с основной массой бургундских цервкей, являются: перекрытие центрального нефа не цилиндрическими, а сравнительно плоскими крестовыми сводами, разделенными подпружными арками и отсутствие яруса трифориев (есть только 2 яруса - аркада и верхние окна).
Нормандия. Здесь сложилась конструктивно прогрессивная и влиятельная архитектурная школа. В основу композиционных схем нормандских церквей легли бургундские приемы. План храмов выполнялся в форме латинского креста. Западный фасад, как правило, двухбашенный, причем башни начинаются либо прямо с земли (церковь Тринитэ) (Рис. 95; 96; 97), либо возносятся над массивным прямоугольным объемом нартекса (церковь Сент Этьенн). (Рис. 98). Хор - бенедиктинский (церковь Тринитэ) или с кольцевым обходом (церковь Сент Этьенн). Нормандские церкви - базилики с очень широким средним нефом и узкими боковыми. Перекрытие основного пространства всегда стропильное. Эстетика нормандских пропорций больше чем где-либо обусловлена конструктивно. Строительная мысль природных кораблестроителей, отбрасывая все лишнее, стремилась и тяжелые романские конструкции свести к абсолютно необходимому скелету. Массивный цилиндрический свод, принятый в Бургундии не мог импонировать нормандским зодчим. Они предпочитали свои привычные стропильные перекрытия, пока логика развития не привела их к каменному каркасу в перекрытиях. Считается, что именно нормандские строители творчески переосмыслили сочетание гуртов со стрельчатым очертанием бургундской арки, опираясь на свой многовековой опыт каркасного строительства в дереве, и предопределили возникновение готической системы. Перестройки и добавления готической эпохи многое изменили в романской архитектуре Нормандии. В церкви Тринитэ (около 1062 - около 1070гг.) (Рис. 97) все, что расположено над аркадами, как и верхние яруса башен, - результат последующей перестройки при перекрытии здания нервюрными сводами (около 1115 или 1140гг.). В церкви Сент Этьени в Кане (1063 - 1081гг.) (Рис. 98) - нервюрный свод (1105 или 1135гг.), готический хор (1202г.) и верхние яруса башен - результат последующих перестроек.
Овернь. К первой половине 12в. значительно более консервативными оказались южные школы, хотя именно на юге в начале предшествующего столетия сложились конструктивные основы романской архитектуры. Важнейшее значение для дальнейшего развития французской романики имела архитектура Оверни. Здесь были распространены церкви с планом в форме латинского креста, с обязательным кольцевым обходом хора и венцом капелл. Они имели, как правило, нефы почти равной высоты (верхние окна отсутствовали) и галереи над боковыми нефами, перекрытые полуцилиндрическими сводами. Средний неф перекрывался цилиндрическим сводом, а боковые - крестовыми. Над отчетливо выраженным средокрестием высился купол, увенчанный восьмигранной башней. Примыкающие к куполу пролеты северного и южного плеч трансепта подняты выше кровель трансепта и нефа и перекрыты в поперечном направлении цилиндрическими или полуцилиндрическими сводами, подпирающими купол. Снаружи восьмигранная башня - фонарь с пирамидальным завершением покоится на продолговатом массиве кладки во всю ширину центрального и боковых нефов. (Рис. 99). Овернские каменщики хорошо знали материал и конструкции: опоры овернских сводов не имеют излишнего запаса прочности и отличаются стройностью, нефы высоки, основные перекрытия обходятся без подпружных арок, а двухэтажные боковые нефы вместительны. Все тир нефа были обычно покрыты общей кровлей. Гармоничная и экономичная организация внутреннего пространства, эффектное сочетание наружных форм, контраст между наполненным светом и воздухом хором и погруженными в полумрак нефами - все это как нельзя лучше отвечало задачам распространившегося культа реликвий, одним из древнейших центров которого и была Овернь. Западные фасады овернских церквей мало выразительны, центр тяжести объемной композиции лежит на восточном конце, для которого характерен вертикальный ритм убывающих в массе объемов, четко расчлененных и расположенных пирамидально. Особенно красивы пропорции и членение богато декорированных полукружий капелл. (Рис. 100). Местные каменщики широко применяли полихромную и фигурную кладку. Овернская школа представлена группой удивительно однородных и однотипных построек. Главные из них - монастырские церкви: в Клермоне (Нотр-Дам - дю - Пор) (Рис. 99), в Орсивале, Сен - Нектере, Иссуаре. Поразительной гармонией, слитностью с окружающей природой отличается небольшая монастырская церковь в Сен - Нектере (Рис. 101). Церковь Сен Поль в Иссуаре (Рис. 102) - крупнейшее романское сооружение Оверни и одно из самых красивых в средневековой Франции.
Прованс. История Прованса 8-10вв. - это повесть о медленном угасании античной культурной традиции. Вторая половина 12в. отмечена расцветом южно-французской культуры в результате изменения исторических условий. Эта культура справедливо названа "провансальской", хотя подлинным центром ее был скорее Лангедок (Тулуза). Но уже в первой четверти 13в. она оказалась уничтоженной в пламени войны, которую предпринял "правоверный" Север против "еретического" Юга. В конце 13в. центр развития будущей Франции окончательно переместился на север страны. Все это привело к тому, что романская архитектура Прованса, сложившись в самостоятельную школу с опозданием, успела выявиться лишь в сравнительно немногочисленных крупных сооружениях. В Провансе господствовали небольшие, хотя и высокие однонефные сооружения, напоминающие целлу с полуциркульной или многогранной апсидой. (Рис. 103). Кольцевой обход хора встречается как исключение. Галереи и трифории отсутствуют. Неф перекрывался цилиндрическим сводом, причем своды и арки имеют стрельчатое очертание. Купола сооружались на тромпах. Окна узки и немногочисленны, в церквах этой жаркой области господствует прохладный полумрак. Встречающиеся иногда трехнефные церкви с высоким, но слабо выступающим трансептом имеют узкие боковые нефы, перекрытые полуцилиндрическим сводом, подпирающим центральный цилиндрический. Боковые нефы в церквах Прованса имеют не столько пространственное, сколько конструктивное значение. Кровли, по римской традиции, - черепичные, покоящиеся непосредственно на сводах. Эта же традиция сказалась в тщательности обработки камня и в высокой технике кладки. Великолепный материал, известняк и мрамор, в немалой степени обусловил художественные достоинства памятников провансальской школы. При всем том интерьер провансальских церквей спартански прост. В декоре применялись листья акаита, каннелюры, коринфские капители. Эллинистические мотивы с особой силой выступают в композиции и декоре порталов. Тонко профилированные карнизы, фронтоны и колонны, нередко просто взятые с соседних нимфеев и арок и перенесенные на фасад церкви, а также статуи - вот убранство провансальских порталов. (Рис. 104) Основной свой вклад Прованс внес в разработку порталов и клуатров, которые были распространены здесь по климатическим причинам. (Рис. 105, 106) Новых конструктивных решений Прованс не дал.
Западная школа. Запад средневековой Франции (Аквитания и Пуату) был некогда богат как памятниками античности, так и раннехристианскими святилищами. Близость мавританского Юга способствовала проникновению сюда восточных культурных влияний. При всем многообразии, неизбежном на обширной территории, которую охватывает эта архитектурная школа, она имеет ряд пространственных особенностей, общих для всех ее направлений: обширные однонефные помещения, перекрытые куполами, церкви с тремя нефами равной высоты под общей кровлей. Такая организация пространства приближает аквитанские церкви к так называемым "зальным". В Аквитании была очень распространена пышная скульптурная трактовка западных фасадов, что позднее, в готический период, стало одной из особенностей городского храмостроения. В конструктивном отношении важны были аквитанские купола: получив во второй половине 12в. в композиции с нервюрами стрельчатое очертание, они легли в основу так называемого "анжуйского" свода, или "свода Плантагенетов", популярного как в Аквитании, так и за ее пределами. Школа отчетливо делится на два направления: 1. - церкви с тремя нефами почти равной высоты, чаще всего с трансептом и хором, с кольцевым обходом и венцом капелл. Центр - Пуату; 2. - церкви с одним обширным нефом, перекрытым серией куполов. Центр - Перигор. План с очертаниями отчетливо выраженного латинского креста преобладает в обоих направлениях: трансепт отсутствует лишь в исключительных случаях.. Западные башни либо отсутствуют, либо выражены слабо. Характерно коническое, чешуйчатое покрытие кровель и башен.
Купольные церкви. Церковь в Суияке (начало 12в) (Рис. 107). Однонефная церковь, построена по схеме латинского креста. Три пролета нефа перекрыты куполами на парусах, которые опираются на столбы, снимающие часть нагрузки со стен. Это позволяет увеличить оконные проемы и обеспечить обильное освещение нефа, что является важной особенностью именно этого направления западной школы. Особе место среди купольных сооружений Перигора занимает монастырская церковь (с 1669г. городской собор) Сен Фрон в Перигё (Рис. 108, 109, 110). В основе плана Сен Фрон лежит греческий крест, перекрытый пятью куполами на парусах по схеме, в это время уже осуществленной в соборе Сан Марко в Венеции. Вероятно, оба здания композиционно имеют общий византийский прототип (церковь Апостолов в Константинополе). Собор Сен Фрон - высшее конструктивное достижение среди купольных конструкций Перигора.
Группа Пуату. План большинства крупных церквей этого направления западной школы - обычный: это трехнефные базилики с трансептом, выступающим хором, кольцевым обходом и венцом из 3-5 капелл. План апсид и капелл в большинстве случаев закругленный, но иногда в небольших церквах встречаются и плоские апсиды. Есть несколько крупных церквей с многогранным завершением хора. Все основные сооружения имеют 3 нефа, причем боковые, как правило, узкие. Отсутствие верхнего света погружало интерьер церквей Пуату в полумрак. Они гораздо пышнее украшены снаружи, особенно со стороны западных фасадов. Типична в этом отношении церковь Нотр -Дам- ла Гранд в Пуатье. (Рис. 111, 112). Фланкированный двумя невысокими башенками западный фасад относится, видимо, ко 2-ой четверти 12в. Над ложным средокрестием (трансепта нет) высится башня. В Пуату, как и в Провансе, узкие боковые нефы имеют скорее конструктивное значение и поэтому чаще всего лишены собственных порталов. В данном случае на фасаде им соответствуют не проемы, а ниши. Центральный свод - цилиндрический, подпертый крестовыми сводами узких боковых нефов. На сложных опорах покоятся подпружные арки нефов и главные аркады.
Центрические церкви. Несвойственные и раннероманской архитектуре, центрические планы в 12в. почти вовсе исчезают из практики монастырского строительства. Лишь изредка строят ротонды и октогоны, причем главным образом на Юге и на Западе. Примером самой значительной из ротонд была монастырская церковь в Шарру (Пуату). Диаметр ее равнялся 40м. Сохранилось ядро ее центрального пространства с двумя ярусами аркад. К ротонде примыкала трехнефная базилика, в которой все нефы были перекрыты взаимно подпиравшимися параллельными цилиндрическими сводами. Над обширным нартексом высилась прямоугольная башня. (Рис. 113) Архитектура Англии (Рис. 114) Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.007 сек.) |