|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Период исканий (980-1080гг.)
Для ранних монастырских церквей 11в. был характерен так называемый "бенедиктинский" план: прямоугольник хора завершался тремя параллельными апсидами, из которых центральная выступала вперед, что обеспечивало одновременную обозримость всех реликвий для сравнительно немногочисленных монахов. Это соответствовало требованиям литургии и замкнутому характеру монастырской жизни. Такой "бенедиктинский" план имели главная монастырская церковь ордена в Клюни (вторая) (Рис. 77) и церковь Сен Жене в Шатомайан (Рис. 78). Этот тип церкви получил широкое распространение, особенно при строительстве монастырских церквей в Нормандии, Швейцарии, Германии, Скандинавии. Однако такое решение алтарной части собора не могло обеспечить непрерывную обозримость всех реликвий (доступ к мощам), в случае наличия большого числа паломников, которое было характерно для городских соборов и монастырских церквей, расположенных в людных поселениях. Поэтому получает развитие кольцевой обход вокруг хора с радиально расположенными капеллами для дополнительных алтарей, так называемые паломнические церкви. (В 11-12 вв. паломничество, связанное с культом реликвий, получает особенно широкое распространение во Франции) (Рис. 79). Не менее настоятельной, чем переход от бенедиктинского плана хора к плану с кольцевым обходом, оказалась проблема применения сплошь каменных перекрытий вместо пожароопасных деревянных. Начался процесс исканий типов сводчатых перекрытий. В 11-12 вв. Бургундия стала центром западно-европейского монашества и средоточием материальной и духовной культуры того времени. Благодаря развернувшемуся здесь строительству клюнийцев композиционные новшества Севера и передовые конструкции ломбардо-каталонского Юга, встретившись на полпути, впервые сочетались в прогрессивном синтезе французской романики. К концу первой трети 11в. в Бургундии появились базилики, сложенные из хорошо отесанного камня, с массивными опорами сложного профиля. Основное пространство базилик было перекрыто цилиндрическим сводом с подпружными арками, а боковые нефы - крестовыми сводами. В результате композиционных и конструктивных исканий паломнические церкви получают общую схему (Рис. 79): трех- или пятинефное пространство с галереями над боковыми нефами, отчетливо выраженный трансепт с капеллами, хор с кольцевым обходом и венцом капелл, иногда нартекс. Средний неф перекрыт цилиндрическим сводом с подпружными арками, боковые - крестовыми сводами, а галереи, открывающиеся в неф арочными проемами - полуцилиндрическими. Как правило, боковые нефы и галереи обходят весь периметр здания на двух уровнях. Верхнего ряда окон нет, - пространство освещается окнами со стороны торцов, башней - фонарем над средокрестием и окнами боковых нефов. Объемно-пространственная схема многих церквей имела один серьезный недостаток, затруднявший применение ее на Севере: отсутствовал базиликальный разрез, а следовательно, и непосредственное освещение среднего нефа. Поиски клюнийцами соответствующего дополнения к композиции паломнической церкви очень скоро привели к сооружению в Бургундии церкви Сент Этьенн в Невере (1063-1097гг.), в которой был полностью применен базиликальный разрез (Рис. 80). В ней изначально существовало непосредственное освещение среднего нефа через ярус верхних окон, т.е. было применено трехъярусное горизонтальное членение среднего нефа. Так возникла композиция, ставшая типичной для построек "бургундской" школы.
Важнейшим памятником и крупнейшим из сохранившихся романских сооружений Франции является паломническая церковь Сен Сернен в Тулузе, построенная из розоватого кирпича с добавлением белого камня (начата около 1075г., освещена в 1096г.). Это пятинефная церковь с развитым трансептом и хором. (Рис. 81, Рис. 82). Стройная восьмигранная башня над средокрестием была сооружена лишь в 1250г., а венчающий ее шпиль - в 1478г. (Рис. 83, 84 85, 86, 87) Для церкви Сен Сернен характерны безукоризненность кладки, великолепно уравновешенные массы основных объемов, роскошный декор, величественность масштабов. Белокаменный южный портал выделяется своими классическими пропорциями на розоватом фоне стены. Своей соразмерностью и утонченным чувством материала и формы он свидетельствует о стойкости античных традиций. Интерьер церкви, хотя и погружен в сумрак, не противоречит внешнему впечатлению. Высокий цилиндрический свод центрального нефа укреплен как бы "триумфальными" арками, которые своим торжественным ритмом мерно членят внутреннее пространство, раскрывающееся навстречу ярко освещенной апсиде. (Рис. 88, 89, 90). Двойные боковые нефы перекрыты крестовыми сводами, а галереи - полуцилиндрическими. Галереи обходят сплошь весь периметр здания, включая трансепт и хор. По две глубокие капеллы расположены по восточной стене трансепта, а в парадный кольцевой обход открываются еще 5 капелл.
В паломнических церквах комбинация внешних объемов, перестав быть простым сочетанием прямоугольных масс, превратилась в совокупность структурно взаимосвязанных элементов. Все лишнее было отброшено. Вертикали свелись к функционально необходимой башне - фонарю и двум объемам, фланкирующим западный конец здания. Восточный конец, богатый членениями и убранством, получил объемную характеристику, отвечающую значению заключенного в нем пространства. Во всем чувствуется стремление к благородной ясности форм и красивым пропорциям.
Венцом творческих поисков романских архитекторов 11в явилась третья по времени строительства орденская церковь Клюни. Она была задумана как главная церковь клюнийского ордена в целом. Строительство было начато в 1088г. Вдохновителем общей композиции явился монах - архитектор и музыкант Гунзон. (Рис. 91). Восточная часть сооружения, включая главный трансепт, была закончена в 1100г., а здание в целом к 1130г., когда и была начата пристройка обширного нартекса (1130-1150г.). От грандиозной церкви (длина 187м), проданной на слом в начале 19в., сохранилось только южное плечо главного трансепта с прилегающей башней. Остатки и описания очевидцев позволяют восстановить облик памятника: над пятинефной базиликой с планом в форме архиепископского креста, с кольцевым обходом хора, венцом из 5 капелл и нартексом, помимо центральной башни над средокрестием высился целый лес башен, включая пристроенные в 13в. по сторонам нартекса. Основное пространство было покрыто цилиндрическим сводом (в главном трансепте - с повышенной стрелой подъема), боковые нефы - крестовыми. Главная аркада имела стрельчатое очертание арок. Высота главного свода была для своего времени невероятной (31-32 м при пролете в 11м). Под окнами тянулась глухая аркатура. Галерей не было. Наиболее красивой частью церкви была ее ранняя часть - хор и кольцевой обход. Из 75-ти сохранившихся капителей 8 лучших, украшенных аллегорическими фигурами великолепной резьбы принадлежали кольцевому обходу. Однако применение фигурной скульптуры было ограничено восточной частью церкви и порталом. Значение церкви Клюни - 3 сказалось не только в том, что в этом выдающемся сооружением был суммирован опыт 11в. Никогда еще после античности архитектура не говорила языком пропорций и чисто тектонических форм с такой убедительностью и силой, как в этом монументальном синтезе французской романики.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |