|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Мировоззрение. Его компоненты, уровни, типыЗемные чувства, их остаток скудный Отдайте постиженью новизны, Чтоб, солнцу вслед, увидеть мир безлюдный! Подумайте о том, чьи вы сыны: Вы созданы не для животной доли, Но к доблести и к знанью рождены». «Божественная комедия» – М.: Наука, 1968. С. 119.
Джованни Пико делла Мирандола (1463 – 1494) – «Тогда согласился Бог с тем, что человек – творение неопределенного образа, и, поставив его в центре мира, сказал: «Не даем мы тебе, о Адам, ни своего места, ни определенного образа, ни особой обязанности, чтобы и место, и лицо, и обязанности ты имел по собственному желанию, согласно своей воле и своему решению. Образ прочих творений определен в пределах установленных нами законов. Ты же, не стесненный никакими пределами, определишь свой образ по своему решению, во власть которого я тебя предоставляю. Я ставлю тебя в центре мира, чтобы оттуда тебе было удобнее обозревать все, что есть в мире. Я не сделал тебя ни небесным, ни земным, ни смертным, ни бессмертным, чтобы ты сам, свободный и славный мастер, сформировал себя в образе, который ты предпочтешь. Ты можешь переродиться в низшие, неразумные существа, но можешь переродиться по велению своей души и в высшие, божественные» (Пико Мирандола. Речь о достоинстве человека/ Эстетика Ренессанса. В 2 т. – т. 1. М.: Искусство, 1981. – с. 249).
ûûûûûûûûûûûûûûûûûûûûûûû
Мировоззрение. Его компоненты, уровни, типы. Мировоззрение – это целостная система взглядов на мир и место человека в нем. Мировоззрение складывается из ряда компонентов, в числе которых: 1. Наглядно-образные представления о действительности 2. Эмоционально-чувственные представления о мире 3. Рационально-теоретические и абстрактные представления 4. Ценностно-нормативные взгляды и моральные убеждения. Мировоззрение подразделяется на два уровня: 1. Практический, основанный на наглядно-образных представлениях, личном и общественном опыте в различных сферах деятельности и 2. Теоретический, основанный на рациональном обобщении и синтезе знаний о мире, критическом и творческом познании. Имеется 3 типа исторических мировоззрения: мифологическое, религиозное, философское. Мифология- это исторически первая мировоззренческая система, объясняющая действительность на основе фантастических взглядов и представлений. Характерными чертами мифа являются: -преобладание эмоционально-чувственного восприятия мира -символическое понимание действительности -синкретизм единство человека и природы, души и тела и тд) -антропоморфизм очеловечивание явлений природы) -анимизм (вера в существование невидимых духов) Функции мифологического мировоззрения: -регламентация поведения человека -передача опыта из поколения в поколение -объяснение природных явлений. Религия- это мировоззренческая система, основанная на вере в Сверхъестественные силы, определяющие жизнь человека и природы. Характерными чертами являются: -восприятие мира, основанное на вере -наличие обрядово-культовой системы -наличие системы догматов и норм -духовно-практическая направленность -стремление к высшим, вневременным ценностям. Функции: -этическая (распространение моральных заповедей) -культурная (распространение и сохранение духовной культуры и искусства) -консолидирующая (объединяющая людей одной концессии) Философское мировоззрение представляет собой рациональную теоритическую систему взглядов на мир и место человека в нем. Это высшая форма мировоззрения. Х/Ч являются: -логичность и последовательность -научность, наличие четкой терминологии -системность -универсализм -высокая степень обобщения Основные отличия философского мировоззрения от мифологического является рационализм; от религии – допустимость; от частных наук – более высокая степень обобщения. Философское мировоззрение прошло 3 исторических этапа развития: 1. Космоцентризм – в центре находится идея Вселенной 2. Тео центризм- в центре находится идея Бога 3. Антропоцентризм – в центре находится проблема человека. 2)Философия как особая форма постижения действительности. Природа философских проблем. Функция философии. Философия и наука. 4)Отличия Античной философии от философии древнего Востока 1. Античная философия, в отличие от восточной, развивалась обособлено от религии. 2. Античная философия стремилась рационалистически объяснить мир, в то время как восточная характеризовалась морально-этическим направлением, стремлением к поучениям, наставлениям праведной жизни. 3. В древней Греции точные науки развиваются неотделимо от философии, параллельно и вместе с ней. Ранний греческий философ одновременно являлся и астрономом, и математиком, и физиком. Эмпирическое знание на востоке развивалось обособлено от философский теорий. 4. Научное знание на Востоке своей целью имело воспитать послушного и трудолюбивого члена общества (организационно-управленческая функция), нацелено на проектирование и постройку инженерных сооружений, изобретения (технологическая функция). Система знания древней Греции не имела настолько прикладного значения. 5. Восточная наука носила организованный и коллективный характер и подчинялась управленческой бюрократии. В Европе наука была делом отдельных личностей. 6. Философ древнего Востока - это, как правило, жрец или чиновник, который комментировал или исправлял своих предшественников. Греческий философ был нацелен на изменение представлений о мире, на создание нового знания. 7. Изречения крупного восточного философа являлись догмами, заучивались наизусть без каких-либо сомнений, что контролировалось государством. В Афинах каждый философ выносил свои мысли на суд публичной критики. Каждый свободный человек в демократической среде Афин получал возможность утверждать себя в качестве личности в общественной и духовной сферах, по-этому стремился отстаивать принадлежащие лишь ему идеи. Философия – критическое знание о бытии, его познании, человеке и его ценностях. ФИЛОСОФИЯ (от греч– любить,мудрость) – особая форма общественного сознания и познания мира, вырабатывающая систему знаний об основаниях и фундаментальных принципах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных характеристиках человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни. Философия стремится рациональными средствами создать предельно обобщенную картину мира и места человека в нем. Необходимость философского познания мира коренится в динамике социальной жизни и диктуется реальными потребностями в поиске новых мировоззренческих идей, регулирующих человеческую жизнедеятельность. Критическая ф-я - содействует выработке мер, направленных на преодоление того, что не устраивает человека, Гносеологическая -теория познания, снабжает человека средствами, с помощью которых люди получают возможность постигать мир Мировоззренческая способствует формированию целостности картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром.0, 2). наука традиционно абстрагируется от проблемы ценностей и от вынесения ценностных суждений. Она ищет истину – то, что есть в самих вещах, не обсуждая, хорошим или плохим является то, что она нашла, и есть ли во всем этом какой-то смысл. 3)Структура философского знания 4. В первые столетия своего существования философия не имела четкой структуры. Первым, кто ясно поставил эту проблему, был Аристотель. Учение о началах сущего он называл «первой философией» (впоследствии ее стали именовать «метафизикой»); его учение о чистых формах мышления и речи у стоиков получило имя «логика»; кроме того, Аристотель написал книги по физике, этике, политике и поэтике - очевидно, считая их также разделами философии. 5. Несколько позже стоики разделили философское знание на три предметных области: логику, физику и этику. Это деление сохранялось вплоть до Нового времени, когда каждая школа принялась по-своему перекраивать структуру философии. Сначала превратилась в особый раздел философии теория чувственного познания, которой Александр Баумгартен дал имя «эстетика». Затем кантианцы изобрели особое учение о ценностях - «аксиологию», переименовали теорию рационального познания в «гносеологию», а метафизику - в «онтологию». Уже в XX веке на свет появились такие дисциплины, как философская антропология, герменевтика, грамматология и др. 6. Какого-либо общепринятого понимания структуры философского знания в настоящее время не существует. В учебной литературе, как правило, фигурируют четыре отдела: собственно философия, изучающая законы и категории мышления и бытия; логика - учение о формах умозаключения и доказательства; эстетика - учение о мире чувств, о прекрасном и безобразном; и этика - теория нравственности, повествующая о добре и зле и о смысле человеческой жизни. В отечественной традиции специализаций философии выделяют: онтологию и теорию познания, историю философии, эстетику, этику, логику, социальную философию, философию науки и техники, философскую антропологию, философию и историю религии, философию культуры Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.) |