|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
П р а к т и ч е с к и й к о н с п е к т. Понятие философии истории
Понятие философии истории Предметом философии истории является историческое измерение бытия человека. Объектом философского рассмотрения становится тот или иной фрагмент исторической жизни человечества или всемирная история в целом. Важнейшими общими вопросами философии истории являются: что определяет судьбу человечества? Есть ли смысл и цель исторического процесса, и если есть, то в чем они? Имеет ли история направление и кто является творцом истории? Главные интересы философии истории связаны с познанием направленности и необратимости исторического движения. История – наука о событиях в их связи и последовательности. Другое значение термина история состоит в обозначении им жизни общества. «История – не что иное как деятельность преследующего свои цели человека» (К. Маркс). В этом смысле речь идёт о законах истории, противопоставлении их законам природы. Специфика истории в том, что она обращена к прошлому. Память о прошлом, знание, понимание и переживание его характеризуют собой историческое сознание. Человек живёт не только настоящим, он дорожит своим прошлым. «История – это изучение процессов, протекающих во времени, но что такое время не знает никто» (Л. Н. Гумилев). Историческое сознание осуществляет «связь времён». Это ретроспектива, необходимая для перспективы. Наконец термином история обозначают науку, изучающую прошлое человеческого общества. Термин «история» имеет два смысла. Он обозначает знание о прошлом, а также историческую реальность как таковую. Традиционно начало истории как описание происходящего связывают с именами Геродота (484 – 425 до н. э.) и Фукидида (460 – 396 до н. э.). Геродот – Цицерон назвал его «отцом истории» – описал греко-персидские войны (500 – 449 до н. э.), они закончились когда Геродоту было 35 лет. Фукидид создатель «Истории» (в 8 книгах) Пелопоннесской войны (431 – 404 до н. э.), по свидетельствам очевидцев и участников. Фукидид первым пытался найти поводы, основания и причины происшедших исторических событий, прибегая к анализу политической действительности. По мнению Фукидида, политика определяется влиятельными личностями, поэтому он был склонен объяснять всё происходящее, отталкиваясь от характера и личной заинтересованности политического деятеля и полководца. Со временем утвердилось представление об истории как о реальном процессе изменения жизни общества во времени, и как знании прошлых состояний этого процесса. Задача исторического исследования состоит в том, чтобы из совокупности исторических событий, дошедших до нас, выбрать те, которые имеют значение, составить с их помощью историческую картину и вскрыть существующие между ними связи таким образом, чтобы современное состояние оказалось их результатом. Вся история подобна «канату, сотканному из тысячи нитей, отдельные нити длиной в столетие, тысячелетие, а большая часть их является лишь короткими отрезками в пряже времени. Задача всякого исторического исследования – распутать эту ткань» (К. Брейзиг). В какой мере история преподносит нам правду о прошлом? Изучая документы прошлого, историк делает выбор, формулирует гипотезы. Его деятельность заключается не в простой констатации фактов, но в попытке понять и объяснить прошлое, используя абстрагирование, создавая схемы причинности. Восстановить целостность прошлого – вот направляющая идея в его работе. Термин «философия истории» ввел в оборотВольтер (1694 – 1778) в своей работе «Философия истории» (1765 г). Под этим термином Вольтер понимал всего лишь критическую, или научную, историю, тот способ исторического мышления, когда историк самостоятельно судит о предмете, вместо того чтобы повторять истории, вычитанные из старинных книг. Но философия истории как область философского знания появилась значительно раньше этого термина. В зависимости от того, как понимается жизнь общества, могут быть разные концепции исторического развития. В раннее средневековье Августин Блаженный создал философию истории божествен-ного государства, нашедшего свое земное выражение в христианской церкви, и его философия истории оказала решающее влияние на последующее тысячелетие. Только в XVIII в. философия истории вышла за пределы августиновского учения. В Новое время историю стали рассматривать как особую отрасль знания, отличную от математики и естественных наук. История, в отличие от природы, где действуют стихийные силы, это область, в которой действует человек, «преследующий свои цели». Это определяет специфику этой области, где обнаружение какой-либо объективной закономерности весьма затруднительно. Тем не менее, наличие такой объективной закономерности (или необходимости), можно предполагать, исходя из того, что область истории (исторического процесса) такая же объективная реальность, как и природа. Чтобы правильно понять исторический процесс, составить истинную картину происходящего, необходимо отражение его в теории. Таким отражением исторического процесса является принцип историзма. Принцип историзма предполагает рассмотрение каждого этапа истории в неразрывной связи его с прошлым и будущим, изучение специфики исторического объекта, его собственной сущности, поскольку каждая ступень развития познания и общественной жизни оправдана для своего времени и в своих условиях. Поэтому необходимой стороной принципа историзма является конкретно-исторический подход к исследуемым явлениям. Историческое развитие любого объекта, любого явления может быть описано в виде истории объекта (исторический метод) и в виде теории объекта (логический метод). Задача исторического исследования – раскрытие конкретных условий, обстоятельств и предпосылок различных явлений, их исторической последовательности и смены состояний. Логический метод выражает законы возникновения и развития этого явления. Этот метод фиксирует объективную логику событий, отвлекаясь от случайных конкретно-исторических особенностей, зигзагов истории. Историзм предполагает диалектическое единство обоих методов, которое заключается в том, что логическое представляет собой «не что иное, как отражение исторического процесса в абстрактной и теоретически последовательной форме» (Энгельс). Историческое и логическое есть философские категории познания. Ими обозначается то, что принадлежит миру вещей (историческое), и то, что относится к области суждений об этом мире (логическое). Историческое – это объективная действительность, логическое – отражение ее в мышлении. Историческое – процесс становления и развития объекта; логическое – теоретическое воспроизведение развитого и развивающегося объекта во всех его существенных, закономерных связях и отношениях. Другими словами, историческое – рассказывает, «как было дело», логическое – старается понять, почему было так, а не иначе? Понять природу законов истории, значит понять логику истории. Знание исторической действительности является мощным фактором формирования исторического сознания и самосознания народа. Это объясняет также и то, почему искажение исторической истины или предание забвению прошлого, каким бы горьким и тяжелым оно ни было, является мощным средством духовного порабощения. Лишение исторической памяти – одно из испытаннейших приемов всех авторитарных и тоталитарных режимов. Он проявляется обычно в произвольных «переписываниях» истории таким образом, чтобы она каждый раз оправдывала и обосновывала любую прихоть и любое злодеяние «мудрых» и «никогда не ошибающихся» вождей. Поэтому историческая ложь не просто заблуждение или ошибка, она может превратиться в определенных условиях в мощный фактор деформации и разрушения общественного сознания.
Главные проблемы философии истории могут быть сформулированы таким образом: v Смысл истории v Направленность истории v Критерии исторического прогресса v Проблема исторического детерминизма v Проблема движущих сил истории На эти вопросы нет и не может быть однозначного, общепринятого ответа. Философско-мировоззренческая позиция определяет методологический подход к их решению. Поиск смысла истории – это поиск ответов на вопрос: зачем? Ради чего? Развитие – это всегда направленное изменение; философия истории озабочена вопросом: куда идёт человечество, куда оно хочет прийти и куда может прийти? Философские модели общественно-исторического развития чрезвычайно многообразны. В качестве критерия развития общества философы выбирали различные стороны общественной жизни: духовная сфера культуры, политические свободы, экономические достижения. Вопрос о критериях социального прогресса наиболее противоречив. Если в мире науки, техники, производства они очевидны, то в сфере человеческих отношений здесь больше вопросов и сомнений. В истории можно найти примеры, подтверждающие как оптимистический вариант развития, так и пессимистический, когда общества погибали в результате природных катастроф, нашествий, внутренних кризисов. Вопрос о направленности общественного развития (прогрессивном или регрессивном варианте) остается открытым. Проблема исторического детерминизма это не только проблема вопроса почему? Ход истории, её событийность обусловлена не только объективными причинами, но не в меньшей мере, а иногда и в большей бывает обусловлена субъективными факторами. Логика событий скрывает в себе истинные мотивы поступков участников событий. В философии существует такое понятие, как факторы общественного развития, т.е. его движущие силы. Различают факторы объективные и субъективные. К объективным факторам общественного развития относят материальное производство (экономический фактор), природную среду (природный фактор), социальные ресурсы (демографический фактор), науку и технику (научно-технический фактор) и др. К субъективным факторам общественного развития относят целенаправленные, осознанные действия, как отдельных людей, так и всего общества. В философии существуют многофакторные теории прогресса, признающие, что общественное развитие обусловлено целым рядом равнозначные факторов, и однофакторные, выделяющие в качестве основного какой-либо один фактор, например, географическую среду, или материальное производство, или деятельность великих личностей. Популярен афоризм Шекспира: «Весь мир театр и люди в нём актёры». Мир театра – это мир природы, и в этих реальных условиях разыгрываются сцены из жизни человечества. Как в театре, декорации, так в исторической реальности естественные условия имеют определённое значение. Но решающую роль, конечно же, играют люди – личности, коллективы, сообщества, классы, народы. И это, безусловно, самая интересная сторона философии истории. Важной характеристикой общества является его динамика, т.е. рассмотрение общества в движении. При рассмотрении социальной динамики важнейший вопрос связан с определением характера и направленности изменений в обществе. В философии истории предложены несколько типов социальной динамики: циклический, линейный, спиралеобразный. Циклическое представление о развитии общества является наиболее древним и характерно для всех мифологических систем. Для древнего человека само время замкнуто в круг вечно повторяющихся естественных циклов. Представление о линейном характере развития общества впервые появляется в Средневековье. Именно в эту эпоху возникают представления о прошлом и будущем. Возникают представления об истории в собственном смысле этого слова, как о процессе, имеющем смысл и направленность, например у Августина конечная цель истории состоит в установлении «Царства Божьего». Спиралеобразная модель развития общества предложена Гегелем. Согласно его диалектической концепции, любое развитие проходит три этапа: тезис, антитезис, синтез. Это значит, что развитие идет одновременно и по кругу, и по линии. Спираль объединяет свойства линии и круга. Основными формами общественного развития выступают эволюция и революция. Эволюцией называют процесс постепенных изменений, а революцией – резкие переходы от одного состояния к другому. Выделяют различные виды революций: социальная, политическая, научная, технологическая. Под социальной революцией понимается изменение типа общественного устройства, под политической – изменение формы власти. Научная революция – это переворот в научном знании, основанный на значительном научном открытии. В результате научной революции меняется научная картина мира. Технологической революцией называют качественное изменение в развитии производительных сил, например, промышленный переворот XVIII–XIX вв., вследствие которого произошел переход от ручного труда к машинному, от мануфактуры к фабрике. Технологической революцией является и научно-техническая революция, превратившая науку в середине XX в. в ведущую производительную силу. Современными философами-постмодернистами предложена ещё одна концепция развития общества, которая утверждает полную хаотичность и бессмысленность социальных процессов. Постмодернисты подчёркивают разнообразие исторических событий и ценностей, отсутствие раз и навсегда заданного развития общества. «Куда вы идёте? Откуда вы выходите? Куда вы хотите прийти? Это достаточно бесполезные вопросы», утверждают они. Развитие само по себе есть закономерное, направленное, качественное изменение. По направленности выделяют такие формы развития, как прогресс – поступательное движение к более совершенному, и регресс – противоположный тип изменения. Начиная с XVIII в. в европейской культуре утверждается вера в прогресс. Философы говорили о совершенствовании человека и общества. Возникали утопические учения об идеальном состоянии общества. Однако некоторые теории утверждают, что развитие общества регрессивно. Несомненные прогресс науки и техники не равнозначен прогрессу в развитии человечества. С большим сомнением можно говорить о нравственном прогрессе. Эколо-гический кризис, техногенные катастрофы, вооружённые конфликты по всему миру дают этому основания. Моральные проблемы множатся, а человек остаётся тем же, что и многие столетия назад, и его способы решения проблем всё ещё вызывают больше вопросов, чем ответов. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.) |