|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Или формационный подход к анализу исторического процессаВ 1846 г., когда Карлу Марксу было двадцать восемь лет, а Фридриху Энгельсу двадцать шесть, они написали интересную книгу (так и оставшуюся в рукописи) «Немецкая идеология». Она была первым рубежом их духовного развития, «уяснением дела самим себе». Здесь же мы находим предпосылки материалистического понимания истории. «Первая предпосылка всякой человеческой истории – это, конечно, существование живых человеческих индивидов. Первый исторический акт этих индивидов, благодаря которому они отличаются от животных, состоит не в том, что они мыслят, а в том, что они начинают производить необходимые им жизненные средства». Именно телесная организация человеческих индивидов обусловила их отношение к остальной природе. Обеспечивая своё существование, люди сами производят необходимые для этого средства, используя вещество и энергию природы. Практическое взаимодействие общества и природы ещё называют материальным производством. В рамках материалистического понимания истории сложился формационный анализ исторического процесса, как антитеза идеалистическому его пониманию. Формационная теория опирается на выделение способа производства как ведущего, детерминирующего фактора общественного развития. Критерием поступательного развития общества является уровень производительности общественного труда. Само выделение способа производства знаменует переход человечества со ступени варварства к цивилизации. Особенности способа производства определяются, с одной стороны, уровнем и харак-тером развития производительных сил, с другой – уровнем и характером производственных отношений. Производственные отношения напрямую зависят от господствующих форм собственности. Совокупность производственных отношений образует базис общества, над которым возвышается надстройка: политические, правовые, религиозные и т.п. отношения и институты. Этим институтам соответствуют формы общественного сознания: религия, мораль, право, искусство, философия и т.д. Противоречия между производительными силами и производственными отношениями порождает социально-экономический кризис, который разрешается революционной сменой общественно-экономической формации. Но марксистская концепция философии истории не сводится только к утверждению определяющей роли производства. В то же время она пыталась понять и некоторые идеальные структуры – мотивы деятельности человека: экономические, политические, нравственные, религиозные. Люди делают свою историю сами, при определённых предпосылках и условиях, среди которых экономические являются в конечном счёте решающими. Но это не исключает роль, иногда значительную, политических условий, других духовных факторов, «даже традиций, живущих в головах людей». Каждый преследует свои собственные, сознательно поставленные цели, и общий результат – историческое событие – получается от столкновения множества отдельных человеческих воль. «Воля определяется страстью или размышлением». За ними стоят идеальные побуждения: честолюбие, личная ненависть, служение идеалам, или просто «индивидуальные прихоти всякого рода». И вот тут возникает новый вопрос: каковы те исторические причины, условия, «которые в головах действующих людей принимают форму данных побуждений?». Энгельс подчёркивает, что «всё, что приводит людей в движение, должно пройти через их голову; но какой вид оно принимает в этой голове, в очень большой мере зависит от обстоятельств». Другими словами, корни, истоки идей, учений, мотивов, которые побуждают и приводят людей в движение, надо искать в условиях их жизни, их существования, их социального бытия. Как люди живут, так они и думают. История протекает подобно естественно-историческому процессу, подчиненному, в сущности, «тем же самым законам движения». Но история развития общества существенно отличается от развития природы тем, что в природе действуют стихийные бессознательные силы, а в истории действуют люди, наделённые сознанием, поступающие обдуманно, целенаправленно. Эта субъективная деятельность людей оказывает влияние на проявление общих объективных законов истории. Законы общества носят сугубо статистический характер. Они проявляются как суммарное действие огромного множества случайных факторов. Статистические методы исследования дают возможность обнаружить необходимость там, где на поверхности видна лишь игра случая. Поступки индивида определяются множеством случайных факторов, далеко не всегда поддающихся рациональному истолкованию, но эти поступки «гаснут» в совокупном действии огромной массы людей. Достоинства формационного подхода: Понимание истории как закономерного объективного процесса, глубокая разработка экономических механизмов развития, реалистичность, систематизация исторического процесса. Недостатки формационного подхода: Именно в проблеме человека марксистская концепция философии истории столкнулась с большими трудностями, что стало основанием для ее критики. Недопустимо сводить человека к несубъективным факторам производства. Ведь последние, в конечном счете, просто не имеют самостоятельного значения: средства производства – это символы самих людей. Излишняя схематичность. Формационная теория, претендующая на всеобщность, на самом деле является обобщением исторического развития только западноевропейского сообщества. Формационный подход неприменим для объяснения развития азиатских обществ.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |