|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Роль личности и народных масс в историиУже было сказано, что история есть деятельность людей, преследующих свои цели. В первом приближении история представляет собой общий итог множества действующих в различных направлениях устремлений и их разнообразных воздействий на внешний мир. Люди, действующие сознательно как индивиды, действуют бессознательно как творцы истории. Преследуя свои цели, люди не задумываются о смысле истории, о ее ходе. По большей части цели, поставленные людьми перед собой, приходят во взаимные столкновения и противоречия, и потому при осуществлении приводят вовсе не к тем результатам, которые были желательны для индивида. За этим переплетением целей, столкновением интересов и случайных событий видится, как говорил К. Маркс, «естественноисторическая» необходимость. Сложность истории в том, что спектр необходимостей, в отличие от природы, здесь чрезвычайно велик. Возникает вопрос: может ли быть свободным человек в условиях объективной необходимости, несет ли он ответственность за свои поступки, обладает ли возможностью выбора? Допущение того, что воля человека способна творить историю по своей прихоти и произволу (волюнтаризм), в такой же степени несостоятельна, как и представление о том, что человек является рабом исторической необходимости, что от его деятельности ничего не зависит (фатализм). Признание исторической необходимости не исключает свободу, которая включает в себя три основных элемента: - познание необходимости; - принятие правильных решений на основе полученных знаний; - реализацию этих решений. В связи с этим – какова же может быть роль личности в историческом процессе? У великих массовых движений есть свои инициаторы, свои вожди, руководители, представляющие собой более или менее значительные индивидуальности – личности. Важнейшей задачей личности в массовых движениях является осознание объективных условий и формулировка целей, принятие адекватных решений и руководство их реализацией. Особую роль играют исторические личности. Это те, кто наиболее полно, наиболее эффективно и продуктивно реализуют интересы (и технологии) больших социальных групп, кто наиболее полно воплощает в действительность созревшую для этого общую возможность. Историческими личностями являются те, в целях которых содержится такое всеобщее. Люди, оказавшиеся на пике исторических событий, – лидеры, военачальники, религиозные деятели – принимают решения, отдают приказы, подписывают договоры, и эти акты их личной воли оказывают существенное влияние на ход событий, причем как положительное, так и отрицательное. В зависимости от самых различных условий и обстоятельств, а также места, времени и индивидуальных черт личности ее историческая роль может колебаться от самой незаметной до громаднейшей. Исторические личности проявляют себя во всех сферах деятельности – от выдающихся ученых и общественных деятелей до выдающихся преступников. Иной смысл вкладывается в понятие «великая личность». Оно фиксирует не только ее масштаб, но и содержит нравственную и социальную оценку. Этих исторических людей следует рассматривать по отношению к тем общим интересам, которые присущи классам, сословиям, обществу. «Они являются великими людьми именно потому, что они хотели и осуществили великое и притом не воображаемое и мнимое, а справедливое и необходимое» (Гегель). Эти всемирно-исторические личности призваны быть доверенными лицами Мирового духа, но вряд ли их судьбу можно назвать счастливой, считает Гегель. Объективно деятельность великой личности осуществляется в русле исторического прогресса, что и делает её значимой в истории. Она всегда детище своего времени, как бы отклик на его запрос. Так, Александр Македонский (356–323 гг. до н.э.) был порождением периода, когда производительные силы рабовладельческого общества уже не могли дальше развиваться в рамках местных замкнутых рынков. Греческие и македонские рабовладельцы стремились захватить богатства восточных стран, получить обширные пространства для колонизации, приобрести новые источники поступления рабов, а деклассированные элементы греческого общества – найти себе пропитание службой в наемных войсках. Вот тут-то и нужен был государственный деятель, прежде всего талантливый военачальник, способный осуществить веление времени. Роль самой выдающейся личности всегда есть сплав предшествующего развития, массы случайных и неслучайных событий и ее собственных способностей. Чтобы оказаться соразмерной обстоятельствам, личность должна обладать определенными свойствами. Конкретная историческая ситуация требует проявления конкретных психологических и личностных качеств. Сейчас многих великих исторических персонажей называют харизмати-ческой личностью. Следует заметить, что насколько харизматическая личность владеет народной массой, настолько она зависима от нее: нет массы – нет вождя. Кроме того, ни одна личность, будь она трижды харизматической, не сможет повлиять на ход истории в одиночку, ее воля должна реализоваться в совместных действиях больших групп людей. Таким образом, личность и народные массы – два противоположных полюса исторического процесса, определяющие его ход и содержание. Роль народных масс в истории – эта тема также связана с темой движущих сил истории. Значение масс в истории определяется тем, что они выступают и действуют хотя и как субъективная сила, но в значительной мере стихийно, бессознательно, коллективистски. Народ – явление исторически неоднородное. Социальная структура народа отличается большой сложностью и изменчивостью. Если взять функциональный срез, то народ – те слои и классы, которые способствуют развитию общества, это в первую очередь те, кто создает материальные, а также духовные ценности. Народ – творец и хранитель культурных ценностей, созданных всей историей общества. Народ – творец истории, но его творческая роль исторически неодинакова, как неодинаков и сам народ на различных ступенях развития общества, как неодинаковы его опыт, знания, сознание. В обычном, естественном ходе истории массы образуют пассивную и при этом нижнюю часть социального целого, участники крупных общегосударственных дел. Народные массы следует отличать от толпы. Толпа являет собой случайное или почти случайное сборище людей, объединенных в данном пространстве временным и преходящим интересом.Это простое множество разрозненных людей, лишенное органической связи и единства; это хаотическое целое, как правило, лишенное какой-либо четкой внутренней организации; иногда эта организация носит расплывчато-сумбурный характер. С позиций психологии толпа отличается резкой ослабленностью разумного контроля в своем поведении. Вследствие этого в толпе главным образом проявляется эмоционально-волевое бушевание страстей, смутных и неустойчивых интересов. Толпа легко поддаётся возбуждению стихийно возникшим лидером и становится опасной разрушительной силой. Всегда находятся люди, которые бесстрашно смелы в толпе и ничтожно трусливы порознь.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |