|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Русский реализм как литературное направлениеРеализм не пришел в русскую литературу откуда-то извне. Он сложился в ходе русского литературного процесса, и притом в его основном движении, как результат его передовых достижений. Так, в творчестве прогрессивных деятелей русского классицизма, от М. В. Ломоносова до Г. Р. Державина, несмотря на свойственную их художественному методу идеализацию, находили отражение некоторые черты реальной русской действительности. Это особенно ярко проявилось в поэзии Державина. Классицизм как прогрессивное для своего времени литературное направление стал для русского реализма «наследством», критическое усвоение лучших достижений которого было необходимо и полезно. Подтверждением этого является творчество Пушкина. Сентиментализм, отражая прогрессивное развитие русской действительности, в пору «Писем русского путешественника» и «Бедной Лизы» Н. М. Карамзина сумел сделать некоторые шаги в сторону сближения литературы и жизни. Прогрессивные тенденции и этого литературного направления должны занять свое, хотя и скромное, место в предыстории русского реализма. Наибольшее значение для становления реализма имело, разумеется, романтическое направление. Романтизм В. А. Жуковского и К. Н. Батюшкова обогатил русскую литературу художественно-психологическими открытиями, что имело непосредственное значение для реалистической постановки проблемы характера в литературе. Революционный романтизм обратил внимание литературы на острые проблемы общественно-политической жизни и выдвинул принцип народности, тем самым сделав новый шаг по пути к реализму. Этому же способствовало и свойственное революционным романтикам критическое отношение к своей современности, устранявшее для них возможность ее романтической идеализации. Особенно близко к реальной действительности декабристы подходили в лирической поэзии, непосредственно выражавшей мысли и чувства дворянских революционеров в канун 14 декабря 1825 г. Так на протяжении первой четверти XIX в. внутри различных романтических течений складывались необходимые предпосылки реалистического художественного метода. Большое значение для утверждения реалистического направления имел и тот процесс становления реализма, который начался еще в XVIII в. и не прерывался в период господства сентиментализма и романтизма. Н. И. Новиков, Д. И. Фонвизин, А. Н. Радищев, И. А. Крылов - достаточно вспомнить хотя бы эти имена, чтобы представить себе значительность этой линии движения русской литературы к действительности, к реализму. Возникновение и развитие реализма в русской литературе связано с возникновением и развитием критического отношения к самодержавно-крепостническому строю со стороны передовых общественных сил, позволявшего им подойти к верному пониманию его существенных сторон и к сознанию необходимости его изменения. В той или иной мере это наблюдается и в сатирических журналах Новикова, и в комедиях Фонвизина, и в прозе Нарежного, и в «Путешествии из Петербурга в Москву» Радищева, и в баснях Крылова. У этих писателей глубокое понимание существенных сторон русской действительности, социальных отношений, общественных задач стало основой реалистических тенденций творчества. А это понимание русской феодально-крепостнической действительности стало доступно им как просветителям, как инициаторам и пропагандистам передового идейного течения, порожденного коренными сдвигами, наметившимися в русской социально-экономической жизни. От идеализации, воспевания существующего общественно-политического строя, пусть даже представляемого в форме просвещенного абсолютизма, к его критике, к попыткам обнажить его пороки - вот начало того поворота в литературе, который в дальнейшем должен был привести к пушкинскому реализму. Несмотря на наличие общих тенденций в художественном методе этих писателей, они не могут рассматриваться как представители единого литературного течения. Реализм автора революционной книги «Путешествие из Петербурга в Москву» и реализм радикально настроенного баснописца - не одно и то же. Далеко отстоит от социального реализма А. Н. Радищева бытовой реализм А. Е. Измайлова или В. Т. Нарежного. Становление русского реализма (как и его дальнейшее развитие) было процессом сложным, не лишенным серьезных противоречий. Появление реализма как литературного направления было ответом не только эпохе Просвещения (классицизму), с ее надеждами на человеческий Разум, но и романтическому негодованию на человека и общество. Мир оказался не таким, каким его изображали классицисты и романтики. Необходимо было не только просвещать мир, не только показать его высокие идеалы, но и понять действительность. Ответом на этот запрос и стал реализм, возникший в Европе и в России в 30-х годах XIX века. Под реализмом понимается правдивое отношение к действительности в художественном произведении того или иного исторического периода. В этом смысле черты реализма можно найти и художественных текстах эпохи Возрождения или Просвещения. Но как литературное направление русский реализм стал ведущим именно во второй трети XIX века. Основные черты реализма: - объективизм в изображении жизни (это не значит, что текст является «сколком» с действительности. Это авторское видение действительности, которую он описывает) - нравственный идеал автора (в той или иной степени выраженная авторская позиция) - типические характеры при несомненной индивидуальности героев (таковы, например, герои пушкинского «Онегина» или гоголевские помещики) - типические ситуации и конфликты (наиболее распространенные – конфликт лишнего человека и общества, маленького человека и общества и т.п.) - типические обстоятельства (например, обстоятельства воспитания Татьяны Лариной и т.п.) - внимание к психологической достоверности характеров (психологическая характеристика героев Толстого или Достоевского) - обыденная и повседневная жизнь героев герой – не выдающаяся личность, как в романтизме, а тот, кто узнаваем читателями как, например, их современник) - внимание к точности и достоверности детали (по деталям в «Евгении Онегине» можно изучить эпоху) - неоднозначность авторского отношения к героям (нет деления на положительных и отрицательных персонажей) (нет деления на положительных и отрицательных персонажей – например, отношение Лермонтовак Печорину) - важность социальных проблем: общество и личность, роль личности в истории, «маленький человек» и общество и т.д. - исследование социальных закономерностей (например, в романе «Воскресение» Льва Толстого) - приближение языка художественного произведения к живой речи - возможность использования символа, мифа, гротеска и т.п. как средства раскрытия характера (при создании образа Наполеона у Толстого или образов помещиков и чиновников у Гоголя). Основные жанры реализма: рассказ, повесть, роман. Однако постепенно границы между жанрами размываются. По мнению ученых, первым реалистическим романом в России стал «Евгений Онегин» Пушкина. Расцвет реализма в России – вся вторая половина XIX века. Произведения писателей этой эпохи вошли в сокровищницу мировой художественной культуры. С точки зрения И.Бродского, это стало возможно благодаря высоте достижений русской поэзии предыдущего периода. Александр Сергеевич Грибоедов В 1826 Грибоедов находился под следствием по делу декабристов. В 1828 назначен послом в Персию, где был убит персидскими фанатиками. В комедии в стихах «Горе от ума» (1822-24, поставлена в Москве в 1831 году, издана 1833) конфликт между «либералом» (близким к декабризму) и фамусовским обществом (поклонение чину, богатству, власти) предстает как борьба за права и достоинство личности (в т. ч. и национальное). Многие образы стали нарицательными, отдельные стихи — поговорками и крылатыми словами. Александр Грибоедов родился 4 января (15 января) 1790, по другим сведениям в 1795 году, в Москве. Скончался 30 января (11 февраля) 1829, в Тегеране. Образование Грибоедова А. Грибоедов принадлежал к дворянскому роду, получил серьезное домашнее образование. Рано обнаружилась многосторонняя одаренность Грибоедова, включая композиторский талант (известны 2 вальса для фортепиано). Обучался в Московском университетском благородном пансионе (1803), затем поступил в Московский университет (1806). Окончив словесное отделение со званием кандидата (1808), Александр Грибоедов продолжал заниматься на этико-политическом отделении. Один из самых образованных людей своего времени, Грибоедов владел языками: французским, английским, немецким, итальянским, греческим, латинским языками, позднее освоил арабский, персидский и турецкий языки. Служба. Петербург С началом Отечественной войны 1812 года Александр Грибоедов оставил ученые занятия и вступил корнетом в московский гусарский полк. Военная служба (в составе резервных частей) свела его с Дмитрием Никитичем Бегичевым и его братом С. Н. Бегичевым, ставшим близким другом Грибоедова. Выйдя в отставку (начало 1816 года), Грибоедов поселяется в Петербурге, определяется на службу в коллегию иностранных дел. Ведет светский образ жизни, вращается в театрально-литературных кругах Петербурга (сближается с кружком Александра Александровича Шаховского), сам пишет и переводит для театра (комедии «Молодые супруги», 1815, «Своя семья, или Замужняя невеста», 1817, совместно с Шаховским и Н. И. Хмельницким, и др.). Следствием «пылких страстей и могучих обстоятельств» (Александр Сергеевич Пушкин) явились резкие перемены в его судьбе — в 1818 Александр Грибоедов назначен секретарем русской дипломатической миссии в Персию (не последнюю роль в этой своего рода ссылке сыграло его участие в качестве секунданта в дуэли А. П. Завадского с В. В. Шереметевым, закончившейся гибелью последнего). Персия и Кавказ. История создания комедии «Горе от ума» После трех лет службы в Тавризе Грибоедов перевелся в Тифлис к главноуправляющему Грузией Алексею Петровичу Ермолову (февраль 1822 года). Там были написаны 1 и 2 акты «Горя от ума», их первым слушателем стал тифлисский сослуживец автора Вильгельм Карлович Кюхельбекер. Весной 1823 года Александр Грибоедов отправился в отпуск. В Москве, а также в имении С. Бегичева под Тулой, где он провел лето, были созданы 3 и 4 акты «Горя от ума». К осени 1824 комедия была завершена. Грибоедов поехал в Петербург, намереваясь использовать свои связи в столице, чтобы получить разрешение на ее публикацию и театральную постановку. Однако вскоре Александр Сергеевич убедился, что комедии «нет пропуску». Через цензуру удалось провести лишь отрывки, напечатанные в 1825 Фаддеем Венедиктовичем Булгариным в альманахе «Русская Талия» (первая полная публикация в России — 1862; первая постановка на профессиональной сцене — 1831). Тем не менее грибоедовское творение сразу стало событием русской культуры, распространившись среди читающей публики в рукописных списках, число которых приближалось к книжным тиражам того времени (распространению списков содействовали декабристы, рассматривавшие комедию как рупор своих идей; уже в январе 1825 Иван Иванович Пущин привез Пушкину в Михайловское список «Горя от ума»). "Горе от ума" - шедевр русской классики Успех грибоедовской комедии, занявшей прочное место в ряду русской классики, во многом определяется гармоничным соединением в ней острозлободневного и вневременного. Сквозь блистательно нарисованную картину русского общества преддекабристской поры (будоражащие умы споры о крепостничестве, политических свободах, проблемы национального самоопределения культуры, образования и пр., мастерски очерченные колоритные фигуры того времени, узнаваемые современниками и т. д.) угадываются «вечные» темы: конфликт поколений, драма любовного треугольника, антагонизм личности и социума и др. Одновременно «Горе от ума» — пример художественного синтеза традиционного и новаторского: отдавая дань канонам эстетики классицизма (единство времени, места, действия, условные амплуа, имена-маски и пр.), Грибоедов «оживляет» схему взятыми из жизни конфликтами и характерами, свободно вводит в комедию лирическую, сатирическую и публицистическую линии. Точность и афористическая меткость языка, удачное использование вольного (разностопного) ямба, передающего стихию разговорной речи, позволили тексту комедии сохранить остроту и выразительность; как и предсказывал Пушкин, многие строки «Горя от ума» стали пословицами и поговорками («Свежо предание, а верится с трудом», «Счастливые часов не наблюдают» и т. д.). Грибоедов под арестом и следствием Дипломатическое поприще Александра Сергеевича Последние месяцы жизни Грибоедова ГОРЕ ОТ УМА ДЕЙСТВИЕ I
ЯВЛЕНИЕ 1
Гостиная, в ней большие часы, справа дверь в спальню Софии, откудова слышно фортопияно с флейтою, которые потом умолкают. Лизанька середи комнаты спит, свесившись с кресел. (Утро, чуть день брежжится)
Лизанька (вдруг просыпается, встает с кресел, оглядывается)
Светает!.. Ах! как скоро ночь минула! Вчера просилась спать - отказ, "Ждем друга". - Нужен глаз да глаз, Не спи, покудова не скатишься со стула. Теперь вот только что вздремнула, Уж день!.. сказать им...
(Стучится к Софии.)
Господа, Эй! Софья Павловна, беда. Зашла беседа ваша за ночь; Вы глухи? - Алексей Степаныч! Сударыня!..- И страх их не берет!
(Отходит от дверей.)
Ну, гость неприглашенный, Быть может, батюшка войдет! Прошу служить у барышни влюбленной!
(Опять к дверям)
Да расходитесь. Утро. - Что-с?
(Голос Софии)
Который час?
Лизанька
Все в доме поднялось.
София (из своей комнаты)
Великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин В семье было несколько детей. Но выжили только трое - два сына Александр и Лев и дочь Ольга. Воспитанием Пушкина, кроме французских гувернеров, занимались бабушка Мария Алексеевна, учившая его читать и писать по-русски (явление редкое в дворянских семьях того времени) и ознакомившая его с семейной хроникой родов Пушкиных и Ганнибалов, а также няня Арина Родионовна, передавшая своему питомцу любовь к народным сказкам. Основы русской и французской грамматики, арифметики, географии, истории и рисования будущий поэт постигал под руководством домашних учителей. Летние месяцы 1805‑1810 годов он обычно проводил у своей бабушки, Марии Алексеевны, в подмосковном селе Захарове, близ Звенигорода. Еще в детстве Пушкин познакомился с русской поэзией от Ломоносова до Жуковского, с комедиями Мольера и Бомарше, сочинениями Вольтера и других просветителей XVIII века. Раннему развитию его литературных склонностей способствовали литературные вечера в доме Пушкиных, где собирались видные писатели. В 1811 году Александр Пушкин поступил в только что открытый Царскосельский лицей ‑ привилегированное учебное заведение для подготовки по специальной программе высших государственных чиновников из детей дворянского сословия. Во время обучения Пушкин и другие лицеисты первого выпуска слушали лекции известных профессоров, на полугодовых испытаниях в лицее обычно присутствовали министр народного просвещения, члены Академии наук, профессора Санкт‑Петербургского педагогического института. В лицее Пушкин написал свои первые стихи. Он сотрудничал в рукописных лицейских журналах и был членом кружка лицейских новеллистов и поэтов, которые, собираясь по вечерам, экспромтом сочиняли повести и стихи. Поэтический талант юного Пушкина был признан товарищами по лицею Дельвигом, Кюхельбекером, Пущиным, корифеями русской литературы Державиным, Жуковским, Батюшковым, Карамзиным. После окончания лицея в июне 1817 года в чине коллежского секретаря Александр Пушкин был определен на службу в Коллегию иностранных дел (Санкт‑Петербург). Но на службе он скорее числился, чем служил. Пушкин принимал участие в заседаниях литературного общества "Арзамас", в которое вступил еще в лицейские годы. В 1819 году он вступил в члены литературно-театрального сообщества "Зеленая лампа", которым руководил "Союз благоденствия". Дома он много читал и писал политические эпиграммы и стихи. К этому периоду относятся стихотворения "Вольность" (1817), "К Чаадаеву", "Деревня" (1819), "На Аракчеева" (1817‑1820), которые, хоть и не публиковались, были широко известны. Еще до окончания лицея, в 1817 году, начал писать поэму "Руслан и Людмила", которую закончил в марте 1820 года. В мае 1820 года Пушкин был сослан на юг за то, что "наводнил Россию возмутительными стихами". Формально ссыльным он не считался. По предписанию императора, Александр Пушкин был отправлен в Екатеринослав служить в канцелярии начальника иностранных колонистов на юге России генерала Ивана Инзова. В Екатеринославле Пушкин прожил полторы недели и заболел. Получив разрешение, он для поправки здоровья поехал с семьей Раевских на Кавказ, а оттуда ‑ в Крым. В сентябре Пушкин приехал в Кишинев к месту новой службы. Сюда был временно переведен Инзов наместником Бессарабской области. В Кишиневе Александр Пушкин знакомится и общается с будущими декабристами, много работает. За три года ссылки им написаны "Кавказский пленник" (1821), "Бахчисарайский фонтан" (1823), а также "Узник", "Песнь о вещем Олеге" (1822) ‑ образцы романтической и гражданской лирики, многие другие стихотворения; начат роман в стихах "Евгений Онегин". В июле 1823 года Пушкина переводят под начало графа Воронцова, и он переезжает в Одессу. Сложные отношения с графом привели к тому, что он, по просьбе Воронцова, был удален из Одессы, уволен с государственной службы и выслан в имение матери "под надзор местного начальства". Здесь поэт вел уединенный образ жизни, однообразие которой скрашивало лишь общение с соседями ‑ семьей Осиповых‑Вульф ‑ и няней, рассказывавшей ему сказки по вечерам. В Михайловской ссылке Пушкин формируется как художник‑реалист: продолжает писать "Евгения Онегина", начал "Бориса Годунова", написал стихи "Давыдову", "На Воронцова", "На Александра I". Узнав о восстании декабристов 14 декабря 1825 года и аресте многих своих друзей, Александр Пушкин уничтожает автобиографические записки, которые, по его словам, "могли замешать многих и, может быть, умножить число жертв". Имя Пушкина не значилось в списках заговорщиков и он начал хлопотать о своем возвращении, сперва частным образом, потом официально. В июле 1826 года Пушкин послал через губернатора письмо государю с выражением раскаяния и твердого намерения не противоречить своими мнениями общепринятому порядку. Дни томительного ожидания закончились в сентябре 1826 года, когда Пушкин получил с фельдъегерем приказ нового императора Николая I немедленно прибыть к нему в Москву. 8 сентября он был представлен государю, после чего получил позволение жить где угодно, но в Петербург доступ ему был открыт только в мае 1827 года, причем император вызвался быть его цензором. Цензорство императора обернулось полицейским надзором: "Борис Годунов" был несколько лет под запретом; поэту было запрещено не только издавать, но и читать где бы то ни было свои произведения, не просмотренные государем. Тяжелые раздумья поэта отражены в стихах этого периода ("Воспоминание", "Дар напрасный, дар случайный", "Предчувствие"). В мае 1828 года Александр Пушкин безуспешно просил разрешения поехать на Кавказ или за границу. В то же самое время он сватается к Наталье Гончаровой, первой красавице Москвы, и, не получив определенного ответа, самовольно уезжает на Кавказ в 1829 году. Впечатления от этой поездки переданы в его очерках "Путешествие в Арзрум", в стихотворениях "Кавказ", "Обвал", "На холмах Грузии...". Возвратившись в Петербург, Пушкин получает от шефа жандармов Бенкендорфа письмо с резким выговором от императора за поездку без разрешения, раскрывшее явно враждебное отношение Николая I к поэту. В апреле 1830 года Александр Пушкин вновь сделал предложение Наталье Гончаровой, которое на этот раз было принято, и в сентябре уехал в свое имение Болдино, чтобы устроить дела и подготовиться к свадьбе. Эпидемия холеры вынудила его задержаться здесь на несколько месяцев. Этот период творчества поэта известен как "Болдинская осень". Испытывая большой творческий подъем, Пушкин пишет "Повести Белкина", "Маленькие трагедии", "Домик в Коломне", "Сказку о попе и работнике его Балде", стихотворения "Элегия", "Бесы", "Прощение" и множество других, был закончен "Евгений Онегин". 18 февраля (2 марта по ст.ст.) 1831 года в Москве Пушкин обвенчался с Гончаровой. Летом 1831 года вновь поступил на государственную службу в Иностранную коллегию с правом доступа в государственный архив. Он пишет "Историю Пугачева" (1833), историческое исследование "История Петра" (подготовительный текст, 1835). Последние годы жизни Пушкина прошли в тяжелой обстановке все обострявшихся отношений с царем и вражды к поэту со стороны влиятельных кругов придворной и чиновничьей аристократии. Чтобы не лишиться доступа в архив, Пушкин был вынужден смириться с назначением его камер‑юнкером двора, оскорбительным для поэта, так как это придворное звание обычно "жаловалось" молодым людям. За поэтом следили, его письма подвергались цензуре, все более ухудшались материальные дела семьи (у Пушкина было четверо детей ‑ Мария, Наталья, Александр и Григорий), росли долги. Но, несмотря на тяжелые условия, именно в эти годы им были написаны "Пиковая дама" (1833), "Египетские ночи", "Капитанская дочка" (1836), поэма "Медный всадник", сказки. В конце 1835 года Пушкин получил разрешение на издание своего журнала, названного им "Современник". Он надеялся, что журнал будет способствовать развитию русской словесности, и делал все для достижения этой цели. Художественный уровень журнала был необычайно высок, с ним сотрудничали Жуковский, Баратынский, Вяземский, Давыдов, Гоголь, Тютчев, Кольцов. Зимой 1836 года завистники и враги Пушкина из высшей петербургской аристократии пустили в ход клевету на его жену, связывая ее имя с именем императора, а затем и с именем пользующегося расположением Николая I барона Дантеса, ухаживавшего за Натальей Николаевной. Чтобы защитить свою честь, Пушкин вызвал Дантеса на дуэль, которая состоялась 8 февраля (27 января по ст.ст.) 1837 года на Черной речке. Поэт был смертельно ранен и через два дня (10 февраля) скончался. Опасаясь демонстраций, царь приказал тайно вывезти тело Александра Пушкина из Петербурга. Гроб сопровождали жандарм и старый друг семьи поэта Александр Тургенев. Похоронен Александр Сергеевич Пушкин на кладбище Святогорского монастыря, в пяти верстах от села Михайловское. Гибель поэта стала национальной трагедией. "Солнце русской Поэзии закатилось", ‑ написал в некрологе Владимир Одоевский. Творческим завещанием великого поэта осталось его стихотворение "Я памятник себе воздвиг нерукотворный...". Именно эти строки выбиты на пьедестале одного из памятников Пушкину в Санкт‑Петербурге. Произведения Александра Пушкина постоянно переиздаются, переводятся на многие языки мира, многократно экранизированы, поставлены на сценах различных театров мира. Многие композиторы (включая современников поэта) неоднократно обращались к его творчеству. По произведениям Пушкина написаны оперы, балеты, хоры, оратории, кантаты, симфонические и камерно‑инструментальные произведения, романсы, музыка к драматическим спектаклям, кинофильмам, телевизионным и радиопередачам. Во многих местах, связанных с именем Пушкина, созданы музеи поэта. В разных городах мира установлены памятники Пушкину. В мае 1997 года вышел указ президента РФ, в соответствии с которым установлен Пушкинский день России, который отмечается ежегодно 6 июня - в день рождения поэта. БОРИС ГОДУНОВ ДРАГОЦЕННОЙ ДЛЯ РОССИЯН ПАМЯТИ АЛЕКСАНДР ПУШКИН Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.014 сек.) |