АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ПРОБЛЕМА ПОДРОСТКОВОГО СУИЦИДА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Читайте также:
  1. I. Проблема
  2. II частина. Проблема спеціальних здібностей у сучасній диференційній психології
  3. II. Проблема
  4. II. Проблема возникновения науки
  5. II. ПРОБЛЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ
  6. II. Проблема источника и метода познания.
  7. III. Любовь и ее распад в современном обществе.
  8. III. Проблема субстанции.
  9. III.3.1. Психические новообразования и трудности подросткового возраста
  10. IV. Проблема соціальної справедливості і соціальних гарантій.
  11. IX. Проблема типов в биографике
  12. IX. Проблема типов в биографике.

Имеющиеся в мировой литературе сведения о частоте суицидов среди детей и подростков немногочисленны и зачастую противоречивы. В особой степени это касается статистики самоубийств в детском возрасте, что обусловлено реально существующими трудностями в дифференцировании самоубийств и несчастных случаев. Это может приводить к тому, что часть совершенных в этом возрасте суицидов не регистрируется. Несколько лучше обстоит дело с регистрацией завершенных самоубийств у подростков. В последние годы Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) получает и анализирует соответствующие данные из 90 стран мира (Прил. 2). В таблицах 1 и 2 представлены страны с наибольшими и наименьшими показателями частоты суицидов.

 

Таблица 1.

Страны с наибольшими показателями частоты завершенных суицидов у подростков 15-19 лет (на 100 000 лиц данной возрастной группы)

(ВОЗ, 2011)

Страны М Ж М+Ж
Шри-Ланка 43,9 49,3 46,5
Литва 38,4 8,8 23,9
Казахстан 31,2 10,5 21,0
Россия 30,6 8,5 19,8
Новая Зеландия 22,3 8,2 15,3
Сальвадор 13,2 15,8 14,5
Беларусь 23,6 3,9 14,0

 

Таблица 2.

Страны с наименьшими показателями частоты завершенных суицидов у подростков 15-19 лет (на 100 000 лиц данной возрастной группы)

(ВОЗ, 2011)

Страны Мальчики Девочки Всего
Египет   0,04 0,02
Грузия 0,6   0,3
Сирия 1,0   0,5
Азербайджан 1,1   0,6
Армения 1,3 0,6 1,0

 

Средний показатель частоты самоубийств среди подростков в мире, полученный на основании представленных ВОЗ данных, составляет 7,4 случая на 100 000. При этом соответствующий средний показатель среди индивидов мужского пола (10,5 на 100 000) в 2,6 раза превышает таковой среди индивидов женского пола (4,1 на 100 000). Это характерно почти для всех стран, за исключением Шри-Ланки, Китая, Кубы, Эквадора и Сальвадора, где частота самоубийств среди подростков женского пола выше, чем среди подростков мужского пола. В 90 изученных странах самоубийство занимает четвертое место в перечне причин смерти подростков мужского пола и третье - женского.

Столь значительный разброс показателей частоты суицидов, достигающий 150 и более раз, можно связать с двумя причинами. Первая из них заключается в различных подходах, существующих в странах мира, к регистрации самоубийств в подростковом возрасте; вторая – в реальных различиях в частоте суицидов среди подростков, что требует проведения специальных углубленных исследований, в том числе, этнокультуральных.

Одна из крупнейших суицидологов современности D. Wasserman провела в 2005 г. оценку динамики показателей самоубийств среди подростков в 26 странах мира с использованием данных ВОЗ за период 1965–1999 гг. Ею установлена тенденция к возрастанию частоты самоубийств среди подростков-мальчиков, особенно в период, предшествовавший 1980 году, а также в неевропейских странах. В частности, по данным P.C. Holinger (1978), в США распространенность самоубийств в подростковом возрасте за 15 лет (1961-1975 гг.) возросла на 124%, в том числе, у афроамериканок - на 62%. Еще более явный рост частоты суицидов в США имел место в 1990-е годы: у мальчиков в возрасте 15-19 лет частота самоубийств увеличилась на 300%, у девочек того же возраста - на 200%. При этом средние показатели завершенных суицидов в остальных возрастных категориях населения остались стабильными [Sudak H.S. et al., 2004].

G. Mc Clure (2003), на основании статистического анализа суицидов в Англии и Уэльсе, также пришел к заключению о возрастании частоты самоубийств у подростков, тогда как у детей в возрасте до 14 лет суициды регистрировались относительно редко. Напротив, С.R. Pfeffer (2002), приводя статистические данные по США, выявил тенденцию к учащению суицидального поведения и у детей в возрасте 6-12 лет. По данным французских исследователей (Moriyama N., Mouren M.C., 1990), частота детских суицидов в стране за последнее десятилетие возросла в два раза, хотя по-прежнему эти случаи продолжают считаться "исключительными".

Основываясь на таких тенденциях, G.L. Klerman (2000) указал на устрашающий эпидемический характер распространенности подростковых самоубийств в последние десятилетия. По мнению автора, высокая распространенность депрессий, алкоголизма и наркомании среди лиц, родившихся после второй мировой войны во время так называемого "детского бума", стала предпосылкой для повышения частоты суицидов у их детей. Несмотря на данные официальной статистики о высокой частоте суицидального поведения у подростков, многие исследователи (Toolan J.M., 2001, Mc Clure G.M., 2004, Rosenthal P.A., 2005, Madge N., Harvey J.G., 2009) считают, что они занижены и не дают представления об истинной распространенности суицидов у подростков и, особенно, у детей. По мнению P.C. Holinger (2001), суициды, убийства и несчастные случаи у детей и подростков должны учитываться вместе, ибо они являются тремя составляющими "эпидемиологии самоуничтожения".

Распространенность суицидальных попыток, по сравнению с завершенными суицидами, почти не изучена, поскольку официальные органы статистики сбором таких данных не занимаются. О частоте покушений на самоубийство можно судить только по косвенным данным, при этом различия в методических подходах к их сбору в разных странах затрудняют оценку результатов подобных исследований.

Бесспорным является лишь тот факт, что в подростковом возрасте, как и в зрелом, количество суицидальных попыток значительно превышает количество завершенных суицидов. Такая закономерность обнаруживается в большинстве стран, где проводились соответствующие исследования. Так, в европейских странах среди подростков на одно завершенное самоубийство приходится в среднем 8-10 суицидальных попыток (Nissen G., 1975, Erlemeir N., 2008). На еще большее различие в частоте между завершенными суицидами и попытками самоубийства указывал H. Hendin (2005), по данным которого в США частота незавершенных и завершенных самоубийств среди подростков определяется пропорцией 100:1.

Изучение литературных сведений о динамике распространенности суицидальных попыток у детей и подростков показало, что в последние десятилетия имеет место значительный рост их частоты в разных странах мира. В США в 1990-х годах дети и подростки совершали ежегодно от одного до двух миллионов суицидальных попыток, а число госпитализаций по этому поводу достигало 12 000. Во Франции суицидальные попытки предпринимали 0,4% подростковой популяции (Kotuan M., 1998). Польские авторы (Swiatecka G., Niznikiwicz J., 2010), проанализировав количество детей и подростков в возрасте 12-20 лет, поступивших в психиатрический стационар в связи с суицидальными попытками, установили, что их число за два последних десятилетия возросло в 4 раза. H. Haеfner (2001) объяснял резкие сдвиги в частоте попыток самоубийства как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения, тем, что суицидальное поведение (наряду с другими формами девиаций) подвержено колебаниям в зависимости от времени и культуры. Поэтому самые значительные изменения частоты суицидов происходят в возрастных группах, наиболее чувствительных к изменениям социальной среды, то есть среди подростков и юношества. В целом, полученные результаты сформировали общепринятое ныне мнение о том, что подростковый возраст, наряду с пожилым, является наиболее суицидоопасным (Barnes R., 1986; Rich C., 1999; Chistoffel K., 2002).

В период существования СССР исследований распространенности самоубийств у детей и подростков практически не проводилось. Существовали лишь единичные работы, в частности, исследование А.Г. Амбрумовой (1984), в котором она пришла к выводу, что доля подростковых самоубийств в стране, по сравнению с таковой у взрослых, невелика, однако имеется тенденция к ее росту. Так, в 1983 г. на долю молодежи до 20 лет проходилось 3,2%, а в 1987 г. - уже 4% всех совершенных самоубийств. По материалам Кемеровского суицидологического центра (Лопатин А.А., Кокорина Н.П., 1996), за период с 1980 по 1994 гг. количество завершенных суицидов среди лиц 10 – 14 лет возросло почти в 6 раз – с 0,8 до 4,6 на 100 000 населения данного возраста; значительно возросла и доля школьников в целом – с 9,1% от общего количества лиц, совершивших суицидальные попытки в 1996 г., до 13,7% в 1998 г.

Что касается сегодняшней российской действительности, то представленные в табл. 1, 2 данные убедительно показывают крайне неблагополучную суицидальную ситуацию среди подростков в стране. В настоящее время Россия занимает по частоте подросткового суицида 4 место в мире и 2 – в Европе. При этом частота самоубийств среди подростков превышает среднемировой показатель в 2,7 раза, в том числе, среди подростков мужского пола – в 2,9, а среди подростков женского пола – в 2,1 раза. Особую тревогу вызывает стабильность этих показателей. Так, если в общей популяции страны показатель частоты самоубийств снизился за период 2002-2011 гг. почти в 2 раза, то в возрастной группе «15-19 лет» – претерпел лишь незначительные изменения.

Таким образом, суицидальная ситуация в детско-подростковой части населения нашей страны является крайне неблагополучной и требующей принятия экстренных мер по ее улучшению. Для этого необходимо создание отвечающей современным требованиям системы профилактики суицидального поведения у детей и подростков.

Подводя итог приведенным сведениям, можно констатировать, что преждевременная смерть детей и подростков от суицида влечет за собой невосполнимый социальный и материальный ущерб. Помимо потери ребенка и связанного с ней психического потрясения, у семьи возникают проблемы в связи с утратой будущего кормильца и продолжателя рода. Члены таких семей испытывают чувства вины или гнева, у них повышается риск соматических, психических расстройств и развития суицидального поведения. В случае незавершенного суицида некоторые родители бросают работу ради ухода за выжившим, но оставшимся инвалидом ребенком, или из-за опасений его повторного покушения на самоубийство. Сам ребенок, совершивший суицидальную попытку, может быть стигматизирован в социальной среде как больной с серьезным психическим расстройством. Обоснованное беспокойство вызывают сообщения о суицидах детей и подростков, получившие широкое, с оттенком сенсационности, освещение в СМИ. Это может служить катализатором копирования суицидов в школах и других учебных заведениях (Philips D., 1974, Cohen A., 1999, Preti A., 2008). Разнообразные последствия суицидальных попыток в детском и подростковом возрасте ложатся значительным финансовым бременем на медицинские службы. Хотя доля самоубийств у детей и подростков, по сравнению с таковой у взрослых, относительно невелика, их преждевременная смерть вызывает для страны самые серьезные последствия.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.)