АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

В. Л. Глазычев

Читайте также:
  1. Аналітичний прес-реліз
  2. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
  3. Волгодонский инженерно-технический институт – филиал НИЯУ МИФИ 25 страница
  4. Волгодонский инженерно-технический институт – филиал НИЯУ МИФИ 5 страница
  5. Гуманизация технического образования
  6. Дизайн-концепция как наиболее творческий этап разработки дизайн-программы
  7. Задания для самостоятельной работы
  8. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  9. Материалы к семинару
  10. Парадоксы научной фантастики
  11. Природа социального проектирования
  12. Природные факторы в архитектуре. Солнце

Визуальный образ среды – это результат ее визуального восприятия, формирующий в сознании человека определенный эстетический, духовно-насыщенный образ данной среды, с учетом присущих ему качеств динамики и коллективности.

Образ городской среды формируется на основе базовых визуальных (в своей основе – психо-физиологических) параметров восприятия. Среда воспринимается в первую очередь как физически существующая реальность с присущими ей свойствами – массой, объемом, размерами, расположением в пространстве, фактурой, светом и цветом, эмоциональным рядом и пр.

Художественно-образное восприятие среды – это процесс осмысления ее композиции, художественной формы и через них – образной выразительности, которая во многом обусловлена «духом места» и «завершенностью облика среды».

Город во всех его элементах воспринимается как сценическая площадка для непрерывно длящегося представления, шоу. Кинематограф и фотография «удваивают» городскую среду, придавая ей своего рода станковость. Являясь результатом творческой деятельности режиссера и художника, образ городской среды, то как фон, то как «персонаж» действия, приводит к тому, что действительная городская среда начинает трактоваться как произведение искусства.

Широкое распространение любительской фотографии и видео обострили интенсивность этого процесса, сделав слово «кадр» нормой-понятием для «чтения» городской среды. Дома и просветы между ними, уличные фонари и уличные знаки, вывески, плакаты и реклама, люди, автомобили, зелень, животные и птицы – все это собирается в «кадр» на равных правах его композиционных и художественных элементов. Городская среда превращается в наиболее типический объект эстетического восприятия. Что делает его наиболее подходящим для освоения методики визуального анализа среды.

Внятность (ясность, читаемость) городского ландшафта понимается как «лёгкость, с которой части города распознаются и складываются в упорядоченную картину. Читаемым городом мы назовем такой, в котором районы, ориентиры или пути легко определяются и легко группируются в целостную картину».

Элементы восприятия городской среды по К.Линчу:

Пути – маршруты-траектории, по которым перемещается человек.

Границы – всё, что он видит вдоль своего пути, «это границы между двумя состояниями, линейные разрывы непрерывности: берега, железнодорожные выемки, края жилых районов, стены. Это скорее линии соотнесения по горизонтали, чем координирующие оси».

Районы – крупные участки города с единым характером, «это части города, в которые наблюдатель мысленно входит «изнутри».

Узлы пересечение путей и стратегические «оживлённые» места, «такие узлы можно было бы назвать сердцевиной».

Ориентиры – ключевые точки соотнесения внутри города. «Обычно это достаточно просто определяемые материальные объекты: здание, знак, фасад, витрина, гора. Другие ориентиры - локального типа, видимые только в ограниченных пределах и с определенных подходов. Это бесчисленные знаки, вывески, витрины, деревья, дверные ручки и прочие детали, которые насыщают образ города для большинства наблюдателей».

 

Художественное проектирование арт-объектов городской среды предполагает разработку экспериментальных проектных предложений и разработку новых сфер применения произведений искусства и дизайна. В рамках выполнения задач учебного процесса осуществляется исследование и разработка обоснованных рекомендаций по формированию эстетического компонента пространственной среды различного назначения и адресности.

Критическое рассмотрение городской среды, пространства нашего обитания в общественных, жилых и других средах приводят нас к пониманию необходимости радикальных мер, которые приведут к человечности мест нашего обитания. В программе исследований и экспериментов значительное место занимают анализ состояния среды, научное обоснование творческих акций, арт-проектов и выставок с целью апробации проектно-средовых решений.

Изложенные ниже задания направлены на повышение эффективности и качества предпроектного этапа в учебной и профессиональной деятельности дизайнера.

 

Тема 1. Панорамный кадр. Панорама города образует поле видения, различные панорамы в свою очередь сказываются на внятности города, увеличивают его образность.

При выборе кадра для анализа необходимо решить, что будет преобладать — небо или передний план. Например, что следует графически акцентировать — архитектуру на дальнем плане, кружево деревьев на среднем или гладь воды на переднем.

Определение композиционного центра должно быть сознательным, не «ради интереса». Здесь следует выявить прежде всего взаимопроникновения архитектуры и среды, взаимосвязи всех составляющих изображаемой панорамы города.

Вначале прорисовывается общее пространство изображенной городской среды, а затем его планировочные элементы.

Рисунок 1. Ритм панорамного изображения. На листе бумаги необходимо наметить центральную точку панорамного изображения, относительно нее определяются опорные точки/вертикали (акценты) всей общей наблюдаемой архитектурной среды, взятые вместе с обобщенным силуэтом природно-архитектурным рельефом.

 

 

Рисунок 2. Силуэт. Линия, создающая абрис, является средством композиции: прямая линия вызы­вает скуку, раздражение; остроугольная — страх, тревогу; мелкие острые углы — беспокойство, а волнистая линия ассоциируется с легкостью. Линия образует силуэт ар­хитектурного объекта. Доминирующее композиционное средство в панораме города – силуэты строений, насаждений и поверхностей, собирающехся в сложные ломаные линии, вытянутые по горизонтали. При выявлении линейных форм городской панорамы необходимо обращать внимание на соотношение объемов неба, застройки, поверхности земли, зеленых насаждений, водного зеркала, усиливая контурной линией силуэт каждого цельного объема панорамы. Дополнить выявление силуэтов, выделив каждый из объемов соответствующим тоном и штриховкой. Отдельно выделить расположение линии горизонта в кадре.

Рисунок 3. Плоскости. Панорамное изображение искажает трехмерное пространство городской среды, превращая его в двухмерное изображение. Графический анализ плоскостного содержания панорамы позволяет выявить глубину в панорамном изображении. С помощью штриховки и растушевки выявить характер плоскостей, образующих панораму.

 

Рисунок 4 (схема). Цветовая диаграмма. Начертить круговую диаграмму, отражающую колористический состав кадра, располагая рядом цвета не в произвольном порядке, а в реальных цветовых сочетаниях изображения.

 

Тема 2. Выявление объемно-пространственной формы города. Ясность ориентации в пространстве возникает как следствие ясности и четкости взаимоотношения объемно-пространственных форм, составляющих городскую среду.

К основным приемам выявления объемно-пространственных форм можно отнести членения (ритм), сочетания поверхностей и фактур, сопоставления массы и пространства, раскрытие незримых силовых линий движения и потоков внимания.

Рисунок 1. Ритм. В архитектуре членения могут быть вызваны функциональной организацией сооружения, конструктивным решением, идейно-художественными соображениями. В уличной и квартальной планировке ритм образует чередование строений и промежутков между ними: улиц, тротуаров, парков, газонов. В рисунке необходимо схематически акцентировать ритмическую организацию объемов и пространства.


Рисунок 2. Пространственные координаты. Получение информации о геометрических качествах внешней среды в основном идет через зрительное восприятие, играя важную роль в чувственном отражении пространства и ориентации в нем. Пространственные координаты — вертикальная и горизонтальная — имеют важное значение в жизни человека. Вертикаль — вертикальное направление конструктивных опор, ограждающих несущих и несомых стен чаще всего встречается в архитектуре. Другое направление, перпендикулярное к направлению силы тяжести, — горизонт. Горизонтальная поверхность наиболее удобна для ходьбы людей, передвижения транспорта, расположения в большинстве случаев технологического производственного оборудования. Этому соответствует направление перекрытий, полов и т.д. Необходимо графически выявить вертикальные и горизонтальные реализации видимого пространства.


Рисунок 3. Фронтальная поверхность (плоскость) представляет собой одну из сторон какого-либо объема. Фронтальная поверхность, плоская или криволинейная, как и всякая геометрическая форма обладает особыми, присущими ей пластическими особенностями. Выявление имеет целью показать эти особенности наиболее выразительно.

Фронтальная поверхность характеризуется соотношением ширины поверхности к высоте: высота и ширина равны или почти равны; поверхность вытянута по горизонтальной координате; поверхность вытянута по вертикальной координате. При чрезмерном превалировании одной координаты над другой возможно нарушение фронтальной поверхности. Форма в этом случае становится линейной. Если очертание поверхности в плане имеет значительное развитие по глубинной координате, то условие фронтальности нарушается. Поверхность может превратиться во фронтальное пространство. Силуэт фронтальной поверхности может быть симметричным или асимметричным, прямоугольным, и сложным. Наиболее типичен для фронтальной поверхности прямоугольник.

Фронтальная поверхность сама по себе еще не обладает необходимой выразительностью. Задача состоит в том, чтобы подчеркнуть ее характер, положение в пространстве, сделать ее выразительной при направленном и рассеянном освещении. Для этого можно использовать следующие средства выразительности:

1) членение по характеру — полные и неполные;

 

 

2) по направлению — горизонтальные, вертикальные и наклонные; по очертанию — прямолинейные, криволинейные, сложные;

 

3) по пластическому выражению — в плоскости, выступающие, заглубленные;

 

4) сопоставление контрастных по форме поверхностей;


 

5) контрастное и нюансное соотношение массы и пространства;

 


 

6) фактура и цвет.

 


 

Все перечисленные приемы выявления служат также средствами построения композиции данной поверхности.

Выявляя фронтальную поверхность, можно использовать одно или несколько выше перечисленных средств выразительности.

Рисунок 4. Массы, масштабы и пропорции. Восприятие среды формируется ощущением сомасштабности объектов среды размерам человеческого тела, а соотношение масс и объемов средовых объектов с точки зрения их контрастности сказывается на восприятии ландшафта как динамичного, активного или монотонного, спокойного. Использование нюанса и контраста связано с состояниями покоя или активности. Объекты могут быть сомасштабны человеку или гипертрофированны, чрезмерное увеличение размеров среды может подавлять. Тектоника - это соотношение масс, может создавать ощущения устойчивости объекта. При анализе масс и их соотношений как свойства формы композиция пространства выявляется посредством сопоставления нюансных и контрастных величин элементов и за счет силуэта, создаваемого ими.

Рисунок 5. Ориентиры и оси в городской среде. Одним из самых важных качеств человека является способность ориентироваться в пространстве. Наличие этой способности позволяет нам говорить о восприятии пространства, поведении человека в пространстве, его видах и структуре, различия в способах ориентации в пространстве – возможно один из важных культуро-дифференцирующих признаков. Основным средством ориентации в пространстве является контакт с ориентирами. Это может быть и внешняя (визуальная), и внутренняя связь с ориентирами. Ориентиры могут быть визуальными доминантами, а могут быть психологически окрашенными местами. При первой встрече в глаза бросаются выделяющиеся объемы и формы, зрительные доминанты, высокие объекты, которые впоследствии станут узнаваемыми вехами пространства.

Оси композиции – воображаемые силовые линии, организующие визуальные связи между слагаемыми среды. Различаются пространственные оси и образованные цепочкой тел. Они подчеркивают направление внимания зрителя и подсказывают ориентацию движения.

Вертикальные оси, доминанты – наиболее важные, привлекающие максимальное внимание компоненты среды. Как правило, они крупнее остальных, ярче по цвету, выделяются на фоне других элементов, активнее их по пластике. Доминанта собирает и удерживает композицию.

Горизонтальные оси – пути, маршруты, траектории, следы.

 

Тема 3. Символика элементов городской среды. Город – это особая организация архитектурно-символических пространств, каждое из которых имеет свое непосредственное предназначение. Как правило, оно выражено в индивидуальных предметах городского интерьера, заключающих в своем облике символ, который, в свою очередь, несет определенный историей и замыслом застройщика смысл. В современных городах можно выделить несколько типов символических пространств: памятное, культурное, культовое, деловое, промышленное и жилое и пр. Символическими «слоями» города принято считать: историю города, мифы и легенды города, религиозные ценности, политические ценности, культурные ценности, военные события, деловые отношения, научные достижения, а также современные и будущие настроения человечества, выраженные в арт-формах.

На первом шаге выполняется фотофиксация реальной ситуации городского пространства. Первая часть исследования направлена на освоение приемов выделения и фиксации символического и информационного слоев городской среды. На данном этапе ставится задача выделения из общей картины городского ландшафта объектов, обладающих символической значимостью, элементов среды, несущих разного рода информацию. Сюда входят элементы визуального дизайна и праздничного оформления, коммерческие, политические, художественные объекты городской среды, произведения монументального искусства. Необходимо запечатлеть фрагмент городского пейзажа и – отдельно – все объекты кадра, с помощью которых передается его символическое значение. Необходимо распределить все символические элементы городской среды на политические, коммерческие, художественные, досуговые, социальные и т.п. с указанием их символического и психологического значения.

Вторая задача связана с адресатом послания. Даются ответы на вопросы – каковы значения этого объекта-символа, кто способен и заинтересован его принять, каков эффект от восприятия и контакта с этим объектом. Визуальная часть задания сопровождается словесным комментарием к каждой иллюстрации, выполненным автором и текстом (таблицей), систематизирующей все символические и информационные элементы городского пейзажа.

Приложение к Теме 3. Города узнают по лицам, по лицам их отличают от других. Черты лица города — это фасады зданий, площади, парки, фонтаны и другие градостроительные объекты. Рекламные вывески, клумбы и все так называемые «малые формы» — это макияж. Эти лица могут быть привлекательными, могут быть отталкивающими. Есть города без лиц: они их никогда не имели, как не имеет лица человек-масса.

Случается город, потерявший лицо. Это когда наблюдается колоссальный прессинг образов наружной рекламы, образы и информационные послания сливаются в сплошной шум, рекламные сообщения перекрывают друг друга до неразличимости. Все это чувствуют производители рекламы и постоянно повышают степень визуальной и смысловой агрессии. Здания еще есть, а фасадов уже нет. Город походит на сваленные в кучи декорации для какого-то плохого спектакля.

Фраза Ж. Бодрийяра об информационных атаках на сознание жителей западных городов: «Непрерывное воздействие, которое на них обрушивается, натиск информации, который они вынуждены выдерживать, равносильны испытаниям, выпадающим на долю подопытных животных в лабораториях»

 

Тема 4. Цветовой анализ городского пейзажа. Цвет играет важную роль в создании образа города. Он несёт мощный эмоциональный эффект при восприятии архитектурной формы, но не может воздействовать без других художественных средств выразительности и свойств форм. Именно этим обусловлена необходимость рассмотреть взаимодействие цвета с такими свойствами форм как: фактура, свет, размеры архитектурного объекта, геометрия формы, пространство.

Анализ визуальной и графической информации городского колорита включает в себя четыре последовательных шага. Первый шаг: выбор и фотофиксация характерных для цветовой картины города пейзажей. Второй шаг: графическое построение схемы изображения, вычерчивание фасадов архитектурных объектов, отображение их основных элементов и деталей, изображение силуэтов зеленых массивов и поверхностей. Третий шаг: обобщенное цветовое выделение (цветной карандаш, акварель) основных элементов фасадов, отражающие характер цветового решения архитектурных объектов (цвет плоскости фасада, крыши, остекления, входной группы и декоративных деталей) и других элементов городской среды.Четвертый: начертить круговую диаграмму, отражающую колористический состав кадра, располагая рядом цвета не в произвольном порядке, а в реальных цветовых сочетаниях изображения.

 

Тема 5. Драматургия городской среды. Цель программы исследования – выявить способы функционирования образа города как сцены драматического действия, оказывающего воздействие на поведение, самочувствие, эстетические переживания и художественное восприятие человека. Город во всех его элементах воспринимается как сценическая коробка для непрерывно длящейся повседневности, воспринимаемой эстетически. В исследовании нас интересует город как сцена, как интерактивная арена драмы повседневного существования, звуковое и пластическое оформление человеческих действий, как стационарные, изменяющиеся и движущиеся декорации. Нам интересен город как режиссёр-постановщик, как художник-постановщик.

Городской ландшафт обладает художественными характеристиками или такими характеристиками, к которым применим художественный анализ (линии, силуэты, цвет, фактура, фон, контраст, объем, пластика, освещенность, светотень, движение, композиция, конфликт, комичность, гармония, мелодия, ритм, контрапункт, пропорции, масштабы, образы, эмоции). Окружающий физический мир и его части могут рассматриваться как фрагменты и потоки, декорации и действующие лица художественного (художественно проектирующегося, художественно развивающегося) действия. В таком понимании город – пространство для демонстрации, манифестаций и экспериментов.

В ходе сбора эмпирических данных ставятся следующие задачи:

1. Выявить художественные характеристики и образно-символические особенности образа города в эстетическом и эмоциональном аспекте.

2. Выявить характер и степень влияния составляющих городской среды и образа города в целом на его жителей и гостей.

3. Распределить роли между человеком – продуктом городской цивилизации, и городом – режиссёром-постановщиком и главным героем человеческой жизни.

4. Выяснить представление горожан о Екатеринбурге, их отношение к городу, проявить характер этого отношения, его эмоциональную окраску. Какое значение имеет город для человека в целом.

5. Прояснить способность человека помыслить город в качестве произведения искусства, приписать городской среде элементы художественности и декоративности.

6. Обозначить эстетические доминанты в городской среде, специфические художественные признаки и характеристики образа города.

8. Определить город в чувствах и переживаниях. Наделяют ли жители свой город какими-либо смыслами или он остаётся лишь фоном, сетью привычных маршрутов, точкой на карте.

Методика исследования базируется на взаимодополняющих методах анализа города и городской среды, разработанных в рамках urban studies, использующих приемы искусствоведения, психологии, социологии и антропологии. Основой экспериментальной части работы является наблюдение и фотофиксация декораций и мизансцен.

Собранный материал дополняется и интерпретируется с помощью следующих методов: социологический опрос в форме анкетирования (с использованием таких проективных методов, как рисунок, неоконченные предложения, открытые ассоциативные вопросы) и интервью; анализ фотографического материала с использованием описательных методов; художественный анализ произведений искусства (картин и фильмов о городе), также применяется методика исследования образно-символических качеств архитектурной среды города.

Результат исследования предоставляется в виде иллюстраций – рисунков, схем и фотографий, слайд-фильма, письменного отчета, текстов интервью и опросов.


Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.018 сек.)