|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Социальная коммуникация ни в коем случае не сводится к процессу кодирования и передачи информации от источника (коммуникатора) и приему/декодированию
Социальная коммуникация ни в коем случае не сводится к процессу кодирования и передачи информации от источника (коммуникатора) и приему/декодированию получателем сообщения (коммуникантом). Недостаточным является и ее понимание как разновидности совместной деятельности людей в, ходе которой вырабатывается общий взгляд на вещи и действия с ними. Не ограничивается она и формами знакового обмена, поскольку посредником в общении, наряду со знаком, выступает и созданная человеком вещь, и собственно деятельность. Социальная коммуникация встает над природными явлениями как одно из измерений качественно более высокого этапа всеобщего развития. Ее суверенным субъектом становится новый фигурант последнего — социум, в деятельность которого в качестве интегрального средства вовлекается (в перспективе) вся природа. Это ведет к коренному изменению всего хода развития, к его революционизации. Ведь если в «естественной» природе взаимодействие живого тела и окружающей среды (S—О) остается специфической разновидностью объект-объектного отношения (О—О), то в ноосфере культуры сама природа становится простым инструментарием практической деятельности развивающегося разума. Взаимодействие между ними принимает форму [S—(О—О)], куда сама природа (О—О) включается составной подчиненной частью. Главенствующим же началом становится принципиально внеприродное начало — ценность. Именно она преобразуется в цель, цель — в действие, действие — в новую действительность. Что именно является предметом этой деятельности (другими словами, смыслом существования генерального субъекта) неизвестно даже в первом приближении. Поэтому определение коммуникационного ее аспекта на сегодняшнем этапе познания может быть только описательным, и общими категориями описательной модели служат «материальное» и «идеальное»; «слово», «дело» и «вещь». Непрерывный поток их взаимопереходов друг в друга и предстает как первое приближение к пониманию действительного существа социо-коммуникационного процесса. Ключевой элемент коммуникационных явлений, информация появляется только там, где возникает ее предмет — искусственно организованная человеком связь вещей, которые никогда не сталкиваются в естественной природе. Или, что то же самое, где возникает способность действующего существа подчинять своей ценности действие законов природы, по-своему структурировать его в пространственно-временном поле целевого процесса. Новая действительность, порождаемая человеческой деятельностью, это не перекомбинация старой и даже не совокупность искусственно созданных вещей, процессов, явлений. Это прежде всего мир надматериальных ценностей, подчиненных им новых, недоступных природе материальных связей, даже новое пространство и время, которые структурируются отношением артефактов. Другими словами, коммуникационный процесс, каким становится процесс всеобщего развития, порождает не только новые над-материальные реалии, но и качественно преобразует остававшееся неизменным с начала мира «вместилище» старых — пространственно-временной континуум. В известной мере и человек может рассматриваться как животное, однако это не мешает нам видеть принципиальную (пусть и не всегда точно определимую) разницу между ними. В этом смысле и код ДНК вправе именоваться информацией. И все же то, что впервые возникает исключительно в деятельности человека — формула особым образом структурированной связи вещей, качественно отлично от первой. И то и другое информация, но отличие между ними сопоставимо с тем, которое существует между одноклеточным и человеком. И матричный синтез — коммуникационный процесс, и преобразующая мир человеческая деятельность — тоже, но отличие между ними столь же глубоко, сколь отличие между основными физическими взаимодействиями (гравитационное, электромагнитное, сильное и слабое) и взаимодействием идей и артефактов. Таким образом, если и можно сводить в просторечии коммуникационный процесс к информационному общению, то для аналитического взгляда непростительно видеть лишь искусственно вырванный фрагмент, знаковый обмен «слово—слово», где в действительности стоит непрерывная цепь превращений «слово—дело—вещь—дело—слово…». Только целое определяет смысл каждой его части, делает его красноречивым и многозначным, вырванный же из него фрагмент, будь то «слово», «дело» или «вещь», теряет всякое значение, становится пустым и безмолвным. «Слово», «дело» и «вещь» предстают в этом потоке не как самостоятельные сущности, но как сменяющие друг друга фазы. Исходное содержание первого — это виртуальная, не имеющая никакого материального выражения связь впервые возникающих вещей, которые никогда не вступают в физическое взаимодействие друг с другом и, большей частью, отделены непреодолимым пространственно-временным барьером. Наиболее полное ее выражение сегодня может быть выражено зависимостью между эффективностью Большого адронного коллайдера и качеством давно рассыпавшегося в пыль каменного топора нашего пращура. Единственным посредником между этой связью и психикой действующего субъекта становится собственное движение органической ткани. Именно оно впервые впечатывает в себя ключевые зависимости неведомых «естественной» природе технологических реалий, над которыми надстраиваются все, включая гуманитарные, ценности современной культуры. В свою очередь, в исходной точке движение органики соединено жесткой комплементарной связью с движением материальных предметов, поэтому в структуре целостного коммуникационного потока уже «праслово» обретает силу прямого действия: «И сказал Бог… и стало так». Но и сегодня, не доступный никакой сенсорике, континуум пространственно-временных и причинно-следственных отношений, связующих явления материальной действительности, кодируется в конечном счете структурами практического действия, развертывающегося не только на шахтах, заводах, в исследовательских лабораториях, но и на всех уровнях биологической активности. Таким образом, действительное существо коммуникации скрывается не в частном акте «говорения/слушания» (и даже не в переходе от «говорения» к делу), но в развивающемся вот уже какое тысячелетие грандиозном феномене самостроительства культуры. Поэтому моделью (т.е. далеко не полной формой представления) коммуникационного процесса может служить не развертывающееся где-то «здесь и сейчас» общение физических лиц, но неподдающийся никакой фиксации ни на каменных скрижалях, ни на пергаменте, ни на магнитом носителе диалог Гомера, Аристотеля, Евклида… с нашим поколением. Только благодаря этому, никогда не прекращающемуся диалогу мы получаем возможность, хотя бы отчасти, понимать друг друга. Оборви его — и социум тут же рассыплется на атомы, в которых потухнет даже самая слабая искра сознания. Нам недоступно действительное значение «слова», рождаемого самим социумом, как недоступен и смысл жизни нового субъекта всеобщей истории. Мы оперируем представлением, которое возникает в атомах индивидуальных психик. Меж тем, возникая из биологических форм отражения, индивидуальная (как, впрочем, и групповая) психика наследует многое из парадигм, порождаемых законами все той же биологии; именно потому в ее центре оказывается обеспечение собственного существования. Жизнь, во что бы то ни стало! — вот ее девиз, и все в его исполнении обязывается к подчинению этой высшей ценности мира. Поэтому в окружении таких же атомарных и групповых сознаний, в центре которых, однако, оказываемся уже не мы сами, но их собственные носители, этот принцип может реализоваться лишь в остро специфических формах никогда не прекращающегося противостояния. А значит, и все в подконтрольной индивидуальным и групповым сознаниям коммуникации организуется по военным законам. А значит, и все ее институты адаптируются прежде всего к ним. И все же собственные ценности социума должны существовать, целое не может быть заложником своих частей и подчинять себя их интересам. К тому же выявляемый анализом состав процессов, из которых складывается общий поток коммуникации, показывает принципиальную несопоставимость ее масштабов с мифами и миражами индивидуального и группового сознания. Поэтому сегодняшние представления о коммуникационных процессах представляют собой лишь первые приближения к истине, и им суждено оставаться такими до тех пор, пока будут игнорироваться их недокументированные аспекты. Литература
Acta Acustica united with Acustica, Vol. 95, № 2, March/April 2009, pp. 325-330 Cohen Mark Nathan. The Food Crisis in Prehistory: Overpopulation and the Origins of Agriculture. New Haven and London, 1977 Lasswell D., Kaplan A. Power and Society. New Haven, 1950 Parsons T. The Social System. 2 ed. Glencoe, 1952 Shewhart W. Statistical Method from the Viewpoint of Quality Control. — N.Y.: Dover Publ., Inc., 1939 The Origins of Prebiological Systems and of Their Molecular Matrices. N-Y.; L., 1965 Wittfogel K.A. Oriental Despotism: A Comparative Study of Total Power. New Haven: Yale University Press, 1957 Лосев А.Ф. Анализ платоновского учения // Лосев А.Ф. История античной эстетики, т. II. М.: Искусство, 1969 Андронников Ираклий. А теперь об этом. [Интернет-ресурс: http://books.tr200.ru/v.php?id=242504] Аристотель. Политика // Аристотель. Сочинения: В 4-х тт. Т. I, М.: Мысль, 1983 Асмус В.Ф. Античная философия. М.: 2005 Афонин А.А. Лекции по генетике. http://afonin-59-bio.narod.ru Бейлин Дж. Краткая история генеративной грамматики. // Фундаментальные направления современной американской лингвистики. М., 1997 Берг Л.С. Номогенез, Петроград, 1922 Блейлер Э. Аутистическое мышление. Одесса 1927 Блейлер Э. Аффективность. Внушение. Паранойя. Изд. ВИНИТИ, 2001 Блок А. О назначении поэта // Собр. соч., в 6 тт., т. 4. Ленинград, 1982, с. 413—420 Борев Ю.Б. Эстетика. М.: Высшая школа, 2002 Бориснев С.В. Социология коммуникации. Изд. ЮНИТИ-ДАНА, 2003 Брук С.И. Народонаселение. БСЭ, III изд. 1968-1978 Булгаков Сергей. Два града. СПб, 1997 Вайнберг С. Открытие субатомных частиц. М.: Мир, 1986 Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. — М., 1960 Выготский Л.С. История развития высших психических функций. М., 1983. Т.3 Выготский Л.С. Мышление и речь. Изд. 5. М.: Лабиринт, 1999 Гаспаров М.Л. Занимательная Греция. М., 2008, с. 255 Геллнер Э. Нации и национализм. М.: Прогресс, 1991 Гельвеций К.А. О человеке // Соч. в 2-х т. Т. 2. М., 1974. Гераклит. Фрагменты, Пер. М.А.Дынника Геродот. История Гиндикин С.Г. Рассказы о физиках и математиках. М.: Наука, 1985; Глазычев В.Л. Эволюция творчества в архитектуре. М.: Стройиздат, 1986 Гоббс Т. Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского. Сочинения: В 2 т. Т. 2. М.: Мысль, 1991. Грант В. Эволюционный процесс. М.: Мир, 2008 Григорьев А.А. Взгляд на русскую литературу со смерти Пушкина, ст. 1, разд. 2 [Интернет-ресурс: http://az.lib.ru/g/grigorxew_a_a/text_0510.shtml] Григорьев Г.П. О первоначальном научении. Сборник материалов конференции, СПб, 2002 Гумилев Л. Н. Ландшафт и этнос. Статьи и работы (1949-1990). Старобурятская живопись. СПб, 2005 Гумилев Л. Н. Этносфера: история людей и история природы, М.: Экопрос, 1993Гумилев Л.Н. Ландшафт и этнос: VI //Вестник ЛГУ, 1965. № 18 Гумилев Л.Н. О термине «этнос» // Доклады Географического общества СССР. 1967, вып. 3, с. 3-17 Гуревич П.С. Культурология. М.: 2003 Гутер Р.С., Полунов Ю.Л. Джироламо Кардано. М.: Знание, 1980 Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка, в 4 т. — СПб., 1863-1866. Дарвин Ч. Происхождение человека и половой подбор. Сочинения. Т. 5. М., 1953 Деяния божественного Августа Дидро Д. Человек // Собр. соч. Т. 7. М.-Л., 1939 Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М.: Мысль, 1979 Дойч Дэвид. Структура реальности. гл. 2 Тени. Москва-Ижевск, 2001 Дьюсбери Д. Поведение животных. М., Мир, 1981 Елизаров Е.Д. Культура как детерминант всеобщего развития // Вопросы теории культуры // Научные труды РАХ № 15, окт./дек. 2010, с. 3—26 Елизаров Е.Д. Статус творческой личности //РАХ ИИР, Научные труды, вып. 19. СПб, 2011 Елинек Я. Большой иллюстрированный атлас первобытного человека. Прага, 1982 Забелин И.Е. Домашний быт русских царей в XVI и XVII столетиях. Кн. I. Государев двор или дворец. М.: Книга, 1990 Законы XII таблиц // Хрестоматия по истории древнего мира под ред. В. В. Струве. Том III. Древний Рим. М.: Учпедгиз, 1953 Запорожец А.В. Избр. соч. в 2-х тт. М.: 1986, т. I Зорина З.А., Смирнова А.А. О чем рассказали «говорящие» обезьяны. – М.: Языки славянских культур, 2006 Ильенков Э.В. Идеальное. Философская энциклопедия. Т. 2, 1962 Ильин В.В. Политология. М.: «Книжный дом «Университет», 1999 Ильин В.В. Философия власти. МГУ 1993 Иоганнсен В. Л., О наследовании в популяциях и чистых линиях.: М. – Л., 1935 Исократ. Панегирик Исократ. Филипп. 155 //Исаева В.И. Античная Греций в зеркале Риторики. Исократ. М.: Наука, 1994 История философии в 3 тт. т. 1—3, М.: Политиздат, 1940 Кант И. Пролегомены ко всякой будущей метафизике, могущей появиться как наука// Кант И. Соч. М., 1965. Т. 4, ч. 1 Кант. Критика чистого разума. М, 1994 Карамзин Н.М. История государства Российского. Т. I Кашкин В.Б. Введение в теорию коммуникации. Воронеж: Изд-во ВГТУ, 2000 Книги Ветхого и Нового завета Конецкая В.П. Социология коммуникаций. Учебник. М.: Международный университет бизнеса и управления, 1997 Коробков И. И., Новые данные о неандертальских скелетах из пещеры Шанидар (Ирак). Вопросы антропологии, 1963, в. 15; Матюшин. М. Археологический словарь. М.: 1998 Коробков И. И., Новые данные о неандертальских скелетах из пещеры Шанидар (Ирак). Вопросы антропологии, 1963, в. 15; Матюшин. М. Археологический словарь. М.: 1998 Кофанов Л.Л. Инсигнии римских магистратов. http://ancientrome.ru/publik/kofanov/kof02-f.htm Крик Ф. Жизнь как она есть: ее зарождение и сущность. М.: Институт компьютерных исследований, 2002 Крушинский Л.В., Зорина З.А., Полетаева И.И., Романова Л.Г. Введение в этологию и генетику. Изд-во: МГУ, 1983 Крылов А.Н. Мои воспоминания. Ленинград, 1984 Крылов Дмитрий. Азбука этнопсихологии. Материалы сайта http://www.antiterror.kz Крюков Михаил. Эволюция этнического самосознания и проблема этногенеза. http://scepsis.ru/library. Ксенофонт Афинский. Анабасис. Греческая история. М., ЛАДОМИР, 2003 Ксенофонт Афинский. Киропедия. М.: Наука, 1976 Ксенофонт Афинский. Лакедемонская полития Кузина Е.Е., Сакаев И. Р. Апология биомеханики. Петербургcкий театральный журнал. № 2 (56). 2009 Кузнецова А.И., Ефремова Т.Ф. Словарь морфем русского языка. Изд. Русский язык, 1986 Культурология. XX век: энциклопедия. – т. 2. – СПб.: Университетская книга. – 1998 Ламетри. Человек-машина. // Ламетри. Сочинения, М.: Мысль, 1976 Лейбниц Г.В. Монадология. Соч. в 4 т., т. I, М.: Мысль, 1982 Ленин В.И. Великий почин. ПСС, 5 изд., т. 39 Ленин В.И. Великий почин. ПСС, 5 изд., т. 39 Ленин В.И. Государство и революция // Полное собрание сочинений, 5 изд., т.39 Ленин В.И. Критические заметки по национальному вопросу. ПСС, 5 изд., т. 24 Ленин В.И. О значении воинствующего материализма. ПСС, т. 45 Ливий Тит. История Рима от основания Города Линден Ю. Обезьяны, человек и язык. – М.: Мир, 1981. Лосев А.Ф. Анализ платоновского учения // Лосев А.Ф. История античной эстетики, т. II. М.: Искусство, 1969 Лосский В.Н. Богословское понятие человеческой личности // Лосский В.Н. Богословие и Боговидение. М., 2000 Лотман Юрий. Семиотика кино и проблемы киноэстетики. Таллин: Ээсти Раамат, 1973 Макиавелли Николо. Рассуждения о первой декаде Тита Ливия // Макиавелли Никколо Сочинения. СПб.: Кристалл 1998 Маркс К. и Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2. Изд., т. 4 Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., 2 изд., т. 12 Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., 2 изд., т. 3 Маркс К. К критике гегелевской философии права // Маркс К., Энгельс Ф. Cоч. 2 изд. т. 1, с. 415—429 Маркс К. К критике гегелевской философии права // Маркс К., Энгельс Ф. Cоч. 2 изд. т. 1 Маркс К. Капитал // Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., 2 изд., т. 23 Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 г. // Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т. 42, с. 41—174 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2 изд., т. 19, с. 20 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2 изд., т. 28, с. 427 Михайловский Н.К. Избранные труды по социологии в 2 тт. СПб, Алетейя, 1998, т.2 Мишо Жозеф-Франсуа. История крестовых походов. М.: Алетейя. 2001Мор Т. Утопия. М., 1953 Моррис Генри Библейские основания современной науки. СПб, 1995 Мудрик А.В. Социализация человека. М.: изд. Центр Академия, 2006 Наполеон I Бонапарт Избранные произведения. СПб., 1994 Нив Генри Р. Пространство доктора Деминга: Принципы построения устойчивого бизнеса. М.: Альпина Бизнес Букс, 2005 Ньютон Исаак. Математические начала натуральной философии. М.: Наука, 1989 Общая теория права и государства: Учебник. Под ред. Лазарева В. В., М.1994 Ожегов С.И, Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: 1992 Окладников А.П. Первобытное искусство. БСЭ, III изд. 1968-1978 Опарин А.И. Возникновение жизни на Земле. М.: АН СССР, 1957 Основы теории коммуникации: Учебник. Под ред. Василика М.А. М.: Гардарики, 2003 Павлов И. П., Полн. собр. соч., 2 изд., т. 3, кн. 2, 1951 Павсаний. Описание Эллады. Фокида Пиз Аллан. Язык телодвижений. Как читать мысли окружающих по их жестам. Изд-во Эксмо. 2003 Платон. Государство. Платон. Собрание сочинений в 3-х тт. Т.3 (1). М., 1971 Платон. Законы Платон. Тимей // Платон. Соч. в 3 тт. Т 3 (1). М., 1971 Плеханов Г. В. Карл Маркс и Лев Толстой // Плеханов Г. В. Избр. филос. произведения: В 5 т. М., 1958. Т. 5. С. 632-640 Плутарх. Ликург Плутарх. Перикл Почепцов Г. Теория коммуникации. Изд. Ваклер, 2001 Проблемы мезальянса в психотерапевтической практике. Проф. Уманский С.В. Областная клиническая больница, г. Курган Резникова Ж.И. Исследование орудийной деятельности как путь к интегральной оценке когнитивных возможностей животных. // Журнал общей биологии, 2006, №1, с. 3—22 Роберт Реймский. Иерусалимская история // История крестовых походов в документах и материалах. М. 1975 Розенау Дж. К исследованию взаимопересечения внутриполитической и международной систем.// Теория международных отношений: Хрестоматия. Сост., науч. ред. и коммент. П.А. Цыганкова. – М.: Гардарики, 2002 Рябов О.В. Матушка-Русь. 2001 Светоний Транквилл. Божественный Август. Синкевич В.А. Феномен зеркала в истории культуры. СПб, 2006 Сироткина И.Е. Биомеханика между наукой и искусством // Вопросы истории естествознания и техники. 2011. №1. С. 46-70. Словарь военных терминов. Сост. А. М. Плехов, С. Г. Шапкин. М.: Воениздат. 1988 Словарь языка Пушкина: в 4 т. 2-е изд. РАН. М.: Азбуковник, 2000 Слуцкий Б. «Физики и лирики». БВЛ. Серия третья. Москва: Художественная литература, 1977 Сноу Ч.П., Портреты и размышления, М.: Прогресс, 1985 Солнцев С.И. Общественные классы. Важнейшие моменты в развитии проблемы классов и основные учения. Пг. 1923. С. 26. Старостин С.А. У человечества был один праязык. «Знание—сила», №8, 2003 Талбот Майкл. Голографическая Вселенная. М., Издательский дом «София», 2004 Тейяр де Шарден. Феномен человека Тинберген Н. Поведение животных. М., Мир, 1978 Тойнби А. Постижение истории. М., Айрис-Пресс, 2002 Толковый словарь русского языка. В 4 т. Под ред. Д.Н. Ушакова. М.: «Советская энциклопедия»; ОГИЗ, 1935-1940 Толковый словарь русского языка: В 4 т. Под ред. Д. Н. Ушакова. М.: ОГИЗ, 1935 — 1940 Тронский И.М. История античной литературы Учебник для студентов филологических специальностей университетов. Тюняев А.А. История возникновения мировой цивилизации. Системный анализ. (П. 7.1.1.2.2). 2009 http://www.organizmica.org/archive. Тюняев А.А. Расчет численности населения в палеолите и мезолите. http://www.organizmica.org/archive Уилсон Эдвард, Уилсон Дэвид С. Переосмысление теоретических основ социобиологии. «Quaterly review of biology», 2007, т. 82, № 4 Уилсон Эдвард, Уилсон Дэвид С. Переосмысление теоретических основ социобиологии. «Quaterly review of biology», 2007, т. 82, № 4 Устав Внутренней службы Вооруженных Сил Союза ССР. М., 1968 Фихте И. Г. Первое введение в наукоучение // Избранные сочинения. М., 1916 Фихте И. Г. Ясное как солнце сообщение широкой публике о подлинной сущности новейшей философии. — М., 1937 Флавий И. Иудейская война Флоренский П. Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях. Издательская группа «Прогресс», 1993 Флори Жан. Идеология меча. Предыстория рыцарства [Интернет-ресурс: http://webreading.ru/sci_/sci_history/ghan-flori-ideologiya-mecha-predistoriya-ricarstva.html] Фукидид. История Хойзинге Й. Осень Средневековья. М.: Наука, 1988 Хомский Н. Аспекты теории синтаксиса. М., 1972 Хомский Н. Синтаксические струтуры. – В кн.: Новое в зарубежной лингвистике, вып. V. М., 1962 Хрестоматия по истории Древнего Востока: Учебное пособие // Ч.1. М.: Высшая школа, 1980 Хрустов Г.Ф. Проблема человеческого начала. Вопросы философии. 1968, № 8 Хрустов Г.Ф. Становление и высший рубеж орудийной деятельности антропоидов. М.,1964 Цицерон. О государстве Черносвитов Е.В. Социальная медицина. М.: МГУ, 2000 Шалев Ш. Одиночное заключение: сборник материалов и документов. Лондон: Центр криминологии им. Мангейма, Лондонская школа экономики и политологии, 2008 [Интернет ресурс: http://www.solitaryconfinement.org] Шухардин С.В., Ламан Н.К., Федоров А.С. Техника в ее историческом развитии. Москва: Наука, 1979 Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития (в традиции культурно-исторической теории Л.С. Выготского). М., 1994 Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. Авт.-составитель Вадим Серов [Интернет-ресурс: http://www.bibliotekar.ru/encSlov/15/250.htm] Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. СПб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907 Эпштейн Михаил. Русский язык: Система и свобода. Новый Журнал. Литературно-художественный журнал русского Зарубежья. № 250, 2008 Юнг К. Об архетипах коллективного бессознательного
[1] См. Кашкин В.Б. Введение в теорию коммуникации. Воронеж: Изд-во ВГТУ, 2000
[2] Почепцов Г. Теория коммуникации. Изд. Ваклер, 2001, с. 15 [3] Гераклит. Фрагменты, 30. Пер. М.А.Дынника [4] Шекспир. Гамлет. Сцена II [5] Ламетри. Человек-машина. //Ламетри. Сочинения. М.: Мысль, 1976, с. 199
[6] Набоков В.В. Университетская поэма, 55 [7] См. напр. Ожегов С.И. Словарь русского языка. Москва. 1990 [8] Впервые гипотеза о происхождении жизни на Земле была опубликована А.И.Опариным в 1924 году. Подробное изложение гипотезы дается им в 1936, 1937 и последующих годах. (См. Опарин А.И. Возникновение жизни на Земле. М.: АН СССР, 1957.) Несколько позже, в 1929 г. к тем же представлениям о происхождении жизни пришел английский биолог Дж. Холдейн. При этом сам британский ученый заявил в 1963 г., что работы Опарина обладают приоритетом по сравнению с его исследованиями. (см. The Origins of Prebiological Systems and of Their Molecular Matrices. N-Y.; L., 1965, p. 98) [9] Крик Ф. Жизнь как она есть: ее зарождение и сущность. М.: Институт компьютерных исследований, 2002 [10] Платон. Тимей // Платон. Соч. в 3 тт. Т 3 (1). М., 1971 [11] Анализ платоновского учения см. Лосев А.Ф. История античной эстетики, т. II. М.: Искусство, 1969, с. 169—193 [12] Вайнберг С. Открытие субатомных частиц. М.: Мир, 1986, с. 171 [13] Дойч Дэвид. Структура реальности. Гл. 2 Тени. Москва-Ижевск, 2001 [14] См. Синкевич В.А. Феномен зеркала в истории культуры. СПб, 2006 [15] Кант И. Пролегомены ко всякой будущей метафизике, могущей появиться как наука// Кант И. Соч. М., 1965. Т. 4, ч. 1, с. 140. [16] Гуревич П.С. Культурология. М.: 2003, с. 27 [17] Тейяр де Шарден. Феномен человека, с. 148—149. [18] См. Асмус В.Ф. Античная философия. М.: 2005, с. 167-169 [19] См. Ильенков Э.В. Идеальное. Философская энциклопедия. Т. 2, 1962 [20] Ильенков Э.В. Идеальное. Философская энциклопедия. Т. 2, с. 222 [21] Черносвитов Е.В. Социальная медицина. М.: МГУ, 2000, с. 38 [22] Черносвитов Е.В. Социальная медицина. М.: МГУ, 2000, с. 156 [23] Черносвитов Е.В. Социальная медицина. М.: МГУ, 2000, с. 156—158 [24] Черносвитов Е.В. Социальная медицина. М.: МГУ, 2000, с. 157 [25] Платон. Государство. 578, d—e. [26] См. Шалев Ш. Одиночное заключение: сборник материалов и документов. Лондон: Центр криминологии им. Мангейма, Лондонская школа экономики и политологии, 2008, с. 15—33 [Интернет ресурс: http://www.solitaryconfinement.org] [27] Даниил. 5, 4—8 [28] Обзор орудийной деятельности см. Резникова Ж.И. Исследование орудийной деятельности как путь к интегральной оценке когнитивных возможностей животных. // Журнал общей биологии, 2006, №1, с. 3—22 [29] Хрустов Г.Ф. Становление и высший рубеж орудийной деятельности антропоидов. М.,1964; «Проблема человеческого начала». Вопросы философии. 1968, № 8 [30] Шарден Пьер Тейяр. Феномен человека. М.: Наука, 1987, с. 148—149. [31] Бориснев С.В. Социология коммуникации: Учебное пособие. Изд. ЮНИТИ-ДАНА, 2003 [32] Конецкая В.П. Социология коммуникаций. Учебник. М.: Международный университет бизнеса и управления, 1997, с. 6 [33] Основы теории коммуникации: Учебник. Под ред. Василика М.А. М.: Гардарики, 2003, с. 11 [34] Основы теории коммуникации: Учебник. Под ред. Василика М.А. М.: Гардарики, 2003, с. 11—12 [35] Лотман Юрий. Семиотика кино и проблемы киноэстетики. Таллин: Ээсти Раамат, 1973. [36] Гомер. Одиссея, XXI, 421—422 [37] Мор Т. Утопия. http://www.koob.ru/mor_tomas/utopiya [38] Ленин В.И. Государство и революция // Полное собрание сочинений, 5 изд., т. 9, с. 75 [39] Общая теория права и государства: Учебник. Под ред. Лазарева В. В., М.1994, с. 23 [40] Геллнер Э. Нации и национализм. М.: Прогресс, 1991, с.28 [41] Иов, 40; 20—41; Псалтирь, 103, 104: 26 [42] Гоббс Т. Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского. // Гоббс Т. Сочинения в 2 т. Т. 2. М.: Мысль, 1991. [43] Маркс К. К критике гегелевской философии права // Маркс К., Энгельс Ф. Cоч. 2 изд. т. 1, с. 422 [44] Макиавелли Николо. Никколо Макиавелли. Рассуждения о первой декаде Тита Ливия, VI [45] Вергилий. Энеида. VI, ст. 847—853. [46] Ливий. История Рима от основания Города. I, Предисловие, 1—3. [47] Платон. Законы. I, 1—7. [48] Розенау Дж.К исследованию взаимопересечения внутриполитической и международной систем.// Теория международных отношений: Хрестоматия. Сост., науч. ред. и коммент. П.А. Цыганкова. – М.: Гардарики, 2002. С. 181—182. [49] Платон. Государство, Законы; Аристотель. Политика. [50] Платон. Государство. II, 376 е. [51] Ливий Тит. История Рима от основания Города. II, 59, 8—11. [52] Геродот. История. VII, 56. [53] Геродот. История. VII, 223. [54] Ксенофонт Афинский. Анабасис. III, 4, 25. [55] Гомер. Илиада, II, 212—278 [56] Тиртей. Из Увещаний. Пер. В.В. Латышева [57] Геродот. История. VII, 321. [58] Ксенофонт Афинский. Лакедемонская полития. IX. [59] Геродот. История. VII, 232. [60] Тиртей. Из Элегий. Пер. Г.Церетели. [61] Тиртей. Из Элегий. Пер. Г.Церетели. [62] Цит. по Ксенофонт Афинский. Анабасис. Греческая история. М., ЛАДОМИР, 2003., прим. к кн. I, с. 532. [63] Устав Внутренней службы Вооруженных Сил Союза ССР, 1968 г., стр. 207 [64] Аристофан. Лисистрата. Ст. 1133—1134. [65] Роберт Реймский. Иерусалимская история, I, 1—2.//История крестовых походов в документах и материалах. М. 1975 [66] Роберт Реймский. Иерусалимская история, I, 1—2 [67] Толстой Л.Н. Война и мир [68] Обычно мысль о том, что битву при Садовой выиграл прусский школьный учитель ошибочно приписывается Бисмарку. В действительности автор выражения — профессор географии из Лейпцига Оскар Пешель (1826—1875), и в оригинале его фраза звучит иначе: «...Народное образование играет решающую роль в войне... когда пруссаки побили австрийцев, то это была победа прусского учителя над австрийским школьным учителем». См. Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. Авт.-составитель Вадим Серов [Интернет-ресурс: http://www.bibliotekar.ru/encSlov/15/250.htm] [69] Платон. Государство. X, 606 [70] Григорьев А.А. Взгляд на русскую литературу со смерти Пушкина, ст. 1, разд. 2 [Интернет-ресурс: http://az.lib.ru/g/grigorxew_a_a/text_0510.shtml] [71] Матф. 12, 25 [72] Ленин В.И. О значении воинствующего материализма. ПСС, т. 45, с. 25 [73] Маркс К., Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2. Изд., т. 4, с. 443 [74] Макиавелли Николо. Рассуждения о первой декаде Тита Ливия, XII [75] Ленин В.И. Государство и революция // Полное собрание сочинений, 5 изд., т.39, с.75 [76] См. Аллан Пиз. Язык телодвижений. Как читать мысли окружающих по их жестам. Изд-во Эксмо. 2003 г. [77] Павлов И. П., Полн. собр. соч., 2 изд., т. 3, кн. 2, 1951, с. 335—336 [78] Павлов И. П., Полн. собр. соч., 2 изд., т. 3, кн. 2, 1951, с. 336 [79] Блейлер Э. Аутистическое мышление. [80] См. Коробков И. И., Новые данные о неандертальских скелетах из пещеры Шанидар (Ирак). Вопросы антропологии, 1963, в. 15; Матюшин. М. Археологический словарь. М.: 1998 [81] Аристотель. Политика. VII, 14, 2. [82] Законы XII таблиц, IV, 1. [83] Аристотель. Политика. VII, 14, 10. [84] Аристотель. Политика. VII, 14, 10. [85] Тронский И.М. История античной литературы Учебник для студентов филологических специальностей университетов. С. 204 прим. [86] Исход. 2, 1—10. [87] Геродот. История. I, 108—112. [88] См. Елизаров Е.Д. Культура как детерминант всеобщего развития // Вопросы теории культуры // Научные труды РАХ № 15, окт./дек. 2010, с. 3—26 [89] См., напр., Елинек Я. Большой иллюстрированный атлас первобытного человека. Прага, 1982, с. 124, илл. 176—179 [90] Елинек Я. Большой иллюстрированный атлас первобытного человека. Прага, 1982, с. 137, илл. 197 [91] См. Шухардин С.В., Ламан Н.К., Федоров А.С. Техника в ее историческом развитии. Москва: Наука, 1979. [92] Гумилев Н. Слово. 1921 [93] Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка, ст. Пеший [94] См. Крушинский Л.В., Зорина З.А., Полетаева И.И., Романова Л.Г. Введение в этологию и генетику. Изд-во: МГУ, 1983, с. 22—55 [95] См. Дьюсбери Д. Поведение животных. М., Мир, 1981; Тинберген Н. Поведение животных. М., Мир, 1978; Крушинский Л.В., Зорина З.А., Полетаева И.И., Романова Л.Г. Введение в этологию и генетику. Изд-во: МГУ, 1983
[96] Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., 2 изд., т. 23, с. 189. [97] Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона [98] Отмеченное выше подчинение жизнедеятельности индивида логике выживания группы является принипиальным и здесь: коммуникация в представлении Выготского – это не общение индивидов, она объединяет личность и общество. [99] Выготский Л.С. История развития высших психических функций. М., 1983. Т.3, с. 146 [100] Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития (в традиции культурно-исторической теории Л.С. Выготского). М., 1994, с. 108 [101] Запорожец А.В. Избр. соч. в 2-х тт. М.: 1986, т. I, с. 97-98 [102] Лейбниц Г.В. Соч. в 4 т., т. I, М.: Мысль, 1982, с. 415 [103] Лейбниц Г.В. Соч. в 4 т., т. I, М.: Мысль, 1982, с. 425 [104] Лейбниц Г.В. Соч. в 4 т., т. I, М.: Мысль, 1982, с. 425 [105] Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. — М., 1960, с. 197—198 [106] Берг Л.С. Номогенез, Петроград, 1922, 180—181 [107] Гумилев Л.Н. Ландшафт и этнос: VI //Вестник ЛГУ, 1965. № 18, с. 119 [108] См. Иоганнсен В. Л., О наследовании в популяциях и чистых линиях.: М. – Л., 1935 [109] См. Cohen Mark Nathan. The Food Crisis in Prehistory: Overpopulation and the Origins of Agriculture. New Haven and London, 1977 [110] Здесь уже приводились данные о трудозатратах на производство орудий; перемножим их на численность орудий, и мы получим достаточно полное представление о масштабах трудозатрат. [111] Wittfogel K.A. Oriental Despotism: A Comparative Study of Total Power. New Haven: Yale University Press, 1957
[112] Гумилев Л.Н. О термине «этнос»//Доклады Географического общества СССР, 1967, вып.3, с. 3-17 [113] Гумилев Л. Н. Этносфера: история людей и история природы, М.: Экопрос, 1993, с. 493-542.[114] Гумилев Л.Н. О термине «этнос»//Доклады Географического общества СССР. 1967, вып.3, с. 3-17 [115] Фукидид. История. I. 3. [116] Гесиод. Труды и дни, ст. 526—528 [117] Крюков Михаил. Эволюция этнического самосознания и проблема этногенеза. http://scepsis.ru/library. [118] Гомер. Одиссея. XIV, 257—265 [119] Ксенофонт Афинский. Киропедия. VII, V, 73 [120] Аристотель. Политика. I, 3, 8. [121] Ливий Тит. История Рима от основания Города. XXXI, 30, 2—3. [122] См. Песнь о Роланде, CCXXXI—CCXXXIII [123] Павсаний. Описание Эллады. Фокида, XXII, 2. [124] Светоний Транквилл. Божественный Август. 22. [125] Деяния божественного Августа. 13. [126] Ленин В.И. Великий почин. ПСС, 5 изд., т. 39, с. 15 [127] Ленин В.И. Критические заметки по национальному вопросу. ПСС, 5 изд., т. 24, с. 129 [128] Платон. Государство // Соч. в 3-х.т. Т. 3. Ч. 1. М., 1971. С. 365. [129] Там же, с. 509 [130] Мор Т. Утопия. М., 1953. С. 217. [131] Цит. по: Солнцев С.И. Общественные классы. Важнейшие моменты в развитии проблемы классов и основные учения. Пг. 1923. С. 26. [132] Гельвеций К.А. О человеке // Соч. в 2-х т. Т. 2. М., 1974. С. 382. [133] Дидро Д. Человек // Собр. соч. Т. 7. М.-Л., 1939. С. 200 [134] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2 изд., т. 28, с. 427 [135] Фукидид. История. III, 81. [136] Гоббс. Левиафан. XIII. Сочинения в 2 тт. Т. 2. М.: Мысль, 1991 [137] Платон. Законы. 626 а [138] Кант. И. Критика чистого разума. I, II, 62. [139] См. Фихте И. Г. Ясное как солнце сообщение широкой публике о подлинной сущности новейшей философии. — М., 1937, с.: 2-5, 31-34, 78, 79, 82, 83 [140] См. Фихте И. Г. Первое введение в наукоучение // Избранные сочинения. — М., 1916, с. 413—424 [141] Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. — СПб., 1863-1866. [142] Толковый словарь русского языка. В 4 т. Под ред. Д.Н. Ушакова. — М.: «Советская энциклопедия»; ОГИЗ, 1935-1940 [143] Ожегов С.И, Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: 1992 [144] Ленин В.И. ПСС, т. 32, с. 72 [145] См. Юнг К. Об архетипах коллективного бессознательного
[146] См. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 г. // Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т. 42. С. 41—174 [147] Михайловский Н.К. Избранные труды по социологии в 2 тт. СПб, Алетейя, 1998, т.2, с. 264 [148] См. Талбот Майкл. Голографическая Вселенная. – М. 2004, с. 47 [149] Acta Acustica united with Acustica, Vol. 95, № 2, March/April 2009, pp. 325-330 [150] См. Талбот Майкл. Голографическая Вселенная. – М. 2004, с. 19 [151] Пушкин А.С. Моцарт и Сальери. Сцена I [152] Кант. Критика чистого разума. М, 1994, с. 327 [153] Эпштейн Михаил. Русский язык: Система и свобода. Новый Журнал. Литературно-художественный журнал русского Зарубежья. № 250, 2008 [Интернет-ресурс: http://www.lingvotech.com/rusyazsis] [154] Эпштейн Михаил. Русский язык: Система и свобода. [155] Словарь языка Пушкина: в 4 т. 2-е изд. РАН. М.: Азбуковник, 2000. [156] Кузнецова А.И., Ефремова Т.Ф. Словарь морфем русского языка. Изд. Русский язык, 1986 [157] Нуклеиновые кислоты представляют собой простую последовательность связанных между собой нуклеотидов. Каждый из них включает в себя по одной молекуле фосфорной кислоты, сахара и органического основания. Фосфорная кислота во всех случаях одинакова. Сахар в структуре ДНК также представлен одной формой (в структуре РНК — другой). Отличия в основаниях. В состав ДНК входит четыре их разновидности: аденин (А), гуанин (Г), цитозин (Ц) и тимин (Т). [158] Андронников Ираклий. А теперь об этом. [Интернет-ресурс: http://books.tr200.ru/v.php?id=242504] [159] Выготский Л.С. Мышление и речь. Изд. 5. М.: Лабиринт, 1999, с. 37 [160] Речь, произнесенная Блоком в Доме литераторов на торжественном собрании, в 84-ю годовщину смерти, Пушкина. [161] См.: Зорина З.А., Смирнова А.А. О чем рассказали «говорящие» обезьяны. – М.: Языки славянских культур, 2006; Линден Ю. Обезьяны, человек и язык. – М.: Мир, 1981. [162] Блок А. Собрание соч., в 6 т., т. 4. Ленинград, 1982, с. 415 [163] Блок А. Собрание соч., в 6 т., т. 4, с. 414 [164] Геродот. История. 2, 2 [165] Григорьев Г.П. О первоначальном научении. Сборник материалов конференции, СПб, 2002, с. 445—451 [166] Окладников А.П. Первобытное искусство. БСЭ, III изд. 1968-1978. [167] Тюняев А.А. История возникновения мировой цивилизации. Системный анализ. (П. 7.1.1.2.2). 2009 http://www.organizmica.org/archive. [168] См. Моррис Генри Библейские основания современной науки. СПб, 1995, с. 472–474 [169] Глазычев В.Л. Эволюция творчества в архитектуре. М.: Стройиздат, 1986, с. 13 [170] Глазычев В.Л. Эволюция творчества в архитектуре. С. 46 [171] Глазычев В.Л. Эволюция творчества в архитектуре. С. 64—65 [172] См. Крылов А.Н. Мои воспоминания. Ленинград, 1984, с. 77—85 [173] Афонин А.А. Лекции по генетике. http://afonin-59-bio.narod.ru [174] Тюняев А.А. Расчет численности населения в палеолите и мезолите. http://www.organizmica.org/archive [175] Брук С.И. Народонаселение. БСЭ, III изд. [176] Старостин С.А. У человечества был один праязык. «Знание—сила», №8, 2003 [177] Лосский В.Н. Богословское понятие человеческой личности // Лосский В.Н. Богословие и Боговидение. М., 2000, с. 289—302 [178] Драйзер Т. Финансист. 15 [179] Бытие I, 26—28 [180] Платон. Государство. Платон. Собрание сочинений в 3-х тт. Т.3 (1). М., 1971, с. 514 [181] Тойнби А. Постижение истории. М., Айрис-Пресс, 2002. С. 31 [182] Тойнби А. Постижение истории. М., Айрис-Пресс, 2002. С. 81 [183] Песнь о Гильгамеше. Табл. I [184] Аристотель. Политика I, 1, 18. [185] Аристотель. Политика I, 2, 8. [186] Брюсов В.Я. Ассаргадон. 1897 [187] Исократ. Панегирик. 34—36. [188] Исократ. Филипп. 155 //Исаева В.И. Античная Греций в зеркале Риторики. Исократ. М.: Наука, 1994. С. 234 [189] Наполеон I Бонапарт. Кампании в Египте и Сирии (1798—1799 гг.) II, 5—6. В кн. Наполеон I Бонапарт Избранные произведения. СПб.: 1994 [190] Мишо Жозеф-Франсуа. История крестовых походов. М.: Алетейя. 2001 [Интернет-ресурс: http://krotov.info/history/12/misho/11.html#44. Проверено 20.07.12][191] Плеханов Г. В. Карл Маркс и Лев Толстой // Плеханов Г. В. Избр. философские произведения: В 5 т. М., 1958. Т. 5. С. 632-640 [192] Гесиод. Труды и дни. Ст. 112—117. [193] Лука. 2, 14 [194] Исайя. 11, 6—9 [195] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2 изд., т. 19, с. 20 [196] Аристотель. Политика. III, 5, 10. [197] Аристотель. Политика. III, 5, 10. [198] Аристотель. Политика. III, 5, 14. [199] Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М.: Мысль, 1979, с. 111-112 [200] История философии в 3 тт. т. 1, М.: Политиздат, 1940, с. 281 [201] Аристотель. Политика I, 1, 5. [202] Еврипид. Елена. Ст. 276. [203] Плутарх. Перикл. XII [204] Плутарх. Перикл. XIII [205] Глазычев В.Л. Эволюция творчества в архитектуре. М.: Стройиздат, 1986, с. 43 [206] Гаспаров М.Л. Занимательная Греция. М., 2008, с. 255 [207] Некрасов Н. А., «Железная дорога [208] См. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 г. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2 изд., т. 42, с. 97 [209] Аристотель. Политика. I, 1, 9. Аристотель. Сочинения: В 4-х тт. Т. I, М.: Мысль, 1983, с. 377 [210] Аристотель. Политика. I, 1, 10. Аристотель. Сочинения: В 4-х тт. Т. I, М.: Мысль, 1983, с. 378 [211] Аристотель. Политика. I, 1, 9. Аристотель. Сочинения: В 4-х тт. Т. I, М.: Мысль, 1983, с. 377 [212] Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., 2 изд., т. 3, с. 3 [213] Горький. М. На дне. Действие IV [214] Ильин В.В. Философия власти. МГУ 1993, с. 274 [215] Ильин В.В. Политология. М.: «Книжный дом «Университет», 1999, с. 126 [216] Ильин В.В. Политология. М.: «Книжный дом «Университет», 1999, с. 44 [217] Ливий Тит. История Рима от основания Города. II 18, 8. [218] Кофанов Л.Л. Инсигнии римских магистратов. http://ancientrome.ru/publik/kofanov/kof02-f.htm [219] Ливий Тит. История Рима от основания Города. XXIX, 9, 1; 16, 4; 17, 10—21. [220] См. Булгаков Сергей. Два града. СПб, 1997, с. 103 [221] Толковый словарь русского языка: В 4 т. Под ред. Д. Н. Ушакова. М.: ОГИЗ, 1935 — 1940 [222] III Царств 10, 18—20 [223] Забелин И.Е. Домашний быт русских царей в XVI и XVII столетиях. Кн. I. Государев двор или дворец. М.: Книга, 1990, с. 182. [224] Бытие, 41, 42. [225] Исход, 35, 23 [226] Исход, 35, 27 [227] Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой [228] Хрестоматия по истории Древнего Востока: Учебное пособие // Ч.1. М.: Высшая школа, 1980, с. 31—36. [229] Исход. 21, 2 [230] Второзаконие. 15, 12. [231] См. Хрестоматия по истории древнего Востока. Т. 1. М., 1980, с. 152–177 [232] Флори Жан. Идеология меча. Предыстория рыцарства [Интернет-ресурс: http://webreading.ru/sci_/sci_history/ghan-flori-ideologiya-mecha-predistoriya-ricarstva.html] [233] Коронование Людовика, пер. со старофранцузского Ю.Б. Корнеева. Ст. 150—154. [234] Хойзинге Й. Хойзинге. Осень Средневековья. СПб, изд. И.Лимбаха, с. 161 [235] Достоевский Ф.М. Бесы, ч.1, гл. 2. [236] Иоанн. 11, 49—50. [237] Флавий И. Иудейская война. VII, 1, 1. [238] Пушкин А.С. Кинжал [239] Геродот. История. V, 93. [240] См. Нив Генри Р. Пространство доктора Деминга: Принципы построения устойчивого бизнеса. М.: Альпина Бизнес Букс, 2005, гл. 9 [241] Shewhart W. Statistical Method from the Viewpoint of Quality Control. — N.Y.: Dover Publ., Inc., 1939 (reprint 1986). [242] Деминг У.Э. Выход из кризиса. — Тверь: Альба, 1994 [243] Плутарх. Ликург. XIX [244] Словарь военных терминов. — М.: Воениздат. Сост. А. М. Плехов, С. Г. Шапкин.. 1988. См. также Боевой устав Сухопутных войск. [245] Исход. 12, 20—30 [246] Бытие. 13, 15. [247] Бытие. 26,4. [248] Бытие. 35, 11. [249] 3 Царств. 11, 3 [250] Карамзин Н.М. История государства Российского. Т. I, гл. 9 [251] См. Гиндикин С.Г. Рассказы о физиках и математиках. М.: Наука, 1985; Гутер Р.С., Полунов Ю.Л. Джироламо Кардано. М.: Знание, 1980 [252] Шолохов М.А. Тихий Дон. Кн. 4, ч. 7, X [253] Мудрик А.В. Социализация человека. М.: изд. Центр Академия, 2006, с. 4 [254] Мудрик А.В. Социализация человека. М.: изд. Центр Академия, 2006, с. 6—20 [255] Толковый словарь русского языка. Под редакцией Д.Н. Ушакова. [256] Марциал. Эпиграммы, VIII, 12, перевод М. В. Ломоносова [257] Законы Двенадцати таблиц. XI, 1 [258] Цицерон. О государстве. II, 36. 36 [259] Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. СПб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907. [260] Грант В. Эволюционный процесс. М.: Мир, 2008 [261] Слуцкий Б. «Физики и лирики». БВЛ. Серия третья. Москва: Художественная литература, 1977. [262] Сноу Ч.П., Портреты и размышления, М.: Прогресс, 1985, с. 195—226 [263] Дарвин Ч. Сочинения. Т. 5. М., 1953, с. 244 [264] Уилсон Эдвард, Уилсон Дэвид С. Переосмысление теоретических основ социобиологии. «Quaterly review of biology», 2007, т. 82, № 4 [265] Крылов Дмитрий. Азбука этнопсихологии. Материалы сайта http://www.antiterror.kz [266] Софокл. Царь Эдип. 1246—1250 [267] Софокл. Царь Эдип. Ст. 1281—1285 [268] Мудрик А.В. Социализация человека. М., 2006, с. 281—287 [269] Мудрик А.В. Социализация человека. М., 2006, с. 158 [270] Пушкин А.С. Евгений Онегин. Гл. 3, XVI—XVIII [271] Шекспир. Как вам это понравится. Акт II, сцена 7 [272] Рябов О.В. Матушка-Русь. 2001, с. 17 [273] См. Проблемы мезальянса в психотерапевтической практике. Проф. Уманский С.В. Областная клиническая больница, г. Курган [274] Киплинг Редьярд. Ким [275] Иов. 24, 9. [276] Псалом 108, 9. [277] Иеремия. 5, 3. [278] Гомер. Илиада. XXII, ст. 484—489. [279] Псалом 36, 25. [280] См. Ньютон Исаак. Математические начала натуральной философии. М.: Наука, 1989, с. 30 [281] Максимилиан Волошин. Пар. 1922 г. [282] Флоренский П. Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях. Издательская группа «Прогресс», 1993, с. 55 [283] Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., 2 изд., т. 23, с. 433 [284] Максимилиан Волошин. Машина. 1922 г. [285] См. Сироткина И.Е. Биомеханика между наукой и искусством // Вопросы истории естествознания и техники. 2011. №1. С. 46-70. [286] Кузина Е.Е., Сакаев И. Р. Апология биомеханики. Петербургcкий театральный журнал. № 2 (56). 2009. С. 51—57. См. там же обзор применения принципов биомеханики Мейерхольда в отечественном и в зарубежном театре. [287] См. Борев Ю.Б. Эстетика. М.: Высшая школа, 2002, с. 175 [288] Гете. Фауст. Часть I, сцена 3 [289] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. II изд., т 23, с. 44. [290] Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., 2 изд., т. 12, с. 731 [291] Аристотель. Политика. VII, 13, 9. [292] См. Культурология. XX век: энциклопедия. – т. 2. – СПб.: Университетская книга. – 1998, с. 60 [293] Зинаида Гиппиус. Веселье. 29 Окт. 1917 г. [294] Зинаида Гиппиус. Веселье. 29 Окт. 1917 г. [295] Хойзинге. Осень Средневековья. СПб, изд. И.Лимбаха, с. 133 [296] Кант Иммануил. Критика чистого разума. С. 112 [297] Рассел Б. Новейшие работы о началах математики. Новые идеи в математике. Т. 1, СПб., 1913, с. 83 [298] Дойч Дэвид. Структура реальности. Москва-Ижевск, 2001, с. 239 [299] II Коринфянам, 3, 6 [300] IКоринфянам, I, 21 Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.096 сек.) |