АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Мезальянс

Читайте также:
  1. Возрастной мезальянс
  2. Культурный мезальянс
  3. Следствия мезальянса
  4. Социальный (сословный) мезальянс
  5. Этнический мезальянс

Таким образом, полнота и качество включения человека в коммуникационный поток, а вместе с тем и подготовки его к самостоятельной жизни в обществе всецело зависит от полноты усвоения господствующей в нем системы ценностей. При этом особое значение имеет первичная социализация, именно она является основой для всего остального. Наибольшее же значение в первичной социализации играет семья, откуда ребенок и черпает представления об обществе, о его ценностях и нормах. Не случайно долгое время (до 60-х годов прошлого века), говоря о социализации все ученые имели в виду развитие человека в детстве, отрочестве и юности[253].

Вопросы социализации человека в семье достаточно полно освещены в литературе. Примером обзора может служить «Социализация человека» российского исследователя А.В.Мудрика[254]. Поэтому останавливаться на них не имеет смысла. И все же в контексте коммуникации эта проблема принимает специфическую окраску, что заставляет обратиться к дополнительным нередко упускаемым аспектам.

Полнота и качество первичной социализации входящего в жизнь человека не в последнюю очередь зависит от «пропускной способности» формирующихся еще до его появления на свет каналов социальной коммуникации. В свою очередь, качество и эффективность их функционирования может быть обеспечено лишь там, где сохраняется сравнительное равенство статусов коммуникаторов, агентов будущей социализации.

Разумеется, речь идет не о внутрисемейных статусах. Известная иерархия, в которой главенствующую роль культурная традиция закрепляла за мужчиной, существовала всегда и всегда служила общей пользе семьи. Подчиненное положение женщины (там, где отношения между супругами остаются в пределах взаимного уважения) никогда не влекло за собой девальвации прививаемых ею ценностей. Между тем влияние внесемейных статусов обеих сторон брачного союза часто оказывается критическим для социализации детей.

Негласное требование равенства распространяется не только на рейтинговую составляющую (другими словами, на принадлежность к одной и той же ступени в единой иерархии), но, нередко, предполагает известную близость тех социальных функций, на исполнении которых специализируются оба вступающие в брачный союз рода. Немаловажное значение имеет и равноценность культур «культур в культуре», этносов, наций, рас, наконец социальных слоев, которым принадлежат те, кому предстоит играть роль основных агентов. Если по каким-то из этих параметров баланс нарушается, меняется «пропускная способность» одного из каналов социализации. Ценности одного ряда: пола, возраста, рода (и тех социальных слоев, культур, которым он принадлежит) встречают препятствия на своем пути к коммуниканту, в то время как ценности другого проходят беспрепятственно. Нет нужды говорить, что в этом случае социализация становится несбалансированной, по-своему «перекошенной». Дело может доходить и до полной блокировки одного из каналов.

Брак, в котором нарушается баланс «пропускной способности» коммуникационных каналов и пресекается преемственность транслируемых по ним базисных ценностей, в принципе не способен обеспечить нормальную социализацию. Поэтому ее продукт может быть охарактеризован как своеобразный инвалид. Не случайно социум вырабатывает негативное отношение к такому браку, и его неприятие может быть охарактеризовано как стихийная форма регулирования равенства внесемейных характеристик брачных партнеров. Мезальянс, а именно так называется форма семейного союза, где оно нарушается, рассматривался и рассматривается как одна из форм острых социальных аномалий. Но причина не в том, он соединяет неравноправные стороны,— здесь подрываются возможности нормального воспроизводства самого социума. Словом, такой брак посягает на законы его жизнеобеспечения.

В сословном обществе мезальянс, как правило, подлежал осуждению. В древней Индии, он, в некоторых случаях, карался смертью, а дети от такого брака оказывались вне сословий, то есть ниже обоих родителей. Общелитературные словари определяют мезальянс, (от франц. mesalliance) как брак с лицом более низкого социального положения, класса[255]. Однако в действительности содержание этого понятия много шире, и сословная составляющая представляет лишь часть его содержания. Кстати, в современном обществе далеко не главную.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)