|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Следствия мезальянсаА.В.Мудрик, всесторонне анализируя социализацию, считает необходимым остановиться также и на том ее аспекте, в котором человек становится ее жертвой. В ряду причин им выделяются нездоровье родителей, их пьянство, беспорядочный образ жизни, эмоциональная тупость, игнорирование ребенка и его заброшенность и т.п.[268], словом, факторы, характеризующие психическую, социальную, эмоциональную, наконец нравственную неадекватность ключевых агентов первичной социализации. По этим причинам около 25% семей в нашей стране не в состоянии позитивно социализировать детей, а до 15% формируют правонарушителей[269]. Однако, при безусловной правильности этих выводов, необходимо выделить и рассматриваемые здесь причины, ибо ребенок может становиться жертвой социализации даже при абсолютной безупречности всех параметров его семьи, за исключением одного — равенства коммуникационных каналов. Все формы мезальянса влекут за собой дисбаланс их «пропускной способности». Но дело не только в сословных, этнических и общекультурных ценностях, известная часть которых, во имя торжества других, блокируется ими. В любой, в том числе и в «культуре в культуре» есть ценности «мужского» ряда и ценности «женского». Как правило, они могут быть переданы входящему в жизнь человеку только своим полом.
Не спится, няня: здесь так душно! Открой окно да сядь ко мне. <…> Поговорим о старине. <…> Про ваши старые года: Была ты влюблена тогда? <…> И между тем луна сияла И томным светом озаряла Татьяны бледные красы, И распущенные власы, И капли слез, и на скамейке Пред героиней молодой, С платком на голове седой, Старушку в длинной телогрейке…[270]
Точно так же есть и свои ценности возраста, которые не могут быть переданы давно вышедшим из него человеком. Согласимся,
…плаксивый школьник с книжкой сумкой, С лицом румяным, нехотя, улиткой Ползущий в школу,
едва ли может быть понят «тощим Панталоне»:
…В очках, в туфлях, у пояса — кошель, В штанах, что с юности берег, широких Для ног иссохших; мужественный голос Сменяется опять дискантом детским: Пищит, как флейта... А последний акт, Конец всей этой странной, сложной пьесы — Второе детство, полузабытье: Без глаз, без чувств, без вкуса, без всего[271].
В значительной части специфические ценности пола и возраста одинаковы для всех и могут рассматриваться как общечеловеческие. Однако складывающийся дисбаланс влияния неравноправных сторон брачного союза ведет к тому, что вместе с ценностями чужого этноса встречают препятствия к усвоению и «общеобязательные» из числа тех, которые несет с собою другой коммуникатор. Чрезмерное доминирование одного статуса влечет за собой непропорциональное повышение значимости одного ряда ценностей и норм и снижение другого. Поэтому опасность состоит не столько в противодействии влиянию элементов чужой культуры, сколько в неприятии многого из того, что является жизненно важным в составе своей собственной. Значимых различий в выборе ценностей мужчинами и женщинами немного, но различия эти весьма показательны. Так, мужчины чаще женщин выбирают «законность», «порядок», «профессионализм», «успех», «достаток», и ряд других подобных ценностей; в то время как женщины чаще мужчин выбирают «мир», «духовность», «любовь», «дом», «согласие» и другие типично «женские» материи. У женщин гораздо более высокие ранговые места занимают цели, связанные с семьей и с детьми, у мужчин на первый план выходят цели, связанные с их самореализацией во внешнем мире. Помимо этого, в каждой культуре существуют еще и гендерные картины мира, «совокупность представлений, составляющих такое видение человеком реальности, где вещи, свойства и отношения категоризуются при помощи бинарных оппозиций, стороны которых ассоциируются с мужским или женским началом»[272]. При этом женская система ценностей, как правило, ориентирована на сохранение существующих идеалов и норм, мужская — на преобразование действительности и неограниченную экспансию своих ценностей. Между тем нормальное формирование коммуниканта может быть обеспечено только гармонией «мужского» и «женского» начал. Нарушение же гармонии, как уже было сказано, подрывает возможности воспроизводства самого социума. Не случайно, по мнению Т.Парсонса, задача школы в процессе социализации человека состоит, кроме прочего, в освобождении ребенка от излишней эмоциональной привязанности к семье и интернализации общественных ценностей и норм на более высоком, чем в семье, уровне. В завершение следует сказать, что в настоящее время мезальянс становится серьезной проблемой психиатрии. У пациентов, обратившихся за психотерапевтической помощью, выявляются разного рода психические и поведенческие расстройства: неврозы, алкогольная зависимость, аффективные расстройства, расстройства личности (психопатии), шизофрения и бредовые расстройства, органическое поражение. При этом отмечается, что психотерапия любого варианта мезальянса – это тяжелый и длительный процесс[273]. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |