|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Эволюция ритуалаОдновременно сохраняемых социумом ритуалов может быть много, ибо и разрушение целевой структуры деятельности, и становление ритуальной системы коммуникации охватывает довольно длительный период, и на всем его протяжении ритуал обязан играть одну из главных ролей в качественном преображении живой материи. Прочное же освоение одних видов производства открывает возможность овладения другими, в том числе и более сложными, и овладение каждым из них каждым индивидом происходит благодаря погружению в совместно исполняемое ритуальное действие. В начальной фазе своего развития коммуникационный процесс предполагает необходимость участия в ритуальном действии по меньшей мере нескольких субъектов. В коммуникативной функции ритуал не знает ограничений на число исполнителей, он может выполняться как группой, так и всем сообществом; и в каждом случае каждым его исполнителем будет воспроизводиться одна и та же информация, осваиваться один и тот же фрагмент интегрального опыта группы. Впрочем, одно ограничение все же существует: ритуал исполняется в одиночку только там, где действие прочно усвоено индивидом. Строго говоря, это тоже коммуникация между ним и массивом индивидуализированного социального опыта. Но там, где только начинается обучение любому новому для него виду деятельности, требуется участие целой группы. Это обстоятельство является благотворным как для отдельно взятого субъекта, впервые овладевающего навыками сложно структурированной работы, так и для всего сообщества в целом. Ведь существование одной и той же информации в одно и то же время у целой группы делает возможным не только согласование совместных усилий и унификацию самой информации обо всем, что обставляет деятельность. Есть и другое, может быть, гораздо более важное обстоятельство: ритуал, обеспечивает своеобразную калибровку и синхронизацию тех формирующихся вместе с ним базисных психофизиологических ритмов, на которые впоследствии будут надстраиваться ритмы индивидуальных сознаний. Тем самым он цементирует сообщество. Впрочем, и просто унификация информации, которая циркулирует здесь, открывает принципиально новые возможности развития. Ведь совершенствующаяся технология — это не только усложнение применяемых орудий, но и формирование таких техпроцессов, где разные по своему назначению орудия должны использоваться параллельно. Речь идет о совместной деятельности, требующей одновременного приложения сил нескольких субъектов. Кстати, согласование действий — тоже не является привилегией человека, оно широко распространено в живой природе и наблюдается даже у низкоорганизованных. Но технологически зависимые друг от друга орудия в совместно исполняемой деятельности, как правило, не применяются. Это объясняется все тем же: в отсутствие информационного обмена естественный отбор не в состоянии справиться с интеграцией начал, чуждых органике. Согласование же и унификация информации посредством ритуала открывает новый виток эволюции, над которым начинают властвовать совсем иные законы. Более того, позволяет значительно ускорить ее, а значит, существенно сократить время вхождения в общий арсенал сообществ каких-то новых видов практики, требующих сопряжения и разных орудий, и усилий одновременно исполняющих разные функции индивидов. Иначе говоря, способствует существенному ускорению всего социогенеза в целом. Обратим внимание на одно обстоятельство, которое фиксируется этнографами, и котором уже упоминалось здесь: ритуал предшествует всякой сложной деятельности, а нередко и замыкает ее. То есть фактически деятельность принимает форму «ритуал—деятельность—ритуал». Отсюда ясно, что с усложнением и развитием определенную эволюцию должна претерпевать не только сама деятельность. В какую сторону эволюционирует ритуал? Уровень энергетических затрат организма, скорость, траектории движения исполнительных органов тела, амплитуда и другие параметры регулируются предметным содержанием технологического процесса. То есть тем, какой материал подлежит обработке, какие используются орудия, наконец, что именно производится в результате. Но отвлечемся на время от всего этого и попробуем привести полный спектр разнообразных по своему содержанию процессов к какому-то общему знаменателю. Очевидно, что им станет физическое сопротивление той предметной среды, в которой действует индивид. Другими словами, если на минуту абстрагироваться от содержания технологического процесса, от цели, которая достигается субъектом, все эти параметры будут определяться такими факторами, как тяжесть используемого орудия и степень податливости обрабатываемого материала. Легко понять, что если бы и орудие и предмет деятельности вдруг перестали бы оказывать сопротивление, траектория движения исполнительных органов претерпела бы определенную деформацию. Между тем ритуал развертывается именно в таких условиях, то есть в среде, не оказывающей практически никакого противодействия. Поэтому уже с самого начала структура заместительной «пантомимы» должна отличаться от биомеханической формулы реального орудийного процесса. Заместительное движение развертывается в более «экономных» формах, но так как оно становится составным элементом каждого (предмет-предметного) процесса, ритуал обречен на постоянное повторение и повторение. А значит, отличия обязаны углубляться и накапливаться. Алгоритм заместительного движения, по-прежнему оставаясь точным эквивалентом предметного процесса, во все большей степени будет расходиться с фактической (т.е. отягощенной предметом) «биомеханической составляющей». Не сопряженные ни с чем вещественным, исполнительные органы субъекта будут двигаться с иной скоростью по укороченной, свернутой траектории. Поэтому, повторяясь и повторяясь на протяжении тысячелетий, ритуал в конечном счете обязан свестись к скрытому от стороннего наблюдателя мышечному возбуждению, которое вообще не выплескивается на внешний слой двигательной активности. Но это только одна сторона проблемы. Взглянем и на другую. Там, где речь идет о каких-то промежуточных звеньях технологически единого процесса, особых трудностей, связанных с размерностью ритуала, его пространственно-временной протяженностью, его энергетикой и так далее не возникает. Действительно, содержание промежуточного звена — это производство того или иного орудия, между тем и предмет, из которого оно выделывается, и весь комплекс других обусловливающих его производство факторов, остаются на месте в течение практически неограниченного времени (в сравнении с реальной продолжительностью деятельного акта). Поэтому сколь бы ни длился предшествующий собственно предметному процессу ритуал, целевой процесс в целом от этого не пострадает, цель деятельности будет достигаться независимо от времени и места развертывания ритуала. Но ведь основным для индивида является не производство орудий, но взаимодействие с непосредственным предметом потребности. Предмет же последней, как уже было замечено, не стоит на месте его обнаружения, но строит свое поведение так, чтобы вообще избежать встречи. И если каждый раз воспроизводить весь ритуал, прежде чем приступить к собственно действию, ее цель никогда не будет достигнута. Все это показывает необходимость последовательного превращения ритуала в скрытое, свернутое внутрь движение, ибо фиксируемое внешним наблюдателем действие точно так же может оказаться непреодолимым препятствием на пути достижения цели. Выводы 1. Становление социальной коммуникации обусловлено рождением сложносоставных технологических процессов, которые не могут быть освоены на уровне индивидуальной жизнедеятельности и требуют радикальной смены ключевой парадигмы организации биологической деятельности. 2. Преобразование этой парадигмы складывается из следующего: — разрушения целевой структуры деятельности, — появления производства биологически «ненужного» предмета, — отчуждения продукта в «биологическое никуда», — наконец, рождения новых форм распределения (специализации) деятельности, которые не подчинены половозрастной структуре сообщества. 3. В свою очередь, новый способ организации совместного жизнеобеспечения означает: — рождение качественно более высокой, надбиологической, общности — социума; — утрату способности индивида к самостоятельному выживанию вне последнего; — качественное преобразование механизма общего развития живой материи, которое проявляется в замене естественного отбора биологических форм движения отбором технологий. 4. Отбор технологий проявляется в поиске оптимальных (подчиненных целям человека) форм управления новыми надбиологическими реалиями, т.е. в организации недоступных природе форм взаимодействия искусственно создаваемых вещей и порождаемых человеком процессов. 5. Первой, дознаковой, системой коммуникации становится ритуал, задача которого состоит в том, чтобы объединением «биомеханических составляющих» техпроцессов обеспечить коммуникацию между вещественным и вневещественным содержанием взаимодействия артефактов человеческой культуры. 6. Объективным результатом формирования ритуальной коммуникации, кроме прочего, становится рождение феномена идеального. 7. Эволюция ритуала ведет к становлению нового уровня психических явлений. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |