|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Общественный и личный опытПсихика социума, как уже было сказано, не сводится к сумме психик составляющих его единиц, она содержит в себе известные отличия, причем отличия принципиального, качественного характера. Поэтому и высшая ее форма, сознание (возможно, здесь требуется какой-то иной термин), качественно несопоставимо с сознанием отдельно взятого индивида или замкнутой социальной группы. Допустимо говорить и о групповой психике, отличающейся своими характеристиками. Суверенным же субъектом коммуникации является только социум в целом. Поэтому любой коммуникационный посыл (ориентир развития, ценность) формируется в конечном счете только им. Ветвление коммуникационных потоков, одним из измерений которого является разделение труда и диверсификация деятельности, ведет к необходимости разложения генерального вектора движения на составляющие задачи, частные ценности отдельных сегментов человеческой практики. Но и здесь, в сфере групповых ценностей, суверенным субъектом остается только он. В то же время дальнейшее разложение генерального посыла, доведение конкретных задач до конечных коммуникантов-исполнителей, осуществляет группа, и теперь уже именно она предстает для них в роли суверенного коммуникатора. До некоторой степени справедливо утверждать, что никакая ценность не порождается на той ступени социальной пирамиды, который занят ее непосредственным воплощением. Их формируют только вышестоящие уровни организации. Однако все это справедливо лишь до некоторой степени. Сбрасывать со счетов ни группу, ни индивида нельзя. Конечная задача коммуникации состоит не в том, чтобы реализовать исходную ценность, но в том, чтобы породить новую. Ключевым же элементом общего инструментария, с помощью которого создается новая ценность, является ничто иное, как деятельность отдельно взятого индивида и группы. Только благодаря ей общее движение не останавливается с завершением цикла, но выходит на новый виток спирали. Но, сколь бы талантлив он ни был, недопустима и абсолютизация роли индивида. Согласование деятельности генерального коммуникатора и конечного коммуниканта — это и есть главная тайна внутреннего механизма коммуникационного процесса. Его раскрытие равнозначно раскрытию тайны творчества. Но пока мы далеки от этого. Отсюда и все иносказания о способности к нему: «исключительность», «особая природа», «божий дар» и т.п. Сегодня в нашем распоряжении лишь описательные категории. Пользуясь ими, мы вправе утверждать, что на любых вершинах социальной иерархии статусов новые ценности возникают не из пустоты. Функция любого коммуникатора состоит в том, чтобы перерабатывать опыт своих коммуникантов, которые воплощают их в своей практической деятельности и в ходе ее развития формируют встречный посыл. Поэтому задача социальной коммуникации как раз и состоит в согласовании интегрального развития социума с деятельностью индивида, в обеспечении адекватного перевода общих целей первого на язык второго и обратно — результатов индивидуальной деятельности в ориентиры генерального движения. Иначе говоря, в том, чтобы обеспечить неразрывную двустороннюю (прямую и обратную) связь между информационным («слово») и вещественным («дело—вещь») звеньями единого цикла метаморфоз вещества природы и информации. Вместе с тем уже сегодня есть ясное понимание того, что и в системе общественных отношений важно не абстрактное «информирование одного другим», но качественный переход от вневещественного идеала к предметно-практическому преобразованию какого-то фрагмента действительности по его мерке. И, разумеется, обратная связь между достигаемым результатом и развитием базовых ценностей социума. Так называемый цикл Шухарта-Деминга, PDSA в терминологии одного или PDCA в терминологии другого, принятый в системе управления качеством[240], является именно такой формой понимания действительного существа коммуникации. Эта «петля качества» включает следующие этапы: — планирование Plan (P), — исполнение Do (D), — проверка/анализ исполнения Study/Check (S/C), — внесение корректив, управление действием Action (A). Впервые концепция PDSA была описана Шухартом в 1939 г. в его книге «Статистические методы с точки зрения управления качеством»[241]. В 1982 г. Э. Деминг в работе «Выход из кризиса»[242], развил концепцию управления Шухарта и дал методическое обоснование непрерывного совершенствования качества. Цикл PDCA стал ключевым элементом целой серии стандартов Международной организации по стандартизации (International Organization Standaptization), которые описывают требования к системе менеджмента качества предприятий и организаций. Интересно отметить, что, по существующей версии, первая серия ISO 9000, разработанная Техническим комитетом этой организации, базировалась на стандартах Британского института стандартов, которые, в свою очередь, брали за основу стандарты советского ВПК. Но как бы то ни было петля давно уже стала классической, и сегодня ни одна организация, предприятие не могут помыслить о конкурентных преимуществах, не внедрив у себя стандарты ISO. В принципе цикл PDSA/PDCA имеет отношение не только к управлению качеством продукции, но и к любому управлению вообще, более того, к любому целевому процессу. И, если вдуматься, он предстанет как аутентичное (пусть ограниченное) понимание самого существа коммуникации, когда любой целевой процесс обнаруживает себя как составную часть ее целого. Первая, информационная, фаза лишь в узком, бытовом, понимании предстает как «говорение одного», в результате которого кто-то «другой» понуждается к исполнению чужого замысла. В этой схеме коммуникация длится исключительно то время, которое занимает «говорение» (и, добавим, «понимание»), и занимает только то пространство, которое занимают оба субъекта общения. В действительности же в каждом акте последнего мы сталкиваемся с воздействие генерального коммуникатора, которое длится годами, десятками лет, веками, нередко даже тысячелетиями (здесь уже говорилось, что диалог Гомера со своей аудиторией не закончен и сегодня). Только на его фоне «говорение одного» может обрести какой-то смысл, напротив, будучи вырванным из общего культурного фона, оно остается пустым сотрясением воздуха. Таким образом, любой коммуникативный процесс в первую очередь сообщает общую систему ценностей генерального коммуникатора, и только затем — практическую «злобу дня», актуальные «здесь и сейчас» задачи. Стоит исключить из передаваемой информации все, что касается первых, как содержание вторых немедленно растворится в воздухе. Точнее сказать, утонет в не поддающемся дифференциации «шуме». Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |