|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Алфавит»Таким образом, мы вновь приходим к тому, о чем уже было сказано во введении. Социальная коммуникация проявляется лишь в самую последнюю очередь там, где «говорение одного превращается в действие другого». Действительная цепь превращений включает в себя куда более фундаментальные метаморфозы объективной реальности, чем это представляется поверхностному взгляду. Прежде всего, это обращение вещественного в надфизическое, материального в идеальное — и обратно. Вот только необходимо уточнить: сам феномен идеального рождается в каналах этой глобальной коммуникации. Поэтому сводить все исключительно к знаковому общению индивидов и социальных групп значит ограничиваться лишь видимостью вещей. Таким образом, дологические и доречевые «конвенции» о всех порождаемых социумом реалиях культуры имеют под собой вполне объективные основания. Как формируются эти доречевые конвенции, абстрактные логические схемы устройства нашего мира? Ведь если психика не противостоит своему содержимому, они не могут «содержаться» ни «в» генетической структуре человека, ни «в» чем другом. Тем более, если дело касается социума в целом и социальной психики. Следовательно, остается заключить, что единственным их «вместилищем» является интегральный опыт всего общества. Более того — человечества, под которым понимается не только сумма ныне живущих поколений. Именно это копимое веками достояние всего человеческого рода, каким-то образом должно «пересаживаться в голову» отдельно взятого индивида. Уже для Канта была бесспорной мысль, что внутренний опыт возможен только при допущении внешнего[152], между тем внешний — это и есть не что иное, как интериоризированный опыт всего человечества. Но слишком большая несопоставимость числителя и знаменателя той «дроби», которой становится человек по мере развития общества, не может не порождать вопрос: как достижения всей цивилизации становятся достоянием индивидуального сознания? Однозначного ответа нет. Слишком многое скрыто от нас. И все же существуют известные индикаторы: в силу единства «содержимого» и «вмещающих структур» арбитражную роль может играть только деятельность. Отсюда принципы ее организации способны пролить хотя бы слабый свет. Обратимся к речевой деятельности. Здесь уже говорилось о том, что именно она является фундаментом всего образовательного процесса. Но что лежит в ее собственной основе? Подсчитано, что во всех словарях русского языка советской эпохи (включая четырехтомный Словарь Д. Ушакова 1940 г. и 17-томный академический 1948-1965 гг.), в общей сложности содержится около 125 тысяч слов[153]. Считается, что этого недостаточно для развитого языка с богатыми литературными традициями. Для сравнения: в Словаре В. Даля насчитывается порядка 220 тыс. В современном английском — более 750: в третьем издании Вебстеровского (1961) — 450, в полном Оксфордском (1992) — 500, причем более половины слов в этих словарях не совпадают. В современном немецком языке, по разным подсчетам, от 185 до 300 тысяч слов[154]. И тем не менее никакие сравнения не мешают русскому оставаться «великим и могучим». К тому же заметим: ни один, даже очень образованный человек, не знает и половину словарного состава своего языка. Иногда это затрудняет общение, но большей частью нисколько не препятствует ему: в четырехтомном «Словаре языка Пушкина», дополненного «Новыми материалами» описывается более 20000 слов русского языка, встречающихся в художественных и публицистических произведениях поэта, а также в его письмах и деловых бумагах[155]. А Эллочка Щукина, бессмертный персонаж «Золотого теленка», и вообще «легко и свободно обходилась тридцатью». Отчасти, объяснение этого удивительного факта лежит в том, что и язык — это не механическая сумма слов, его устройство не менее сложно, чем устройство самой Вселенной (во всяком случае, изученной ее части). Подчеркнем, никакого преувеличения здесь нет, методологическая строгость заставляет признать: если язык способен отразить все познанное нами, его потенциал должен быть сопоставим с нею. Поэтому использованный выше образ Микрокосма, оказывается и в самом деле специфической моделью Макрокосма. При этом словарь морфем, т.е. наименьших неделимых значащих частей слов, насчитывает лишь около 4400 корней, 70 префиксов и 500 суффиксов[156]. Другими словами, речь идет о количествах, вполне доступных сознанию ребенка. Между тем большая часть тяжести отображения богатства содержания, сложности устройства, многообразия форм окружающей нас действительности и внутреннего мира человека должна ложиться именно на эти атомы речи. Именно это ядро должно содержать ключевую информацию обо все существующем как вокруг, так и «внутри» нас. Мало? Но вглядимся в иерархию биологической информации: — геном организма, — гены, ответственные за структуру и функции отдельных органов, — коды 20 аминокислот, — 4 нуклеотида. Таким образом, в конечном счете, посредством четырех знаков, которые, к слову, представляют собой молекулы весьма незначительно отличающихся друг от друга органических соединений[157], «записана» вся информация о строении биологического организма любого уровня сложности. Так что скромные возможности биологического алфавита — лишь видимость: там, где начинается жизнь, вступают в действие более чем астрономические величины. Так, например, цепочка нуклеотидов, состоящая всего из 50 триплетов дает:
(43)50 = 2 × 1090
(два на десять в девяностой степени!) вариантов прочтения. (Для того чтобы оценить эту величину, напомним, что по приблизительным оценкам во всей Вселенной общее число элементарных частиц составляет порядка 1080. Этот результат был получен Эддингтоном в тридцатые годы прошлого века. Диаметр Вселенной по тогдашним представлениям составлял около 1028 сантиметров, а общий ее объем — примерно 1084 кубических сантиметров. Средняя плотность вещества принималась приблизительно равной 10—28 г/см3. Отсюда вытекало, что общая масса Вселенной должна составить 1056 граммов. Масса одно нуклона составляет около 10—24 грамма, следовательно, общее количество частиц можно было найти простым делением: 1056/10—24 = 1080. То есть в 20 миллиардов раз меньше приведенной выше.) Между тем по мнению некоторых ученых общая длина всех молекул ДНК в ядре одной половой клетки человека составляет около 102 см. Зная среднюю длину одного нуклеотида (0,34 нм), легко определить количество пар нуклеотидов, содержащихся в молекулах ДНК человека:
(102 × 107): 0,34 = 3 × 109 пар.
Впрочем, в биологическом коде обнаруживается еще и целостная концепция жизни, которая включает и общую архитектуру живого тела (начиная с одноклеточного и кончая разумным существом), и строение всех его составляющих, и способ самовоспроизводства, и способ связи организма со средой и себе подобными, и многое другое. Неслучайно в нем видят проявление некоего высшего Разума, способного к созданию системы биологической «письменности» и самой жизни. Более того, предполагают, что Он обладает не только этими способностями. Еще меньшим числом — всего тремя знаками (точка, тире, пробел) можно кодировать все буквы русского (впрочем, не только русского, но и любого вообще) алфавита, а уже с их помощью — полное содержание всех библиотек. Таким образом, можно утверждать: система базисных элементов речи вполне достаточна для отражения любых реалий порождаемой человеком ноосферы. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |