|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Роль религии, искусства, наукиЕдиная норма ответа на знак в конечном счете предполагает формирование одинаковой поведенческой реакции во всех сферах общественной жизни (в том числе, если не в первую очередь,— в военном строю). Только она может обеспечить максимальную мобилизацию внутренних ресурсов социального организма. И все же дело не ограничивается формами чисто физического действия. Монолитность реакции достигается только там, где вырабатывается единый эмоциональный отклик, устойчивое эстетическое, нравственное, наконец, интеллектуальное (мировоззренческое) отношение к мотивирующим ее коммуникационным посылам. Таким образом, если конечной целью коммуникационного процесса является собственно действие (и, разумеется, его результат), то первоочередной задачей — внутреннее осознание каждым коммуникантом его необходимости и безальтернативности. Так, в свое время каждому гражданину СССР были знакомы выражения «единственно верный», «единственно научный» и т.п. Однако не следует видеть в «единственно правильном» сплошной негатив. Ведь именно так (опустимся на другой уровень) воспринимаются нами установки спортивного тренера, учителя, инструктора и т.п. Задаче формирования эмоционального, эстетического, нравственного, интеллектуального отношения подчинена деятельность таких агентов коммуникации, как искусство, философия, религия, наука. Мы уже видели, что некоторые из них начинают играть роль заградительных отрядов от культуры. Но, конечно же, этой ролью их функция не ограничивается. Рождение любого знака, будь то художественный образ, политическая идея, символ вероисповедания, это не самое главное в их деятельности. Это видно уже из анализа функций, которые выполняются ими. Так, среди основных назначений искусства выделяют формирование способности: — воспроизводить действительность по законам красоты; — познавать ее при помощи художественных образов; — управлять развитием личности. К числу ключевых (в контексте социальной коммуникации) функций религии могут быть отнесены: — мировоззренческая, — регулятивная и — интегративная. Первая наполняет жизнь верующих особым значением и смыслом, вторая ведет к подчинению их поведения определенным ценностным и нравственным установкам, третья состоит в осознании их особой общностью, скрепленной едиными целями, ценностями, нормами. Добавим только, что к разновидности религиозных верований могут быть отнесены и всевозможные политические утопии. Не трудно заметить, что все эти функции предполагают существование определенного вектора развития общества, ни одна из них немыслима без него. Другими словами, мы вновь убеждаемся в том, что существо социальной коммуникации не может быть понято без обращения к ее единственному субъекту (социуму) и единственной форме его существования. Ведь без заранее заданного направления развития невозможно — ни пересоздание окружающего мира, — ни художественное его познание, — ни формирование личности человека, — ни осознание смысла его жизни, — ни подчинение единым ценностям и нормам. А значит, невозможно и самосохранение целостного общественного организма, лишь «клетками» которого выступают отдельно взятые индивиды. Жизнедеятельность социума обеспечивается только одним — его способностью к адекватной реакции на знаки времени, фиксирующие изменения условий существования. В свою очередь, эта реакция предполагает необходимость управления и собственной адаптацией к ним, и течением самих перемен. Таким образом, речь идет не об абстрактном «развитии», но о направленном движении всей системы «организм—среда», о подчинении его определенным целям и ценностям. О необходимости определения вектора развития говорят и функции науки: мировоззренческой, технологической, в которой она предстает как непосредственная производительная сила, наконец, рационализации человеческой деятельности. Строго говоря, именно в определении генерального вектора движения и подчинении ему всех социальных сил и состоит главная задача власти на всех ступенях и гранях (политической, экономической, культурной) ее организации. Ведь понятно, что недостижимость абсолютной дисциплины коммуникации имеет следствием известные различия политических позиций, верований, социальных предпочтений, культурных уровней, вкусов, предрассудков, заблуждений… Все это, в свою очередь, ведет к бесконечному умножению искомых ориентиров движения. При этом ни одна социальная сила не обладает монополией на действительное знание окончательной цели общего бытия. Отсюда и возникает необходимость «возведения в закон» (выражение Маркса: «ваше право есть лишь возведенная в закон воля вашего класса[73]) воли одной из них и принуждения к нему всех остальных. Между тем известно, что можно заставить отдельно взятого человека подчиниться тем или иным ценностям и нормам, но поведенческая реакция больших групп, которая не собирает воедино эмоциональный, нравственный, интеллектуальный порыв всех принуждаемых, никогда не достигнет нужной степени эффективности. Более того, чисто механическое подчинение сообщаемому извне посылу, который не подкрепляется внутренним убеждением и верой, способно нанести вред делу. Вкратце подытоживая сказанное, можно утверждать: задача коммуникации ни в коем случае не ограничивается простым доведением информации до тех, кому предстоит исполнять содержащиеся в ней указания, требования, пожелания. Она состоит, прежде всего, в том, чтобы обеспечить единое отношение к ним. Отсюда и то, замеченное выше обстоятельство, что центральная власть всегда окружала себя теми, кто способен подчинять себе чувства и умы подданных: служителей веры, писателей, художников, философов, ибо: «…главам республики или царства надобно сохранять основы поддерживающей их религии. Поступая так, им будет легко сохранить государство <…> добрым и единым. Им надлежит поощрять и умножать все, что возникает на благо религии, даже если сами они считают явления эти обманом и ложью. И им следует поступать так тем ревностнее, чем более рассудительными людьми они являются и чем более они сильны в познании природы»[74]. А следовательно, наука, философия, религия, искусства — это не просто знаковые системы, вводящие человека в те или иные измерения действительности. Они всегда подчинены решению первоочередной задачи социальной коммуникации — максимальной мобилизации внутренних ресурсов совокупного социального организма путем формирования единого эмоционального отклика, устойчивого эстетического, нравственного, наконец, мировоззренческого отношение к содержанию коммуникационного посыла. Только внутреннее осознание необходимости и безальтернативности собственно поведенческой реакции делает ее предельно эффективной.
Разумеется, ни один социум не способен обеспечить абсолютную дисциплину коммуникации, а значит, и сформировать безусловно разделяемую всеми систему ценностей. Действительность такова, что практически любая из порождаемых им всегда существует в окружении альтернативных идеалов. К тому же не каждая из тех, которые принимаются большинством общества, понимается всеми одинаково. Поэтому всегда существует противостояние, борьба идей. А значит, господствующая система ценностей — это своего рода результирующая, которая образуется по законам сложения социальных сил. Вместе с тем уже сам факт существования альтернативных ценностей означает, что задача формирования единой реакции на ключевые из них — тем более актуальна для любого социума. Поэтому в ее разрешении важна роль не только науки, философии, религии, искусства, но и всей системы надзорно-контрольных органов и органов принуждения, т.е. всего того, что в традиции политической мысли сливается с пониманием государства как «машины для угнетения одного класса другим…»[75] Выводы 1. Содержание социальной коммуникации включает в себя: — определение единого вектора общественного развития, — выражение избранного направления в виде системы ценностей и целей развития, — перевод их на язык норм, — закрепление норм в статусных обязанностях всех структурных подразделений социума (институтов, групп, лиц), — организацию практического исполнения статусных обязанностей в социальных ролях, — мониторинг достижения избранных целей на всех уровнях обеспечения жизнедеятельности социума, — выработку предупреждающих и корректирующих действий там, где совокупная реакция социума или его структурных подразделений отклоняется от них, — принуждение к исполнению. 2. Решение этих задач опирается на формирование единой нормы реакции на содержание любого коммуникационного посыла, которое предусматривает: — единое понимание, — единое время ответной реакции, — единую форму ответа. 3. Единая норма реакции, в свою очередь, опирается на: — единый эмоциональный отклик, устойчивое эстетическое, нравственное, наконец, интеллектуальное (мировоззренческое) отношение к воспринимаемому коммуникационному посылу; — внутренне осознание безальтернативности и необходимости поведенческого ответа на знак. 4. Перечисленные задачи диктуют необходимость: — создания специфически ориентированной системы образования, воспитания новых поколений; — формирование специфических агентов социальной коммуникации в виде науки, религии, философии, искусства. 5. Наконец, еще одним выводом, вытекающим из сказанного, является то, что коммуникация в принципе не сводится исключительно к знаковым и тем более к вербальным формам общения. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |