|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Биология, эволюция и креационизмЧитатель, наверное, уже заметил, что я почти не делаю различий между понятиями "биология", "эволюционная биология" и "учение об эволюции". Это неспроста. Отделить современную биологию от эволюционных представлений невозможно. Как сказал один из крупнейших биологов-теоретиков XX века Феодосии Григорьевич Добржанский (1900-1975)) "ничто в биологии не имеет смысла иначе как в свете эволюции". "1ЧогЫп§ т Ыо1о§у такез зепзе ехсерг т сЬе Н§Ьг о{ еуошйоп" — так было озаглавлено его эссе, опубликованное в 1973 г-1 Отвлечься от эволюции биолог может только уткнувшись носом в очень узкую, маленькую задачу — например, изучая строение ротового аппарата какого-нибудь жука. Но стоит хоть немного шире взглянуть на проблему — например, начать сравнивать этого жука с другими, чтобы определить его место в жучиной классификации, — и тотчас оказывается, что без эволюционных представлений уже не обойтись. Нужно понять, как, почему и зачем у данного жука сформировался именно такой ротовой аппарат; чем объясняется его сходство с другими жуками — родством (происхождением от общего предка) или параллелизмом, то есть формированием сходных приспособлений под действием отбора в сходных условиях существования, и так далее. Мировое научное сообщество считает, что имеющиеся на сегодняшний день доказательстга эволюции являются настолько неопровержимыми и всеобъемлющими, что эволюция — это уже давно не "гипотеза" и не "теория", а твердо установленный научный факт. Отрицать его, оставаясь в рамках науки, сегодня невозможно. Перечислять отдельные доказательства эволюции нет смысла: многие из них общеизвестны и очевидны, другие мы рассмотрим ниже по мере необходимости. В действительности вся совокупность фактов и открытий, о которых рассказано в этой книге, является хорошим подтверждением реальности эволюции. К каждому отдельному примеру всегда можно при желании придраться (этим и занимаются креационисты — люди, отрицающие реальность эволюции), но сила эволюционного учения в том, что с ним согласуются миллионы фактов. Главное же как раз очень удачно и выразил Добржанский в вышеприведенном афоризме: эволюция придает смысл, логику и стройность всему гигантскому массиву накопленных биологией знаний. Попробуйте выкинуть из биологии эволюционное учение — и биология превратится в бессмысленную и бесполезную кучу разрозненных, необъясненных фактов. К сожалению, креационистская пропаганда продолжает находить отклик в сердцах многих далеких от биологии людей. Помимо психологических причин, о которых говорилось выше, этому способствует и такая в общем-то хорошая вещь, как демократизация общественного сознания. Как это часто бывает, люди начинают применять законы и правила, справедливые и уместные в рамках определенного круга явлений, далеко за пределами области их применимости. Что хорошо для политики и социальных отношений, не обязательно хорошо для науки. Б науке нельзя ни решать вопросы голосованием, ни беспристрастно рассматривать любые точки зрения как изначально равноправные. Очень хорошо об этом сказал недавно выдающийся филолог А. А. Зализняк на церемонии вручения ему литературной премии имени Солженицына. Он обратил внимание на то, что в наши дни, к сожалению, вышли из моды две старые, банальные идеи: 1. истина существует, и целью науки является ее поиск; 2. в любом обсуждаемом вопросе профессионал в нормальном случае более прав, чем дилетант. Им сегодня противостоят новые, гораздо более модные положения: 1. ис-, тины нет, есть множество мнений; г. ничье мнение не весит больше, чем мнение кого-то иного. "Девочка-пятиклассница имеет мнение, что Дарвин не прав, и хороший тон состоит в ' том, чтобы подавать этот факт как серьезный вызов биологи- • ческой науке"1. Дальнейшее утверждение этих "новых идей" грозит науке полным крахом. Особенно не повезло в этом отношении био-' логии, сегодня целиком основанной на фактах и идеях, которые не являются психологически выгодными и противоречат врожденным склонностям нашей психики. Кроме того, из ;' всех наук именно биология вступает в самое сильное противоречие с религией. С гелиоцентрической системой и спут-, никами Юпитера в свое время тоже были проблемы, но тут. церковь отступила. Смириться с эволюцией — и особенно с ' происхождением человека от обезьян — большинству конфессий намного труднее. Конечно, любому приятнее думать, что он не от обезьяны, а от Бога. Поэтому какой эффект могут дать, к примеру, "равноправные" и "демократичные" публичные дискуссии ученых _ с креационистами? Только один (и это многократно подтверждено на практике): зритель или читатель приходит к выводу, 1 Полный текст выступления А. А. Зализняка см. по адресу: 1н1р://е1етегну. ги/НЬ/4304(>3/4304(Н- что эволюция — это не строго установленный научный факт, а лишь теория, по которой есть мнения как "за", так и "против". Это неизбежно подталкивает зрителя в сторону креационизма. Таким образом, подобные дебаты под маской "объективности и беспристрастности" в действительности служат интересам только одной из сторон. Сам факт серьезного обсуждения, серьезных споров, особенно с участием настоящих ученых, выгоден креационистам, и только им, потому что это дает им право сказать: "Мы дискутируем с учеными-эволюционистами, значит, наша креационистская теория имеет такое же право на существование, как и теория эволюции, ничем не хуже". А им только этого и надо — ведь общенародное мнение, глубинная психология любого Ното зар^епз, уже и так на их стороне. Это вам не гелиоцентрическая система: эволюция хватает за живое, "покушается на самое святое" и "вызывает естественное чувство отторжения". Креационизм на сегодняшний день не является научной теорией (хотя вполне мог рассматриваться в качестве таковой еще 100-150 лет назад). Ни в одном приличном научном журнале ни в одной стране мира, где такие журналы издаются, сегодня нельзя найти не только креационистских статей, но и никаких дискуссий о реальности факта эволюции. Почему? Да по той же причине, по которой физические журналы не принимают к рассмотрению статьи с описаниями вечных двигателей, а географические или геологические издания не рассматривают рукописи, основанные на идее о плоской Земле, покоящейся на трех слонах. Именно поэтому в этой книге не будет прямой дискуссии с креационистами. Однако сам по себе беспристрастный рассказ о новейших научных открытиях в разных областях биологии — практически о любых открытиях — уже служит превосходным доказательством правоты эволюционистов и ошибочности взглядов креационистов. Читателям, желающим подробнее ознакомиться с доводами креационистов и с ответами ученых на эти доводы, я могу порекомендовать следующие ссылки. Ьпр://еуо1Ью1.ги/рарегИ51:.Ь!:т#сгеаио — большая подборка материалов по дискуссии креационистов с эволюционистами; Ьир://еуо1Ью1.ги/ге11§юп.Ъ1;т — обзор "Эволюция и религия" с сайта "Проблемы эволюции". николай борисов. Неполитические дебаты: у науки нрав не робкий? Ьир://т^'Л1итан15т.а].га/га/агис]с.';.;.Ьт11?пит — 000482 - -рассказ о первом в России телевизионном диспуте креационистов с эволюционистами. Как возникла эта книга Понимание важности научной популяризации открылось мне в тот момент, когда я случайно обнаружил в Интернете огромное количество креационистской пропаганды. До этого момента я наивно полагал, что в наши дни, когда мы так много знаем об устройстве и историческом развитии органического мира, быть креационистом может только идиот. Я испытал шок, когда осознал, что быть идиотом для этого не обязательно — достаточно просто не знать биологии. Существует довольно много способов добиться по-настоящему полного и глубокого незнания биологии. Самим биологам в этом иногда хорошо помогает узкая специализация. Людям, далеким от биологии, рекомендованы внимательный и вдумчивый просмотр низкосортных телепередач и чтение газетных статей, написанных малограмотными журналистами. К счастью, в последние годы ситуация в России начала немного меняться к лучшему. Появился целый ряд довольно качественных источников научно-популярной биологической информации: журналы, радиопрограммы, сайты в Интернете. Главное, стал расти интерес людей к достоверной научной информации. Гороскопами и чудо-целителями общество уже пресытилось. Эта книга отчасти является итогом моего пятилетнего участия в трех научно-популярных проектах. Это (в хронологическом порядке) мой собственный сайт "Проблемы
Пуговкин А.П. Школьная биология эпохи «Религиозного возрождения» ШКОЛЬНАЯ БИОЛОГИЯ ЭПОХИ «РЕЛИГИОЗНОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ» Утрата в нашей стране традиций гуманитарного, в том числе богословского, образования привела к тому, что «переоценке» порой подвергаются взгляды и теории, не имеющие прямого отношения к религии, но при этом отличающие глобальную цивилизацию XXI в. от безграмотности и бескультурья. К числу концепций, по недоразумению порой относимых к антирелигиозному наследию, относится эволюционная теория, основы которой были сформулированы в XIX в. Чарлзом Дарвином. Споры на страницах периодической печати, поток не всегда достоверной литературы, дискуссии на тему эволюции органического мира и происхождения человека порождают у некоторых учителей сомнения в целесообразности изучения этого раздела курса биологии. О советское время государство навязывало всем участникам образовательного процесса атеистическую риторику. Сейчас, к счастью, никто не заставляет скрывать свои взгляды. От учителя требуется чувство такта, умение найти самому и привить учащимся тот стиль обсуждения учебного материала, который одинаково приемлем будет для верующих и неверующих. В повседневной практике, однако, ситуация все чаще осложняется прямым давлением на школу со стороны родителей учеников, которые считают себя верующими, но не обладают даже элементарными основами религиозной культуры. Органы образования на местах тоже не всегда проявляют последовательность в данном вопросе. Между тем ни научного, ни богословского смысла в навязываемой обществу «дискуссии» нет. Это обстоятельство и должно, на наш взгляд, определять позицию учителя независимо от его личного отношения к религии. "Что изучал Прежде всего, следует уточнить, что Ч.Дарвин — автор двух разных эволюционных концепций. Первая концепция — учение о происхождении биологических видов путем естественного отбора — стоит в том же ряду аксиом естествознания, что и закон всемирного тяготения или периодическая система химических элементов. Содержание этой теории можно свести к четырем фундаментальным положениям: э Всем организмам свойственна индивидуальная, случайно возникающая наследственная изменчивость. Основные закономерности насле-допания индивидуальных свойств были открыты примерно в одно время с работами Дарвина независимо от него Г.Менделем — католическим священнослужителем, настоятелем Августинского монастыря. Материальная природа изменчивости была установлена позднее многочисленными исследованиями на протяжении XX в. ® Рождаемость любого вида многократно избыточна по отношению к ресурсам среды обитания. Дарвин основывал свои рассуждения на работах основателя науки о народонаселении (демографии), английского экономиста и священника Т.Мальтуса. Самовоспроизведение даже у самых малоплодовитых организмов идет с логарифмической скоростью. Так, теоретически возможное потомство одной пары слонов через 700—800 лет могло бы превысить 20 млн животных. Между тем численность видов в природе относительно стабильна и от скорости размножения прямо не зависит: вид может интенсивно размножаться и при этом постепенно вымирать. э В результате избыточной рождаемости между организмами возникает конкуренция — борьба за существование, ограничивающая рост численности вида. Организмы, имеющие более выгодные индивидуальные особенности, с большей вероятностью выживают и приносят потомство. Это преимущественное выживание и размножение наиболее приспособленных к условиям обитания организмов Ч.Дарвин назвал естественным отбором. «, Поскольку индивидуальные особенности передаются по наследству, благодаря естественному отбору «удачные» черты постепенно распространяются среди особей вида. Дарвин называл это «творческой ролью» естественного отбора. Теория естественного отбора получила поддержку со стороны абсолютного большинства ученых независимо от их религиозных убеждений. Основные положения дарвинизма были многократно перепроверены и доказаны. Восходящая к дарвинизму современная теория эволюции признана ведущими мировыми конфессиями. Ее религиозная трактовка разрабатывалась выдающимися священнослужителями и христианскими богословами — В.Ильиным и А. М енем в православии, П. Те и я р о м д е Ш а р д е н о м и Э. Л е р у а в католицизме, К. Л ь ю и с о м в протестантизме. Теория естественного отбора нанесла удар не по религии как таковой, а по примитивной, суеверной бытовой религиозности. К сожалению, именно этот тип религиозного сознания получил распространение в современной России. Ни одно из ключевых положений дарвинизма с самого начала не противоречило библейской картине мира. Проблема эволюции лежит в совершенно другой плоскости. Это прекрасно понимал Дарвин, имевший высшее богословское образование и бывший верующим человеком, несмотря на разочарование в государственной Англиканской церкви (могила Дарвина тем не менее находится в самом почитаемом храме этой конфессии — соборе Вестминстерского аббатства). Все сказанное не означает отсутствия в современном эволюционном учении спорных положений и нерешенных проблем. Дарвин назвал свой фундаментальный труд «Происхождение видов путем естественного отбора», а не, скажем, «Общая теория эволюции» именно потом)', что допускал существование других возможностей. Позднее были исследованы механизмы эволюции на основе случайных явлений (дрейф генов) и «мгновенное видообразование» у некоторых одноклеточных организмов. На сегодня теория микроэволюции — образования разных видов от общих предковых форм, выглядит весьма убедительной и серьезными учеными давно уже не оспаривается. Значительно сложнее обстоит дело с природой ароморфозов — крупномасштабных эволюционных перестроек, не имеющих прямого приспособительного значения. Попыткой «недарвиновского» объяснения этих явлений стала телеологическая теория «номогенеза», выдвинутая в 1920-е гг. отечественным академиком Л.С.Бергом. Другие примеры нерешенных глобальных проблем — происхождение материи во Вселенной и жизни на Земле. Вполне возможно, что эти проблемы вообще не имеют научного объяснения. Что нее касается дарвиновской теории происхождения видов, то она давно стала важной и неотъемлемой частью человеческой культуры. Кто мроизютел от обезьяны? Другая концепция, первоначальный набросок которой в 1871 г. сформулировал Дарвин, — теория происхождения человека (вернее, биологического вида Ното 5ар1еп5) от общих предков с обезьянами. Вопрос о телесной принадлежности человека к животному миру был впервые поставлен еще в XVIII в. К.Линнеем. Такая точка зрения вызвала возражения со стороны религиозных ортодоксов. Несмо гря на это, Линней, похороненный в самом большом храме Скандинавии — кафедральном соборе г, Упсала, был и остается одним из самых почитаемых деятелей европейской культуры. Вначале дарвиновская биологическая теория антропогенеза (в отличие от теории естественного отбора) встретила серьезные возражения, но затем была подтверждена многочисленными ископаемыми находками и биохимическими данными. И здесь имеются проблемы, которые до сих пор не получили объяснения. Наиболее сложные из них — происхождение сознания и мышления, а также вопрос о свободе воли. Эти проблемы, возможно, в принципе не могут быть решены научными методами. Библейское описание сотворения мира является общим для всех авраамических религий (христианства, иудаизма, ислама), поэтому проблема трактовки теории Дарвина имеет межконфессиональный характер. В 1950 г. появилась папская энциклика «Ншпаш §епепз». Это стало возможным благодаря выполненным в первой половине XX в. исследованиям католических священнослужителей, особенно — выдающегося палеонтолога, антрополога и богослова аббата Пьера Тейяра де Шардена. Рассуждая о роли человека в формировании облика Земли, он писал: «Человек вошел бесшумно... Чем больше находят ископаемых остатков человека, чем больше выясняется их анатомическое строение и геологическая последовательность, тем очевиднее становится, из всех признаков и доказательств, что человеческий «вид» <...> ничего не поколебал в природе в момент своего возникновения» [12]. Взгляды Тейяра де Шардена с позиций православия исследовал протоиерей Александр Мень: «С возникновением человека наряду с биосферой появляется ноосфера. По мнению Тейяра де Шардена, она не может остановиться в своем развитии, ибо она есть часть эволюции. <...> Тейяр — христианский эволюционист. Некоторые видят в этом какое-то небывалое новшество, но Эразм Дарвин и Ламарк, Уоллес и Лайель уже давно стояли наточке зрения, сочетавшей творение и эволюцию. На необходимости теории эволюции для христианского мировоззрения настаивал и В.Соловьев. До революции в России церковные издательства выпустили книги зоолога Э.Васмана и ботаника Е.Деннерта, где развивалась религиозная концепция эволюции» [10]. Полный русский перевод книги Дарвина «Происхождение видов» впервые вышел в 1896 г. с разрешения цензуры, не встретив возражений со стороны Святейшего Синода. В 1907—1909 гг. в Москве было издано восьмитомное собрание сочинений Дарвина на русском языке. Жому эволюция? Агрессивное неприятие идеи эволюции органического мира в наше время проявляют только некоторые маргинальные религиозные течения, например в баптизме, хасидском иудаизме и радикальном исламе. В учебники истории вошел случай, когда в 1925 г., протестуя против преподавания дарвинизма, религиозные фундаменталисты из американского штата Теннеси инспирировали знаменитый «обезьяний» судебный процесс. Совсем недавно в США опять случилось нечто подобное, на этот раз— в штате Кентукки. Об этом вспомнилось, когда недавно в петербургском суде разбирался иск от имени школьницы, объявившей себя религиозно-ущемленной «навязыванием» ей на уроках эволюционной теории. В связи с этим стали раздаваться призывы к обеспечению «свободы выбора» для трактовки основ естествознания в средней школе. В 2006 г. было принято объединенное заявление 68 национальных академий наук «1АР зСаСе-тегц оп 1пе 1еасЫп§ оГеуо1ипоп» («О преподавании эволюции»). В нем формулируются четыре положения, которые признаются безусловно доказанными с точки зрения современной науки: 1. Вселенная приняла современный вид не менее 11—15 млрд лет назад, а Земля сформировалась приблизительно 4,5 млрд лет назад. 2. В течение истории Земли ее геологическая структура и условия среды изменялись и продолжают изменяться под влиянием различных факторов физической и химической природы. 3. Жизнь появилась на Земле не менее 2,5 млрд лет назад. Последующая эволюция фотосинтези-рующих организмов привела к тому, что около 2 млрд лет назад концентрация кислорода в атмосфере увеличилась до величины, необходимой для обеспечения окислительного обмена веществ. Кроме увеличения содержания кислорода, фотосинтез сыграл важнейшую роль аккумулятора световой энергии, необходимой для построения живых организмов. 4. Со времени появления на Земле жизнь принимала различные формы и продолжает свое развитие, пути которого все более и более точно определяются методами палеонтологии и биохимии. Сходство в структуре генетического кода всех существующих ныне организмов, включая человека, однозначно указывает на их общее происхождение. Документ санкционировали национальные академии наук стран Евросоюза, США, Канады, КНР, Тайваня, Индии, Израиля, Палестины, Японии, Латинской Америки, Ирана, Индонезии, Пакистана, африканских государств. Представлены в списке и многие государства постсоветского пространства. Российские академии — РАН, РАО, РАМН и РАСХН к этому заявлению, к сожалению, отношения не имели. Существуют явления природы, данные абсолютному большинству человечества в одинаковых ощущениях. Эти явления составляют объективную картину окружающего мира. Так, выпустив из рук любой предмет, не оснащенный двигателем, можно поручиться, что он полетит вниз, а не вверх и не вбок. Спираль электрической лампочки наверняка раскалится под действием тока, а вода закипит при нагревании. Подобные факты существуют помимо нашего желания или мировоззрения. Отстаивать иные возможности, уповая на чудо, — означает проявлять гордыню, нарушающую нормы религии, морали и человеческого общежития. Сказанное в полной мере относится к основным положениям теории эволюции. У каждого есть право на личное мнение. Но всем известно, как называются люди, в XXI в. высказывающие личное мнение о плоской форме Земли или необходимости «исправить» таблиц)'умножения. Те, кто категорически, «с порога» отрицают теорию естественного отбора, абсолютно ничем от них не отличаются. А ведь аттестат об образовании в значительной мере и существует для того, чтобы подтвердить уровень социальной полноценности его обладателя. Основным физиологическим отличием человека от прочих представителей органического мира является способность к рефлексии — осознанию собственной индивидуальности в пространстве и времени. Без этого невозможна мыслительная деятельность. Задачей триады естественных наук — физики, химии и биологии как раз и является описание закономерностей организации пространства и течения времени. Те, кто агитирует, в том числе, из будто бы религиозных побуждений, за радикальную «гуманитаризацию» среднего образования, сами, вероятно, не понимают, что толкают интеллект подрастающего поколения в доисторическое прошлое, в недра животного мира. Так частный конфликт вокруг преподавания биологии высветил общую проблему допустимой степени профилизации среднего образования. «Мировые загадки» Широко распространенная дидактическая ошибка при изучении основ естествознания — абсолютизация принципа познаваемости окружающего мира. Отсюда — стремление уйти от обсуждения дискуссионных вопросов, а в тех случаях, когда это не представляется возможным (например при изучении проблемы происхождения жизни) — трактовка принципиальных методологических проблем науки как временных, преодолимых в будущем трудностей. Между тем, еще в 1882 г. немецкий физиолог и философ Э.Дюбуа-Реймон сформулировал семь фундаментальных проблем познания («мировых загадок»): (1) сущность материи и энергии; (2) происхождение движения; (3) происхождение жизни: (4) целесообразность в природе; (5) возникновение ощущений и сознания; (6) природа мыслительной деятельности и языка; (7) вопрос о свободе воли. Последняя, философская проблема, сформулирована еще во времена Сократа; в V в. она была предметом разногласий между П е -лаг и ем иБлаженным Августином, а тысячелетие спустя — между Мартином Лютером и Эразм ом Роттердамским. До сих пор это одна из ключевых проблем богословия. Остальные «мировые загадки» относятся исключительно к области естественных наук. Исходя из физических возможностей человеческого восприятия, Дюбуа-Реймон полагал, что первая, вторая и пятая «загадки» являются вечно неразрешимыми. Последующее развитие науки подтвердило справедливость такого суждения. К началу XXI в. стало очевидно, что любые явления природы и данные любого эксперимента могут быть одинаково убедительно истолкованы как с религиозных, так и с материалистических позиций. Так, даже популярная в СССР «коацерват-ная» теория происхождения жизни А.Опарина в части, касающейся природы наследственной информации и генетического кода, выглядит почти что богословской концепцией. Рассматривать фундаментальные законы мироздания как проявление Божественного промысла или как естественный ход вещей — вопрос веры. Самое бесплодное занятие — попытки решать научные проблемы с церковно-догматических позиций, а богословские — с естественно-научных. Вот почему в учебнике и на школьном уроке биологии одинаково неуместны и церковная проповедь, и атеистическая пропаганда. После 1988 г. нормативные документы, регламентирующие преподавание биологии, не содержат ни религиозных, ни атеистических формулировок. Они подчеркнуто нейтральны в данном вопросе, и это совершенно правильно. Длж чего нужна религиозная культура Специалистам очевидна беспомощность распространенных в современной околоцерковной литературе попыток опровергнуть основы современной биологии с использованием профессионально беспомощных аргументов. Так, пытаясь «разоблачить» биогенетический закон, автор «православных» учебника и пособия по биологии [2, 3] концентрирует внимание на графических деталях известного рисунка Э. Ге к к е л я. При этом игнорируются фактические подтверждения этой закономерности и ее достаточно простое теоретическое объяснение. Кстати, биогенетический закон является хотя и наглядным, но всего лишь косвенным доказательством эволюции. Абсолютно некорректны приводимые в той же книге ссылки на труды академика РАН Ю.П.Алтухова и его сотрудников, не имеющие отношения к теории естественного отбора. В действительности эти экспериментальные работы подтверждают и развивают, а не опровергают положения современной эволюционной генетики. Кстати, умение учащихся дать объяснение описанных в этих исследованиях явлений с позиций эволюционизма предусмотрено требованиями действующего образовательного стандарта профильного уровня. Все это было бы смешно, если бы не отражало одну из самых болезненных проблем современного российского общества — богоискательства в сочетании с отсутствием религиозной культуры. К числу не столь уж многочисленных позитивных итогов отечественной истории XX в. относится светский (секулярный) характер государства, включая среднюю школу, и, соответственно, частный, приватный характер религиозной жизни. Сегодня в России подлинные православные, мусульмане, буддисты, иудеи, равно как и все прочие осознанно верующие граждане, составляют крайне незначительное меньшинство населения. По данным соцопроса, проведенного социологической службой «РОМИР-Мониторинг», около 70% россиян считает себя православными [4]. В ходе того же опроса, каждый пятый из этих «православных» заявил (!), что не верит в Бога. По-видимому, они считают православие не религией, а чем-то вроде народного обычая. Сходным образом обстоят дела и в других конфессиях. Почти никто из российских «правоверных» мусульман не знает арабского языка, а следовательно, не может читать Коран и не понимает смысла вызубренных молитв. В прессе сообщалось, что студенты некоторых медресе за три-четыре года ухитряются «на слух», не поняв ни слова, вызубрить весь Коран. Такое «религиозное образование», кроме всего прочего, создает питательную среду для агрессивного и невежественного исламского экстремизма. Среди иудеев читать Тору и осознанно молиться на иврите могут только раввины и менее 5% потенциальных верующих. Сомнительны и познания в священных текстах новообращенных буддистов европейского происхождения. В данной ситуации преподавание основ рели-гиоведершя в средних государственных учебных заведениях представляется очевидной необходимостью, однако при условии, что оно будет светским и межконфессиональным. У учителя иная, нежели чем у священнослужителя, профессиональная задача — передать учащимся основы знаний о фундаментальных законах мироздания. В мировой практике имеется обшир- ный опыт преподавания школьного предмета, который обычно обозначается терминами, производными от слова «мировоззрение». Данный опыт успешно опробован в российской школе с использованием как отечественных, так и переводных учебных пособий [5,6]. Николай Бердяев еще в 1911 г. писал: «Знание не может уничтожить веру и заменить веру. Но и вера не может заменить знания. Нельзя верой решать вопросы физики и химии, политической экономии, нельзя текстами из Священного Писания возражать против выводов науки <...>. Если вера есть свободный подвиг, то научное знание есть тяжкий долг труда, возложенный на человека» [1]. Литература 1. Бердяев Н.А. (1911). Философия свободы.— М.: Олма-Пресс, 2000. 2. Вертьянов С.Ю. Общая биология. Учебник для 10—11 классов общеобразовательных учреждений. Издание 2-е. — Изд. Св.-Троицкая Сергиева лавра, 2006. 3. Вертьянов С.Ю. Происхождение жизни: факты, гипотезы, доказательства. Издание 3-е. — Изд. Св.-Троицкая Сергиева лавра, 2006. 4. Верховский А. Российское политическое православие: понятие и пути развития// Путями несвободы. — М.: Центр «Сова», 2005. 5. В иль в о в с к а я А.В. Человек и космос. Кнь; а по астрономии для учащихся старших классов гуманитарного направления. — М.: Наука, 1994. 6. Гуд инг Д., Лени оке Д ж. (1999) Мировоззрение. Для чего мы живем и каково наше место в мире. Пособие для дополнительных занятий в старших классах / Пер. с англ. —Ярославль: Норд, 2001. 7. Диакон А.Кураев. Может ли православный быть эволюционистом? — Клин: Христ. жизнь, 2006. 8. Лихтшангоф А.З. Студенты-медики: вера, религия, суеверия. — Педиатр. — 2006. — №3. Э.Льюис К. (1942) Просто христианство/Пер, с англ. — Чикаго: 51ау1с Созре! Ргезз. 1990. 10.Протоиерей А.Мень.О Тейяре де Шарде-не. — Вопросы философии. — 1990. — №12. 11. По л кингхорн Дж. (1998). Наука и богословие. Введение / Пер. с англ. — М.: Библейско-богосл. ин-т Св. ап. Андрея, 2004. 12. Тейяр де Шарден П. (1946) Феномен человека / Пер. с франц. — М.: Наука, 1987.. А.П.Пуговкин, доктор биологических наук, С.-Петербургская государственная педиатрическая медицинская академия Лупаков В.Э. ИСКУШЕНИЕ МАКРОЭВОЛЮЦИЕЙ Одной из ключевых идей биологического образования по-прежнему остается эволюционизм. Традиционно он не сосуществует, но прямо-таки противостоит учению о сотворении жизни Богом. Умеренные эволюционисты признают, что религия и наука рассматривают некоторые вопросы под разными углами зрения, поэтому противоречия между ними не может быть в принципе. Крайние эволюционисты пытаются показать, что ископаемые останки, общий план строения организмов, их генетическое, биохимическое и прочее сходство якобы «опровергают» учение Библии. Прежде чем выражать согласие или несогласие с любой из этих идей, советую всем интересующимся данным вопросом обратиться к учебникам или справочникам по философии. Самодостаточна ли материя, чтобы развиваться по «собственным» законам, или есть нечто потустороннее по отношению к ней? Раздел философии, именуемый теорией познания (гносеологией, эпистемологией), не говорит, какая из существующих на этот счет точек зрения («да», «нет», «не знаю») лучше, а просто признает существование каждой из них [15]. Любая такая точка зрения — не вывод на основании наблюдений, опытов, расчетов, но исходный пункт рассуждений. Так что заявление нашего (белорусского) школьного учебника о том, что «накопленные знания людей о живой природе стали подвергать сомнению сотворение жизни Богом», —явный философский вздор. Не менее наивно звучит заявление в другом учебнике, что религия «не дает ясного толкования о происхождении самого Бога-Творца и поэтому носит характер постулата» [8]. Религия на этот счет дает ясное толкование: Бог вечен, потому понятие происхождение к Нему неприложимо. А что касается постулатов (т.е. положений, принимаемых без доказательств) [14], то к их числу относится и убежденность другой стороны, что «материя вечна», что она способна самоорганизовываться, созидать жизнь и совершенствовать ее без влияния извне. Чем один из этих постулатов «научнее» другого, если философия по отдельности [15] принимает их оба? Еще один немаловажный вопрос: что такое факт! Факт (от лат. /асШт — сделанное) — это высказывание, содержащее эмпирические данные [14]. А что значит эмпирическое? Это то, что направлено непосредственно на объект и опирается на данные наблюдений и опытов [14]. Изменения организмов в поколениях, выживание преимущественно особей, наиболее приспособленных к данным условиям среды, образование новых видов внутри биологического рода — достоверные факты. А вот появление более крупных таксонов (семейств, классов, типов животных, отделов растений) — не более чем гипотеза. Нравится это кому-то или нет. Эволюционисты имеют полное право, опираясь на теорию познания, ПРЕДПОЛАГАТЬ [15], что за короткие промежутки времени происходят малые изменения, а больших временных отрезков хватит для появления крупных таксонов. Но пока последнее не подтверждено наблюдениями (неважно, по каким причинам), теория познания этого позволяет не придерживаться. Эта же философская теория оставляет место для сомнений, ибо сомнение — тоже средство познания. Допустим, человек прыгает на какую-то высоту. Если усиленно потренироваться несколько лет, то, возможно, удастся побить мировой рекорд. Продолжим рассуждать согласно логике эволюционистов. А если тренироваться очень долго — 50, 60, 70, 80 лет, то человек подпрыгнет выше многоэтажного дома? Отвлеченно об этом порассуждать никто никому не запрещает. Однако из жизненного опыта мы знаем, что, скорее всего, ничего подобного не произойдет. Так что и в чудесах «миллионов лет эволюции» можно усомниться. Свой эволюционизм Ч. Дарвин не противопоставлял идее сотворения. Наоборот, он писал: «Есть величие в этом воззрении, по которому жизнь с ее различными проявлениями Творец первоначально вдохнул в одну или ограниченное число форм; и [...] из такого простого начала возникло и продолжает возникать бесконечное число самых прекрасных и изумительных форм» [4]. Правда, в религиозной жизни ученый не был последовательным. В юности собирался стать пастором. Позже, как он сам признавался в статье «Воспоминания о развитии моего ума и характера», не сильно расстраивался из-за своего охлаждения к религии [4]. Там же он весьма кощунственно отозвался о христианстве. В одной из анкет на вопрос «Вероисповедание» ответил: «Номинально принадлежу к Англиканской церкви» [2]. Но в другой раз он напишет: «В самые крайние моменты колебаний я никогда не был атеистом в том смысле, чтобы отрицать существование Бога» [цит. по: 10]. Это последователи Дарвина (например американец Ф. Айя-ла) досочинялись до того, что эволюция — это непременно «конструкция без Конструктора» [цит. по: 5]. Эволюционизм, конечно, не всегда обязательно стоит на почве атеизма или религиозного агностицизма, он может быть вполне религиоз- ным. Как заметил протодиакон Андрей Кураев, спокойное отношение к эволюционизму всегда было присуще академическому богословию [7]. Существует опыт эволюционного прочтения Ше-стоднева (о. Андрей Кураев, о. Александр Мень, Г.Муравник, французский богослов П.Тейяр де Шарден, американский генетик и богослов Ф.Добржанский и др.). Вопрос в другом. Микроэволюция (образование видов) не подлежит сомнению, и в этом величайшая заслуга Ч. Дарвина. А вот макроэволюция (образование более крупных таксонов) так и остается гипотезой, моделью, мысленным приемом, который никого ни к чему не обязывает. Если кому-то такой прием нравится, он может, не оправдываясь, им пользоваться. А если кто-то (например я) этого делать не хочет, то тоже не за что краснеть. В креационизме — учении о сотворении мира Богом — есть теория бараминов. По-древнееврейски «бара» означает творить, «мин» — род. То есть барамин — это сотворенный род, «квант творения». Согласно данной теории, он не обязательно совпадает с родом в биологической систематике, чаще близок к семейству. Главный признак барамина — способность его представителей свободно скрещиваться и давать плодовитое потомство. Так, волк, собака, гиена — разные роды семейства Собачьи отряда Хищные — рассматриваются как единый барамин. Но что было внутри него? Или каждый род вызван к жизни по отдельности, или имела место дарвиновская эволюция, или здесь какие-то другие причины — мнения могут быть разные. Данный вопрос, по понятным причинам, нельзя изучить ни с помощью непосредственного наблюдения, ни с помощью опыта. Можно только предполагать. Предположение — тоже способ познания, хоть и не такой достоверный, как наблюдение или опыт. Как видим, креационизм (за исключением крайних школ в нем) макроэволюцию, в общем-то, не отвергает, но и не утверждает. И уж тем более не абсолютизирует. Он относится к ней адекватно — как к гипотезе, как к весьма остроумному мнению, которое, однако, не только не доказано (так называемые доказательства эво- люции в учебниках по ней легко вписываются и в неэволюционные рассуждения [1], из-за чего почва под ними крайне зыбкая), но и недоказуемо по существу. Даже если когда-нибудь в лаборатории удастся превратить одно семейство в другое, то и этого мало для утверждений, что в доисторические времена было именно так. Больной вопрос для верующих в макроэволюцию — так называемые переходные формы (например от рыб к земноводным, от обезьяны к человеку и т.п.). То немногое, что есть, теория познания не запрещает рассматривать и в неэволюционном ключе [1]. Что мешает ДОПУСТИТЬ, что эти формы именно такими были призваны к жизни и изначально соседствовали с непереходными? Какие только «объяснения» недостатка переходных форм не придумали эволюционисты! Так, в известном трехтомнике Н. Грина, У. Стаута, Д. Тейлора «Биология» (т. 3) сказано, что переходные формы могли разложиться или быть съедены животными, питающимися падалью [3]. Но ведь непереходные формы они почему-то не съели! Сторонники теории бараминов к этому вопросу относятся спокойно: переходные формы не находятся не потому, что их не там ищут или их кто-то съел — их, вероятно, никогда и не было. Это не утверждение, но именно предположение, вполне дружно уживающееся с теорией познания. Богословская мысль обязывает четко понимать, что первозданный мир был не таким, как наш нынешний [12]. Если в своих рассуждениях исходить из того, что весь мир был создан «под человека», то изменение его состояния как-то отразилось и на мире, в который человек помещен. Библия мало говорит, каким был мир до грехопадения прародителей. Лишь отдельные стихи — например «за то, что ты [...] ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; [...] терния и волчцы произрастит она тебе» (Быт. 3, 17-18) — позволяют понять, что прежде что-то было иначе. Так что рассуждать о сотворении мира на основании его сегодняшнего состояния ненадежно. В креационной науке видное место занимает теория катастроф. Согласно ей, изменения, которые претерпел сотворенный мир, были не только постепенными, но и резкими. Самая крупная катастрофа в истории планеты — Всемирный потоп (Быт., гл. 6-8). Слыша о нем, эволюционисты обычно заявляют: «Это ненаучно». Но почему же? Такая наука, как этнография, зафиксировала сведения о крупном наводнении и гибели почти всех наземных организмов в преданиях самых разных народов, живших на разных континентах и тысячелетия не знавших друг друга. Понятно, что эти предания различаются в подробностях, но само их существование побуждает к идее Всемирного потопа отнестись внимательнее. Если такая крупная катастрофа никак не отражена в эволюционной модели, это свидетельствует о том, что весомость последней не стоит сильно преувеличивать. Очевидно, что Всемирный потоп сильно изменил Землю: ее рельеф, климат, кормовую базу для животных, экологические связи между организмами и т.п. Согласно Библии, только после потопа люди стали употреблять животную пищу (Быт. 9, 3). Поэтому уверения эволюционистов, что аппендикс — рудимент, доставшийся нам от травоядных предков, «убедительно доказывает» происхождение человека от кого-то, можно во внимание не принимать. Нет никаких гносеологических запретов для ДОПУЩЕНИЯ [15], что вследствие этой или других, более мелких, катастроф, какие-то организмы перешли к паразитическому образу жизни, хотя сам паразитизм изначально сотворен не был. Обязательно ли это требовало миллионов лет? Вовсе нет. Впрочем, и теория бараминов, и теория естественного отбора дальше предположений здесь идти не могут. Лишь бы называли вещи своими именами. Отец Андрей Кураев любит замечать, что нет догмата о сотворении мира в течение шести «суток» (есть разные теологумены, т.е. богословские теории, о длительности этих временных отрезков), а древнееврейское слово «йом» из книги Бытия лишь условно переведено как «день» [7]. Разбор существующих на сей счет мнений — отдельная тема. Впрочем, какова бы ни была продолжительность библейских дней творения, это никак не противоречит самой идее сотворения мира. Есть косвенные научные данные, что миру всего несколько тысяч лет [1]; есть данные, которыми пользуются сторонники гипотезы о том, что миру миллиарды лет. Согласовать эти доводы не удается. Но быть в курсе тех и других, независимо от отношения к ним, никому не лишне. Как не лишне и понимать, что продолжительность периодов и эр геохронологической шкалы — результат договоренности между людьми вполне определенных взглядов, ибо такие сроки удовлетворяют их модели. Как возникли мир, жизнь, человек? Атеизм ищет «естественные» причины даже там, где это граничит с неестественностью. Древние египтяне представляли своего бога Хнума сделавшим человека на гончарном круге [10]. Библия говорит о том, что Бог повелел материи (земле, воде) произвести жизнь, и материя сама стала орудием воли своего Творца. Даже слова «и сотворил Бог человека по образу Своему» (Быт. 1, 27) не оставляют места для фантазий, подобных древнеегипетским. Но была ли сотворена «борьба за существование», имела ли она место до того, как мир был испорчен преслушанием прародителей? Лилась ли кровь консументов первого порядка (травоядных животных) за пределами Эдема или было время, когда все животные, включая сегодняшних хищников, были травоядными? Ибо о том мире Библия говорит, что в нем «хорошо весьма» (Быт. 1, 31). Были ли превращения не только внутри бараминов, но и за их пределами? Даже если да, то как отдельные случаи, управляемые извне, или как всеобщий принцип? Но на основании чего мы можем утверждать, что макроэволюция — это больше, чем мысленный прием? Ни один опытный факт макроэволюции не известен, а из нее давно сделан культ. В общем, вопросы, вопросы, вопросы... Святитель Николай Сербский в книге «Библейские темы» заметил: «Несколько серьезных европейских ученых выразили убежденность в том, что многие тайны природы, самые великие тайны, никогда не будут познаны людьми. Честность и скромность этих ученых мы высоко ценим, но считаем, что, если бы ведение всех под- небесных тайн сделало людей лучше, Господь открыл бы людям все тайны природы, все, даже те, о которых ученые говорят как о непостижимых для человеческого разума» [11]. Сказанное не означает, что предположение как способ познания нужно исключить. Люди и далее будут предполагать, как именно в посюстороннем мире исполнились слова Творца: «да произрастит земля зелень» (Быт. 1, 11), «да произведет вода [...] душу живую» (Быт. 1, 20) и др. Но это все равно будет не точное знание, а именно предположение. Здесь важно не обманывать самих себя. Религиозное сознание способно вместить и модель бараминов, и — если сильно захочется — модель естественного отбора. Атеистическое сознание вмещает лишь одну из них. Но это, согласитесь, уже его внутренняя проблема. Эволюционисты создали вокруг своей теории нервную обстановку. А переживать им есть из-за чего. Микроэволюцию, являющуюся фактом, и макроэволюцию, которая гипотетична, они рассматривают как одинаково достоверные. При этом гипотеза зачем-то противопоставляется Библии и религиозным ценностям. Вот и приходится им бояться, что их неточность кто-то раскусит. Да давно уже раскусили! Так что нет у эволюционизма больших врагов, чем сами его непомерные ревнители. Существует особая богословская дисциплина — апологетика, использующая данные науки для обоснования религиозной веры. Рассматривая эволюционизм, апологеты четко разделяют, что в нем основано на точных данных, что — на предположении, а что — на выдаче желаемого за действительное. Вот, к примеру, цитата из школьного учебника: «Таким образом, как представитель животного мира человек подчиняется законам биологической эволюции» [8]. Но ведь макроэволюция в наблюдениях и опытах не зафиксирована! Какие законы [14] могут быть в гипотезах [14]? Принимать ту или иную гипотезу можно, но и называть вещи следует своими именами. Как видим, наука не может противостоять религии, ибо они — о разном. Религии может противостоять лишь... другая религия. И не зря в современных учебниках по религиоведению атеизм все чаще рассматривается как форма религии. Пока макроэволюция рассматривается как предположение, ей есть место в науке; придерживаться данной гипотезы можно, хотя не обязательно. Но как только она начинает утверждаться, здесь мы имеем дело с вполне определенной мифологией. Кстати, Ю. Хаксли, внук дарвиновского сподвижника Т. Хаксли, прямо заявил, что «эволюционный взгляд позволяет нам различить [...] очертания новой религии» [цит. по: 13]. Что ж, спасибо за честность, а то прочие эволюционисты темнят что-то насчет конфликта науки и религии [2; 5; 6], а дело совсем в другом. Пока в наиглупейшем положении оказываются учителя биологии, которым приходится навязывать одну из гипотез по, честно признаться, далеко не главному вопросу биологии. Да и биологии ли, а может, больше философии? Разве строение и функции клетки, ткани, организма, экологические связи в сообществах, место человека в биосфере и т.п. нельзя осмыслить без гипотезы о превращениях жизненных форм? Для человека, самоотверженно верующего в эволюцию, возможно, вся биология — «доказательство» эволюции. Для того же, кто в отношении макроэволюционных воззрений скептик (а теория познания этого не запрещает), все естествознание — приговор идее макроэволюции. Но различия здесь все же не биологические, а философские. Да и большинство открытий в науке сделаны независимо от «измов», так что острота данного вопроса в биологическом образовании поддерживается искусственно. Сегодня, в эпоху доступности информации, именно педагоги оказываются заложниками чужих игр. Школьники иногда приносят на уроки книги по креационизму (причем не только популярные, но и глубокие философские и богословские труды), отмахивание от которых не добавляет учителю авторитета. Даже если урок будет посвящен «разгрому» креационизма, это нисколько не помешает заинтересованным старшеклассникам найти нужную им информацию. Пора понять простейшую истину: если креационизма нет в школьной программе, это не значит, что его нет в школе. Немало учеников, родителей, учителей, методистов, руководителей органов образования, ученых-педагогов придерживаются религиозных взглядов. В любом случае, «неудобных» вопросов не избежать. А нужны ли на уроках эти страсти между сторонниками и противниками эволюционизма? Всем участникам подобных разговоров полезно согласиться, что «Происхождение видов...» [4] — это гениальный научный трактат, а его автор — выдающаяся личность. Данная работа повлияла на дальнейшее развитие биологии, ее осмысление занимало умы многих философов и богословов. Наработки Дарвина сказались и на научном креационизме: в частности, пришлось отказаться от гипотезы о неизменности жизненных форм, в чем ничего страшного для креационизма не было. Главное в нем — признание всемогущества и премудрости Творца, что, с точки зрения теории познания, не нуждается ни в каких извинениях перед носителями иных взглядов. Учение о микроэволюции нисколько не противоречит и не вредит креационизму. Макроэволюция гипотетична, как гипотетичны и барамины. Черты сходства между жизненными формами можно рассматривать, а можно и не рассматривать как довод в пользу макроэволю-ционной гипотезы. Библия не учит «одномомент-ности» сотворения, на чем зациклились крайние эволюционисты. Шесть «дней» — далеко не один момент. Но какова природа тех «дней» — есть разные суждения, существующие в богословии на правах теологуменов. Быть в курсе содержания и толкования Шестоднева — составляющая общекультурной подготовки личности, независимо от убеждений. Антропогенез — интересная гипотеза, но есть гипотеза и о том, что «обезьяны всегда были обезьянами, а люди — людьми! [... ] Человек [... ] появился на Земле сразу в своем человеческом виде» [1]. Вопрос о возникновении жизни (с использованием биологической терминологии) рассматривают разные религиозные и философские учения. Учение о макроэволюции — лишь одно из них. Оно может иметь и теологическую, и атеистическую окраску. Выдавать атеистический подход как «наиболее правильный» —• это, про-стите, наивно. Да и сомнительно с точки зрения социологии. Неужели данный вопрос, столь болезненно воспринимаемый разными людьми, нельзя преподнести школьникам на культурологической основе, в порядке ознакомления. Достаточно просто сравнить разные подходы, не навязывая ни один из них. Отдадим должное: в современных учебниках антирелигиозного пафоса заметно поубавилось. Если где-то его «рудименты» еще остались, то только в учебниках биологии. Но принятие или непринятие религии — это вопрос веры, что к естествознанию прямого отношения не имеет. Когда-то некоторые из преподавателей об-ществознания «доказывали» универсальность одной теории. Сегодня марксизм рассматривается не как мерило истинности науки, но как одно из учений. Образование от этого ничуть не пострадало. На Всероссийском съезде учителей биологии в 2011 г. академик С. Г. Инге-Вечтомов заявил: «Мощь теории Дарвина иллюстрирует попытка церкви «поучаствовать» в ее «модернизации», предложив в качестве альтернативы креационизм, т.е. участие Бога в эволюционном процессе» [6]. Да просто многие (правда, не все) богословы восприняли эволюционизм спокойно — было бы, мол, обо что копья ломать! Упомянул академик и американского генетика Ф. Добржанского, сказавшего: «Ничто в биологии не имеет смысла вне связи с теорией эволюции» [цит. по: 6]. Это уж кому как! Но вот незадача: Ф. Добржанский был доктором богословия Свято-Владимирской духовной семинарии в Нью-Йорке, автором статьи «Эволюция: особый способ Божьего творения» (1973 г.) [13]. Так что вопрос сей весьма запутан и наиболее простой выход — не противопоставлять гипотезы религии и не делать религии из гипотез. Литература 1. Вертьянов С. Происхождение жизни / С.Вертьянов. — М.: Свято-Троицкая Сергиева лавра, 2007. 2. Воробьев С.И. Эволюционное учение вчера, сегодня и... / С.И. Воробьев. —М.: Просвещение, 1995. 3. Грин Н. Биология: В 3 томах. Том 3 / Н.Грин, У.Стаут, Д.Тейлор. —М.: Мир, 1990. 4. Дарвин Ч. Происхождение видов путем естественного отбора / Ч.Дарвин. — М.: Просвещение, 1986. 5. Иванькова А.Ф. Дискуссионные вопросы теории эволюции и их отражение в преподавании химии и биологии /А.Ф. Иванькова // Новое в методике преподавания химич. и экологич. дисциплин: Сб. науч. статей. — Брест: БрГУ, БрГПУ, 2009. 6. Инге-Вечтомов С.Г. Зачем нам (наука) биология? Или зачем нам наука (биология)? Доклад на Всероссийском съезде учителей биологии / С,Г. Инге-Вечтомов // Биология в школе. — 2011. — № 9. 7. Кураев А. Может ли православный быть эволюционистом? / Диакон А.Кураев. — Клин: Христианская жизнь, 2006. 8. Маглыш С. С. Биология: Учебное пособие для 11 класса общеобразовательных учреждений с рус. яз. обучения / С.С. Маглыш, А.Е. Каревский. — Минск: Народная асвета, 2010. 9. Мащенко М.В. Биология: Учебное пособие для 9 кл. учреждений общего среднего образования с русским языком обучения / М.В. Мащенко, О.Л. Борисов. — Минск: Народная асвета, 2011. 10. Мень А. Истоки религии / Прот. А.Мень.— Брюссель: Жизнь с Богом, 1991. 11. Николай Сербский. Библейские темы / Святитель Николай Сербский. - М.: Изд-во Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой лавры, 2006. 12. Родзянко В. Теория распада вселенной и вера отцов / Епископ Василий (Родзянко). — М.: Паломник, 2003. 13. Роуз С. Бытие: Сотворение мира и первые ветхозаветные люди / О.Серафим Роуз. — М.: Русский Паломник, 2009. 14. Ск1кев!чА.А. Тэрмшалапчна-тлумачальны слоушк па фшасофй / А.А. Сюкев1ч, У.С. Шчур. — Мшск: Беларуская навука, 1996. 15. СпиркинА. Г. Философия/А.Г. Спиркин.— М.: Гардарики, 2000. 16. Цыпин Л. Так чем же являются Дни творения? Центральная проблема экзегетики Шестоднева / Священник Л.Цыпин. -Киев: Пролог, 2005. 17. Чельцов М. Христианское миросозерцание / Прот. М.Чельцов. — М.: Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт, 1997.
Багодский С.В. О ПРЕПОДАВАНИИ ТЕОРИИ ЭВОЛЮЦИИ В ШКОЛЕ Московское общество испытателей природы провело заседание, посвященное актуальной проблеме преподавания теории эволюции в средней школе. В заседании приняли участие крупные ученые: зав. кафедрой теории биологической эволюции МГУ профессор А.С.Северцов, один из ведущих отечественных специалистов в области теории происхождения жизни профессор А.П.Ру-денко, профессор Л.А.Шелепин, профессор Е.Д.Яхнин и многие другие. В разговоре на актуальную тему приняли участие настоятель храма Космы и Дамиана отец Александр Борисов, религиозные философы Б.Г.Режа-бек и А.В.Мостовский, преподаватели биологии общеобразовательных и православных школ Москвы. Присутствовали на заседании представители педагогической науки. В последние годы нередко высказывается мнение о том, что наше сознание, освободившееся от оков коммунистического тоталитаризма, должно проникнуться новым мышлением, отказаться от представлений о биологической эволюции, идущей по естественным законам, и поклониться Высшей Творческой силе, сотворившей (сразу или постепенно) все многообразие живых организмов. Сегодня на российском книжном рынке все чаще появляются сочинения креационистов, т.е. сторонников концепции, согласно которой виды сотворены Высшей Силой почти в той форме, в какой они существуют сегодня. Следует отметить, что ни один из участников нашего "круглого стола" не защищал идеи креационизма. Наоборот, подчеркивалось, что в эволюционных идеях нет ничего богопротивного. К дарвинизму отношение было менее однозначным. Так, физик и религиозный философ А.В.Мостовский отверг дарвинизм и решительно высказался в пользу теории но- могенеза, созданной русским естествоиспытателем и географом Л.С.Бергом. Он утверждал, что главным механизмом эволюции является не отбор, а направленная (в общем случае не обязательно приспособительная) изменчивость. Но возможные механизмы направленной наследственной изменчивости не очень понятны. Наиболее реальной представляется идея о вирусной инфекции, в ходе которой в геном большого количества особей встраиваются одни и те же гены, привнесенные вирусом. Возможная роль таких событий неоднократно обсуждалась в литературе. Надо думать, в ряде случаев вирусные инфекции могли сыграть немаловажную роль в эволюции. Следует, однако, иметь в виду, что как единичные, так и "массовые" однонаправленные изменения все равно оцениваются естественным отбором. Есть явления, заставляющие думать о направленной изменчивости. Дело в том, что наряду с естественным отбором в природе действует еще один, существенно более быстрый механизм распространения в популяции случайных находок - подражание. Разумеется, подражание не приводит к изменению наследственных задатков. Но на основе подражания можно легко воспроизводить поведенческие (а в ряде случаев, возможно, даже физиологические и морфологические) отклонения. Вспомним, например, английских синиц, быстро научившихся открывать пакеты с молоком. Ненаследственные изменения поведения, конечно, еще не эволюция, но, как говорил в свое время К.Н.Благосклонов, — это "разведка эволюции". Изменение поведения грубо определяет направление дальнейшей эволюции. Так, рога могли возникнуть лишь у животных, имеющих привычку бодаться. Из приведенных рассуждений очевидно, что классический дарвинизм - первое приближение в нашем понимании эволюции, как бы ее алгебра. Дело современных исследователей - наполнить в принципе правильные, однако абстрактные умозаключения биологической конкретикой, но не бороться с классическим дарвинизмом, отдельные положения которого, может быть, и устарели. На заседании было высказано предложение создать книгу для учителей и учеников, где были бы объективно рассмотрены спорные и сложные вопросы теории биологической эволюции. Высказывались критические замечания по поводу изложения эволюционной теории в существующих учебниках и учебных пособиях для средней школы. В своем выступлении профессор В.В.Пасечник отметил, что органы народного образования поддерживают идею создания разнообразных пособий и учебных программ по биологии. Преподаватель православной гимназии Г.Л.Муравник рассказала о своих попытках разработать курс христианской биологии и создать учебное пособие по этому предмету. Подобная идея не вызвала одобрения у большинства слушателей, резонно отметивших, что биология в принципе не может быть пи христианской, ни мусульманской, ни большевистской, ни либеральной. Как отметил профессор А.С.Северцов, объем изучаемого по школьной программе материала не позволяет дать учащимся убедительные доказательства справедливости эволюционной теории. Поэтому в эволюционную теорию ученик просто верит. Однако наше отношение к теории биологической эволюции формируется не в процессе изучения соответствующих глав учебника "Общая биология". У школьников, интересующихся биологией, оно возникает значительно раньше - по мере знакомства с реальным разнообразием живого мира. Существует любопытная закономерность: биологи, стоящие на позициях креационизма, - в основном люди, работающие в лабораториях и довольно слабо знающие ботанику и зоологию. Среди натуралистов, насколько известно, креационистов практически пет. Исключение, быть может, составляют некоторые энтомологи, подавленные огромным видовым разнообразием насекомых. Если мы всерьез хотим уберечь юношество от влияния креационизма, то должны в первую очередь позаботиться о совершенствовании преподавания ботаники и зоологии. А с этим пока дело обстоит неважно. Часы, отводимые на изучение биологии, сокращаются, причем в первую очередь жертвуют изучением разделов, посвященных биологическому разнообразию. "А нужно ли ученикам изучать так много групп животных и растений? Не лучше ли изучать общие законы биологии?" Такие разговоры популярны в кругу деятелей, не понимающих, что, изучая логику процесса эволюции, мы анализируем тенденции развития. Зоология и ботаника в принципе не могут не быть эволюционными. В нашей власти сделать эволюционным и курс физиологии человека, изучаемый в IX классе. К сожалению, в сегодняшней программе названного курса эволюционный подход отсутствует. И споем выступлении учительница биологии школь! №985 Москвы Н.И.Паскуаль отметала, что серьезное преподавание биологии в средней школе возможно только на основе дарвинизма, что дарвинизм - стержень биологии, без которого рассыпается вся структура предмета. Учительница подвергла решительной критике всякие попытки навязать юношеству взгляды, чуждые научному мировоззрению. В ряде выступлений (Е.Д.Яхнин, А.П.Ру-депко) высказывалась мысль о введении в школьную программу не только представлений о биологической эволюции, но и общих представлений об эволюции Вселенной, химической эволюции и т.д. К сожалению, ряд важных проблем остался за пределами внимания участников "круглого стола", в частности была сформулирована, но не обсуждалась такая проблема, как взаимодействие учителя и ученика, для которого идея эволюции, особенно идея о происхождении человека от обезьяны, по религиозным соображениям неприемлема. Подобная ситуация предъявляет очень высокие требования к педагогической культуре и такту преподавателя. Вероятно, проблема может быть решена следующим образом: ученчк не обязан соглашаться с неприемлемыми для него взглядами, но знать их он должен, хотя бы для того, чтобы в будущем грамотно и со знанием дела проповедовать слово Божие. Практически не обсуждался вопрос, связанный с преподаванием темы "Происхождение человека". Здесь тоже есть немало трудностей. Теория антропогенеза на сегодняшний день в общем-то не разработана. И учитель не готов дать ученикам квалифицированное разъяснение того, чем человек похож на других животных и чем он от них отличается. Стандартные фразы о "биосоциальной природе человека" вряд ли принесут серьезную пользу. Увязать в единое целое антропологию и гуманитарные науки в ближайшем будущем вряд ли удастся, а современная антропология, в особенности ее адаптированная для школьного учебника версия, дает весьма примитивные представления о человеке. Главный итог встречи заключается в том, что атеисты-естествоиспытатели и люди верующие показали способность к плодотворному диалогу и умению слушать друг друга. с.в.багоцкий, кандидат биологических наук, секретарь секции охраны природы Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.04 сек.) |