|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Включить Акифьева С.В.М. Медников. Оптическая асимметрия аминокислот и "Сахаров не причина, аеледствие возникновения жизни, точ-ТГеёГматричного синтеза~^ЯН_К;РНК и I белков. Однако там, где нет матричного синтеза, жизнь спокойно использует правые аминокислоты и левые углеводы. К.Л. Гладилин. Действительно, в клеточной стенке многих бактерий, в цик-^лических антибиотиках типа грамицидина и ядах бледной поганки содержатся остатки и 0-аминокислот (для большинства организмов они ядовиты). И это свойство не только процессов матричного синтеза — использовать хирально чистые мономеры, хотя такие пептиды образуются нематричным путем. Нематричным путем синтезируются и полисахариды, но они построены из 0-моносахаридов. А вот лактат (молочная кислота) в одних организмах образуется как 0-изомер, а в других организмах в аналогичной реакции как Ц-соединение. Наш современник академик В. И. Голь-данский пришел к выводу о возможности абиогенного синтеза информационных молекул лишь в условиях кирально чистой среды. Этот вывод существенно усложнил проблему происхождения жизни, в очередной раз подчеркнув, что простейшие самореплицирующиеся системы могли возникнуть лишь в результате неравновесных, турбулентных процессов... Б.М. Медников. Не могу принять точку зрения В.И. Гольданского. Кирально чистая среда, возникшая абиогенным путем, с точки зрения термодинамики, невозможна. Гораздо более вероятен путь, естественного отбора смеси кирально чистых мономеров из рацемической смеси при матричном синтезе полиме-ров2. Машинные эксперименты показали, что такой механизм вполне реален и не требует ни дополнительных условий, ни огромного протяжения времени. В пол- I имеры могли объединяться и правые, и ' левые нуклеотиды, вперемежку, но ре- I плицироваться, размножаться, они не (могли. Азотистые основания у них «торчат» в разные стороны, и двойной спирали они образовать не могут. Поэтому они гидролизовались, а реплицировались лишь случайно оказавшиеся кирально чистые олигонуклеотиды. В процессе эволюции они удлинялись. По той же причине в пептидах должны быть аминокислоты только одного знака — или правые, или левые. Рацематная цепочка не может образовать (.-спираль белка. А то, что жизнь при матричном синтезе избрала правые сахара и левые аминокислоты — чистая случайность. Могло быть и наоборот — ездят же в Англии по левой стороне дороги, как у нас по правой. Лишь бы не по обеим сторонам. Итак, "ЧСТОТД У""" "" причина, а 2 Рацемическая смесь (рецемат) — смесь, содержащая, равное количества левых и прааых молекул. , Следствие - следствие матричного синтеза. • Кирилл Львович, если продолжить Вашу неожиданную мысль (образование даже самой простой самореплицирующейся системы могло происходить в ходе турбулентных процессов), то можно сказать, что, вероятно, здесь находится наиболее перспективное направление поиска возможных путей происхождения жизни. К. Л. Гладилин. Действительно так. Сама сущность процессов жизнедеятельности, сам характер биологических структур представляет собой лавинообразный поток. Названная важнейшая особенность жизни интенсивно исследуется, однако многое еще не ясно. Бесспорно лишь, что жизнь могла возникнуть в результате лавинообразных процессов. Именно поэтому многих исследователей привлекают подводные вулканы. Там перепады температур и давлений очень велики и происходящие процессы носят явно выраженный турбулентный характер. Можно сказать, что жизнь - это турбулентный циклический процесс саморепликации организмов. В этом заключается физическая -.суть жизни. Химическая же природа подобных циклов до конца не ясна. Непонятно, как могли в ходе химической эволюции образоваться носители информации и специфические катализаторы процессов ее реализации и удвоения. Непонятно и другое: для возникновения живых систем необходимы органические вещества, • для образования органических веществ нужны живые системы. Образно говоря, мы стоим перед. вопросом: что было первым — курица или яйцо? К. Л. Гладилин. Органические вещества возникают в результате «биогенного синтеза (без участия живых йрчаннл» йов). Это подтверждают исследования космических объектов (комет, метеоритов, пыли) и модельные эксперименты. Из органических веществ могли образоваться первичные организмы. Но они «съели» органические вещества очень быстро. Вот почему весьма скоро появились автотрофы. В.А. Старостин;'Данный вопрос тесно связан и с проблемой циклизма в эволюции. С точки зрения циклического подхода к эволюции, жизнь неоднократно порождалась неживой материей и вновь погружалась в нее. В мировоззренческом плане такой подход не нашел развития в западных и христианских культурных традициях, он более характерен для восточных культур, в частности для индийской и китайской. К.Л. Гладилин. В этой связи хотелось бы отметить точку зрения, которая дается сторонниками Веданты. Они, в частности Шри Ауробиндо, один из интереснейших философов и поэтов нашего века, утверждают, что кроме эволюции от простого к сложному существует процесс инволюции — превращение Духа в материю. В процессе инволюции Единое как бы дробится и, опускаясь все ниже и ниже, становится все более плотным, бессознательным и инертным. Превращаясь в материю, Дух как бы засыпает. В процессе эволюции происходит объединение раздробленных инволюцией образовании с повышением уровня их сознания: идет пробуждение Духа от состояния неживого через стадии бактериальной, растительной, животной, человеческой и сверхчеловеческой жизни, в результате чего существует непрерывная и как бы вневременная замкнутая последовательность состояний превращения единого Духа в матери^ю (инволюция), переходящая далее~~в пробуждениеПиате-рии и превращение ее в единый Дух Сэволюция)73 целью этой послёдЗватеттв-нЪсти события является обретение абсолютного могущества-знания-блаженства (эти понятия неразрывны: любое из них обусловлено другими и тождественно им) не только в Едином, но и во Множественности Единого. Д. Зворыкин. Подобные пантеистические идеи, действительно, никогда не существовали и не могли существовать в *ридти.анстве. которое очень четко разграничивает природу Бога и природу тварного мира и не доВДй>сает ВОЗЫОж- кцши их взаимопревращений":
Б.М. Медников. Утверждения о том, что случайное сочетание аминокислот и нуклеотидов в абиогенных полимерах по вероятностным соображениям не может дать биологически активные белки и нуклеиновые кислоты, несостоятельны. Все биополимеры несут следы происхождения от случайных, стохастических, последовательностей. Несколько утрируя, можно сказать, что для возникновения жизни вполне достаточно случайных химических реакций в большой грязной луже. Можно создать самореплицирующуюся систему и в пробирке. К.Л. Гладилин. Вы правы, Борис Михайлович, используя готовые полинук-леотидные матрицы и ферменты, самореплицирующуюся систему создать можно. Более того, мы можем даже моделировать в пробирке процесс «дарвиновской» эволюции РНК, используя соответствующий фермент. Но с помощью обычных катализаторов, тех, что встречаются в неживой природе, сделать это невозможно. Невозможно потому, что ферменты матричного синтеза не просто катализаторы, ускоряющие реакцию, но и достаточно сложные комплексы различных белков, образующие молекулярную «машину», способную обеспечить точность соответствия сит-*бзируемого полимера используемой матрице. Но не это главное. Главное то, что простейшая самореплицирующаяся система должн* была возникнуть в естественных добиологических условиях среды. Но до сих пор не удалось разработать варианта условий, в котором из простых предшественников могли бы образоваться хотя бы олигомеры нуклеиновых кислот. Аминокислоты, их полимеры и даже микроструктуры могут легко синтезироваться в самых различных условиях из простых предшественников, например формальдегида и гидроксиламина — соединений, обнаруженных и в космическом пространстве, и легко образующихся в модельных экспериментах. А нуклеиновые кислоты так возникать не могут. Б.М. Медников. Я не стал бы преувеличивать роль ферментов. Никакой фермент не может сделать невозможную реакцию возможной, он только ускоряет ее. И любую реакцию, которая идет в клетках, можно катализировать ионами металлов, разными органическими соединениями и короткими олигонуклеоти-дами и олигопептидами. Случайно ли, что большинство ферментов работают в комплексе с ионами металлов и с группами, возникающими из витаминов? Ха-ральд Сидней Фокс показал, что протейной ды, возникающие абиогенным путем, способны быть эффективными катализаторами. Они уступают ферментам не в активности, а в специфичности. Эволюция ферментов шла в сторону повышения специфичности. Б.А. Старостин. Проблема возникновения жизни, можно сказать, во многом совпадает с проблемой нуклеиновых кислот. На их свойстве реплицироваться прямо или косвенно основаны все биологические циклы. Можем ли мы говорить о каких-то эволюционных предшественниках нуклеиновых кислот, из которых те развились? К.Л. Гладилин. Вспомним, что для синтеза белков требуется согласованное
Крестьянинов В.Ю. Человек- вершина эволюции? Биология в школе, 2005, №1 Практически все основные мировые религии: христианство, ислам, иудаизм, буддизм рассматривают человека как существо, промежуточное между человеком и небожителями. В китайской философии для иллюстрации этого положения найден красивый образ —триада, три горизонтальные линии, из которых верхняя символизирует небо, нижняя — землю, а средняя — человека. Христианская религия называет Человека царем природы, венцом творения, со-работником Бога, созданного по Его образу и подобию. Примерно такого же взгляда на человека придерживаются к представители других мировых религий. Аналогичная точка зрения высказывается к большинством материалистов. Во многих учебниках, в том числе и зарубежных, эволюционный процесс представлен в виде лестницы, на нижних ступенях которой располагаются примитивные организмы (вирусы, прокариоты, простейшие), а на верхнюю всегда ставят «-венец творения» — человека. Но эволюция не лестница. Это — древо, каждая веточка которого (отдельный вид) тянется вверх — к большему совершенству, и человек вряд ли представляет собой верхнюю ве':очю; данного древа. Принципиально новые изменения, коренным обоазом отличающие одни видь; живых организмов от других, возникают б результате ароморсоозов. За исключением развитого головного мозга п связанных с этим особенностей поведения у человека нет ки одного ароморФозкого изменения бот почему его не выделил;; б новый Т'тп или класс, а отметили как новое семейство 'даже ке отряд) человекообазных обе- процесса относят общее усложнение ор-гакпзацип живого организма повышение егс приспособленности к шивок.о>гу ко\ту постоянно меняющихся \слов:ы. прогрессивное изменение 11НС. органов чувств п более совершенное взаимодействие с биосферой. Последний момент — один из наиболее важных. поскольку биосфера — крупнейшая иерархическая структура; и эволюция каждого вида живых организмов должна обеспечивать стабильность биосферы как непременное условие существования всех живых существ па планете. Главное направление эволюционного процесса — повышение приспособленности организмов к разнообразным условиям существования благодаря усложнению их организации. Если исключить одежду, жилища и различные механизмы, оказывается. что человек довольно слабо приспособлен к жизни и может существовать лишь в узких границах изменений факторов окружающей среды. Бактерии, которых обычно помещают на нижние ступени эволюционной лестницы, неизмеримо лучше нас приспособлены к выживанию в экстремальных условиях.. Многие из них могут существовать в условиях сверхвысоких температур (свыше ЗОСгС) или сверхнизких (в телекамере, пробывшей на Луне более года, был обнаружен земной микроорганизм — стрептококк, случайно занесенной в нее до старта), высокой радиации (известны случаи, когда бактерий рода РлеиЛотопс.! выделял!; из активной зоны ядерных реакторов, где они получали доз'.'облучения свыше миллиона рентген). Некоторые бактерии используют для питания ядовитые вещества:,фенол. синильную кислоту диоксины п др. Вот почему, несмотря на кажущуюся простоту, именно они, а не человек, господствуют на земном шаре. :ан;'зм человека устроен качественно л'.~чше и сложнее, чем организм любого другого вида живых сгцкств. Так. организм- собаки в общих чертах подобен нашему, а вот си- стема обоняния у нее работает значительно лучше. Человек уступает насекомым по физической выносливости, восприятию окружающего мира и по целому ряду других параметров. Рудименты и атавизмы также свидетельствуют о несовершенстве человеческого организма. Обратная сторона бурного развития биологии и медицины заключается в том, что скорость эволюции человека существенно ниже любого другого вида животных, и давление естественного отбора на него ослаблено. Вследствие этого в человеческом генофонде постоянно растет груз вредных мутаций и генетических патологий, снижающих жизнеспособность человека как биологического вида. Функционирование коры головного мозга и физиологические механизмы мышления изучены настолько слабо, что нельзя однозначно утверждать, лучше или хуже устроен наш мозг сравнительно с другими млекопитающими. Анатомическое строение ЦНС у всех млекопитающих примерно одинаковое. Отношение массы мозга к массе тела не является серьезным показателем интеллекта. Мозг знаменитого писателя А.Франса весил около килограмма, однако это не мешало ему создавать выдающиеся произведения. Подобных примеров можно привести немало, Основные отличия человека от других животных объясняются тремя причинами: прямохождением. высшей нервной деятельностью (прежде всего способностью к абстрактному мышлению н речи) п трудовой деятельностью. Прямохожденяе — чисто адаптационное приспособление, дающее ряд преимуществ в определенных условиях. Например. е саваннах, где обитали предки человека, оно значительно расширяло кругозор в высокой траве. На задних конечностях передни! ает-ся достаточно много видов животных разных сие'1 ема'шческих групп: птицы, кснгур" п т.д. Тот факт, что прямохожденне освободило руки для трудовой деятельности, очень важный, но не принципиальны!';.момент. По сравнению с птицами, имеющими открытый таз. прямохонсдение человека не- чиваются за эту особенность чрезвычайно тяжелыми и опасными родами, которые ни у одного жиьотного не происходят с таким трудом, как у человека. Важнейший аргумент, доказывающий принципиальное отличие человека от животных. — его способность к абстрактному мышлению, т.е. к индукции, дедукции, шинированию своей деятельности, координации ее с другими людьми и др. Считается, что прочие животные такой способностью не обладают и их поведение определяется достаточно сложными условными и безусловными рефлексами, врожденными и приобретенными инстинктами и т.д. Это чисто механический подход. Ни один владелец собаки, кошки, коровы или свиньи не будет утверждать, что его животное совершенно глупое существо. Каждое животное (домашнее или дикое) обладает своим характером, привычками, способно совершать разумные поступки. Любой зоолог, животновод, ветеринар приведет десятки примеров разумного, «чисто человеческого» поведения животных. Много таких примеров можно найти и в литературе по этологии. Когда говорят об отсутствии способности к речи у животных, имеют в виду только вербальную сигнализацию. Даже у человека значительная часть информации при разговоре передается и принимается благодаря невербальному общению (мимика, жесты, интонации, запах и др.). У животных роль невербальных сигналов еще выше, но эта разница не принципиальна. Многие звуковые сигналы, которыми обмениваются животные, ке представляют собой врожденно-инстинктивные, а прн-" обретаются в процессе жизни. Так. американские вороны не понимают сигналов тревоги европейских ворок тою же вида. Попугаи кс только бессмысленно имитируют слова, произнесенные человеком, ко v- используют их для своих кужд. Ставшие классическими к многократно воспроизведенные эксперименты с новорожденными обезьянами, которых обучали азбуке глухонемых, показали, что они способны запоминать 300 слов и активно использовать их в соответствии с правилами индукции и дедукции. Более того, показано, что в некоторых случаях они обучали языку жестов своих сородичей. Трудовая деятельность животных настолько велика и разнообразна, что в настоящей статье нет возможности охватить все ее многообразие. Если бы она определялась только инстинктами и рефлексами, как это принято считать, то животные вряд ли могли бы эффективно корректировать свое поведение в соответствии с постоянно меняющимися условиями окружающей среды. Взгляд на человека как особое «биосоциальное» существо долгое время господствовал в отечественной литературе. Вместе с тем деление общества на касты, взаимопомощь среди отдельных групп, борьба за власть, иерархия, разделение труда к другие черты общественного поведения всегда присутствовали у стадных животных. Особенно ярко эти виды взаимоотношений проявляются v собакоголовых обезьян (прочитайте об этом, например, замечательную книгу В.Дольника «Непослушное дитя биосферы»). Один из аргументов, который выдвигается для того, чтобы доказать принципиальное отличие человека от других животных, — это наличие у него так называемого «нравственного чувства» добра и зла. Насколько это чувство «развито» у человека, свидетельствуют многочисленные исторические примеры. Первая и Вторая мировые войны унесли десятки миллионов человек. Клика Пол Пота уничтожила около трети населения собственной страны, не говоря уж о сталинских и гитлеровских репрессиях против сооственных народов, масштаоы которых значительно выше. Человек — единственное животное, которое убивает не только с целью пропитания, но и для удовольствия, в том числе и себе подобных. Охотой занимаются не только бедные, но и достаточно респектабельные люди. Волна убийств и насилия захлестнула наши экраны не потому, что это чьи-то злобные происки, а потому, что основной массе населения нравится смотреть такие фильмы. И в то же время чувство товарищества, взаимопомощи и самопожертвования широко распространено в природе, особенно у стадных животных. Забота о потомстве, которое мы наблюдаем в животном мире, не менее трогательная и самоотверженная, чем у человека. Вряд ли это можно объяснить исключительно действием условных и безусловных рефлексов. Животные проявляют заботу не только о своих детях, но и о детенышах других видов (в том числе и человеческих). Такие факты общеизвестны. Весь мир облетели кинокадры, на которых запечатлены бегемот, спасающий антилоп)" от крокодила, львица, с риском для жизни защищающая свою приемную дочь — газель — от льва. Таким образом, точка зрения на Ното 5ар1еп5 как на самый лучший, полезный и приспособленный вид живых существ, принципиально отличающийся от всех других организмов, нуждается, на наш взгляд, в серьезной коррекции. В.Ю. крестьянннов, кандидат биологических наук, ИПКиПРО, г.Саратов Список литературы 1. Багодский С.В. О преподавании теории эволюции в школе / С.В. Багодский //Биология в школе. - 1998. - №3. - С. 94-96. 2. Жизнь, её сущность и происхождение: взгляд с разных ракурсов // Биология в школе. - 1995. - №4. - С. 8-15. 3. Крестьянинов В.Ю. Человек - вершина эволюции органического мира? / В.Ю. Крестьянинов // Биология в школе. - 2005. - №1. - С.10-12. 4. Кулев А.В. Биология и религия, или как преподавать в школе эволюционное учение. Беседа первая / А.В Кулев // Биология в школе - 2006. -№2. - С. 44-48. 5. Кулев А.В. Биология и религия, или как преподавать в школе эволюционное учение. Беседа вторая / А.В Кулев // Биология в школе - 2006. -№3.-С. 31-32. 6. Лупаков В.Э. Искушение макроэволюцей/В.Э.Лупаков // Биология в школе.-2012.-№5.-С. 16-21. 7. Полянский Ю,И. Надо ли возвращаться к креационизму?/ Ю.И. Полянский, Э.И Колчинский, С.И Орлов // Биология в школе. - 1992. - №4. -С. 7-19. 8. Пуговкин А.П. Школьная биология эпохи «Религиозного возрождения»/ А.П. Пуговкин // Биология в школе. - 2008 - № 6. - С. 10-14. 9. Северцов А.С. Эволюция или божий промысел. К спорам о дарвинизме / А.С. Северцов // Биология в школе. - 1997. №6. - С. 5-9. 10. Марков А. Рождение сложности. Эволюционная биология сегодня: неожиданные открытия и новые ворпросы. М.:Астрель: СОКР1Т8, 2011. Биология, эволюция и креационизм. - С. 30-34.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.008 сек.) |