|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Имеем, по-видимому, что сказать по будет разным в зависимости от того, вкакую эпоху и на какой ступени развития науки его дают и специалист какой области (физик, химик, генетик и т.д.) его дает. Но общие черты понятия жизни мы можем попытаться выявить уже сейчас, что поможет нам найти общий язык. К.Л. Гладилин. Бесспорно, проблема происхождения жизни неразрывно связана с вопросом о ее сущности. И хотя каждый человек предполагает, что в состоянии отличить живое от неживого, однозначного, полного и непротиворечивого определения понятия «живое» до сих пор нет. Это не просто философская проблема. Она была поставлена как необходимая предпосылка поиска жизни во Вселенной с помощью управляемых автоматических аппаратов. Неудача американских исследователей в ь^блеме выяснения, есть ли на Марсе жизнь, и последовавшее за ней охлаждение интереса и снижение ассигнований были следствием, в частности, отсутствия определения понятия «жизнь». Над этим столетиями бились крупнейшие ученые. Один из самых замечательных наших математиков, А. Н. Колмогоров пытался создать функциональное, не зависящее от химического состава организмов определение живых систем. Против такого подхода возражал А. И. Опарин, говоря, что нам известен лишь один вариант жизни — земная жизнь, а она характеризуется четкими химическими особенностями, все остальное лежит в области гипотез, теоретически слабо разработанных. Б.М. Медников. С точки зрения генетика, жизнь — последовательное, из поколения в поколение, саморепли-цирование биополимеров. Биоэнергетик скажет: жизнь — это получение энергии с помощью фотосинтеза или окисления органических веществ. Наконец, самое общее, с точки зрения теории информации, определение: жизнь - специфическая структура, способная к саморазмножению с затратой энергии. Л.Н. Сухорукова. Английский ученый Дж. Бернал относит к самым существенным свойствам жизни одновременно обмен веществ и самовоспроизведение. Первичная живая система видится как биохимическая жизнь без организмов. К.Л. Гладилин. По определению А. И. Опарина, жизнь представляет собой закономерный результат эволюции соединений углерода, т.е. органических соединений. Д. Зворыкин. С точки зрения богословия, понятие «жизнь» отнюдь не связано онтологически с органическим миром. Оно значительно шире. Живым христиане исповедуют прежде всего Бога, который и является, по сути, источником, причиной и подателем всех остальных форм 2 Г.иолргик в школе Н» Ч жизни. Как живой рассматривается и мир ангельский, т.е. нематериальный. Данное обстоятельство выводит категорию жизни (имею в виду жизнь вообще, как таковую, как понятие) из компетенции естественных наук. При этом одна из главных аксиом богословия гласит, что природа Бога непостижима, следовательно, непостижимо и такое Его свойство, как жизнь. Тем более абсурдно звучат применительно к Богу те понятия, которыми характеризуется наукой жизнь органическая. Для богословия не материя является источником жизни, а органический мир представляет собой частный случай, способ существования жизни в материальных формах. Именно последний, частный, случай и является объектом естественнонаучных интересов. Раз уж мы коснулись столь сложной темы, как взгляд науки и богословия на проблему живого, то интересно поставить вопрос шире: каково вообще взаимоотношение естествознания и религии? Б.М. Медников. Взаимоотношение-Науки и религии напоминает железнодорожные рёльгьСТГути их строго параллельны "~и не ДбТтжны пересекаться. При пересечении их, т.е. при попытке доказать или опровергнуть существование нематериальной творческой силы (Создателя) фактами из материальной сферы, неизбежен конфуз. Опровергнуть идею Создателя невозможна, а доказывать кощунственно. Атеисты, идя по этому пути, никого не смогут убедить, креационисты же начинают подтасовывать и искажать факты. К.Л. Гладилин. Никакая естественнонаучная дисциплина не может ни доказать, ни опровергнуть существование Бога. Любая естественная наука имеет дело с экспериментальными фактами, причем обязательно повторяющимися при создании тождественных услоаий. Как бы ни были глобальны закономерности, устанавливаемые естествознанием (особенно физикой), они, анализируя причинно-следственную зависимость, касаются фактов и только фактов. Философия, по удачному выражению Бертрана Рассела, занимает ничейную землю между наукой и религией. Философия пытается, апеллируя к человеческому разуму, на основании частных фактов и закономерностей создать общую картину мира, из них непосредственно не следующую. Религия же создает картину целого, основанную на вере обычных людей в способность «избранных» выходить за пределы человеческого интеллекта, поднимаясь в высшие сферы познания истины, т.е. сферы, где истина самоочевидна и не требует никаких доказательств. Поэтому совершенно несостоятельными представляются попытки «научных доказательств» как существования Бога верующими (например, «науч- мая йога» или «научный креационизм»), 1 так и Его отсутствия — атеистами. Б. А. Старостин. И все-таки есть некий общий для науки и религии путь, на котором между ними возможно взаимопонимание, причем они оказываются не только совместимыми, но и нуждаются друг в друге: наука стремится дать рациональную и техническую основу, а религия развивает сторону, связанную с нравственно-духовным содержанием. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.) |