|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Биология в школеНадо ли возвращаться к крегционхзму! Одной из черт сегодняшней действительности является возросший интерес средств массовой информации к проблемам, которые, казалось бы, получили вполне определенное решение в научной литературе. С границы пеои-одических изданий широко предоставляются астрологам, спиритуалистам, экстрасенсам, уфологам, сторонникам реинкарнации и т. п. Им открыт доступ к радиомикрофонам, они стали частыми гостями телевидения. Достаточно обыденными стали обсуждения проблемы существования «снежного человека», описания многочисленных встреч с ним, равно как и с экипажами «летающих тарелок». 8 одном ряду с ними стоят и передач^ пропагандирующие креационистские взгляды. Гак, по ленинградскому телевидению в программе «Русское видео» регулярно демонстрируются прекрасно сделанные фильмы, в которых комментаторы, отрекомендованные как специалисты в области палеонтологии и биологии, возвещают о своей убежден ^~;^ти в неверности идеи эволюции и о полном соответствии денных естествознания священ нола у писанию. Даже славящийся своим акедемизмом журнал •:<Новый мир» посчитал возможным поместить на своих страницах статью доцента математики Б. Н. То ос^ микоза, сообщившего читателям о полном крахе всех основных постулатов современной науки, в том числе и теории эволюции'. Опубликованы и сочувственные отклики, поступившие в редакцию в связи с этой публикацией. Примечательно, что по вопросам эволюционной биологии высказываются опять же с п ей и а/: не т ь; в о:;-л-.к т.т Физики и математики. Думается, что пропаганда:<ре-аи ион истеки', построений не должна остаться без зн^млмиг-* со стоос'-'ы с--о лого а и историков наукvi. Прежде всего г-^обаод^мо ^6-сулнт1-что такое креационизм, чем он был ч прошлом л че.----является в настоящем, какова роль его сгсро^нмков з познании органического мира, насколько он с сотзет-ствует современным научным представ лени?;--.. Т^кон анализ может быть важен и полезен для пр-^подач^-те л ей биологии, так как поставленное крезц^онист-ски-ми выступлениями вопросы возникают "> при обсужу:;р. -мни проблемы развития живого ч-з школьных уоокс:*. Под креационизмом (от лат. сгеатю — создание, сотг-о-соние) далее будет пониматься концепци я рестсянстпа видоз, рассматривающая многообразие сатанического мира как результат непосредственного его творения 6^-гом. При этом мы хотим отмежеваться от до сих пор бытующего в историко-научной л иторзтусе мнения о крвоцнонизме как сугуоо антинаучном, зйол'/ждсчии, поиз-ванном воспрепятствовать победе идеи эволюции в биологии. Такая оценка, на наш взгляд, не учитывает закономерный характер научного осрорм..он^ л креацион^;.1^ з в конце XVII! — начале Х'Х в,, бывшего а то вромя не столько философской, сколько естествен ненаучно и концепцией. Далеко не случайно, что среди его сторонников были крупнейшие ученые той поры — К. Ли.-•ч-1,";, Ч. Лпйель, Л. Агассис и многие др^ие. Естественнонаучное оформление креационизм получил а связи с началом систематичесчого изучения морфологии и физиологии жиаых орган1-;^моз, и.х рс^мном^^я \л индивидуального разе и т и я, с форлм^ровани<эм так;:х научных дисциплин, как систематика, биогео^р.-лфия и палеонтология. Исследования в этих отраслях биологического знания положили конец наивным представлениям трансформистов предшествующих лет (от Лукреция до Ж, Бюффо-чй) о внезапном превращении одних видов е другие, о спонтанном самозарождении живых существ, о возникновении сложных организмов в результате случайного сочетания различных органов и т. п. С позиций трансформизма и обычно связанного с ним механистического материализма не находили объяснения такие явления, как целесообразность строения и функций организма, приспособленность его к внешней среде, коадаптация органов, целостность индивида, зап рог рам ми роза н-ность и канализирозанность онтогенеза. Змегте с тем следует учитывать, что теизм, т, ет-чнг.ра в бога, постоянно вмешивающегося в природу и творящего чудеса, равно как и недавно еще популярный деизм философов эпохи Просвещения, согласно которому бог создал только законы природы, наталкивались на значительные трудности. Возникали многочисленные вопросы, не получающие удовлетворительного ответа. Могло ли «провидение» в деталях предусмотреть взаимную пригнали ость структур и функций организма и их полное соответствие условиям существования? Каким образом в акте начального творения могла быть предусмотрена согласованность всех дальнейших изменений и процессов неорганического и органического миров? Как можно согласовать с божественной гармонией, вносимой творцом в мир, факты вымирания организмов или же наличие у них рудиментарных органов? Трансфоп-мизм и эволюционизм того времени были склонны к отрыву от реальных фактов, к бесплодным и спекулятивным гипотезам. Рассуждения его приверженцев зачастую сводились к простой игре слов и в итоге, по точной оценке В. М. Шим-кееича, оказывали «скорее вредное, чем полезное влияние на ход естественного мышления»", Для ученых, стремящихся в своих обобщениях не зыходить за пределы наблюдаемых фактов, неудовлетворительной была и концепция Ж, Лзмарка, построенная на мнимых фактах и надуманных законах эволюции (принцип градации, упражнение и неупражнение органов, наследование приобретенных признаков, прямое формообразующее влияние внешней среды и т. д.)- Такая концепция не могла удовлетворить ни материалистически настроенных естество-Iспытате л ей, так как принцип изначально заложенного в живом стремлении к совершенствованию был теле- • Шимкеинч В. М. Эволюци з енно-историнесном движени Кн. 7, отд. II. С. 174. иная идея а ее естест-,// Сев. вестник. 1895. ологичен, ни теологов, для которых вера в творца, постоянно вмешивающегося в дела природы, была не менее научной, чем постулат о верховном существе, создавшем якобы лишь законы природы. Центральным постулатом креационизма XVII | — Х!Х вв. было положение о реальности вида как дискретной и устойчивой формы существования жизни. Опираясь на данные науки того времени, У. Пейлиг Ж. Кювье, Ч. Лайель, Л. Агассис, А. Сйджвик и другие исследователи убедительно доказывали, что размах изменчивости признаков живых организмов под влиянием анеш-них факторов имеет строго определенные границы и что никогда и нигде не Было зарегистрировано факта преобразования одного вида в другой. О неизменности видов свидетельствовали и обнаруженные з Египте мумии животных, ничем не отличавшихся от современных организмов тех же видов. Существование видов-космополитов, казалось бы, с очевидностью свидетельствовало о том, что изменение климатических и географических условий существования не з силах вывести изменчивость за пределы внутривидовой. Серьезным аргументом было и несходство флор и фаун климатически однородных, но удаленных друг от друга географических регионов. Признавая большие успехи селекции в выведении новых «:ортов растений и пород животных, а также большую роль доместикации в преобразовании организмов, сторонники креационизма вполне справедливо указывали, что не известно ни одного достоверного случая возникновения нового вида в культуре. Напротив, как утверждал Л. Агассис, интенсивная селекция ведет обычно к вырождению, стерильности, а з конечном итоге и к вымиранию селектируемой линии. Изменения, наблюдаемые у одомашненных организмов, не касаются таких существенных признаков, как особенности строения зубов, костей скелета и их числа. Сильным доводом в пользу постоянства видов было наличие морфологического и физиологического хиатуса (несовместимости) между ними, в результате чего гибриды, если и возникают, оказываются бесплодными и не могут дать начало новым формам. Данные эмбриологии также свидетельствовали о строгой ограниченности изменчивости программы индивидуального развития. Это особенно ярко видно у организмов со сложным метаморфозом. Асцидии, например, на разных фазах онтогенеза отличаются друг от друга резче, чем животные разных классов в других типах организмов, тем не менее из поколения з поколение воспроизводится одна и та же форма. Вид остается неизменным Многие сторонники креационизма лри- нйдлежали к числу создателей палеонтологии. Достаточно упомянуть труды Ж. Кювье, ^ А. Броньяра, Л. Агассиса, Л. д'Орбиньи, V. Ьукланда, Г. Бронна, благодаря усилиям которых в научный оборот было введено огромное число ранее не известных ископаемых форм организмов. С их деятель-_, ностью связано окончательное утвержде- . ние в науке факта коренного преобразова- . ния органического мира и прогрессивного э усложнения организации ископаемых жи- вотных по мере продвижения вверх по д стратиграфическому разрезу. В то же вре- &л м я з их распоряжении не только не было данных, говорящих о существовании пере-аодных форм между различными ископае-^ мыми организмами, но, напротив, все, каза- _^ лось, свидетельствовало о полном преобра- / зовании органического мира при переходе от одного геологического периода к друго-^ му. " г' Против идеи изменяемости видов свиде- ^ тельстзозало и разработанное Ж. Кювье "~: представление об организме как целостной системе. Тщательно исследовав корреля-] цию частей организма, Кювье а итоге при- , шел к выводу, что существуют постоян- ные взаимоотношения между органами, даже и не связанными на первый взгляд ( -"Руг с другом, и что изменение одного 1 органа неизбежно сказывается на всех ; остальных. Высокая степень целостности 1 организма давала Ч. Лайелю, Л. Агассис у 1 и другим креационистам основания счи- тать, что любое его изменение может привести лишь к нарушению коррел ятив-,! ных связей, внося дисгармонию в отноше- ние организма к среде, сводя до нуля его шансы на выживание. 1 Как видно, в своих выводах о неизмен- ности видов креационисты опирались на I серьезные научные аргументы. Их труды, •^ например «Очерк классификации» Л. Агас- сиса, опубликованный по иронии судьбы в \ один год с «Происхождением видов» Ч. Дар- зина, были и наиболее полными сводками -• тогдашних знаний по эмбриологии, морфо- логии, систематике и палеонтологии. Об их высоком научном уровне свидетельствует! хотя бы то, что многие из приведенных в них фактов и обобщений были впоследствии использованы для доказательства эволюции. Назовем лишь некоторые из них; вывод об основных этапах в истории органического мира, признание прогрессивного усложнения организмов по мере восхожде-; ния от более древних отложений к более современным (А, ьроньяр, Д. Орбиньи, Л. Агассис, А. Седжзик); принцип рекапитуляции (Э. Серр, И. Мекке ль, А. Мильн-Эдеардс); учение о прогрессивных и синте-ти^еских типах (Л. Агассис); представление о гомологичных и аналогичных органах (Р. Оуэн); метод тройного параллелизма при построении естественной системы (Л. Агассис). Не случайно именно из раоот, написанных сторонникам и креационюм о. Ч, Дарвин почерпнул многие палеонтологические, морфологические и эмбриологические доводы в пользу эволюции, Именно отсутствие удовлетворительного естественнонаучного объяснения этих самых фактов, свидетельствующих в пользу эволюции, и необходимость согласовать их с положением об устойчивости ей доз и посудили встать на позиции креационизма многих крупнейших ест ествоиспытат елей. В связи с этим было бы не верно усматривать непосредственную и однозначную связь этого креационизма с библейск^"- легендой о сотворении мира. Пожалуй, тс-"^^ К, Линней мог категорично утверждать: «видов столько, сколько различных форм сотворила предвечная сущность-}. Однако и он допускал возможность появления новых видов з результате доместикации, гибридизации и т. п. Ч, Лайель, признзз, что вы.мира ние и изменение видового состава представляет собой медленный и постоянно идущий процесс, пытался объяснить, откуда же появляются «новые виды», занимающие место вымерших. Ответа на этот вопрос он не мог найти и современной ему науке и в конечно ал с ч зге вынужден был признать постоянное вмешательство сверхъестественней силы. Утверждая, ч; о видь! устойчивы и неизменны, и не найдя ест е-ственнонаучного объ ясней у. я смене еидоз на протяжении геологической истории, Ч. Лайель вынужден был прибегнуть к креационизму и провиденциализму, т. е. тем самым силам, которые он столь упорно стремился устранить из геологии. Еще дальше отошел от библейского сказания Л. Агассис, принявший гипотезу о многократности актов творения. Его представление о творце, который десятки рлз прерывал ход жизни на Земле, уничтожая всех ее обитателей и каждый раз т с- ново начиная создавать организмы с цаль.%о довести разнообразие органического м>-:ра до состояния, необхо димог о для о существ пения конечной цели творения — создание человека, так же противоречило священному писанию, как и телеологические построения его всегдашних оппоненгсб -— эволюционистов. Креационизм прошлого столетие 6 •->: л порожден не философскими сообр-"^<ени>-ми или же простой приверженностью теологии. Главной причиной его возникновения была потребность как-то объяснит ь у стопчи с ость видов и носом ионный факт смей ы флор и фаун з и с т о р и и 3 е -л л и. ^ Г; со 1 о м у труды креационистоз нельзя рассматривать,л --екии анахронизм и философские спекуляции, окрашенные в теологические тона. Н,1 против, они всецело обусловлены тогдашним состоянием естествознания, данные которого могли быть непротиворечизо объяснены е рамках типологического мышления, эссенциализма и онтогенетической концепции развития. Как справедливо подчеркнул Э, Майр, в своем споре с эволюционистами креационисты «опирались не на худшие аргументы»1. Сзоими исследованиями они охватили практически все основные вопросы биологии XIX з, В трудах креационистов обсуждались принципы естественной систематики и проблемы реальности таксономических групп, история органического.мира и закономерности географического распределения организмов, взаимоотношения орган из -**^;в с окружающей средой, общая экон^7Я>Гка природы, проблемы эмбриогенеза, наследственности, изменчивости и т. д. 3 своих исследованиях они были прежде =сего учеными, отдавая всегда приоритет знанию, а не теологии. Именно поэго.-лу после нелегких для себя колебаний некоторые классики тогдашнего креационизма приняли, пусть и с оговорками, идею эволюции, как это сделал, например, Ч. Лайель з сьюем десятом издании «Принципов геологии». Выше уже отмечалось, чго классический креационизм немало сделал для сбора ^аучных фактов и обобщений. Вот почему идея эволюции довольно легко победила з биологии- При этом не возникало и серьезных коллизий между эволюционными и религиозными убеждениями отдельных ученых. В качестве примера назовем такого •ъп ос то па дарвинизма з Америке, как А. Грей. Уже в 1860 г. он писал, что теория эволюции никоим образом не подрывает основ естественной теологии. Придерживаясь эволюционных взглядов, вполне можно предполагать, что явления или процессы.л е ист:.* у ют по принципам, созданным в самом начале без всякого вмешательства божества, или же можно думать, что зремя _ т аремени происходит непосредственное вмешательство творца, или же, наконец, чго зсе изменения происходят благодаря постоянному воздействию верховной силы, С Нг'м был полностью согласен Ч. Л айель, •о:;горь;-: в книге о геологических доказательствах древности человека пришел к- - 1.ь,ссду о со з мести мост и убеждения з по- • стеленном преобразовании орган плоского миоа с естественной теологией. Да и сам Ч. Дарвин допускал, видимо, вероятность такого симбиоза, заканчивая свой труд словами о творце, вдохнувшем жизнь з одну или ограниченное число форм, о том, '•4 то 'сиз такого простого начала развилось и продолжает развиваться бесконечное число самых прекрасных и самых изумительных формл '. Довольно быстро выявилась бесперспективность опровержения идеи эволюции с позиций теологии и на основе дословного толкования библии. Итоги знаменитого спора епископа Уилберфорса с Т. Геке л и показали, насколько уязвимыми оказываются доводы, не подкрепленные научными фактами. Более того, всецело подтвердился оывод, сделанный несколькими зеками ранее, о принципиальном различии задач, средств и методов убеждения в религии и науке как специфических областях человеческой духовной Деятельности, Поэтому и укоренилось представление о двух возможных путях постижения истины — верой и знанием. С публикацией «Происхождения зидсв» и («Происхождения человека» Ч. Дарвина как ученым, так и религиозным мыслителям довольно быстро стала ясной невозможность опровержения идеи эволюции на базе прежних представлений о неизменности видов и об «аморальности» гипотезы происхождения человека от животных. Возникло, напротив, стремление как-то объединить идею эволюции с теологическим представлением о боге как первоначальной причине и конечной цели всей органической эволюции.. Здесь достаточно напомнить имена А. Виганда, В. Ваагена, Э. Гарт-мана, А. Н. Данилевского и многих других выдающихся представителей эволюционизма Х!Х з. В XX в. наиболее известной стала концепция католического монаха и палеонтолога П. Тейяра де Шардена. Высказанная католическим философом Э. Гертлингом еше з 1899 г. мысль о возможности для верующего ученого без всякой опасности присоединиться к господствующим в науке эволюционным воззрениям получи/;а официальное подтверждение и одобрение з энциклике Пия XII «Нитат депег!$» (1950). В чей допускались религиозные размышления и дискуссии по доводу эволюции. От прямых нападок на эволюционное умение воздерживалось и официальное руководство православной церкви. Некоторые представители эволюционизма ос г•.-.=>злись ^ верующими. I' Незначительной степени это было с&язе.мо \ с тем, что в палеонтологии, которая, как • уже говорилось, была глазной цитаделью креационизма, эволюционная идея постепенно стала доминирующей. Начиная с 70-х гг. прошлого века не было ни одного крупного палеонтолога, отрицающего развитие органического мира. Поавда, зачастую они придерживались различных взглядов на причины эволюции. Одни из них были ламаркистами — Э. Коп, А. Гейетт, Г. Ос-борн, О. Абель, другие — сальтациониста-ми — Д. Н. Соболев, К. Циттельг О. Иекель, К. Бойрлен, О. Шиндевольф, третьи —• се-лекционистами — 3. О. Ковалевский, П. П. Сушкин, О. Марш. Однако для всех эволюция была реальным фактом. Об этом прекрасно сказал Дж. Сим пеон з предисловии к новому изданию книги «Темпы и формы эволюции»: «Я всегда был твердо убежден, что эволюция является фактом, очевидным для каждого, знакомого с доказательствами... Все предполагаемые аргументы были или абсурдными, или по меньшей мере вульгарными, а иногда и просто лживым и»"1. Иначе складывалось отношение к дарвинизму со стороны фундаментализма — религиозного движения, сформировавшегося в США в 1895 г. на библейской конференции в г. Ниагаре, На ней группа ультраконсерваторов-ортодоксов объявила непогрешимость и абсолютную истинность священного писания. Однако попытка навязать эти взгляды в судебном порядке на скандально известном «обезьяннем процессе» в американском г. Дайтоне з 1925 г. сделала, по словам Бернарда Шоу, целый континент посмешищем в глазах мировой общественности. Более того, она лишь усилила отход религиозных мыслителей и ученых от ортодоксально-библейского креационизма, в том числе и в США. Именно здесь появилась целая серия книг, заложивших основы синтетической теории эволюции. Это прежде всего работы Ф. Г. Добр-жанского ((Генетика и происхождение видов» (1937), Э. Майра «Систематика и происхождение зидоа» (1942), Дж. Симп-сона «Темпы и формы эволюции» (1944). Тем не менее введение в 60-х. гг. в школьные учебники США основных положений теории эволюции вновь вызвало противодействие фундаменталистов. В 1963 г. в Сан-Диего (штат Калифорния) был создан специальный центр — Институт креацион-ных исследований, директором которого стал Г, Моррис, по специальности инженер-гидравлик, а его заместителем биохимик Д. Гиш. Глазная цель этого института состоит з том, чтобы доказать, что естествознание якобы полностью подтверждает библейские сказания о сотворении зселен-ной и человека всего лишь несколько тысяч лет назад. Данный институт выпустил много книг и брошюр, должных показать антинаучный характер теории эволюции. Достаточно красноречиво само их название. Это — сочинение Г. Морриса «Сумерки эволюции», Д. Гиш а «Эволюция; ископаемые говорят — нет!», Д. Девара;<Трзнсформи-стская иллюзия», Д. Девита «Нозая критика трансформистского принципа в эволюционной биологии», Д. Ингланда «Христианский взгляд на проблему происхождения» и др. Появились и многочисленные периодические издания креационистского толка. Среди них — «Акты и факты», «Новости библейской науки», «Креационист», «Ежеквар-тальник Общества креационных исследований» и др. Мощное креационистское движение нашло своих сторонников и в Европе, правда, среди них не оказалось ни одного крупного биолога. Видимо, есть необходимость хотя бы кратко рассмотреть современный креацмо-низм, который назван своими сторонниками «научным креационизмом». Прежде чем приступить к характеристике аргументов, которыми оперируют сторонники «научного» креационизма, необходимо сделать некоторые предварительные замечания. Весьма характерно, например, что всякий неофит, принимаемый в Общество креационистских исследовании, обязан дать подписку следующего содержания; «1. Библия является запечатленным словом Божьим и поскольку мы зерим з то, что она боговдох новей на с начала и до конца, то все утверждения, содержащиеся в ней з их буквальном значении, истинны в историческом и научном смысле. Для исследователей природы это означает, что описание в книге Бытия возникновения мира является просто фиксацией реальных исторических фактов. 2. Все основные роды жиаых существ, включая человека, были созданы Богом в результате непосредственного творческого акта з течение дней творения, как это и описано в книге Бытия. Какие бы биологические изменения ни происходили после завершения творения, они являются изменениями в рамках первоначально созданных родов. 3. Великое наводнение, о котором говорится б книге Бытия, называемое обычно ноевым потопом, было реальным историческим событием, глобальным по масштабу и результату». Таков символ веры современных сторон-ников креационизма. 8 основа его лежит убежденность в истинности буксы и с л о*'а •Библии, содержащей а себе ответы на все аолросы, связанные с возникновением Земли и жизни на ней. Отсюда проистекает и очевидная антиэволюционная направленность данной «присяги». На первый взгляд, приведенный зыше текст вызывает вполне естественное недоумение. Ведь не кто иной, как один из лидеров «научного» креационизма Г. Мор-оис утверждал, что его единомышленники — это «те, кто официально признаны в обществе как ученые, но кто полагает, что Творение лучше объясняет факты науки, чем это делает эволюция. Для них это в первую очередь вопрос не религии,... а науки»\ Сходный тезис прозвучал и в опубликованном под его редакцией руководстве '•<Не, умный креационизм», одна из версий которого ориентирована специально на школьную аудиторию: «Задача научного креационизма состоит з анализе всех основных аспектов проблемы возникновения, в ~ом, чтобы сделать эго исключительно на научной основе без ссылок на Библию или религиозное учение». Однако вслед за этим оговаривается, что «исследователь, как бы ни был он вооружен и знающ, никогда не сможет ни наблюдать, ни повторить возникновение)), более того, вообще «невозможно поибегнуть к научному эксперименту для объяснения пооцесса творения или даже для того, чтобы удостовериться в том, возможен ом или нет. Творец не творит по грихоти ученого л', В итоге возможности научного исследования, декларированного •<ак основная цель, сводятся к нулю. 8 том, что это не случайно, убеждает другая работа Г. Морриса — «Библейские и научные исследования», где в качества одного из основных выводов утверждается, что «невозможно узнать что-либо о Творе-нии, изучая современные процессы, так как современные процессы по своему характеру не являются творческими. Если человек стремится узнать что-нибудь о Творении (время Творения, длительность Тзорения, порядок Твооения, пуги Творен и я и т. п.), -з.•" инс т 5 е нн ым источником правдивой информации является для него божественное с т кропание. Только &сг был, когда это происходило. Нас там не было. Таким образом, алы огоаничены тем, что Бог увидел возможным нам сообщить, эта информация содержится з его зафиксированном письменно Слоее. Это наш учебник науки о т;ооении» ", Очевидно, что вопреки провозглашенной ориентированности на научное знание мерилом истинности для сторонников:<научного» креационизма является соответствие выводов библейскому тексту, •-'азумеется, истолкование его как ум е С н о г о л о с о о и я является крайностью, однако это не меняет существа дела. «Йио ли я не является учео-ником,— говорит Г. Кларк,— но она действительно содержит сенозополог зющие истины, на которые должно ориентироваться научное исследование... ьиблию невозможно проверить при помощи научных идей, так как научные теории приходят и уходят, слово же божье, напротив, зечно живо, поэтому людские теосии должны быть приведены з соответствие с непогрешимыми гребованиями Писания» естествен вывод о том, что «научность» научного креационизма, согласно взглядам его сторонников, как раз и определяется степенью совпадения с положениями Священного писания. Все же, что находится а противоречии с ним, объявляется недостоверным с фактической гонки зрения. В этой сзязи в высшей степени характерны умозаключения Д. Гиша, известного как автора нашумевшей книги «Эволюция? Окаменелости говорят нет!» 6 ней Д. Гиш пишет: «Под сотворением мы понимаем возникновение основных типов растений и животных в результате внезапного и волевого процесса творения, описанного в первых двух главах Бытия. Здесь мы видим творение Богом, оперирующим мгновенно действующими силами, растений и животных, получивших веление размножаться соответственно своему роду. Мы не знаем, как творил Бог, какие силы он использовал, так как он использовал такие силы, которые ныне нигде не действуют в естественном мире... Научное исследование ничего не может сообщить нам о творческих силах, использованных Богом. В течение недели творения Богом были созданы все роды растений и животных и с тех пор не возникло ни одного нового рода, так как библия говорит о завершенном творении. Две первые глизы Бытия неписаны не з форме притчи или иносказания, но излагают основы исто о ии творения в форме простых исторических фактов. Эти факты прямо противоречат эволюционной теории/>:". Раз так, то эволюционная теори я не верна. Никаких специальных доказательств для этого, собственно, и не требуется, достаточно просто констатировать наличие разно-ч т о и и и! Логику такого подхода понять вполне '; С1йгК Н. V/. Ро5я1$, |!оос! апа Пге. Езс^п^сЬ, С •>!!(.: О1;1Ноог Р1стиг&. 19оэ. Р. 13—19. 1: С! эЬ О Е!'/о1';Иол? ТЬе:э55115 $•.->/по! 5<зп О: е^о' Сгеатюп-Ы- РиЬмзЬегз. 197;?. Р. 42. возможно. Установить же, в чем состоит его «научность», вряд ли удастся. И тем не менее он воплощен в жизнь научным (?) креационизмом. Так, Г. Моррис перечисляет, например, 23 случая, когда книга Бытия находится в противоречии с данными современной исторической геологии \ В другом месте 15 из них он выделяет как противоречащие теории эволюции, но это не меняет сути дела. Наличие таких несовпадений заставляет его усомниться в истинности фактов, установленных наукой, ибо «никакие геологические затруднения, реальные или мнимые, не могут возобладать над ясными положениями и необходимыми вы водами Писания» (там же, с. 33). «Независимо от того, какие бы научные или хронологические вопросы ни возникали, Бытие излагает действительную историческую истину» |4. Собственно, на этом можно было бы и остановиться, так как, согласно посылкам «научного» креационизма, нет ни малейшей необходимости в специальном анализе данных науки, будь то геология или биология. Средство зерификации просто и универсально: то, что согпасуется с книгой Бытия,— научно, все же прочее — от лука-зо-го, некие бы научные авторитеты ни стремились доказать противное. Вместе с тем, оставаясь библейским по своему содержанию, современный креационизм по форме стремится приблизиться к научному знанию. С этой целью им возведена система «доказательств» сотво-ренности окружающего нас мира. 8 целом они призваны подтвердить три основных для креационизма утверждения: 1. Вселенная и Земля возникли относительно недавно — возможно 6 или 10 тыс. лет назад. 2. Современное состояние органической или неорганической природы является результатом ряда катастрофических преобразований, включая и всемирный потоп, описанный в Священном писании. 3. Все живые существа, населяющие Землю, включая и человека, были созданы з результате божественного вмешательства :-' далее не подвергались никакому суще-стзенному изменению. Обоснованию этих «истин» посвящены десятки работ, иногда весьма объемистых. Избегая простого их изложения, разумно остановиться на самом методе аргументации, характерном для подавляющего большинства из них.; 8 целом все многообразие доводов, которыми оперируют креациони- * Могпз Н. М. ТЬе сеттйг^Ые Ы'тН ог р!апе1 Еаг1п. Оюдо: Сгеа+юп-1_Ие РиЫ|$пег5. 1972. Р. 82. сты, может быть сведено к нескольким основным типам. Аргументы, строящиеся на отрицании данных современного естествознания. Типичным примером является утверждение о том, что геологический возраст Земли составляет не 5 млрд. лет, а зсэго лишь около 10 тыс. лет. Оно распадается на две составные масти. Первая — это отрицание достоверности данных современной геохронологии.1'Делается это весьма просто — датировка событий геологической истерии ставится под сомнение на основании сзоей неоднозначности. Если определение возраста пород, слагающих земную поверхность, с использованием различных методов (уран-свинцового, калий-арг оноес-го, углеродного, рубидиевого и т, п.) дает различные абсолютные величины, значит, все они не достоверны. При этом совершенно че принимается во внимание универсальное для всех этих методов совплдени-:-порядка величин, независимо от того, по изотопам какого именно элемента ведется исчисление возраста. Чэсто постулируется безо всяких оснований, что скорость радиоактивного гэаслада может быть изменена и не является константной. Это первая, так сказать, отрицательная часть аргументации. Вторая, положительная, достаточно скудна. Отказйе^^-'сь от общепринятой шкалы геологического времени, креационисты в я о д я т иные временные г; ^о аметры. Основным доказательством геологической молодости Земли выступает, как правило, гипотеза одного из столпов креационизма — физика Томаса Барнеса. Согласно этой гипотезе, данные об изменении напряженности магнитного поля Земли, накопленные за более чем столетний период наблюдений, свидетельствуют о том, что эта величина непрерывно исторически уменьшается. Скорость изменения ее при это.'.1 строго постоянна — в среднем за 1400,п^т она уменьшается в 2 раза. Поэтому 7 ты с, лет назад напряженность пол-я-Земли должна была презосходигь соервменн'/ю в з2 г>з-за. Это состояние является пороговым, т^к как дальнейшее увеличение магнитного поля впечет за собой гравитационный коллапс. Отсюда и заключение о возрасте Земли и Вселенной а целом. Выводы Т. Барнеса преподносятся при этом как совершенно бесспорные. Но это далеко не так. Они поотиворечат по коайней млре дзум фундаментальным по ложен и ям геофизики. Во-первых, изменение величины /л а г н и т н ог о поля Земли не имело экспоненциального характера, т. е. не было равномерным уменьшением, а носило осциллирующий характер. Во-вторых, в ходе истории Земли неоднократно происходила инверсия магнотного поля, так как положение магнитных полюсов планеты непостоянно. Другим аогу ментом идеи геологической.молодости Земли является вывод о сравни-•~ельно небольшом объеме зеидестка, поступи аш его на Землю из космического пространства, Произвольно оперируя расчетами, принимая во внимание не зсю совокупность наблюдений, а лишь некоторые из них, креационисты утверждают, что если бы возраст Земли был таков, каким он представляется большинству естествоиспытателей, она должна была бы полностью покрыться многометровые слоем космической пыли. А раз это не так, то остается признать, что за короткую историю мощно-'О слоя и не могло ооразсзаться. Столь же легко отбрасываются «научным» креационизмом и данные эволюционной биологии. Эволюция просто объявляется не существующей. Это утверждение основывается на дзух ос нежных посылках. -' о-первых, против допущения эволюции союзнического мира говорит сам соок его.:уществоваиия: живому попросту не было отпущено времени, за которое оно могло -;сть сколько-нибудь серьезно измениться. Со-еторых, вопреки всем утверждениям эволюционистов, видь: живых существ практически неизменны. Для обоснования по-•"л.-;/;мего тезиса привлекаются зсе те многочисленные аргумента!, которые были иыдзинуты против теории эволюции за более -ем 100 лет ее существования. Достаточно перечислить некоторые из них. Так, например, обычным для креационизма является упоминание об отсутствии переходных форм з палеонтологической летописи. Будучи справедлив а прошлом ваке, этот аргумент ныне утратил свою состоятельность, так как теперь таковые переходные формы известны; это и знаменитый археоптерикс, и достаточно хорошо изученные многочисленные филогенетические линии териодонтов — поедкозой /с, л я млекопитающих группы пресмыкающихся. Не выдерживает критики и суждение о том, что не известно ни одного достоверного случая образования нового вида. Таких случаев описано немало. Напомним ставший классическим пример индустриального меланизма у бабочек березовой пяденицы. Накоплен гигантский материал, свидетельствующий о сравнительно быстром образовании ядоустойчивых рас у насекомых. Эти и другие подобные им данные попросту не принимаются во внимание. К гому же существует довольно простая возможность обойти их, если в этом возникает необходимость. Достаточно сослаться на то. что, в соответствии с библейским текстом, живые организмы оыли наделены возможностью размножаться «пс роду их». Используя это совершенно_Дессмысленное с таксономической точки -Г'^Гия определение, креационисты с легкостью вмещают е ветхозаветный «род» любые таксономи-ческче группы от зида до типе. Естественно, что при таком подходе достаточно просто иистолковать» и знутривидооую из-мвнчи-зость, и образование новых надаидозых тдксоноб как изменение живых существ «по роду их», не означающее никакого действительного новообразования. Обычным для креационистов япл яетхя и не вполне совм ест им Об с их исходным, и посылками обращение к селекционной практике. В этом случае они готовы допустить даже и возможность осразовани я новых зидов. Делается это для того, чтобы нагляднее подчеркнуть значение активного творческого вмешательства в косную и пассивную природу, Если новые виды могут быть созданы человеком, то тем естественнее принять и мысль о Верхозном творце, возможности которого несоизмеримо выше человеческих. Думается, чго общий характер и содержание этой группы аргументов достаточно ясны, "К следующей группе могут быть отнесены аргументы, строящиеся на искаженной интерпретации содержания современных научных дискуссий. Примеров такого рода тоже достаточно много. Мы сошлемся лишь на то освещение, которое получила в креационистской литератуое недавняя дискуссия, связанная с возникновением гак называемой теории прерывистого равновесия. Данная концепция была впервые изложена в 1972 г. американскими палеонтологами С. Гулдом и Н. Элдриджем. Суть ее сводилась к тому, что наряду с постепенными, сравнительно медленно идущими изменениями в эволюции достаточно заметную роль играют изменения иного типа — нозые виды могут возникать очень быстро и з дальнейшем устойчиво сохраняться на протяжении больших отрезков времени. В ходе обсуждения ее в специальной литературе использовались понятия «мгновенного видообразования» и «морфологического стази-са». Именно они были произвольно выхвачены из контекста и немедленно взяты на вооружение креационистами, которые с г ал и громогласно пропагандировать мнимый раскол среди эволюционистов, отказывающихся якобы от основных положений дарвинизма. При этом совершенно не;;оинималось во внимание то, что, говоря с мгновенном образовании многих видев, палеонтологи оперировали промежутками-^ зремени, краткими лишь в геологическом < масштабе. По оценкам сторонников преры-еистого равновесия, новая видовая форма < образуется за 10—50 тыс. лет и может устойчиво существовать в течение нескольких миллионов лет. Именно это обстоятельство было опущено креационистами как несущественное, хотя всей истории живого ими самими отводится более короткий временной промежуток. Такое препарирование гипотезы прерывистого равновесия понадобилось для того, чтобы с ее помощью попытаться еще раз обосновать идею о катастрофах как основном типе изменений Земли и жизни на ней. Доказательная сила такого рода аргументов по меньшей мере сомнительна. Аналогичным же образом используется в креационистской литературе и гипотеза ((многообещающих уродов» Р. Гольдшмид-та, согласно которой ко у иные эволюционные новшества возникают не постепенно, а скачкообразно, в результате макромута-ционного изменения наследственных программ индивидуального развития организ-мов. Трансформировав действительные взгляды автора гипотезы до неузнаваемости, креационисты фактически спекулируют его именем для придания сзоим построениям научной видимости. По сути дела, любая биологическая концепция может быть использована таким нехитрым способом по от из самой биологии. Следующая группа аргументов — доводы, основанные на провозглашении артефактов истинными фактами науки. Одним из наиболее яоких примеров такого рода является якобы безусловно установленное нахождение отпечатков следов человека, оставленных им рядом со следами динозавров. Они обнаружены, в частности, вблизи города Глен Роуз в штате Техас. На этом основании ставится под сомнение либо вывод о том, <-<то человек появился з результате эволюции сравнительно недавно, либо то, что динозавры исчезли с лица Земли миллионы лет назад. Зсе зависит от того, что именно выбирается для обоснования. Между там еще 50 лет назад было убедительно показано, что следы, якс-бы принадлежащие человеку, являются не чем иным, как отпечатками задних конечностей мелких динозавров, подвергшихся, сразу после того как они были оставлены, эррозионно-му воздействию медленно текущей воды. Были проведены и эксперименты с пробными отпечатками в соответствующих условиях. Тем не менее упоминание данных «следов человека — современника динозавров» не сходит со страниц креационистской ли-теоатуры. И наконец, последняя из выделяемых нами групп аргументов — теоретические спекупяции, основанные на наличии в современном естествознании проблем, получающих спорное толкование. К числу таких проблем относятся и такие фунламенталь--<ые, как происхождение жизни и происхождение человека. 3 са^ом деле, остается •зо многом неясным, как и при каких условиях на Земле зародилась жизнь. Единой теоретической модели преобразования химической эволюции в биологическую нет, видимо, она з принципе не может быть создана. Современная концепция биогенеза лишь ч общих чертах рисует возможный механизм образования первичных органических веществ, последующей сборки на их основе молекул сложных биополимеров и появления первичных живых организмов. 8 равной степени много неясного остается и в теории антропогенеза. За последние десятилетия первоначальные представления о становлении человека как биологи-веского зида были существенно дополнены. Сам факт происхождения его от обезьяноподобных предков подтвердился, что же касается реальной картины этого процесса, го з ней мно-'ое остается спорным. Ясно ~оль ко, что филогения гоми и ид представ-;;;;ет собой совокупность многих линий, из которых только одна достигла уровня человека. Сам этот процесс представляется з наши дни гораздо более длительным, чем казалось асего лишь несколько десятилетий назад. Исследование закономерностей пред-биологической эволюции и эволюции человека затруднено отсутствием достаточного фактического арсенала. Именно поэтому здесь открыт такой широкий простор для гипотетических допущений. Вопрос о степени достоверности выводов науки представляется вполне естественным. Однако нельзя согласиться с тем, как его решают коеационисты. Для них неполнота знаний является основанием для отказа от самой попытки научного решения проблемы и для вывода о том, что соответствующих естественно-исторических процессов попросту не было. И жизнь, и человек созданы творцом — эта мысль провозглашается более предпочтительной, нежели научные гипотезы, на том простом основании, что она обладает абсолютным, а не вероятностным характером. Рассматривая логической строи системы ас гу ментов, выдвинутых в современном -чреационизм.е, нельзя не увидеть, что з большинстве своем они строятся по типу отрицания. Выводы естествознания отвергаются под и с ем и мыслимыми и немые ли-• улыми предлогами. Подходя к научному знанию с требованием его доказательности, креационисты не затрудняют себя поиском положительных доказательств справедли- вости своей точки зрения, л о далеко не случайно. Таковых доказательств просто не может быть, что было прекрасно показано еще И. Кантом, обосновавшим вывод о том, что бытие Ьогэ л*ожет иметь только нравственное обоснование и никакое другое. Рассмотренный под этим углом зрения современный креационизм является не чем иным, как попыткой оно голо г ичес к его доказательства бытия Бога, возможность которого отвергнута даже самой теологией, Провозглашая принципиальную ограниченность научного познания, научный креационизм сам ставит себя вне рамок науки, странным образом претендуя на то, чтобы остаться в ее лоне. Если е этом и есть какой-то смысл, то он сводится к социальному камуфляжу. В современной действительности высокий общественный авторитет научного знания заставляет даже неприкрытый антисциентизм облекаться в тогу науки. Вся кнкучность» креационизма заключаете я лишь во внешнем копировании атрибутов науки как социального института — создаются «научные» общества и '<научные» институты, объединяющие специалистов с университетекими" дипломами и учеными степенями, издаются ((научные» журналы, публикующие «научные» труды, ведется «научная» полемика. Само же содержание этой «науки» остается предельно простым — провозглашаете я истинность Священного писан и я и больше ничего, именно оно является альфой и омегой «научного» креационизма. Бессмысленной является и та полемика, которой отдают так много сил сторонники данного учения, неустанно «разоблачая» недостатки эволюционной биологии или исторической геологии, так как по самим условиям спора оппонент заведомо обречен на поражение, поскольку истина з последней инстанции принадлежит «научному креационизму». Ни для науки, ни для божественного откровения она не может дать ничего нового. Результативность ее только в том, что критика науки, веаушаяся на псевдонаучном языке, оказывает злияние на общественной сознание, закрепляя в нем, хотя бы и на время, эпитет «научный» за учением, но имеющим к науке никакого отношения. Все сказанное выше показывает, что перед учителем биологии встают ноеыя сложные проблемы идеологического план*, от которых нельзя отмахнуться без существенного ущерба дл я преподазани я. В наши дни плюрализм взглядов становится знамением времени. Одна из сторон его конкретного проявления — возрождение религиозного мировоззрения. Креационизм в естествознании — эго попытка сочетать научные данные с религиозными взглядами и более того — подчинить науку религии. Какую позицию в данном вопросе должен занять учитель биологии, в особенности учитель, преподающий курс общей биологии в доух с"; л о ш и х классах? Весьма вероятно, что среди учеников будут и такие, котооые находятся под влиянием религиозных взглядов, принятых в их семьях. Более того, иногда создаются ситуации, когда семья становится в прямую оппозицию к школьному преподаванию биологии. «И чему только вас учат в школе?! На самом деле все не так. Бог создал человека и в ось материальный мир, всех животных и растения». Подобной ((концепции» всячески помогают радио и особенно телевидение, демонстрируя прекрасные, с профессионально-технической точки зрения, созданные в США креационистские фильмы. По советскому телевидению эти фильмы обычно нарочито демонстрируются з воскресенье с тем, чтобы они возможно шире-:: охзатили ученическую аудиторию. Такими путями креационизм (и не. безуспешно!) пытается проникнуть в нашу школу. Способствуют этому не только телевидение, но и некоторые наши весьма уважаемые литературные журналы (при-м^о — статья 8. Н. Тростникова з «Новом мире», о чем уже говорилось выше). Во всех этих проявлениях социальной и школьной жизни переплетаются весьма сложные и подчас поо'иворечизые общественные явления, которым нельзя дать однозначную оценку. Бесспорно, что преследование религии вплоть до физического уничтожения служителей культа есть одно из ярких и бесчеловечных проявлений сталинизма. Б этом плане восстановление религиозных организаций (в том числе православной церкви) и провозглашение свободы совести нельзя воспринимать иначе, как прогрессивное явление з нашем возрождающемся обществе, одну из явных иеог перестройки. Возрождение религии связано с переоценкой исторических судеб нашего народа с восстановлением исторических художественных ценностей (храмы, церковная жчвопись и т. п.). Все это вызывает живейший интерес и положительные эмоции в самых широких слоях населения, как верующих, так и не верующих. Но совершенно иначе надо расценивать попытки религиозным мировоззрением подменить и даже отменить те основы науки, которые среди я ч шкс л а дзет учащимся. Основной задачей средней школы было и остается вооружение учащегося знаниями наук, формирование и выработка научного мировоззрения, т. е. последовательной системы взглядов на м.ир и сущность явлений природы и общества. В противоречие с этой задачей зс гупает «научный» креацио- низм, пытающийся ооъяснить явления природы чудесным вмешательством Творца. В связи со сказанным уместно вспомнить беседу, которую Ю. И, Полянский, один из авторов этих строк, зел в конце 50-х гг. с одним из видных представителей генетики и эволюционной теооии США, выходцем из Советского Союза, Шеодосием Григорьевичем Добржанским (100-летиесо дня его рождения Академия наук СССР отметила специальной международной научной конференцией). Ф, Г. Добржансхий живо интересовался вопросами преподавания биологии в средней школе США и участвовал в составлении программ. Он рассказывал, какой большой вред в 50-е гг. креационизм нанес преподаванию биологии з некоторых штатах США и как американские биологи борются с этой «напастью». Не хотелось бы, чтобы этот «опыт» пеоекинулся з нашу школу. Не все хооошо, что совершается на Западе, где и в наши дни «научный» креационизм занимает активную наступательную позицию, о чем можно судить по большому количеству выходящей главным образом з США коеационистской литературы. В наши дни позиция учителя биологии з советской средней школе должна несколько измениться по сравнению с темг что имело место еще совсем неценно. До недавнего времени учителю рекомендовалось вести активную антирелигиозную пропаганду. Соответствующие рекомендации можно найти зо всех методиках преподавания биологии. Следует сознаться, что подчас эта атеистическая пропаганда приобретала довольно вульгарный, примитивный характер. Думается, что з наши дни линия поведения учителя-биолога должна быть изменена. Не следует назойливо внушать учащимся материалистические выводы из изучаемого материала. Эти выводы должны логически складываться з сознании учащихся как естестзенный итог изучаемого фактического материала. Вместе с тем следует активно отвергать всякого рода и за ращения реально существующих фактов, '-< чем./ сплошь и рядом прибегают креационисты в своих выступлениях. Вот один пример из числа многих. Не так давно по первой программе всесоюзного телевидения был показан фильм, з котоосм.«доказывалось», что филогенетические палеонтологические ряды — это «выдумка» эволюционистов. Утверждалось, что,р>''логеметическии рял лошади, который начал разрабатывать еще наш замечательный палеонтолог — дарвинист В. О. Ковалевский, есть фикция, ибо будто бы зсе эти предки лошади — от обладавших пятипалой до лошадей с однопалой конечностью — существовали в истории Земли одновременно и каждый из них представлял собою результат отдельного творческого акта. Подобное утверждение есть прямое искажение фактов, ибо на самом деле начиная с эоцена и до четвертичных отложений идет ряд эволюционного развития лошади во времени. Подобного рода грубое искажение фактов з креационистских писаниях и публичных выступлениях имеет место постоянно, о чем уже говорилось зыше. Нам представляется, что учитель-биолог, опираясь в преподавании на научно достоверные факты, не должен вступать з полемику с религиозными догмами, указав, что отношение к религии — дело совести каждого человека и че иллеет отношения к научному познанию мира. Бывая неоднократно зо Франции, Ю. И. Полянский встречался и беседовал с палеонтологами з сутанах католических священнослужителей, изучавшими конкретные пути филогенетического развития оазных групп ископаемых растений и животных. На вопрос <;Как же Вы совмещаете изучение эволюционных проблем с Еаши- м И релИТИОЗНЫ.М И 81, Г Л ЯДЭМ И?» ОД И Н ИЗ них ответил: «А в чем же здесь противоречие? Бог сотворил мир и законы, им управляющие. Даовин оаокрыл эти законы, а я их углубляю и уточняю на конкретном м а т е р и а л е». Нужно сказать, что подобная деистическая точка зрения /довольно широко распространена на оападе. В целом она перекликается с упомянутой зыше энцикликой папы Пия X! 1 (1950). Мы полагаем, что перед учителем биологии стоит двойная задача. С одной стороны, следует отказаться от примитивной атеистической пропаганды, оскорбляющей религиозные чувства верующих. Вместе с тем ^е следует допускать зсякого рода попытки наступления на биологию с креационистских позиций, пытающиеся поставить под сомнение возможность научного познания окружающего нас материального мира. Эти попытки а настоящее время широко распространены в Западной Европе и в особенности в США. Настоящая статья имеет целью помочь учителю-биологу с сдаете ко и школы з его противостоянии попыткам внедрения креационизма в школу, е сознание учащихся. Любые явления социальной жизни, в том числе и развитие идей, познаются в свете истории. Поэтому значительная часть этой статьи посвящена нами истории креационизма и значению его на разных этапах исторического развития самой биологии. Рекомендуемая литература Георгиевский А. 5,, Орлов С. А. Кон-иепция божественного творения живого и современная идеологическая борьба. Л.: Знание, '988. Горин В. П. Современный креационизм или фидеизм под маской научности / / Известия Сибирского отделения АН СССР. 1935. № 9. Серия истории физиологии и философии. Вып. 2. С, 30—35. Татар и нов Л. П. Эволюция и креационизм. М,: Знание. '988. Ю. И. ПОЛЯНСКИЙ, ч.г-мрр. АИ СССР Институт цитологии АИ СССР Э. И. КОЛЧИНСКИЯ Доктор философских наук. С. А. ОРЛОВ Институт истории естествознания и техники А Н ССС
Словарь используемых теринов Антнсцнентмзм — 'Лирозоззренческая лоз и- Онтогенетическая концепция развит я я — ц и я, з ос.ч обе которой летит поедет.явление о представление, согласно кото р о лл у историческое ^исто утилитарном характере научного знания, развитие живого являете я подобием индиви- его огоани«енности и неспособное"7» г,ать под- дуального развития срглнил.ма, т. е, имеет опре- г, и ни ое объ ясн ение *л ира. дол =^ин '-/кз, заданную з осе-1 с 5 пг/огр съ-лм у. Д^нзм — учение, пп^знпющее оога в ка^-ост;.;«Онтологическое доказательство 64,: т к л бога — творца мира и законов, упр-.'згягО'4-ч.х ого длль- аогу.мент, согласно которому сущ^стьо^,,н*е н*;йшим изменен нал-,, осуществя яющимся без бога заводится из самой возможное г и мыслить сгза. ПрОйнденцидлюм — конц^ги^'я, с огласно ко- Креацнонизм—умение, рассматривающее торой лю6:,1е изменения з мире рлсс'латриь^.-от- iv. м о г ос орд? ие орган и веского м ^рг- как результат с я к с-к ссущост ял е н ^е пр*? д у с г-э>-| '„ч; ,~ внп его оо- непосре детвечного его творения богом и о гр^.- ж ее т нен но г о плана — «золи.трон и/;о-1ч ч1). образном ходе эволюции, о появлении крупных таксонов (отряд, класс, тип) в результате внезапных изменений—сальтаций. Теизм — религиозное мировоззрение, признающее бога а качестве творца мира и его постоянное зоздействие на асе события в.мире. Телеология — идеалистическое учение об изначальной целесообразности з природе, ооъяс-нчющее развитие живого существованием внутренних целей — так называемых конечных причин. Теология — совокупность религиозных доктрин о сущности и действии бога; построена б форме учения о боге, основанного на текстах, трактуемых чак божественное откровение. Трансформизм — система поедставло-ий сб исторической изменяемости (трансформации) организмов, но не дающая ее научного объяснения. Фундаментализм — религиозно-политическая идеология, исходящая из признания ^:сшей значимости религиозных ценностей и абсолютной истинности священного писания. Эссенциэпизм — учение о реальном сушество-зании неизменных сущностей, воплощающих признаки определенных классов предметов; е биологии 'зь 'ража л ось з пр-эдстае пении о том, ито изменчивы лишь организмы, но не сущность
Биология в школе, 1995 Жизнь, ее сущность и происхождение: взгляд с разных ракурсов Происхождение жизни на нашей планете — предмет многовековых дискуссий, в которых участвовало не одно поколение землян. Эта чрезвычайно интересная область знания, имеющая научное, философское и мировоззренческое значение, до сих лор привлекает внимание исследователей самых различных направлений. Зачастую точки зрения на отдельные положения не только не совпадают, но и поляриы по существу. Не претендуя на исчерпывающее решение проблемы, на полноту и однозначность суждений, редакция решила провести обсуждение этого вопроса с участием представителей различных профессий. В заседании приняли участие доктор химических наук К.Л. Гладилин (Институт биохимии им. А.Н. Баха), учитель московской средней школы № 497 В.Л. Долгий, диакон Дмитрий Зворыкин (Православный Свято-Тихоновский богословский институт), заслуженный учитель России В.Б. Маэо (средняя школа № 420. Москва), доктор биологических наук Б.М. Медников (МГУ), доктор философских наук Б.А. Старостин (Российский государственный гуманитарный университет), кандидат педагогических наук Л.Н. Сухорукова (Ярославский государственным педагогический институт). Вела дискуссию редактор журнала Л.А. Приходько. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.034 сек.) |