|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Нот «величайший» критик законов Менде-ля Лысенко был убежденным атеистом. Донося до учащихся достижения науки, ОЧеНЬ ВаЖНО ГОВОРИТЬ О личности* сами* ученых? Ярким человеком был, напри- ван Петрович Павлов. В эпоху атеистических гонений он однажды остановился напротив церкви, чтобы перекреститься. К нему подошел рабочий и сказал: «Эх, темнота, темнота». И это он, лауреат Нобелевской премии, услышал о себе! Д. Зворыкин. Устройство и законы тварного, в частности материального, мира можно исследовать как таковые, забыв о его Творце. Обычно это не отражается на феноменологии науки. Любые же теории и обобщения серьезного уровня часто приводят к идее Асбол-ота (Бога), стоящего над миром. Свидетельство тому отнюдь не атеистические воззрения большинства крупнейших ученых. Даже если мы рассмотрим эпоху религиозного упадка, так называемый европейский Ренессанс, основными проводниками атеизма и материализма того времени были философы, не внесшие серьезного вклада в естественные науки, например Бэкон, Гассенди, Гоббс, Вольтер. В то время как заслуги перед естествознанием философов-идеалистов, таких, как Декарт, Ньютон, Лейбниц, Паскаль, трудно переоценить. Для христианства подобная ситуация закономерна, ибо и Священное Писание свидетельствует о необходимости познания премудрости Тго1ща~через созерцание дел рук Его. и Святые Отцы, великие умы гТришлою" пишут о том же, да и сами ученые подчас высказывают эту мысль. Макс Планк, например, говорил о том, что для любого ученого в конце 1 Сх.: Биолошл в школе. 1994. Л* 2. 3. 5. всех его построений и рассуждений окажется Бог, для богослова же Господь будет в начале и основе рассуждений. Б.М. Медников. Известны имена естествоиспытателей, стоящих в своей практической деятельности на строго маг териалистических позициях и в то же время искренне верующих. Однако в конце жизни они перешли на «один рельс» — стали только верующими, как И. Ньютон, толковавший Апокалипсис, или же атеистами, как Ч. Дарвин, в молодости собиравшийся стать священником. Ч. Дарвин, однако, стал атеистом не в силу логики наблюдений в природе и зкспериМентов, а по морально-этиче-спим причинам, ии не мог принять идею Всеблагого Творца, допускающего в мире столько страданий. Отсюда Ч. Дарвин сделал вывод, что эволюцией движет не Благое Начало, а жесткий механизм, лежащий по ту сторону добра и зла, — естественный отбор. Д. Зворыкин. Проблема сосуществования Бога и зла известна в философии и богословии под названием «теодицея». Однако она разрешима и не является основанием для того, чтобы отказаться от Бога. Б.А. Старостин. Ч. Дарвин же исходил из своих культурных традиций, из английского протестантского или близкого к протестантизму либерального мироощущения викторианского века. В других культурных традициях возможен совсем иной подход к проблеме зла и страдания, к их неизбежности в эволюции. В частности, в православной русской культурной традиции весь мир рассматривался как «лежащий во зле», а страдание — как его неотъемлемый атрибут. Русские святые — прежде всего «страстотерпцы». Если же религия видит мир как полный страдания, то вся боль, все зло, к которым подчас приводят эволюция и естественный отбор, прямо вписываются в религиозную картину мира. Такая точка зрения нашла развитие у В. Соловьева, П. Флоренского и других представителей русской, так называемой идеалистической философии конца XIX — начала XX в. Д. Зворыкин. По вопросу о взаимоотношениях науки и религии я, пожалуй, соглашусь с образом, созданным Борисом Михайловичем Медниковым: брго-словие и естествознание - это два рель С такой начальной позиции, я думаю, можно перейти к самой проблеме возникновения жизни. Современная космология происхождение Вселенной связывает в «Большим взрывом». Можно ли от космологии перекинуть «мостик» к биологии и возникновение жизни связать с «Большим биологическим взрывом»? Б.М. Медников, Такие факты, как красное смещение в спектрах звезд и реликтовое радиоизлучение, подтверждают идею «Большого взрыва» (В1п Вапд), согласно которой около 15 млрд. лет назад произошел чудовищной силы взрыв, породивший известную нам Вселенную. Наше Солнце — молодая звезда и, по-видимому, возникло не ранее 6 млрд. лет назад вместе с планетами. Самым древним из обнаруженных горных пород 4,6 млрд.лет/В---Слоях моложе 37&~ млрдТ—летобнаружены продукты распада хлорофилла и других пигментов (например, меланинов), а возрастом 3,2 млрд. ле^^датируются первые достовер-аходки микроорганизмов. Можно заключить, что жизнь возникла в период между 4 — 3 млрд. лет назад, скорее всего, ближе к верхнему пределу. Д. Зворыкин. Христианское учение о творении и развитии материального мира наиболее близко к концепции «Большого взрыва». При этом идея вечной Вселенной для христианства неприемлема, ибо по христианскому учению у Вселенной было начало, а произошла она, вернее была сотворена, из ничего. Концепция дуализма, т.е. «совечности» Бога и Вселенной, антихристианская. Л.Н. Сухорукова. Как.утверждал В.И. Вернадский, в земной коре нельзя отыскать слоев, свободных от влияния живого вещества. Именно отсюда вытекает парадокс невозможности измерения возраста Земли как космического тела, ибо мы будем находить в конце наших усилий только структуры, переработанные живым веществом. 'Анализ древнейших отложений — архейских пород — показал, что это измененные осадочные породы, отлагавшиеся в среде, где некогда находилась жизнь. Геологи и радиометристы определяют не возраст планеты, а возраст пород, выпавших из жизненного круговорота, которые ушли вглубь, в осадок, и больше не входили в жизненные процессы. Вот почему, сколько бы мы ни старались нащупать предельные возрасты, будем лишь определять тот срок, в который существовала данная структура молекулы, входившая ранее в живые тела. Д. Зворыкин. С христианской точки зрения, идея вечно существующей жизни недопустима, если иметь в виду жизнь именно органическую, а не как философскую категорию. В связи с этим к названному теоретическому положению В.И. Вернадского я отношусь скептиче- ски. Тем не менее считаю его одним из крупных ученых и мыслителей нашего века. К.Л. Гладилин. С тезисом В. И. Вернадского, что живая природа - причина природы неживой, что Земля всегда была оживлена, далеко не все ученые согласны. Это противоречит гипотезе «Большого взрыва». Д. Зворыкин. Формальный механизм возникновения органической жизни богословие рассматривает как безусловно абиогенный. Книга Бытия повествует о возникновении живых существ из неживой материи. Более того, не сказано, что Бог непосредственно сконструировал (слепил), например, наземных животных, зато сказано, что Господь повелел земле произвести их. Другими словами, материальный мир создан вместе со своими з-^нами существования и развития, с основными физическими константами, с тем, что принято определять как законы природы, т.е. материальный мир имеет значительную степень «самостоятельности». Святитель Василий Великий писал о том, что Бог даровал земле силу действовать и производить нечто новое — «... да приобретет то, чего не имеет». В нашем разговоре мы постоянно оперируем такими понятиями, как «живое», «живая природа», «жизнь». Живое и неживое... Казалось бы, нет ничего проще отличить их. Однако ато далеко не так — их очень многое объединяет. И все-таки есть важнейшее свойство, отличающее живое от неживого — киральная (хиральная — от греч. «рука») чистота: все природные аминокислоты только левые, а все природные сахара правые зеркальные изомеры, т.е. они существуют в двух структурных формах, схожих и в то же время отличных, как левая и правая ладони. Почему именно это свойство особенно важно для определения живого? Каким образом явление зеркальной изомерии проливает свет на тайну происхождения жизни? Л.Н. Сухорукова. Луи Пастер, обнаруживший одну из существенных особенностей живого вещества - оптическую асимметрию, обратил внимание на то, что неживой природе присуща тенденция к равновесию между правыми и левыми молекулами, т.е. изомеры эквивалентны. Иная картина характерна для живой природы, здесь царствует киральная чистота: использование для построения белков Ь-аминокислот, а для синтеза нуклеиновых кислот 0-сахаров. Можно утверждать, что возникновение жизни неразрывно связано с появлением ки-ральной чистоты, а ее воспроизведение и поддержание — одна из характернейших функций жизнедеятельности. Так что обнаружение киральной чистоты служит и необходимым, и достаточным основанием для утверждения наличия жизни в природных объектах. К слову сказать, не видя в земных условиях причин, которые могли бы вызвать зеркальную асимметрию у первичных форм жизни, Л. Пастер связал их происхождение с космосом, где широко распространены асимметричные процессы и формы. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |