|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
А.С. Северцев
ЭВОЛЮЦИЯ ИЛИ БОЖИЙ ПРОМЫСЕЛ?" К спорам о дарвинизме К аждый человек волен верить или не верить в? Бога, верить или не верить в эволюцию. Боль- шинство людей знают об эволюции так мало, что вынуждены верить в нее, как христиане -,\ верят в Бога. Споры креационистов, считаю--..-=*• - -- -- тих, что Бог создал биоразнообразие, и эво-•'"""""'* ""-"" люционистов не\тихают более полутора веков, с тех пор, как Ч.Дарвин опубликовал "Происхождение видов...". С теологической критикой теории эволюции время от времени приходится бороться, особенно если сторонники креационизма занимаются улавливанием человеческих душ на страницах изданий, адресованных учителям. Дело не в том, станет ли тот или другой школьник вермощим православным или мусульманином, и не в том. верит ли в Бога его учитель или он атеист (академик И.П.Павлов был, как известно, глубоко верующим человеком), а в том, насколько полноценным членом общества вырастет школьник, если он не Vсво-ит тех азов науки, которые дает ему средняя школа. Теория эволюции — часть среднего биологического образования. Увы, время от времени звучат утверждения, что эта часть не нужна и вредна. Хочется возразить подобным нападкам. Каждая религия по-своему решает вопросы мироздания, происхождения жизни и происхождения человека. Представления индуиста об этих проблемах во многом отличаются от представлений христианина. Однако, поскольку теория эволюции, которую до сих пор часто называют дарвинизмом, возникла в Европе, именно христианская религия наиболее активно участвует в полемике по поводу эволюции. Католическая церковь оказалась в этом_дтношении более прогрессивной. Еще в 1950_слапа 11ий_ XII буллой "Ниташ §епеп5" разрешил катол[икам^дискутировать "о~суТдёствовании эволюции. Теперь в польских костелах можно Тшдёть портретЧДарвТша.^георию которого трактуют как разъ-лшение Божественного_замысла сотворения жизни. Православ-ная церковь и протестанты более консервативны, они остались на позициях библейской догмы. В этом отношении суждения В.Тростин ко в а, высказанные в статье "Дарвинизм: крах мифа" (приложение? к газете "Первое сентября", "Биология", 1997, \° 18), можно наг» пать даже прогрессивными. Автор вступил в противоречие с ортодоксальным православием, утверждая, что жизнь на Земле развивалась посте-пенно, т.е. не все виды были созданы одновременно. Правда, судя по тексту, эволюция происходит по слову Божию, произносимому им для каждого вида отдельно. Другими словами, автора можно причислить к религиозным эволюционистам, хотя его рассуждения несравненно более упрощены, чем, например, у Пьера Тейара де Шардена, книга которого "Феномен человека" опубликована у нас (М.: Наука, 1987, 2-е изд.). Несколько подробнее о полемике эволюционистов с креационистами можно узнать из брошюры А. Б. Георгиевского и С.А.Орлова "Концепция божественного творения живого и современная идеологическая борьба" (Ленинград, 1988). Креационистам не нравится именно дарвинизм. Так и должно быть. Дарвиновские факторы эволюции в их современном звучании: генетическая изменчивость, борьба за существование, естественный отбор и генетическая изоляция — непосредственно наблюдаемые явления природы. Их взаимодействие не оставляет места сверхъестественным силам. Более или менее полное изложение теории эволюции можно найти в учебных пособиях для вузов, учителей и абитуриентов. В то же время стандартный набор возражений против. дарвинизма в этих пособиях практически не обсуждается, хотя одни и те же возражения повторяются почти в неизменном виде уже около 150 лет, со времен Майварта и Данилевского. Вот почему нам представляется более целесообразным не повторять основные положения эволюционной теории, а разобраться в аргументах ее противников. Кстати, сразу следует исправить ошибку: академик Л.С.Берг, в отличие от Данилевского, был эволюционистом, а не креационистом. Он считал ошибочной теорию Дарвина и пытался ее заменить своей теорией — Номогенезом. Антидарвинистическая аргументация в названной выше статье начинается со старой идеи, согласно которой невозможно_воспроиз- подобно тому, как это делается, например, в племенном животноводстве. Это возражение облечено в форму современной терминологии: "...полезно ввести понятие пространства признаков, в котором всякий вид изобразится точкой. Произвольно взятую точку этого пространства будем называть "рехтьной", если животное с соответствующим набором признаков получится жизнеспособным, и "нереальной" в ином случае". Дааее утверждается, что ест линия между исходными и дочерними видами состоит из реальных точек, то справедлива "дарвиновская схема эволюции". В.Тростников же утверждает, что "связать такой линией все пары, которые эволюционисты считают парой "предок — потомок", не удается". Не удается потому, что "...в случайном наборе признаки окажутся не согласованными друг с другом и не смогут обеспечить выживания их обладателя". Далее следует традиционное рассуждение о том. что дарвиновская теория основана на случайности, иллюстрируемое столь же традиционным примером, согласно которому нельзя собрать действующий механизм, работая с завязанными глазами и используя детали, разбросанные в беспорядке на стеллажах склада. Начнем с противоречия: сначала сказано, что точка в прострг-дстве признаков — это вид, затем, что это орТЗнизм. Для надежности рассмотрим оба варианта. Видообразование — обычно процесс медленный, от десятка тысяч до миллионов лет, а палеонтологическая летопись очень не полна (см. ниже). Поэтому в большинстве случаев простелить видообразование во времени невозможно. Однако иногда в озерных и лагунных отложениях, там, где осадки накапливались непрерывно и равномерно, процесс изменения популяции во времени, вплоть до видообразования, можно увидеть воочию. Пожалуй, наиболее известный пример — гастропода Утрагиз (Ра1ис1та) пеутауп из плейстоценовых озерных отложений Словении. В их нижних счоях представлен один вид — Утрашз пеутауп, а в верхних другой — Утрагиз Ьогпе51. Оба вида связаны непрерывным рядом постепенно меняющихся раковин, причем в каждом стое эти раковины представлены широким спектром индивидуальной изменчивости. Аналогичную картину дают раковины другого брюхоногого моллюска Р1алогЫз ти!и-Гоптз с острова Кос в Эгейском море. Еще более стожную картину дивергентного формирования нескольких видов дают раковины двустворчатых моллюсков семейства Саго'пйае из Ачагыльского яруса плейстоцена Туркмении. Даже по остаткам (по зубам) мелких грызунов удается иногда с достаточной точностью про-с:едить видообразование (Ст^епсп, 1977). Следовательно, в пространстве видовых признаков примеры, когда удается провести непрерывную линию от исходного вида к дочернему (или к дочерним - эволюция дивер-гентна), существуют. Другое дело, что элементарной единицей эволюции является популяция. Поэтому внутри эволюирующей популяции нельзя провести линию, связывающую единственную пару особей, которую противникам дарвинизма хотелось бы считать предками дочернего вида, с первой парой особей этого дочернего вида. Напротив, подобных линий придется провести столько, сколько было выкопано раковин из каждого последующего слоя отложений. Изменения популяции во времени описываются моделью"Сетча-того родства в популяции" (И.И.Шмальга-узен. Проблемы дарвинизма. Л.: Наука, 1969). Если "пространство признаков" относится не к видам, а к особям (что можно предположить, исходя из примера со сборкой механизма), то стоит напомнить: случайный набор признаков, т.е. "нереальная точка", не может существовать. Организм не случайный набор признаков, а целостная, высокоинтегрированная система. Лет за 30 до Дарвина это впервые показал Ж.Кювье, и Дарвин учитывал целостность организмов в своей теории. С тех пор и теория онтогенетических, и теория филети-ческих корреляций, т.е. взаимосвязей подсистем организма, очень неплохо разработаны (см., например: А.С.Северцов. Направленность эволюции М.: МГУ, 1990). Следующий аргумент противников дарвинизма столь же традиционен. Автор настаива ет на отсутствии переходных форм между так- сонами надвидового ранга, ТГособеТПГО между видами. Правда, в его изложении перемешаны рассуждения о том. что палеонтологи не знают переходных (промежуточных) форм, что можно спорить о ранге надвидовых таксонов, но нельзя отрицать их дискретность, а также о том, что нет ни одного случая, в котором можно было бы заподозрить отсутствие дискретности видов. Суть всех этих рассуждений сводит-ся к тому, что коль скоро таксоны дискретны, то непрерывная эволюция не реальна, а значит дарвиновская гтеория не верна. ' " ' " • ~~Нзчнем"разб1Гр"аться с вопроса о дискретности видов. Представление о дискретности действительно лежит и в основе систематики (таксономии). и в основе теории эволюции. Согласно "биологической концепции вида" (Майр, 1968 и многие другие), вид - это генетически замкнутая, а потому дискретная система популяций, в норме (в природе) не обменивающаяся генами с другими такими же системами. Иными словами, виды, в отличие от подвидов, генетически изолированы друг от друга. Если есть дискретные различия, то исследователь имеет дело с разными видами, если таковых нет, то с внутривидовыми системами популяций: подвидами, экологическими расами и т.п. (подробнее см.: В.В.Гриценко и др. Концепции вида и симпатрическое видообразование, М.: изд-во МГУ, 1983). Однако дискретность и видов и надвидовых таксонов возникает в процессе дивергенции. Теория видообразования тем и занимается, что описывает пути формирования дискретности видов на основе разных направлений естественного отбора и разных форм генетической изоляции. Надо оговориться, что дискретность может быть установлена только относительно синхронно существующих систем популяций. Дискретную границу между исходными и дочерними видами провести нельзя из-за непрерывности изменений в чреде поколений (см. выше). Во всяком случае, до сих пор критерии, с помощью которых можно было бы провести эту границу, не найдены. Однако, поскольку биологи застают современные виды на самых разных этапах внутривидовой дифференциации и дивергенции уже обособившихся видов, постоянно возникают сложности с отнесением той или иной системы популяций к внутривидовым группировкам или к разным видам. Зоологические и ботанические журналы пестрят статьями, в которых переисследуется и пересматривается систематика на уровне родов, подродов, групп видов и отдельных видов. Их разделяют, объединяют, выделяют подвиды и т.д. Все это происходит до тех пор, пока кому-то не удается найти признаки, действительно доказывающие дискретность или, напротив, недискретность изучаемых систем популяций. Надо подчеркнуть, что дискретные признаки указывают на самостоятельность видов, а недискретные различия тех же видов — на общность;сх происхождения и степень родства. Работа эта настолько сложна, что исследователи буквально десятки лет бьются, чтобы доказать ту самую дискретность, относительно которой некоторые авторы утверждают, что она ни у кого не вызывает сомнений. В учебники вошел ряд подобных примеров. Напомню лишь два из них. Первый - ситуация с серебристой чайкой Ьлшз аг^еташз и чайкой клушей Еат$ Гшсш. В Европе, от Исландии до Белого моря, это симпатрические виды, четко различающиеся по внешним признакам (окраска перьев, форма клюва и ряд других особенностей). Оба вида в природе не скрещиваются. Восточнее Белого моря обитает только клуша. Однако с запада на восток, вдоль северного побережья Евразии, видовые признаки этой чайки плавно и постепенно (клинальная изменчивость) утрачиваются и формируются признаки серебристой чайки. Особи всех соседних популяций, образующих непрерывную цепь не дискретных подвидов, скрещиваются и дают нормальное потомство. На Чукотке популяции чаек очень сходны с типичной серебристой чайкой. В Северной Канаде — уже вполне "хорошие" серебристые чайки. По всему кольцу ареала чаек, окружающему Северный Ледовитый океан, это единый вид, а в Европе два разньгх вида. Это ли не иллюстрация непрерывности эволюции, отражающая в данном случае процесс изменения по мере расселения в приполярных областях после конца последнего ледникового периода? Аналогичных примеров можно привести больше десятка. Второй пример — один из многочисленных случаев обнаружения видов-двойников, т.е. видов, не различающихся ни морфологией, ни экологией, но дискретных, так как они генетически изолированы друг от друга. До 60-х гг. нашего века считалось, что огромный ареал от Франции до Северного Китая населяет единый вид — обыкновенная полевка Мкгошз агуа!й>. Однако выяснилось, что сим-патрично с этим видом, у которого в диплоидном наборе 46 хромосом, в лесной зоне европейской части России обитает не отличимый по внешнему облику другой вид — восточно-европейская полевка Мйсгосш гоззотепсНопаПз с 54 хромосомами. Зачем господу Богу потребовалось считать хромосомы полевок, пусть объяснят противники дарвинизма. Дискретность таксонов надвидового ранга обычно ни у кого не вызывает сомнений: дивергенция зашла гораздо дальше, чем у таксонов низшего ранга. Поэтому споров относительно самостоятельности отрядов, классов, типов обычно не возникает, хотя одну и ту же группу разные авторы могут считать то надклас-сом. то классом, то подклассом или даже отрядом. Дело в том, что более детальное исследование уже известных современных или ископаемых форм или новые палеонтологические находки изменяют представление о степени близости изучаемых форм с родственными им таксонами, меняют объем изучаемых таксонов, и все это заставляет иначе оценивать их ранг. Смотри, например, статью В.М.Харитонова и 8 АБадевича "Теория антропогенеза: современное состояние" ("Биология в школе", 1997. №3). Однако ранг таксона и его положение в системе — предмет систематики. Задача филоге-нетики иная — реконструировать филогенез (историю эволюции) таксонов. Отдельные авторы, в том числе и В.Тростников. просто путают задачи систематики и филогенетики, а может-быть, и не знают об этом различии. Неполнота палеонтологической летописи и малое количество известных палеонтологам промежуточных форм (В.ТростникоБ почему-то считает, что их вообще не существует) — объективные тр\гдности в изучении эволюции, однако эти трудности имеют вполне естественное, а не божественное объяснение. Считается (подсчет весьма приблизителен), что сейчас известно около 8.5% вымерших видов от их количества в современной биосфере, и около 3% от количества видов, существовавших за всю историю биосферы. Неполнота палеонтологической летописи имеет несколько причин: геологические изменения земной коры (выветривание, метаморфизм, тектонические процессы и т.п.): технические сложности - невозможность перекопать все осадочные отложения Земли; тафономические особенности фос-силизации — крупные животные захораниваются в осадках лучше, чем мелкие, а обладающие твердым скелетом лучше, чем бесскелетные, и т.п. Несмотря на неполноту палеонтологической летописи, известны многие промежуточные формы. Для позвоночных обнаружены и описаны отдельные находки и целые таксоны, переходные между рыбами и амфибиями, амфибиями и рептилиями, рептилиями и птицами, рептилиями и млекопитающими. Известны промежуточные формы и между многими отрядами этих классов. Ссылка на сложность процессов формирования новых форм жизни просто неграмотна. Например, такое утверждение: "Какая может быть промежуточная форма между, например, морским животным, у которого весь метаболизм нацелен на извлечение кислорода из воды, и наземным видом, располагающим сложным механизмом извлечения кислорода из воздуха? А эволюционисты говорят: все мы вышли из моря. Как же могли они выжить в течение того громадного периода времени, исчисляемого миллионами лет, когда дыхательная система претерпевала коренные изменения и была ни то ни се?"1 Я специально процитировал эту сентенцию, чтобы показать как "свежесть" мысли, так и уровень биологических знаний оппонентов. Во-первых, у всех животных механизм энергетического обмена принципиально одинаков независимо от того, получают ли они кислород из воды или из воздуха. Во-вторых, наземные позвоночные произошли не от морских, а от пресноводных кистеперых рыб. Согласно крупнейшему нашему специалисту по 1 В.Тростников. Дарвинизм: крах мифа. // Приложение к газете "Первое сентября", "Биология",.№18, 1997. систематике кистеперых рыб чл.-корр. РАН Э.И.Воробьевой, от сем. СугорисппсЫ. отряда О^сео1ер1Гогте5, подкласса КЫр1с!18Па, класса Сгоззоргегусра (кистеперых рыб). Другое дело, что жизнь зародилась в море, и пресноводные рыбы возникли от морских. Именно в этом смысле "все мы вышли из моря". В-третьих. жаберный аппарат, служащий для дыхания в воде, и легкие, служащие для дыхания воздухом, сосуществовали у кистеперых рыб. дышавших воздухом при недостатке кислорода в воде. Как известно, и легкие, и жабры сосуществуют у современных двоякодышащих рыб, группы, родственной кистеперым. Дышать воздухом могут и многие современные костистые рыбы. У некоторых из них кроме кожного дыхания для этого существуют и специальные органы, аналогичные легким. Вот если бы В.Тростников указал, что единственный доживший до современности вид кистеперых рыб - латимерия — не имеет ни легких, ни трехкамерного сердца, ни малого круга кровообращения, пришлось бы гораздо подробнее объяснять достаточно сложные аспекты происхождения наземных позвоночных. Сейчас же достаточно сказать, что у ихтиосте-ги, жившей в конце девонского периода, еще сохранились рыбий хвостовой плавник и рудиментарные жаберные крышки, однако конечности были уже пятипалыми, как у наземных позвоночных, а наличие хоан (внутренних ноздрей - носоглотки) однозначно указывает на существование у этого животного легких. Несмотря на всю сложность проблемы происхождения жизни, многое уже удалось реконструировать. Желающие могут ознакомиться с брошюрой "Арена биологической эволюции" (М.: Знание, 1986). Статьи в этой брошюре несколько устарели, но они хорошо подобраны и написаны просто и ясно. Словом, обвиняя эволюцонистов в поверхностном отношении к фактам, противники дарвинизма зачастую демонстрируют полное незнание фактов. Неважно у них и с логикой. Обосновывая свое мнение о том, что Бог создал виды эволюционным способом, В.Тростников, например, пишет: "Поэтому можно думать, что новый вид возникал почти по законам биологии, созревая в утробе старого вида, т.е. чудо происходило на уровне кода ДНК. ктда вписывалось СЛОВО. В этом смысле, может быть, и верно, что земноводные произошли от рыб, а человек произошел от обезьяны, только это происхождение не было случайным, и естественный отбор не играл в нем никакой роли". Своеобразная лотка. За ней по-11ытка выдвинуть аргументы против преемствен- ности форм жизни, возникавших в процессе эволюции. Но ведь все эти аргументы, если бы они были верны, свидетельствовали бы не только против теории эволюции посредством естественного отбора, но и против эволюции по слову Божию, вписанному в ДНК (очевидно, нукле-отидным кодом?). Стоило бы подумать и о том, что. объясняя эволюцию словом Божьим, этим словом должно объяснить и вымирание видов. Вымирание менее приспособленных форм жиз- I ни — следствие прогрессивной эволюции более приспособленных. Это показал еще Ч.Дарвин. Правда, сейчас вымирание обусловлено главным образом антропогенными изменениями естественных экосистем. Интересно, как это происходит с точки зрения приведенной цитаты? Должен ли Бог переловить всех особей предназначенного к вымиранию вида и повычеркиватъ у них из ДНК свое Слово? Или вписать туда смертный приговор? А тех особей, над которыми Бог еще не успет произвести эту операцию, мы считаем представителями вымирающих видов, вписываем их в Красную книгу и охраняем, чтобы Бог им в ДНК чего-нибудь не вписал? В заключение еще раз подчеркнем, что вера в Бога или атеизм —личное дело каждого человека. Каждый вправе отстаивать свою точку зрения на науку, религию или политику. Однако очень плохо, когда спору о науке и религии придается политический оттенок, вроде того, что дарвинизм - это не научная, а идеологическая концепция. С последствиями подобных рассуждений, подменяющих науку идеологией, точнее, идеологизирующих науку, биология (и в первую очередь генетика и теория эволюции) уже сталкивалась в 1948 г.. когда после печально памятной "исторической сессии ВАСХНИЛ" все ведущие ученые в этих областях'.рыли выгнаны с работы, а некоторые и осуждены. Развитие биологии было остановлено на 20 лет. Последствия этой остановки наши сельское хозяйство и медицина до сих пор расхлебывают. В любых дискуссиях есть приемы, запрещенные по морально-этическим соображениям. Верующий православный был бы должен это понимать и чувствовать. Религия у нас подвергалась гораздо более длительному и жестокому преследованию, чем биология. Но, так или иначе, основой любой дискуссии, любо го опроверж'еТния или утверждения должны" быть весомые научные агрументы. а.с.северцое, профессор, доктор бишогических ноте, заведующий кафедрой Теории эволюции Биологическою факультета МГУ Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.) |