|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Ограничения морфологического принципа орфографииК ограничениям морфологического принципа орфографии относят явления двух типов: 1) связанные с правилами графики, 2) связанные с историческими чередованиями звуков. Сравним написания падежных форм слов вода и земля: вод-а, земл-я, вод-ы – земл-и, вод-ой – земл-ей, вод-у – земл-ю. Легко заметить, что одни и те же окончания (окончания одних и тех же падежных форм) обозначены на письме по-разному: -а и -я, -ой и -ей, -у и -ю, -ып-и. То же самое будет в окончаниях существительных других типов склонения: вол-а – кон-я, вол-у – кон-ю,вол-ом – кон-ём, сел-о – пол-е, сел-а – пол-я и т. п. То же во мн.ч.: вод-ы – зёмл-и, вол-ы – кон-и, сёл-а – пол-я, вол-ам – кон-ям, вол-ами – кон-ями, о вол-ах – о кон-ях. То же в окончаниях прилагательных: нов-ая – син-яя, нов-ую – син-юю, нов-ыми – син-ими и т. п.; в суффиксах: пис-а-ть – гул-я-ть и т. п. Все это зависит от характера предшествующих согласных: после твердых согласных окончания и суффиксы (или их начала)обозначаются буквами типа а, после мягких – буквами типа я. Это, следовательно, типичный пример применения слогового принципа графики. Но так как это проявляется не в разных, а всякий раз в какой-либо одной и той же морфеме, то создается впечатление, что тут имеют место определенные отступления от морфологического принципа: одни и те же морфемы пишутся по-разному. Но такие написания возникли по требованию правил графики, и орфография отменить их не может, поэтому принято считать, что здесь не нарушения, а лишь ограничение морфологического принципа: сфера его действия ограничена определенными предписаниями графики. Сюда можно отнести также замену и на ы в положении после приставок на твердые согласные: играть – разыграть, итог – подытожить, история – предыстория, искусный – безыскусный и т. п. 2. Ограничения морфологического принципа орфографии, идущие от исторических чередований звуков. Исторические чередования звуков всегда чередования разных фонем, каждая из которых может быть и в сильной, и в слабой позиции. Поэтому и буквенное обозначение их может быть опорным, т. е. создаваться по правилам графики, и проверяемым, создаваемым по правилам орфографии. Например: нога – ножной, поэтому и ног – ножка; мазать – мажу, поэтому мазь – мажь; лезу – лазить, следовательно, перелезать – лазейка и т. п. Таким образом, исторические чередования звуков приводят к разному буквенному обозначению одних и тех же морфем (маз-ать – маж-у и т. п.), но это никак не затрагивает морфологического принципа, так как находится в сфере графики; в своей же сфере (обозначение звуков слабых позиций) орфография и здесь добивается обычно единства: разновидности морфем, включающие исторически чередующиеся звуки, обозначаются одинаково – по сильной позиции этих звуков: маз-ать – мазь, маж-у – мажь и т. п. Здесь уместно заметить, что морфологический принцип орфографии характеризуется не абстрактными стремлениями к единству написания морфем, а к единству лишь в пределах позиционных чередований звуков. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |