|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Понятие, структура и виды правосознанияМатериальная и идеальная стороны социальной жизни рассматриваются через категории «бытие» и «сознание»[38]. При этом общественное сознание есть отражение общественного бытия и в зависимости от отражаемой его области структурно подразделяется на несколько форм, каждая со своими индивидуальными особенностями и социальной ролью. К таким формам общественного сознания относятся: экономика, этика (нравственность), эстетика, политика, религия, право. Правовое сознание, как правило, рассматривается как специфическая форма общественного сознания и определяется объективными условиями жизни людей. Правосознание – это свойственная исключительно политическому обществу форма сознания. В процессе естественно-исторического развития общества вместе с дифференциацией общественного бытия происходит и дифференциация общественного сознания, в том числе формируется правосознание. Правовое сознание – это отношение не только к действующему позитивному праву, это представление о должном в праве, выраженное в различных суждениях, концепциях, теориях, мнениях, а также результат соотнесения этого должного с отдельными юридическими явлениями с учетом значимого для субъекта правосознания интереса. Такое формальное выделение правового сознания следует признать в достаточной степени условным. Представление о юридической действительности формируется на основе нравственных, религиозных и других ориентаций индивида, группы, общества в целом, и, наоборот, правовую оценку получают религиозные, политические, экономические и иные институты и процессы. Правосознание есть результат соотнесения юридических явлений с общими нормами культуры. Формы общественного сознания существуют не обособленно, а взаимно дополняют друг друга, образуя единую систему отражения действительности. необходимо отметить, что само правосознание является также элементом правовой действительности и, следовательно, предполагает своеобразную самооценку и поиски путей своего совершенствования[39]. Вышеизложенное позволяет определить правосознание как совокупность правовых представлений, взглядов, идей и чувств, эмоций, выражающих оценочное психологическое отношение людей к юридически значимым явлениям общественной жизни (к действующему законодательству, юридической практике, правам и свободам человека и гражданина и т.д.). Правосознание является одной из форм субъективного сознания, влияющего на выработку позитивной или негативной реакции людей по поводу требований права. При этом оно предполагает: – осмысление сущности права; – соотнесение правовых ценностей с иными (моральными, религиозными, политическими и др.); – оценку права с точки зрения его социальной значимости; – осознание необходимости правомерного поведения; – восприятие результатов реализации права. Правосознание и право – это взаимообусловленные, имманентные друг другу явления. Чрезвычайно важная роль правосознания в механизме правового регулирования приводила иногда к абсолютизации его регулятивной функции. Некоторые правоведы даже включали правосознание в понятие права. Так в начале прошлого века Л.И. Петражицкий, представитель психологического направление в правоведении характеризовал право как «этические переживания, эмоции которых имеют атрибутивный характер»[40]. По сути, сходную позицию среди представителей современного правоведения отстаивает Р.З. Лившиц, называя правосознание одним из элементов права наряду с правовыми нормами и правоотношениями[41]. На наш взгляд, несмотря на взаимообусловленность и схожесть некоторых признаков правосознание и право далеко нетождественные категории. Правосознание – это идеальное восприятие или отражение субъектом юридических явлений (психологический элемент) и сформированные на этой эмпирической основе общие представления о юридически должном, справедливом, целесообразном и т.п. (идеологический элемент). Таким образом, правосознание как сложное социальное явление обладает собственной внутренней структурой и может быть условно дифференцировано на различные элементы. Наиболее традиционным и общепринятым является обособление в структуре правового сознания двух элементов: правовой психологии и правовой идеологии[42]. Правовая психология – это совокупность чувств, эмоций, настроений, переживаний соответствующих эмпирическому, обыденному уровню индивидуального (группового) сознания, формирующемуся в процессе повседневной человеческой жизнедеятельности (воспитания, обучения, профессиональной деятельности и т.п.). Правовая психология представляет своего рода стихийный, «несистематизированный» слой правосознания, выражающийся в отдельных психологических реакциях любого человека или той или иной социальной группы на государственную деятельность, законодательство, правовое регулирование, другие юридические феномены. Правовая идеология – это совокупность устоявшихся юридических идей, теорий, взглядов, принципов, которые в концептуальном, систематизированном виде отражают и оценивают правовую реальность. По сравнению с правовой психологией, в основу которой положены психологические переживания людей по поводу отдельных конкретных проявлений государственно-правового воздействия, идеология представляет и оценивает право как целостное социальное явление. В сфере идеологии и через идеологию находят отражение потребности и интересы прежде всего социальных групп (классов, наций, религиозных конфессий и т.д.). Вместе с тем, элемент индивидуального, личностного присутствует и идеологическом отражении правовой действительности: та или иная идеологическая доктрина создается, как правило, отдельными людьми – учеными и политиками, и лишь впоследствии приобретает свойства системного целостного отражения государства и права[43]. Правосознание подразделяется на виды, чаще всего в соответствии с двумя основными критериями: 1) по субъекту 2) по уровню. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |