АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Социальная природа государства

Читайте также:
  1. I. ПРИРОДА СНОВ И ИХ РАЗНОВИДНОСТИ
  2. Аграрные отношения. Экономическая и социальная политика Комнинов.
  3. Антисоциальная личность
  4. Антициклическая политика государства.
  5. АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМ В СИСТЕМЕ ОТНОШЕНИЙ ОБЩЕСТВО - ПРИРОДА
  6. Белорусская политическая система в контексте идеологии белорусского государства.
  7. Белорусская экономическая модель в контексте идеологии белорусского государства.
  8. Белорусская экономическая модель как составляющая идеологии белорусского государства.
  9. Белорусская этносоциальная общность: сущность, этапы развития
  10. Белорусского государства.
  11. Белорусского государства.
  12. Билет 25. Объединение русских земель вокруг Москвы и становление Московского государства. Иван III. Культура Руси в XIII-XV вв.

Сущность — это внутреннее содержание предмета, выражающееся в единстве всех его многообразных свойств и отношений.

Рассматривая социальную природу государства, необходимо указать, что оно является разновидностью организации.

Механистические организации характеризуются экстенсивным использованием формальных правил и процедур, централизованным принятием решений, узко определенной ответственностью в работе и жесткой иерархией власти организации.

Признаки:

1. Соответствие формальным правилам.

2. Подчинение должности.

3. Узкая специализация.

4. Иерархичность.

5. Назначаемость.

Преимущества при:

1. Известности целей и задач.

2. Простота целей.

3. Измеряемость работы.

4. Признание законности власти руководителя.

Органическая организация функционирует на основе лидерства и мотивации, личной власти.

Признаки:

1. Децентрализация.

2. Слабая формализованность.

3. Небольшая иерархичность.

Преимущества при:

1. Применении сложных технологий.

2. Согласованности и согласовании целей.

В наиболее общем виде, сущность государства может быть определена как его социальное предназначение.

Любое государство в своей деятельности стремится к установлению определенного государственного порядка, позволяющего обеспечивать реализацию интересов представителей различных социальных групп, сохранять стабильность социальной системы, противостоять тенденциям деструктивного, разрушительного характера. В зависимости от того, интересы каких социальных групп отстаивает государство, различают общесоциальную (общечеловеческую) и классовую сущность государственной деятельности. Направленность государственной деятельности на обеспечение интересов всех членов общества предполагает общесоциальную (общечеловеческую) сущность государства. В том случае, если основной задачей государства объявляется защита интересов представителей одного класса за счет ущемления интересов других классов, то речь идет о классовой природе государственной деятельности.

Рассмотрение государства как машины «для поддержания господства одного класса над другим» в рамках классовой теории происхождения государства и права, ограничивало социальную природу государства интересами господствующего класса эксплуататоров. Такой подход в силу своей односторонности, обеднял и, в известной мере, искажал представление о государстве, так как ориентировал исследователя на приоритет принудительной, насильственной стороны данного явления, обострение классовых противоречий и, как следствие, невозможность достижения классового компромисса.

Сущность современного демократического государства предполагает приоритет общечеловеческих ценностей по отношению к интересам той или иной социальной группы, при этом государство выступает в качестве инструмента классового примирения, гаранта социальной стабильности, механизма обеспечения устойчивого поступательного развития общества.

 

Примерные вопросы к студентам:

  1. Дайте определение государства.
  2. Назовите признаки государства.
  3. Охарактеризуйте суверенитет как признак государства
  4. Каково понятие и структура государственной власти?

 

Литература:

 

1. Романенко В.Б. Классовое и общечеловеческое в определении понятия и сущности современного государства//Вопросы судебной реформы: право, экономика, управление. - 2009. - № 1. - С. 23-38.

2.Дмитриев Ю.А.Признаки государства: понимание и интерпретации/В.О. Миронов//Государство и право. - 2010. - № 10. - С. 5-16.

3.Черняк Л.Ю. Основные теории государственного суверенитета//Сибирский юридический вестник. - 2005. - № 4. - С. 15-17.

4.Габиева С. Суверенитет: особенности формирования//Закон и право. - 2008. - № 12. - С. 53-54.

5.Пастухова Н.Б. О Многообразии подходов к трактовке и пониманию суверенитета//Государство и право. - 2007. - № 12. - С. 80-84.

6.Серёгин А.В. Понятие и структура государственной (политической) власти//Право и государство: теория и практика. - 2008. - № 1. - С. 127-130.

7.Смокотнина Т.В. Легитимность и легальность государственной власти//Современное право. - 2009. - № 7. - С. 6-7.

8.Петров А.В. О категории сущности права//Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. - 2010. - № 1. - С. 253-258.

9.Бобылев А.И. Понятие, признаки, сущность и типология государства//Право и государство: теория и практика. - 2006. - № 2. - С. 4-13.

10. Павлов С.Ю. Налоговая система как признак государства//Правовое государство: Теория и практика. - 2009. Т. 15. - № 1. - С. 55-60.

11. Балагурова Н.Н. Государство как территориальная система//Вестник Челябинского государственного университета. - 2007. - № 12. - С. 5-10.

 

12. http:// www.consultant.ru - Официальный сайт компании "Консультант Плюс».

13. http://www.garant.ru – Информационно-правовой портал.

14. http://www.kremlin.ru – Президент РФ.

 

Тема 1.3. Право как социальный регулятор

1. Понятие и классификация социальных норм.

Все действующие в обществе нормы принято подразделять на две группы – социальные и технические. Такое разграничение происходит, главным образом, по предмету регулирования. Социальные нормы регулируют отношения между людьми и их объединениями, а технические нормы – отношения между человеком и внешним миром, природой, техникой; это отношения типа «человек и машина», «человек и орудие труда». Особенностью второй группы взаимосвязей (отношений) является то, что на другой, по отношению к человеку, стороне – неодушевленные предметы. Технические нормы определяют приемы и способы обращения с естественными и искусственными объектами, технологические процессы.

Социальные и технические нормы помимо предметов регулирования различаются также по их содержанию, конструкции, способам фиксации, степени общности, формальной определенности и некоторым другим параметрам.

В качестве общих признаков социальных норм можно назвать следующие:

- Социальность – социальные нормы определяют, каким может или должно быть поведение субъекта с точки зрения интересов общества.

- Нормативность – социальные нормы действуют как определенные стандарты поведения, имеют общий характер – сформулированы в виде общей модели поведения; их адресаты определены не поименно, а путем указания типовых признаков (пол, возраст, вменяемость, партийная или религиозная принадлежность и т.п.); они рассчитаны на многократное применение, т.е. вступают в действие всякий раз, когда возникает предусмотренная нормой типовая ситуация.

- Сочетание объективности и субъективности – социальные нормы складываются закономерно, исторически, в связи с тем, что общество представляет собой сложный социальный организм и нуждается в регулировании внутренних процессов. В то же время возникновение и конкретное содержание социальных норм связано с волей и сознательной деятельностью людей. «Они не могут возникнуть, не пройдя, не преломившись через общественное сознание: необходимость тех или иных социальных норм должна быть осознана обществом».

- Культурная обусловленность – социальные нормы соответствуют характеру социальной организации, уровню развития общества, типу культуры. Они изменяются вслед за изменениями общественных отношений.

Выделяют общие нормы:

- правовые нормы;

- моральные нормы;

- эстетические нормы;

- правила этикета,

и корпоративные:

- религиозные нормы;

- семейные нормы;

- нормы организаций;

- ритуалов, обрядов;

- нормы социальных групп.

 

2. Понятие и признаки права

Сформулировать определение права как социально-политического явления весьма сложно, и к концу ХХ века нет дефиниции, которая была бы общепризнанной. Проблемы определения понятия права традиционно относятся к числу наиболее важных в отечественной и зарубежной юридической науке проблем.

Обобщив наиболее известные на сегодняшний день точки зрения можно сделать вывод о том, что право – это нормативное выражение исторически сложившегося порядка общественных отношений между свободными и равными субъектами, отклонения от которого могут быть устранены средствами государственного принуждения.

Основываясь на неразрывной связи права с государством, которое обеспечивает его функционирование и реализацию властно-принудительными средствами, часто приходят к выводу, будто право порождается государством. Этому заключению способствует и тот факт, что государство официально санкционирует часть норм и даже издает их в процессе своей законотворческой деятельности. В таком случае появляется основание для определения права как совокупности юридических норм, изданных или санкционированных государством и обеспеченных его принудительной силой.

Право - явление сложное, многогранное, имеющее богатое понятийное выражение. Во-первых, выделяют право в общесоциальном смысле (моральное право, право народов и т.п.); во-вторых, выделяют право в специально-юридическом смысле, как юридический инструмент, связанный с государством.

Право (в этом сугубо юридическом смысле) – это система общеобязательных, формально определенных юридических норм, выражающих общественную, классовую волю (конкретные интересы общества, классов и т.п.), устанавливаемых и обеспечиваемых государством и направленных на урегулирование общественных отношений.

Нормативное понимание права не единственное. От него отличается так называемое широкое понимание права, сторонники которого включают в понятие права не только нормы, но и другие правовые явления, круг которых у разных авторов неодинаков. Одни из них полагают, что понятием права охватываются нормы права и правоотношения; другие – нормы права, правоотношения и правосознание; третьи понимают под правом нормы права и их применение; пятые – нормы права и правопорядок; шестые – нормы права, принципы права, правотворчество, основные права и обязанности граждан, которые предопределяют правовой статус гражданина, правопорядок; седьмые – принципы права, нормы права, конкретизирующие положения, вырабатываемые судебной, арбитражной и административной практикой в процессе толкования и применения юридических норм, акты применения права и правоотношения; восьмые – юридическую надстройку определенной общественно-экономической формации; девятые – саму общественную жизнь и т.д.

Для большинства сторонников данного направления характерно смешение права либо со взятыми в различных сочетаниях отдельными правовыми явлениями, либо с такими более объемными, комплексными правовыми образованиями, как юридическая надстройка, правовая система, механизм правового регулирования.

На наш взгляд нормативное понимание права имеет явное преимущество. В юридической литературе справедливо указывается на то, что «именно с позиции нормативного понимания права разрабатывается теория правоотношения, правотворчества и правоприменения, теория юридических фактов и фактического состава, проблемы ответственности, эффективности правовых норм, раскрываются противоречия правовой надстройки, исследуются взаимосвязь и взаимодействие государства, права и экономики, права и других явлений жизни общества … А на основании такого исследования возможны и научно обоснованные рекомендации, направленные на совершенствование всей системы правового регулирования». По большому счету именно этого недостает работам большинства сторонников широкого понимания права. Кроме того, данный (широкий) подход не способствует выработке четкого категориального аппарата правоведения.

Можно сформулировать следующее базовое определение: Право – это система исходящих от государства общеобязательных, формально определенных, гарантированных принудительной силой государства правил поведения общего характера, являющихся регулятором общественных отношений и основывающихся на принципах естественного права.

Право, как один из социальных регуляторов, всегда есть определенные нормы, или правила поведения. Кроме того, право всегда есть некая совокупность, а точнее система норм. «Это не случайный набор случайных норм, а строго выверенная, упорядоченная система вполне определенных правил поведения».

Право как специфический, отличный от других, социальный регулятор обладает следующими признаками:

- Общезначимость - право регулирует и охраняет наиболее важные для абсолютного большинства членов сообщества общественные отношения. Именно высокая социальная значимость этих отношений позволяет рассматривать их в качестве общезначимых.

Общезначимость означает, что все члены общества непременно должны выполнять требования, содержащиеся в нормах права. Общеобязательность нормы права возникает вместе с ней. Г. Кельзен вполне резонно считал, что «норма права представляет собой правило поведения, согласно которому то или иное лицо (группа лиц) должно действовать в каком-то определенном направлении, независимо от того, желает ли оно вести себя таки образом или нет». Общеобязательность права в цивилизованном, правовом государстве распространяется не только на «рядовых» граждан, должностных лиц, различные негосударственные органы и организации, но и на само государство.

- Публичность - право принимается от имени всего общества и распространяет свое воздействие на всех членов сообщества, не зависимо от их участия в правотворческой деятельности и внутренней психологической оценки, значимости устанавливаемых при помощи права правил поведения.

В мире существует множество систем социальных норм. Но только правовые нормы исходят от государства, все остальные создаются и развиваются негосударственными – общественными, партийными и иными организациями. Создавая нормы права, государство действует непосредственно, через свои уполномоченные на то правотворческие органы, или же опосредованно, путем передачи отдельных своих полномочий на издание некоторых нормативно-правовых актов негосударственными органами или организациями.

- Формальная определенность - правовые предписания выражаются в определенных государством формах (в форме правовых обычаев, прецедентов, договоров, нормативно-правовых актов и т.д.) и, как правило (на современном этапе развития общества), имеют письменное закрепление.

- Обеспеченность системой государственных гарантий - государство, установив общезначимые правила поведения (нормы права) обеспечивает их реализацию путем создания условий, с наличием которых связывается наибольшая эффективность правового воздействия. Важнейшей гарантией реализации права является его обеспеченность мерами государственного принуждения.

Смысл «утверждаемой связи между нормами права и принуждением, - пояснял Л.И. Петражицкий, - сводится к тому, что не исполняющий добровольно своей юридической обязанности по праву может или же должен быть подвергнут принудительным мерам». В связи с этим обращается внимание на два вида государственного принуждения: физическое и психическое. Под физическим принуждением понимаются предусмотренные законом меры, состоящие в применении физической силы для поддержания правопорядка, в том числе репрессивные меры, например заключение в тюрьму, смертная казнь и т.п. Что же касается психического принуждения, то здесь на первом плане стоит страх «подвергнуться тем мерам, которые предусмотрены правом на случай неисполнения». Именно страх психически принуждает «граждан сообразовывать свое поведение с требованиями права».[1] Государственное принуждение активно применяется при нарушениях норм права. Во всех остальных случаях постоянно сохраняется лишь потенциальная возможность его использования.

- Санкционированность - за нарушение требований правовых предписаний государством определяются меры юридической ответственности, предполагающие применение к нарушителям наказаний, вид и размер которых определяется в законодательном порядке.

3. Принципы права

Принципы права – это основные исходные начала, положения, идеи, выражающие сущность права как специфического социального регулятора. Принципы права выражают главное, основное в праве, тенденции его развития, то, на что право должно быть ориентировано, устремлено.

Принципы выражают закономерности права, его природу и социальное назначение, представляют собой наиболее общие правила поведения, которые либо прямо сформулированы в законе, либо выводятся из его смысла.

В зависимости от сферы распространения выделяют общеправовые, межотраслевые и отраслевые принципы.

Общеправовые принципы:

- справедливость;

- формально-юридическое равенство граждан;

- гуманизм;

- демократизм;

- единство прав и обязанностей;

- сочетание убеждения и принуждения.

Если принципы характеризуют наиболее существенные черты нескольких отраслей права, то их относят к межотраслевым. Среди них выделяют:

- принцип неотвратимости юридической ответственности;

- принцип состязательности и гласности судопроизводства;

- принцип недопущения обратной силы закона.

Принципы, действующие в рамках только одной отрасли права, называются отраслевыми. К ним относятся:

- принцип равенства сторон в имущественных отношениях – в гражданском праве;

- презумпция невиновности - в уголовном процессе;

- презумпция виновности - в гражданском процессе и т.д.

Анализ сущностного содержания принципов права не только помогает определить общее направление правового воздействия, но и может быть положен в обоснование решения по конкретному юридическому делу (например, в процессе применения аналогии права).

 

4. Функции права

Функции права – это основные направления правового воздействия на общественные отношения, в рамках которых выражается социально-юридическая природа права. Функции права непосредственно связаны с его действием, с реализацией свойств официально-властного регулятора общественных отношений.

«Осуществление права, - пишет Л.С. Явич, - это способ его бытия, существования, действия, выполнения им своей главной социальной функции. Нельзя понять право, если отвлечься от механизма его реализации в жизни общества».[2]

В юридической литературе нет однообразия в определении функций права. Можно выделить четыре основных подхода к определению данного понятия. Ряд авторов предлагают определять функции права как результат воздействия правового средства на соответствующие участки социальной действительности.[3] Другие под функциями права понимают конкретную роль (действие) права по организации общественных отношений.[4] Третья группа авторов отрицает возможность использование термина «основные направления» для формирования понятия «функции права» на том основании, что вряд ли можно найти критерий разграничения «основного» и «неосновного». Предлагается заменить данный термин указанием, что функция права воздействует на общественные отношения в специфических, различных по сфере, направлениях.[5] Четвертая группа авторов утверждает, что под функцией права следует понимать назначение права для определенного вида общественных отношений, отождествляя тем самым понятия «функции права» и «назначение права».[6]

Употребляя термин «основные направления», по нашему мнению, становится возможным выделить из разнообразных направлений правового воздействия те, в которых проявляется внутренняя целостная специфическая природа права, разграничить главные, основные направления правового воздействия от неосновных направлений, которые не являются для права существенными. Поэтому функции права следует определять как основные направления правового воздействия на общественные отношения, обусловленные сущностью и социальным назначением права.

Функции права тесно связаны с его целями и задачами. Цель в праве представляет собой идеальное выражение объективной закономерности, идеальную силу, которая побуждает к должному поведению людей и является ближайшей причиной определенного направления этого поведения. Задачи права, обычно, указывают на те ближайшие вопросы, проблемы, решение которых необходимо для достижения цели. Задача права – это внешний (определяющий) по отношению к функции права фактор, в соответствии с которым осуществляется ее реализация. Цели и задачи права конкретизируются в его функциях. Они приобретают определенное значение при классификации функций права, поскольку именно цели и задачи права указывают на те основные направления, на которые нацелено правовое воздействие, активность права.

Многообразие форм воздействия права на различные общественные отношения обусловливает наличие множества функций права. Функции права в наиболее общем виде можно подразделить на общесоциальные и специально-юридические.

 

 

Тема 1.4. Происхождение государства и права

 

1. Характеристика социальной власти и норм первобытного общества.

Развитие человечества в рамках первобытного (архаического) общества является наиболее продолжительным по времени периодом человеческой истории. Человек разумный - homo sapiens - появился как минимум 200 тыс. лет назад. Окончание первобытного строя традиционно связывается учеными с возникновением первых государств (протогосударств), которые появились в Азии и Африке около 5 тыс. лет до Н.Э.

Информация о социальной структуре и принципах общежития в условиях первобытного общества крайне ограничена. Как правило, выводы делаются либо на основании археологических раскопок, либо по аналогии с социальными группами, вплоть до настоящего времени находящимися на стадии первобытного строя. При этом основной целью изучения особенностей социального регулирования и управления в условиях архаического общества для теоретико-правовой науки является выявление и анализ исходных, наиболее глубинных мотивов, предопределяющих поведение человека в различных сферах социальной жизни и сыгравших в последствие роль предпосылок формирования государства и права.

Общая характеристика организации первобытного общества предполагает выделение нескольких наиболее значимых для юридической науки социальных сфер: социального устройства; производства и распределения материальных благ; социальной власти и управления.

С точки зрения социального устройства первобытное общество характеризуется следующими признаками:

- первобытные общины представляли собой локальные (замкнутые) группы, численность которых, как правило, составляла 30-50 взрослых особей;

- основным связующим элементом, объединяющим людей, было кровное родство (отсюда и название первобытной организации родовая община);

- человек в первобытном состоянии не представляет своего существования вне рода, в этот период отсутствует само понимание индивидуальной значимости (ценности) человека как самостоятельного субъекта общественных отношений. Единство человеческой организации в этот период предопределялось единой целью – выживанием в борьбе с природой. Этой глобальной цели были посвящены практически все усилия членов сообщества. Естественно, что в подобной обстановке у людей не могла возникнуть даже мысль об индивидуальном правовом статусе.

- половые отношения носят полигамный (множественный) характер. Родство определяется по материнской линии, отсюда и название строя – матриархат. Семьи в современном понимании в этот период не существует, дети принадлежат всему роду.

С точки зрения производства и распределения материальных благ первобытное общество характеризуется следующими признаками:

- «первобытная экономика» носит присваивающий характер (жизнеобеспечение общества осуществляется за счет собирательства, охоты и рыболовства);

- распределение материальных благ носит уравнительный характер (отсюда и название данного периода – «первобытный коммунизм»);

- частной собственности в современном понимании не существует. Предметы труда, быта, оружие принадлежат общинникам на правах владения и пользования, однако они не могут распоряжаться ими в эгоистических целях.

С точки зрения социальной власти и управления первобытное общество характеризуется следующими признаками:

- полнота социальной власти принадлежит обществу в целом. Жизненно важные для рода решения принимаются на общем собрании путем голосования;

- оперативное руководство общественной деятельностью осуществляет выборный глава рода, власть которого опирается исключительно на личный авторитет («лучшего среди равных») и не несет каких либо привилегий (приоритет на собрании, «лучший кусок» при разделе добычи и т.п.). Следовательно, в первобытном обществе отсутствует «борьба за власть», в современном понимании этого явления;

- социальное управление осуществляется при помощи неписанных правил поведения (протонорм), передаваемых из поколения в поколение при помощи устных мифов. Основной формой выражения мононорм являются запреты-табу, особенностью которых является отсутствие какого бы то ни было логического обоснования («нельзя, потому что нельзя»);

- в основу правил поведения (протонорм) были положены неразличаемые моральные, религиозные, традиционные установки, поэтому в ряде случаев эти правила называются мононормами;

- основным принципом социального регулирования является принцип талиона – «равным за равное (око за око, зуб за зуб)»;

- нарушение табу влекло за собой изгнание виновного из рода (остракизм), что по сути означало смертный приговор.

Постепенно человеческая организация усложнялась, что, с одной стороны, предполагало снижение эффективности существовавших механизмов социального регулирования и управления, а с другой стороны, обусловливало возможность формирования качественно новых систем, способных обеспечить сохранение и развитие социума в условиях изменившихся жизненных реалий. Иными словами в обществе постепенно складываются объективные предпосылки возникновения государства и права.

 

2. Предпосылки происхождения государства

Процесс возникновения государства выражает переход человеческого общества от первобытной стадии (естественного состояния) к цивилизации, т.е. обретение социумом качеств саморегулирующейся системы, развивающейся на своей собственной основе. Для того чтобы государство получило свое практическое воплощение в качестве особой формы социально-политической организации общества, были необходимы определенные условия (предпосылки). К таким предпосылкам относятся: три крупных разделения труда; возникновение института частной собственности; изменение социальной структуры общества; выделение из общества аппарата публичной власти; закрепление сообщества за определенной территорией. Рассмотрим выделенные предпосылки более подробно.

Три крупных разделения труда.

Возникновение частной собственности

Изменение социальной структуры общества

Выделение из общества аппарата публичной власти

Объединение членов общества по территориальному принципу

3. Теории происхождения государства

В науке существовало и существует множество различных теорий, объясняющих процесс возникновения права и государства. Это вполне естественно и понятно, ибо каждая из позиций отражает взгляды и суждения представителей различных социальных групп, творивших в разное время, в неодинаковых социально-политических условиях. За время существования науки теории права и государства были высказаны и обоснованы с той или иной степенью достоверности десятки самых разных гипотез. Вместе с тем споры о природе права и государства продолжаются и по сей день. Рассмотрим наиболее часто встречающиеся в научной литературе теории происхождения права и государства.

Теологическая теория

На протяжении всей истории человечества особая роль в жизни общества принадлежала религии. Рассматривая процесс создания государства как акт божественной воли, ученые-теологи полагали, что процесс возникновения и развития государства и права аналогичен процессу сотворения Богом мира, а государь есть его наместник на земле, как, по учению римской церкви, Папа - наместник Христа на земле в делах не только духовных, но и светских. Уже философы античной древности (Платон, Аристотель) считали законы откровением и даром богов, а по кодексу Юстиниана государь является посланником Божьим на земле.

В средневековой Европе в трудах ученых-теологов (и, в частности, в работах классика католицизма – Фомы Аквинского) необходимость государства выводилась, с одной стороны, из учения Аристотеля о политической сущности человека, а с другой, из предопределенного свыше предназначения государства как политического института. Поскольку человек уже изначально предрасположен к власти или к повиновению, постольку государственный порядок рассматривается как раз и навсегда устоявшийся, неизменный, подчиненный исключительно Божественному провидению. Стремясь преодолеть противопоставление церковной и светской властей, Фома Аквинский утверждал Божественное происхождение всех видов власти. Основание морального (естественного) закона, по Аквинскому, лежит не в разуме законодателя, а в природе вещей, разумной в силу разумности творения, т.е. в разуме Бога.

Теория общественного договора

Одной из наиболее популярных политико-правовых теорий возникновения государства является договорная (естественно-правовая) теория, согласно которой государство на добровольной основе создали члены общества, подписавшие специальный юридический акт - общественный договор.

Свое выражение данная теория получила в трудах европейских ученых XVII-XVIIIвв. (Г. Гроций, Б. Спиноза, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо, А. Радищев и т.д.). Столь пристальный интерес к названной теории объясняется тем, что многие обоснованные в ней положения (неотчуждаемость личных прав и свобод, делегирование властных полномочий, юридическая ответственность государственной власти и т.д.) были использованы в качестве структурных элементов политической программы третьего сословия (буржуазии) в ходе борьбы с королевским абсолютизмом.

Поскольку люди являются по природе свободными, равными и независимыми, полагали приверженцы данного теоретического направления, то никто не может быть подчинен политической власти другого без своего собственного согласия. Поэтому единственно возможным средством для выхода из естественного состояния и подчинения людей политической власти является «соглашение с другими людьми об объединении в сообщество для того, чтобы удобно, безмятежно и мирно жить». В основу первоначального договора, по мнению основателей договорной теории, должно было быть положено условие о подчинении всех его участников большинству. Действительно, если для вступления в государство требуется согласие каждого отдельного лица, то после образования государства, оно действует согласно воле большинства. Для того, чтобы государство способно было выступать как единое целое и продолжать оставаться единым сообществом, необходимо, чтобы это целое двигалось туда, куда влечет большая сила, которую составляет согласие большинства. Поэтому каждый человек, согласившись вместе с другими составить единый политический организм, берет на себя обязательство подчиняться решению большинства и считать его окончательным.

Классовая теория

Эта теория иногда называется материалистической, так как в ней содержатся попытки объяснить возникновение государства причинами материалистического (преимущественно экономического характера). По мнению авторов и основных идеологов классовой теории (К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина, И.В. Сталина, Мао-Цзе-Дуна), государство появляется как объективный результат социального развития. Общественное разделение труда, появление прибавочного продукта, возникновение частной собственности и, следовательно, имущественного неравенства, расслоение общества на классы с непримиримыми (антагонистическими) интересами, все эти обстоятельства явились причинами возникновения государства, сущностью которого стало принуждение одного класса другим. В отличие от договорного государства, возникающего по воле всех членов общества и необходимого для защиты прав и свобод большинства, классовое государство «есть орган классового господства, угнетения одного класса другим, есть создание «порядка», который узаконивает и упрочивает это угнетение, умеряя столкновение классов».

При этом государство в силу своей классовой природы носит временный характер. Возникнув в результате появления частной собственности и разделения общества на классы, государство отмирает после исчезновения частной собственности и слияния классов. Бесклассовое общество с общенародной собственностью является, по мнению авторов классовой теории, идеальным вариантом модели социального развития.

Теория насилия

Исходным моментом рассуждений авторов данной теории (Л. Гумплович, Е. Дюринг, А. Менгер) является утверждение о насильственном характере возникновения государства. По их мнению, государственно-правовой порядок образовался путем насилия и укрепился почти исключительно путем военных успехов. Теория насилия предполагает возникновение государства как в результате внешнего насилия, когда более развитое (более агрессивное) племя подчиняет менее развитое (менее агрессивное), так и в результате внутреннего насилия, результатом которого является порабощение «сильнейшими» соплеменниками «слабейших».

При этом насилие рассматривается Е. Дюрингом не как некое ограниченное, локальное, а как глобальное, к тому же «естественное» явление, которое порождает единство противостоящих друг другу «элементов»: государств-победителей и побежденных, управляющих и управляемых, господ и рабов.

В теории государства и права существует множество теорий происхождения права. С определенной долей условности эти теории могут быть подразделены на теории естественного происхождения права и теории позитивного (искусственно созданного) права.

Теории естественного происхождения права рассматривают право в качестве объективной категории возникающей в результате естественного (и именно в силу этого объективного) процесса развития человеческого общества. К числу таких теорий можно отнести собственно теорию естественного права, а также теории выработанные представителями исторической школы правопонимания.

Теории позитивного права процесс происхождения права рассматривают с точки зрения осознанной волевой деятельности. При этом в зависимости от субъекта, осуществляющего непосредственное правотворчество, различаются: юридический, социологический, психологический типы позитивизма.

Рассмотрим перечисленные теории происхождения права более подробно.

1. Теории естественного происхождения права

- теория естественного права (Г. Гроций, Дж. Локк, Ш.Монтескье). Право как совокупность определенных возможностей возникает у человека с момента рождения и реализуется им независимо от того, является он гражданином государства или нет. В основу естественного права, таким образом, положены неотчуждаемые права человека, выступающие в качестве ценностных установок, приоритетных по отношению к государственным интересам.

- историческая школа права (Ф. Савиньи, Г. Пухта, Р. Иеринг) – право является выражением «народного духа», правового убеждения, формирующегося, подобно языку и культуре, постепенно и в силу этого независимого от государства. Государство не создает, а лишь «открывает» право. В отличие от теории естественного права, интернационального по своей природе, в рамках исторической школы право формируется под воздействием специфических качеств, присущих только данному обществу и, в силу этого, не может быть заимствовано другим народом.

2. Теории позитивного права

- юридический позитивизм (Г. Кельзен, Р. Штамлер) – право является продуктом целенаправленной государственной деятельности, «возведенной в закон волей государства». Правила поведения не получившие формально-юридического выражения, правовыми не являются. Правотворческая деятельность государства может осуществляться как в форме непосредственного, так и санкционированного правотворчества. В рамках непосредственного правотворчества создаются так называемые гражданские права и обязанности (правила регламентирующие порядок формирования и функционирования государственной власти, приобретения и утраты гражданства и т.п.). В рамках санкционированного правотворчества государство признает юридически значимыми (правомерными, противоправными) правила поведения сложившиеся в ходе естественного развития общества (обычай наследования имущества умершего членами его семьи признается государством правомерным, а обычай кровной мести - противоправным).

- социологический позитивизм (Э. Эрлих, Г. Канторович) – право, как система правил поведения общезначимого характера, формируется в результате социального развития. Государство юридизирует (наделяет юридической силой, гарантирует и санкционирует) уже сложившиеся правила. В отличие от исторической школы права, представители которой утверждали неизменность и «национальную специфику» основных ценностей права в рамках обособленных социумов, в рамках социологического позитивизма обосновывается точка зрения, в соответствие с которой право формируется под воздействием общественных отношений и видоизменяется вместе с этими отношениями. При этом расширение межгосударственных отношений приводит к «взаимопроникновению» национальных правовых систем – имплементации международных правовых актов в национальное законодательство.

- психологический позитивизм (Г. Тард, Л. Петражицкий) - право формируется под воздействием чувств, эмоций, переживаний по поводу окружающей человека правовой реальности. Подобное психологическое восприятие права в достаточной степени часто не совпадает с официальной концепцией правопонимания (например, понятие права как совокупности обязательных для исполнения правил поведения по разному воспринимается законопослушным гражданином и «вором в законе»).

 

 

Тема 1.5. Типология государства и права

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.02 сек.)