|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Соотношение норм морали и норм праваВ каждой области человеческой деятельности большое место отводится моральным требованиям, однако, они особенно велики в профессии юриста, связанной с жизнью и смертью, здоровьем, честью и достоинством человека. От моральных качеств юриста-специалиста (честности, неподкупности, верности духу и букве закона, соблюдения равенства всех перед законом) зависит судьба другого человека - его клиента, подследственного, подсудимого. Поэтому каждый человек, решивший стать юристом-профессионалом должен четко осознать ту сумму профессионально-этических требований, которая предъявляется к нему обществом. Эта сумма этических требований входит в понятие "этическая культура юриста", которая составляет основу, стержень правовой этики. Правовая этика есть разновидность профессиональной этики, как, скажем, этика врача, педагога и др. Все они входят в состав общей этики как ее части. Этика (от греч. ethos - обычай) - философская наука, объектом изучения которой является мораль. Этика как составная часть философии возникла в древности. Термин "этика" был введен древнегреческим философом Аристотелем в труде "Этика" для обозначения учения о нравственности (добродетелях), для описания совершенных качеств человеческой души (умеренность, мужество, справедливость). Объектом изучения этики является мораль. Мораль (от лат. moralis - нравственный, mores-нравы) - это система норм и принципов, которые возникают из потребности согласования интересов индивидов друг с другом и обществом (классом, социальной группой, государством), направлены на регулирование поведения людей в соответствии с понятиями добра и зла и поддерживаются личными убеждениями, традициями, воспитанием, силой общественного мнения. Нравственность - термин славянского происхождения, почти полностью совпадающий по смыслу с понятиями "мораль", "этика"; однако уже с древних времен этику рассматривали как учение о морали, нравственности. Мораль - явление историческое, она изменяется и развивается в ходе общего прогресса человеческого общества, но во все времена критерием моральных норм выступают категории добра, зла, честности, порядочности, совести (моральные нормы: Не убий! Не укради! Не прелюбодействуй! Не пожелай имущества ближнего своего). Мораль охватывает почти все сферы жизни - экономику, политику, право и др. С помощью морали согласуется поведение личности с интересами общества, преодолевается противоречие между ними, регулируются межличностные общения. “Золотым правилом” морали, известным с древнейших времен, является следующее: “(не) поступай по отношению к другим так, как ты (не) хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе”. Структурные элементы морали: 1. моральное сознание (ценности, нормы, идеалы: добро, зло, честь, долг, достоинство, совесть); 2. моральные отношения (нравственное взаимодействие, нравственный конфликт, моральный авторитет, моральная репутация и др.); 3. моральное поведение (нравственный поступок, моральные последствия, моральные санкции), нравственная практика. Все эти элементы тесно связаны между собой, взаимно дополняют друг друга и переходят друг в друга. Однако исходным в их взаимоотношении является моральное сознание. Без них невозможен анализ этико-правовых категорий.
Функции морали: 1. регулятивная -нравственное регулирование взаимоотношений: приведение поведения личности в соответствие с господствующими в обществе моральными нормами и принципами; 2. оценочная (аксеологическая) - моральная оценка поступков, отношений, намерений, моральных взглядов; 3. ориентационная - выработка моральных приоритетов, предпочтение одних моральных ценностей другим; 4. мотивационная - установка на те или другие намерения: моральные и аморальные, благородные и низменные; 5. информационная (познавательная) - осведомленность о моральных нормах, принципах; 6. воспитательная - обучение нравственным нормам, обычаям, нравам, общепризнанным образцам поведения; 7. коммуникативная - установка на общение, взаимопонимание, поддержку. Связь морали и права находит проявление в: -единстве и общности; -различии; -взаимодействии и взаимообогащении. Моральные нормы, рассматриваемые правовой этикой, это не какие-то особенные, самостоятельные нормы: они приспособлены к особым взаимоотношениям, существующим между людьми в правовой сфере. Во многих случаях правовые нормы как бы "вырастали" из нравственных принципов и норм, поскольку совпадающими являются функции морали и функции права. Их взаимодействие и взаимное влияние проявляется в процессе правотворческой и правоприменительной деятельности государства. Общее у норм права и норм морали состоит в том, что они: 1. действуют в едином поле социальных связей, т.е. являются социальными нормами; 2. преследуют общую цель - установление и поддержание порядка в обществе; имеют единое функциональное назначение - воздействовать на поведение людей, регулировать их отношения, формировать масштабы (эталоны, стандарты) поведения; 3. адресованы ко всем либо к большой группе людей, т.е. являются правилами поведения общего характера; 4. имеют единую духовную природу, общий ценностный стержень - справедливость. Даже в классовом государстве нормы права являлись выражением справедливости, лежащей в основании норм морали. Последние, в свою очередь, были обусловлены материальным и духовным развитием общества. Но и тогда нормы права и нормы морали противостояли произволу и анархии. Однако между нормами морали и нормами права имеются различия: В отличие от правовых норм нормы морали регулируют поведение человека во всех без исключения сферах его общественной жизни. Различие между моралью и правом в основном касается того способа, каким они регулируют поведение людей в обществе. Требования норм морали соблюдаются добровольно и поддерживаются силой общепринятых обычаев, властью общественного мнения. Нарушение норм морали влечет за собой санкции в виде духовного воздействия (общественное порицание и осуждение) со стороны не только отдельных людей, но всех членов общества. Данные нормы фиксируются в общественном сознании в виде общепринятых представлений о добре, зле, справедливости, порядочности т.д. Нормы права обеспечиваются, кроме убеждения и других способов, государственным принуждением. Требования норм морали не закрепляются в специальных актах, содержатся в сознании людей, тогда как нормы права получают закрепление в официальных государственных актах (законах, указах, постановлениях). обязательны для всех членов общества, однако нормы морали находят специфическое преломление в нормах права. В профессиональной деятельности юриста нет морально нейтральных элементов, ибо у права и морали одна цель - способствовать формированию отношений между людьми на основе общечеловеческих ценностей: гуманизма, справедливости, свободы, равенства, уважения естественных прав и свобод личности.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |