|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Специфика морали. мораль и правоОсобенностью морали является то, что она не локализуется в какой-то одной ясно очерченной области человеческой деятельности (как, например, наука – в сфере познания, политика – в сфере межгрупповых, межклассовых, межгосударственных отношений). Она обладает всепроникающей способностью, регулируя человеческие отношения в любой сфере – на производстве, в быту, в семье, в проведении досуга. Одно и то же физическое действие может оказаться моральным, аморальным и внеморальным – все зависит от того, выражает ли оно отношение индивида к действующей в обществе системе ценностей. Прыжок в воду купальщика ни морален, ни аморален, это – внеморальное действие. Но подобный же прыжок, совершенный человеком для спасения утопающего, уже моральный поступок, ибо он выражает отношение человека к ценности другой человеческой жизни, воплощает его нравственно–волевые качества (самоотверженность, отзывчивость, мужество). Таким образом специфику нравственности нельзя определить, очерчивая какую-то одну сферу, область ее приложения. Она раскрывается в функциональном своеобразии, в той незаменимой социальной роли, которую нравственность играет в истории. В отличие от ряда других форм общественного сознания, мораль способна решать разнообразные социально-исторические задачи, ей объективно присуща многофункциональность. Вот почему она может укреплять, охранять определенный социальный строй, а может - разрушать, подтачивать его; сплачивать людей в едином порыве – и разобщать их; раскрывать человеку ценность, смысл его существования – и уводить его в царство несбыточных грез и предрассудков; вызывать у человека радостную, высшую удовлетворенность – и казнить его беспощадным самосудом совести, ощущением неисправимой вины. Мораль многолика и исторически изменчива, так как на каждом этапе социально-исторического развития человечества ей приходится решать разные по содержанию задачи. Вместе с тем мораль обладает целостностью, устойчивостью, последовательностью в развитии – всем тем, что позволяет говорить о ней как об особом, качественно своеобразном и едином явлении общественной жизни. В чем же состоит это своеобразие? Понять специфику нравственности можно лишь определив ее роль, ее функции в их отличии от функций науки, искусства, права и т.д. Научный, теоретический, способ освоения действительности, дает нам познание, движущееся в рамках решающей противоположности истины и заблуждения. Художественное освоение мира есть его образное осознание и преобразование. Оно происходит в движении особой противоположности – прекрасного и безобразного. Мораль же является таким оценочно-императивным способом освоения действительности, который регулирует поведения людей с точки зрения противоположности добра и зла. Наука, искусство, мораль – три способа освоения мира, взаимно незаменимых в силу своей специфики. Проблема истины – центральна в научном познании; проблема художественного образа – в искусстве; проблема нормы поведения – в морали. В общественно-исторической практике различные способы освоения мира человеком перекрещиваются, взаимно дополняясь и обогащаясь. Их особенности – специфика истины, красоты и добра – являются оправданием их относительной самостоятельности. Вместе с тем, границы между ними не абсолютны, а подвижны. Наука, например, заключает в себе и элементы ценностного отношения к миру (особенно, если рассматривать познание с точки зрения интересов развития человечества). Мораль, в свою очередь, не только познавательна, но и включает добытые наукой истины в оценку реальных ситуаций нравственного выбора. Художественный момент содержится и в науке, и в морали. А само искусство немыслимо без образного выражения нравственных ценностей. Следовательно, каждый из способов освоения мира человеком обладает не только своеобразием, самостоятельностью, но и неотделим от других. Все они в их дополняющем друг друга многообразии решают одну объединяющую их задачу – служат прогрессу человеческого общества. Нравственность выполняет для человека незаменимую роль "компаса" поведения, позволяющего эффективно ориентироваться в общественной жизни, особом мире человеческой культуры – в мире социальных ценностей. Через систему ориентаций, норм, запретов, оценок, идеалов она регулирует поведения людей. Более того, мораль избирательна, она вызывает в мышлении напряженный поиск ценностно-нормативного смысла поступков. Она позволяет установить связь поступка и всего поведения человека с общепринятой системой ценностей. Моральная оценка – это особый ориентирующий индивида акт, выражающий предпочтение определенной нормы поведения и повелевающий действовать в соответствии с ней. Императивы (повеления) морали поддерживаются особыми психологическими механизмами, неизвестными никаким другим способам освоения мира человеком – совестью и долгом. Это специфически-нравственные способы регулирования поведения личности. Совесть требует от человека следовать добру и противиться злу, долг повелевает ему быть ответственным, выполнять свои обязанности, сохранять свои четь и достоинство. Именно с помощью этих механизмов нравственного сознания каждому человеку удается в обыденной, житейской практике, где на теоретический анализ и на научно-обоснованный выбор не остается времени, поступать тем не менее правильно, уметь в самых различных ситуациях согласовывать свое поведения с избранной им системой ценностных ориентиров. Вопросы, перед которыми ставит человека мораль и разрешения которых она от него требует – это и вопросы мировоззренческие. Она требует определить ценность человека, его место в мире, смысл его жизнедеятельности, его отношение к обществу, его ответственность, а также выбор им конечной цели – идеала. Но ставит она эти вопросы не как теоретико-познавательные, а как практико-поведенческие, в оценочно-повелительной форме. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |