АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Развитие представлений о сознании в истории философии . Природа идеального

Читайте также:
  1. I. ПРИРОДА СНОВ И ИХ РАЗНОВИДНОСТИ
  2. I. Развитие аналитических техник
  3. I.1.9. Место и роль философии в культуре.
  4. II. Принципы средневековой философии.
  5. II. Развитие политической рекламы и PR.
  6. II.12. Панорама философии ХХ века
  7. III. Материалистическое направление в русской философии
  8. III. Методологические основы истории
  9. III. Предмет, метод и функции философии.
  10. III. ЭЛЛИНИСТИЧЕСКО-РИМСКИЙ ПЕРИОД АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ
  11. III.2.1. Первый (ионийский) этап в древнегреческой натурфилософии. Учение о первоначалах мира. Миропонимание пифагореизма
  12. III.4.1. Научные революции в истории естествознания

Сознание одно из важнейших категории онтологии. Сознание противостоит материи. Сознание определяется через материю: сознание свойство высокоорганизованной материи, являющиеся функцией деятельности мозга. Сознание раскрывающий само себя феномен.

Платон душа и тело 2 начала. Разум- душа, чувство — тело. Свойство души = свойство космоса. Душа — сознание. Сознание отражает космос и уподобляется ему.

Аристотель активное начало души. Душа это то что движет телом.

Средние века. Возникает новое представление о человеке и его сознании. Тело, душа, и дух — сознание. Сознание среднее звено между телесным и духовным. Сознание отражает в человеке и телесное и духовное и есть переживание. Сознание- страдание, арена борьбы телесного и духовного.

Новое время. Провозглашается самодостаточность, самостоятельность человеческого мышления. Декарт «Я мыслю- существую». Нет сознания без самосознания. Кант «Сознание не отражает, а конструирует мир», сознание связывает мир в единое целое.

19 век. Появляется материалистическая концепция Маркса: «Сознание определяется общественными экономическими отношениями. Сознание человека это прежде всего общественное сознание складывающиеся под воздействием общественно-экономических отношений». Т.о. не сознание конструирует мир явлений определяет бытие а наоборот бытие определяет сознание. Сознание- осознанное бытие. Сознание отражение общественного устройства.

20 век. Учение о бессознательном. Сознание лишь часть переживания человека. Сознание верхушка малая часть айсберга. Бессознательность огромная подводная часть айсберга, которую человек не осознают, но которая определяет его поступки. Бессознательное инстинкты неосознанные представления влечения которые вытесняются за порог сознания и обуславливает большинство психических действий человека. В учении о бессознании 3 уровня: оно-бессознательное, я — сознание, сверх я запреты, власть догм, традиции, идеалы.

Самые первые представления о психике и сознании возникли в первобытные времена, тогда же появились представления и о душе. Под душой древние люди понимали совокупность психических процессов: думать, чувствовать, переживать и т. д.

В философии сложились и сохраняют свое значение в современной культуре следующие концепции сознания.

1. Объективно-идеалистическая интерпретация сознания как сверхчеловеческой, надличностной, в конечном счете трансцендентальной идеи (мир идей у Платона; абсолютная идея у Гегеля; Бог у теологов; инопланетный разум у уфологов), лежащей в основе всех форм земного бытия. Человеческое сознание есть частица, продукт или инобытие мирового разума.

2. Субъективно-идеалистические системы рассматривают сознание человека как самодостаточную сущность, содержащую картину самой себя и являющейся субстанцией материального мира (Р.Декарт, Дж. Беркли, Э. Гуссерль).

3. Гилозоизм (овеществленная жизнь) утверждает, что вся материя мыслит, сознание является атрибутивным свойством всего материального мира. С точки зрения гилозоизма, вся материя одушевлена или, по крайней мере, обладает предпосылками к мышлению. (Фалес, Анаксимандр, Аристотель, Дж. Бруно, Б.Спиноза).

4. Вульгарный материализм как редукционистское отождествление сознания с вещественными образованиями в мозгу человека. Сознание имеет чисто материальный характер, оно результат функционирования определенных частей или образований мозга (К. Фогт, Л. Бюхнер, Я. Молешотт).

5. Социологизация сознания. Сознание ставится в абсолютную зависимость от внешней, в том числе и социальной среды (Дж. Локк, Вольтер, П.А. Гольбах).

6. Диалектический материализм подходит к изучению сознания как сложному, внутренне противоречивому феномену единства материального и идеального, объективного и субъективного, биологического и социального (К. Маркс, Ф. Энгельс).

Понятие идеального

Идеальное — важнейшее свойство сознания. На протяжении многих веков проблема идеального остается одной из самых актуальных и сложных в мировой философии.

Идеалистическая традиция рассматривает идеальное как конструктивно преобразующую сущность действительности, импульс изменения и развития вещественного мира,

«Идеальное» обозначает как сам процесс, так и результат этого процесса, а именно процесса идеализации, психического отражения действительности, формирующего образ предмета, который, в свою очередь, является «идеальной формой бытия предмета в голове человека». Изначально идеальные образы возникают и формируются как момент практического отношения человека к миру, опосредованного формами, созданными предшествующими поколениями людей.

Идеальное, будучи миром образов и понятий, обладает собственной логикой,

Идеальное всегда остается личностным явлением, субъективным проявлением мозговых процессов человека.Идеальное всегда остается тождественным индивидуальному сознанию, определяющему и формирующему в свою очередь сознание общественное


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)